Способы решения задач государства

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Читайте также:  Таблица подлежащее способы выражения подлежащих

Задачами практикума являются:

  • во-первых, усвоение формулы расчета бюджетного дефицита (профицита);
  • во-вторых, выявление взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга;
  • в-третьих, усвоение формул расчета налоговых мультипликаторов;
  • в-четвертых, выявление влияния государственного долга на показатели экономического развития.

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Читайте также:  Как нарисовать легким способом лошадь

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

Источник

Задачи и цели современного государства

Государство – политическая форма организации общества на определенной территории, это политико-территориальная суверенная организация публичной власти (независимость как во внутренних, так и во внешних делах), обладающая властным аппаратом, которому подчиняется население страны.

Государство, как институт социальный, обеспечивает нормальное функционирование общества. В зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества, их взаимоотношения могут существенно отличаться.

Как отмечал основоположник конституционного права России Ф. Ф. Кокошкин, вопрос о цели государства может ставиться и с точки зрения его объективной цели существования, и с точки зрения общественного запроса, то есть цели субъективной. Цели, задачи и функции, являясь качественными характеристиками и государства, и общества в целом, определяют сущность государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Задачи и цели современного государства — в чем состоят

Потребности общества в государстве определяют его назначение, цели, задачи. Соответственно, цели и задачи государств различны, зависят от запроса общества, исторических этапов развития государства, его типа.

Задачи государства ‒ требующие разрешения существенные проблемы, которые остро стоят перед обществом или встанут перед ним в перспективе.

В целях политического самосохранения государство должно обладать дальновидностью, чтобы предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в далекой перспективе и представлять угрозу.

Можно назвать общие главные задачи, которые стремится разрешить любое государство: внешняя безопасность и взаимодействие с другими государствами, социальное, экономическое, культурное развитие, достижение внутреннего баланса интересов между различными социальными, национальными, культурными группами.

Задачи ‒ это средства достижения поставленных государством целей, отражение зрелости и эффективности его институтов.

В зависимости от запросов общества, уровня его развития, экономических возможностей государства и множества иных факторов, те или иные задачи приобретают статус «приоритетных», в какой-то момент развития общества наиболее важным может быть решение социальных проблем, в другой ‒ политических.

Кандидат юридических наук А. Ф. Васильева в статье «Делегирование государственных функций субъектам частного права» упоминает, что выделяют следующие признаки госзадач:

  • публичная потребность;
  • признание уполномоченным органом в качестве государственной;
  • наличие госпрограммы исполнения и выделение необходимых средств.
Читайте также:  Способ завивки волос выпрямителем

Истории известны случаи, когда власть заявляет о реформе, предлагая обществу разрешать новые задачи. Реформы могут быть в зависимости от сферы деятельности общества: экономические, политические, социальные, культурные.

Примеры проводимых в современной России реформ: пенсионная, денежная, судебная, военная.

Несоблюдение баланса традиционных и реформаторских задач может привести к застою или вызвать неконтролируемые разрушительные явления в различных общественных сферах.

Классификация задач государства, что является важнейшей

Распространено разграничение публичных и государственных задач. В реализации первых заинтересовано все общество, вторые реализуются только государством. К определению вторых существует несколько подходов:

  • исходя из принципа всеобщности — любая важная для общества проблема;
  • исходя из принципа исключительности — общественно значимая проблема, которую невозможно разрешить институтами гражданского общества;
  • исходя из принципа субсидиарности — проблемы, которые отдельный гражданин или группа решить самостоятельно не могут.

Традиционные госзадачи вытекают из природы государства и находятся в двух областях:

  1. Защита общества.
  2. Обеспечение внутреннего порядка и создание для этого необходимых ресурсов, в первую очередь финансовых.

Основаниями классификации могут выступать:

  • объем разрешаемых проблем (частные и общие);
  • время разрешения (приоритетные, постоянные, перспективные);
  • характер разрешаемых проблем (реформаторские, традиционные);
  • лица, интересам которых служит деятельность государства (узкоклассовые и общесоциальные задачи);
  • сфера деятельности (экономические, политические, социальные, правовые, организационные и т. д.).

Обращаясь к Федеральному Собранию, Президент РФ поставил задачи на 2021 год, в том числе, в сфере экономики:

  • обеспечение условий устойчивого темпа роста ВВП (выше мировых);
  • прирост инвестиций не менее 5%;
  • завершение реформы надзорно-контрольной системы за бизнесом, с усилением экологической ответственности производителей и импортеров (лиц, осуществляющих ввоз товара из-за границы), упорядочение процедуры привлечения бизнеса к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики;
  • стабильная налоговая политика для бизнеса в течение шести лет, а для крупных проектов – в течение двадцати лет;
  • развитие крупных инфраструктурных проектов за счет доходов Фонда национального благосостояния.

Важнейшие задачи современной России отражены в Указах Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которые в ближайшем будущем будут представлены в едином плане по достижению национальных целей развития РФ.

Соотношение задач государства с иными теоретическими конструкциями

Кандидат юридических наук, профессор, В. Л. Кулапов в научной статье «Соотношение целей, задач и функций государства», скрупулезно сравнивая связанные между собой цели и задачи, выделяет отличия последних:

  • цель – предполагаема, задача – конкретна;
  • цель направлена на конечный результат, устремлена в будущее, задача – настоящая деятельность субъектов;
  • задача – конкретна, детальна (кто, что делает, за счет каких источников, в какой срок);
  • одну цель обслуживает множество задач;
  • цель – более объективна. Задачи зависят от большого количества факторов.

Достижение определенных целей и решение конкретных задач, стоящих перед государством, осуществляются посредством выполнения его функций. Функции – основные направления деятельности государства. Однако такое определение вызывает критику теоретиков различных наук. А. А. Дембицкий, кандидат юридических наук, в научной статье «Понятие функций государства: сущность и определение» приходит к выводу:

  • «функцию государства можно определить как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов».

В научной работе представлены наиболее распространенные определения этого понятия.

Устанавливая соотношение между функциями, целями и задачами, В. Л. Кулапов отмечает, что содержание функции государства определяют его цели (идеальный результат), задачи (конкретные проблемы, требующие разрешения), объект (сфера изменений), субъект (те, кому предстоит разрешать проблемы), методы, средства и способы управленческой деятельности.

Как правило, с выполнением определенных задач функция утрачивает свое приоритетное значение либо исчезает.

Источник

Оцените статью
Разные способы