- Виды рифмовки в стихотворении
- Виды рифм
- Что мы узнали?
- Стихотворные размеры в таблице с примерами
- Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
- Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
- Раздаточный материал по литературе «Виды рифмы» (5-6 класс) картотека по литературе (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Виды рифмовки в стихотворении
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 550.
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 550.
Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.
Виды рифм
Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.
Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:
- мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
- женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
- дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
- гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.
Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.
Выделяют три вида рифмовки:
- смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
- перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба
Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Рис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок
Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.
Источник
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Источник
Раздаточный материал по литературе «Виды рифмы» (5-6 класс)
картотека по литературе (6 класс) на тему
Раздаточный материал по литературе «Виды рифмы» (5-6 класс) представляет собой коллекцию отрывков из стихотворных произведений, которую можно использовать как для объяснения темы, так и для контроля полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._6_kl._rifma_vidy_rifmy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Р И Ф М А. В И Д Ы Р И Ф М Ы
Как лететь с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят.
Есть люди: будь лишь им приятель,
То первый ты у них и гений, и писатель,
Зато уже другой,
Как хочешь сладко пой.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Вот кабинет уединенный,
Где я, Москвою утомленный,
Вдали обманчивых красот,
Вдали нахмуренных забот.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стерла берега.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
И шмели, шмели, шмели
В эту осень отцвели.
Ой, шмелюга, твой цветок
Весь до листика намок!
Месяц с солнцем стал считаться,
Кому раньше подниматься,
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел ветер полетать.
Мы – веселые ребята,
Мы – пушистые котята.
Мы домой к себе сейчас
Приглашаем в гости вас.
П Е Р Е К Р Е С Т Н А Я
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
А в песенке поется
О том, как мы живем.
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною».
Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Спят во мгле ночной;
Полны свежей мглой.
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. А.С.Пушкин
Весна, весна на улице!
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался.
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба светло-красен,
И реки блестят извивы.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка,
Высокая лебедь плывет.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
Наверху у вас – сервиз,
Чайная посуда.
А под ней – просторный низ
Для большого блюда.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
О П О Я С Ы В А Ю Щ А Я ( К О Л Ь Ц Е В А Я ) Р И Ф М А
Играли уже на свирели,
И звуки высоко летели,
И были за лесом слышны.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге за горой
Бьет из камней родник студеный.
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись! А.С.Пушкин
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока.
Лев пестрых невзлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно –
Он не на то в лесах носил венец.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Серебрится ячмень колосистый,
Зеленеют привольно овсы,
И в колосьях брильянты росы
Ветерок зажигает душистый.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Те часики с эмалью, что впотьмах
Бежали так легко и торопливо,
Давным-давно умолкли. И крапива
Источник