Как подготовиться к ЕГЭ по биологии
Как не запутаться в метаболизме, и почему в письменном ответе важна структура
Биология относится к числу сложных предметов для сдачи ЕГЭ. К экзамену нужно усвоить примерно 350 тем, которые в школе изучают на протяжении 6 лет. Дело не только в объёме материала: авторы учебников придерживаются разных точек зрения, например, в вопросах эволюции, а в ЕГЭ требуется определённый ответ.
Чтобы сдать экзамен на 90 и более баллов, нужно глубоко изучать предмет и заниматься самостоятельно несколько раз в неделю. Расскажу, что необходимо учитывать во время подготовки и на самом экзамене.
Сложные задания и типичные ошибки
Первая часть экзамена
Коварные синонимы. Трудности у школьников могут возникнуть уже в первом задании, которое оценивается всего в 1 первичный балл. Суть задания: в схему, текст или таблицу нужно вставить пропущенный термин. Проблема в том, что в биологии много синонимов, и не всегда ясно, какой соответствует ответу из базы ЕГЭ.
Ещё один коварный момент — ошибки в написании термина. Хотя распространённые орфографические ошибки не учитываются в ЕГЭ по биологии, термины нужно писать точно. Если верный ответ — «комбинативная», то вариант «комбинационная» компьютер не засчитает.
Угадать не получится. В вопросах с несколькими вариантами ответов предлагается найти 2 ответа из 5 или 3 из 6. Здесь угадать не получится, нужно знать. Этот тип заданий оценивается в 2 балла.
Нужно учитывать специфику ЕГЭ. На экзамене регулярно встречаются неоднозначные задания на эволюцию, аналогичные и гомологичные органы у животных и растений. Данные современных научных исследований могут быть противоречивыми, поэтому выпускникам необходимо заранее готовиться к «подводным камням» ЕГЭ.
Нужно решить как можно больше вариантов задач и понять логику ответов, которых ждут разработчики КИМов.
Ответы на задания первой части проверяются автоматически: компьютер сравнивает их с верными образцами из базы данных. При получении результатов экзамена можно узнать, в каких заданиях ученик допустил ошибки в работе, но нельзя увидеть эталонный ответ.
Вторая часть экзамена
Многие боятся заданий второй части, хотя она более предсказуемая. Знаю ребят, которые в прошлом году получили максимум баллов за задания 22–28, а в первой части не добрали десять баллов.
Ответы второй части проверяют люди. С одной стороны, это минус — человеческий фактор, с другой — гораздо больше зависит от ученика, полноты и ясности его ответа.
Лучше писать подробно. Обычно максимальный балл получает ученик, который продемонстрировал свои знания в развёрнутом ответе: не допустил ошибок и упомянул все значимые аспекты. Здесь важно не лениться, принцип «краткость — сестра таланта» в ЕГЭ по биологии неуместен.
Иногда старшеклассники смотрят типовые ответы на задания второй части в интернете. Сайты, которые якобы имеют доступ к базе ответов ЕГЭ, предлагают в качестве образцов лаконичные ответы, в которых главное затрагивается вскользь. Ученики их запоминают и потом пишут по одному слову на каждое утверждение там, где требуется подробный комментарий. В результате выпускники получают меньше баллов, поскольку в развёрнутом ответе было бы легче упомянуть важные тезисы.
Важно писать подробно и при этом без биологических ошибок. Если ученик пишет подробное пояснение, но сомневается в каком-то моменте, лучше его не писать вообще, чем потерять балл за «биологическую неточность».
Не стоит спешить. Торопливость и беглый просмотр заданий тоже вредят экзаменуемым. Школьникам кажется, что они видели вопрос и знают, как писать ответ. Если не вчитываться в формулировки заданий, легко дать ответ не на тот вопрос или неверно истолковать вопрос, не заметив частицу «не», например.
Для решения пригодится математика. Во многих заданиях требуется что-нибудь посчитать, умножить или поделить. Казалось бы, элементарные математические навыки, но из-за них у школьников случаются обидные «проколы». При выполнении расчётных задач лучше не лениться и выполнять вычисления на черновике.
Придётся разобраться с фотосинтезом. В пятом, девятом и одиннадцатом классе ученики совершают одну и ту же ошибку. Все знают, что живые организмы дышат кислородом, но стоит спросить о растениях, отвечают — углекислым газом. Путаница начинается в начальной школе, когда ученики запоминают, что растения поглощают углекислый газ. Верно, они его поглощают в процессе фотосинтеза («воздушного питания»), а дышат кислородом, как и другие организмы.
Нужно быть готовым к синтезу РНК. В задании № 27 в 90% случаев спрашивают про синтез белка. Школьники решают много таких заданий и отлично справляются с ними на ЕГЭ. Однако ученики забывают про оставшиеся 10% заданий, когда в ДНК кодируется не белок, а, например, транспортная РНК. При виде «незнакомого» задания выпускник паникует. Чтобы такого не случилось, нужно помнить про синтез нуклеиновых кислот: все РНК синтезируются на матрице ДНК (процесс транскрипции) — эту тему нужно обязательно повторить.
Зачем заниматься с преподавателем. Биология развивается быстро, поэтому учебники постоянно устаревают. Когда в ЕГЭ встречается формулировка «По современным данным учёных», стоит задуматься: вопрос про актуальное состояние науки или открытия тридцатилетней давности. Часто верным считается ответ из устаревшего учебника, и школьники, которые хорошо осведомлены о новых открытиях, теряют баллы. Избежать такой обидной ошибки поможет опытный преподаватель, который скажет, что конкретно нужно писать в подобных случаях.
Как готовиться
Подготовку лучше всего начинать в десятом классе. Первый год стоит посвятить теоретической подготовке, а в одиннадцатом классе тренироваться выполнять задания и осваивать формат ЕГЭ.
Выбор материалов
Пособий по биологии много, но все они неидеальны, ведь у каждого автора своя сфера научных интересов. К тому же нельзя шесть лет обучения вложить в одну книжку. Редкий биолог одинаково хорошо разбирается во всех разделах науки, поэтому одним темам в пособии уделяется больше внимания, другим меньше.
Выпускникам рекомендую присмотреться к «Биологии для поступающих в вузы» Габриэля Билича и Валерия Крыжановского. Тем, кто будет проходить дополнительные вступительные испытания по биологии, например, в МГУ — пригодится трёхтомник Г. Билича и В. Крыжановского «Биология. Полный курс». Также стоит обратить внимание на пособия Д.А. Соловкова и Т.А. Шустановой.
Советую полистать книги в магазине и посмотреть, как у разных авторов объясняется самая непонятная школьнику тема. Если материал изложен доходчиво: «О, я понял, наконец, этот метаболизм!» — то можно брать учебник этого автора.
Если какая-то тема никак не даётся, полезно посмотреть короткие обучающие видео в интернете, причём чем больше — тем лучше, и неважно, на каком языке. Мейозы, митозы, метаболизм — всё это наглядно представлено в анимированных видеороликах на ютьюбе.
Формат занятий
Если школьник готовится сам, нужно читать пособия, тренироваться решать задания и смотреть в интернете видеоразборы с преподавателями. При должном старании можно подготовиться к экзамену без посторонней помощи и денежных вложений. Однако придётся тратить более шести часов в неделю на изучение материалов и практические задания.
Если школьник готовится к ЕГЭ в группе, то его задача несколько упрощается. Есть возможность обмениваться идеями на занятиях и обсуждать задания в интернете вне уроков: кто-то поделится ссылкой на полезное видео, кто-то — удачным приёмом запоминания информации. Преподаватель научит, как правильно писать ответы на неоднозначные вопросы и подскажет, как распределить время на экзамене с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Что учесть во время экзамена
Экзамен длится 3,5 часа и состоит из двух частей:
- часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом,
- часть 2 — 7 заданий с развёрнутым ответом.
Лучше спланировать работу заранее: если нужно 30–60 минут на «раскачку», стоит начать с простых заданий. Если пик работоспособности ученика в самом начале экзамена — нужно сперва выполнять более сложные.
В ответах на задания второй части нужно понимать, что работу проверяет живой человек.
Возможно, это уставший преподаватель, который оценил уже сотню работ. Если ответы написаны чисто, грамотно, по пунктам, а не сплошным текстом, проверяющий будет благодарен и, возможно, где-то «не заметит» ошибки. Поэтому утверждения в ответе стоит пронумеровать, а где-то — нарисовать схему в помощь проверяющему.
Чтобы избежать досадных ошибок, необходимо проверить себя и перед тем, как заносить ответы в бланк, и после окончания работы. Старшеклассникам трудно выполнять самопроверку, но это необходимо. Например, ученики иногда пропускают частицу «не» в заданиях: вместо «кому не свойственно определённое поведение» пишут, кому оно свойственно.
Что запомнить
1. Для решения заданий на ЕГЭ по биологии нужно проработать много материала, поэтому лучше начинать подготовку за два года: в 10 классе изучить теорию, в 11 — решать задания из демовариантов.
2. Лучше заниматься три раза в неделю по часу, чем один раз по три часа. При регулярном повторении материала информация запоминается прочнее.
3. В ЕГЭ по биологии порой за правильный ответ считаются устаревшие данные или спорная теория. Как следует отвечать в каждом задании, подскажет опытный преподаватель.
4. Учебник нужно подбирать индивидуально, самые трудные темы должны быть изложены понятно.
5. Развёрнутые ответы стоит писать подробно и чётко, чтобы проверяющему не приходилось расшифровывать почерк и было сразу ясно, что школьник имел в виду.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Способы решения заданий егэ по биологии
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
При половом размножении организмов образуются гаплоидные половые клетки, новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток (оплодотворения) или развивается без оплодотворения из одной половой клетки (партеногез, гиногенез, андрогенез).
(3) и (5) — «выпадают», так как фрагментация и споруляция не относятся к половому размножению, это виды бесполого размножения.
Значение размножения организмов в природе состоит в
Размножение — воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни. Различают бесполое, половое и вегетативное размножение организмов.
это неверно!! правильный ответ — 4! организмы размножаются в первую очередь для увеличения видового разнообразия! а потом уже для передачи насл.информ. потомству
Размножаются для увеличения видового разнообразия.
Нет, размножаются, чтобы оставить потомство своего вида, т.е. передать наследственные признаки.
(Другими словами. От ёжиков не рождаются мышки, кроты, кошки. От ёжиков рождаются ёжики!)
КАКОЕ ИМЕННО РАЗМНОЖЕНИЕ?
Любое. Различают бесполое, половое и вегетативное размножение организмов.
Любое приводит к передаче информации потомству.
Установите соответствие между примерами и способами размножения организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СПОСОБ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Бесполое размножение — размножение, осуществляющееся без участия специализированных половых клеток (гамет) и характеризующееся отсутствием полового процесса. Формы бесполого размножения: деление надвое, почкование, споруляция (размножение спорами), вегетативное размножение, фрагментация, клонирование.
Половое размножение — размножение, в котором, как правило, участвуют две особи, а новый организм образуется из зиготы в результате слияния специализированных половых клеток (гамет). Формы половому размножению: размножение с оплодотворением (в том числе семенное размножение у растений) и размножение без оплодотворения — развитие новой особи из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез, гиногенез) или только за счет генетического материала сперматозоида (андрогенез), а также конъюгацию — половой процесс инфузории-туфельки.
ПРИМЕЧАНИЕ: В школьном курсе и ЕГЭ все формы размножения делят на два типа: бесполое размножение (к которому относят не только размножение спорами, а и все виды неполового размножения) и половое размножение.
(А) — семенное размножение растений — половое размножение;
(Б) — почкование — бесполое размножение;
(В) — фрагментация — бесполое размножение;
(Г) — партеногенез — половое размножение;
(Д) — бинарное деление — бесполое размножение.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Размножение бывает бесполое и половое. При половом размножении, как правило, участвуют две особи, образуются половые клетки, сливаются две половые клетки с образование зиготы (одноклеточного организма). Бесполое размножение осуществляется из соматических клеток одного организма.
1) гонада — орган, в котором образуются половые клетки — половое размножение;
2) спора — клетка для бесполого размножения у грибов и растений — бесполое размножение;
3) оплодотворение — процесс слияния двух половых клеток — половое размножение;
4) овогенез — процесс образования женских половых клеток — половое размножение;
5) почкование — вид бесполого размножения у дрожжей и гидры — бесполое размножение.
Установите соответствие между процессами размножения и способами размножения организмов: для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС РАЗМНОЖЕНИЯ | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
1) половое: А) партеногенез у пчёл; Д) слияние гамет у зелёного мха
2) бесполое: Б) споруляция у хвоща; В) фрагментация спирогиры; Г) почкование дрожжей; Е) бинарное деление бактерии
Половое размножение — размножение с участием половых клеток. Партеногенез является разновидностью полового размножения, так как новые организмы происходят от неоплодотворенных женских гамет.
Бесполое размножение — развитие нового организма из соматических клеток материнского организма.
В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается
При половом размножении сливаются наследственные материалы родителей, происходит комбинация признаков, поэтому новый организм приобретает новые признаки.
При половом размножении сливаются наследственные материалы родителей, происходит комбинация признаков.
а почему партеногенез тогда относится к половому размножению?
Партеногенез — развитие из неоплодотворенной яйцеклетки, т.к. в образовании нового организмы участвует гамета, то это половое размножение.
Единицей размножения организмов является
Наименьшей единицей размножения является клетка, за делением ядра обязательно идет деление клетки.
Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка — единица
В вопросе описаны главные процессы жизнедеятельности, поэтому, клетка – это единица жизнедеятельности.
Согласно клеточной теории, возникновение новой клетки происходит путем
Новые клетки образуются путем деления исходных, а не из межклеточного вещества, как думали раньше.
Кто из перечисленных учёных утверждал, что клетка является единицей размножения организмов?
Вирхов исправил ошибку Шлейдена и Шванна об образовании клетки, сказав, что клетка образуется из исходной клетки, а не из межклеточного вещества.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Из приведенных формулировок укажите положения клеточной теории.
1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет.
2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской.
3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках.
4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом.
5) Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу и строению.
Шлейден и Шванн, обобщив имеющиеся знания о клетке, доказали, что клетка является основной единицей любого организма. Клетки животных, растений и бактерий имеют схожее строение. Позднее эти заключения стали основой для доказательства единства организмов. Т. Шванн и М. Шлейден ввели в науку основополагающее представление о клетке: вне клеток нет жизни.
Современная клеточная теория включает следующие основные положения: клетка — основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению; клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологиины) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ; размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки (клетка происходит путем деления исходной, а не из межклеточного вещества, как это предполагалось раньше); в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.
Для приведения клеточной теории в более полное соответствие с данными современной клеточной биологии список её положений часто дополняют и расширяют. Во многих источниках эти дополнительные положения различаются, их набор достаточно произволен.
Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу (см. ниже).
В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации — молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов — к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам.
Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция).
Клетки многоклеточных тотипотенты, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — к дифференцировке.
Источник