- Тема: «Рифма и ритм стихотворения». методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рифма тренажёр по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Тема: «Рифма и ритм стихотворения».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме:
«Рифма и ритм стихотворения». 5 класс.
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_i_rifma.doc | 31.5 КБ |
ritm_rifma_smysl_stikhotvoreniya.ppt | 674.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 510
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
«Рифма и ритм стихотворения».
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Тема: рифма и ритм стихотворения.
Цель: изучить понятия «ритм», «рифма» .
— изучить понятия «ритм» и «рифма»
— изучить виды рифмовок
— определить значение ритма стихотворения.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Беседа
- Объяснение нового материала
- Тренировочные упражнения
- Объяснение домашнего задания
- Подведение итогов урока
- Организационный момент
Проверка домашнего задания
Что такое поэзия? (слайд 1)
Прочитайте отрывки на слайде 2, определите, где стихотворение, где проза.
Как вы это определили?
Назовите известных поэтов (слайд 3-6).
Объяснение нового материала
Итак, что же такое стихотворение?
Запись в тетрадь (слайд 7)
Читаем и записываем определение слова «рифма».(слайды 8-9). Приведите примеры рифм.
Существуют разные способы рифмовки(слайды 10-12).
Задание на размышление (слайд 13).
Читаем и записываем определение слова «ритм» (слайд 14). Как вы думаете, для чего нужен ритм?
Проверьте себя (слайд 15 ).
Как вы помните, Незнайка тоже сочинял стихи (слайд 16). В чем их недостаток?
Чтение статьи в учебнике стр. 110-112
Попробуйте сформировать пары рифмующихся слов.(слайд 17)
Ваше домашнее задание будет написать стихотворение по готовым рифмам. Такая игра называется «буриме» (слайд 18)
Объяснение домашнего задания (слайд 19).
Подведение итогов урока (слайд 20).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.
Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух — молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Рифма Рифма — это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .
Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .
Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух. Там Русью п ахнет !
Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.
Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime — рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .
Домашнее задание Творческое задание: дано буриме: океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяны, людей. сочинить стихотворение по данным рифмам.
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Рифма и ритм стихотворения». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор).
Это одно из занятий кружка «Основы стихосложения». В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы. С авторскими пр.
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый де.
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия.
Технологическая карта Открытого урокаТема: «Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе в 5 классе»Артамонова Галина НиколаевнаУчитель русского языка и лите.
Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного. Работа помогает проверить знания учащихся по данной теме.
Источник
Рифма
тренажёр по литературе (5 класс) на тему
Практический материал для определения вида рифм поможет пятиклассникам усвоить материал по теме:»Ритм,рифма,строфа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeli_vid_rifm1.docx | 12.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.(В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят(Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она. (В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О точной русской рифме
«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи.
Стишки рифмы
Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы.
О рифме
Учебный материал для корреспондентов.
Рифмы (презентация к уроку+практикум)
Презентация «Рифмы» предназначена для учащихся 6 класса.
презентация «Рифма»
Данная презентация содержит учебный материал по теме «Рифма» к урокам литературы в 5 классе.
Методическая разработка: «Рифмы на уроках.»
Если говорить о значении рифм на уроках, то следует заметить, что они являются средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано.
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; .
Источник
Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.
Тайна вторая: что такое ритм?
-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
-Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)
На дво-рах и до-мах
Снег ле-жит по-лот-ном
И от солн-ца блес-тит
Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.
Тайна третья: что такое рифма?
Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Игра «Найди рифму».
Игра «Подскажи словечко».
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
От буквы А до буквы Я
Шеренга слов стоит.
С надписи «Январь».
Вся эта дружная семья
Знает даже лодырь и бездельник:
Бывает дом для человека,
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).
А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).
— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Игра «Придумай рифму».
На доске на карточках записаны имена детей класса:
Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).
Обращение учителя к детям:
— Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
— В этой фразе — мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
— Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
— По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Номер материала: 423097
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник