- Решение задач уравнением. Задачи по математике для 5 класса.
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Решение задач с помощью уравнений в 5 классе методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Обучение решению текстовых задач в 5-м классе с помощью уравнений
Решение задач уравнением. Задачи по математике для 5 класса.
Задача 1
Лена загадала некоторое число. Если это число уменьшить на 12, то получится 5. Какое число загадала Лена?
- Решение
- Пусть число, которое задумала Лена x. Тогда:
- x – 12 = 5,
- x = 12 + 5,
- x = 17.
- Ответ: Лена загадала число 17.
Задача 2
Некоторое число увеличили в 7 раз, после чего получили 119. Что это за число?
- Решение
- Пусть y неизвестное число. Тогда:
- 7y = 119,
- y = 119 : 7,
- y = 17.
- Ответ: это число 17.
Задача 3
Найдите числа, следующие друг за другом, если их сумма равна 159.
- Решение
- Пусть первое число равно x. Тогда:
- x + x + 1 = 159,
- 2x + 1 = 159,
- 2x = 159 – 1 = 158,
- x = 158 : 2,
- x = 79,
- x + 1 = 79 + 1 = 80.
- Ответ: 79, 80.
Задача 4
Одно число больше другого на 38. Чему равны эти числа, если их сумма равна 184.
- Решение
- Пусть меньшее число равно y. Тогда:
- y + y + 38 = 184
- 2y + 38 = 184,
- 2y = 184 – 38 = 146,
- y = 146 : 2 = 73,
- y + 38 = 73 + 38 = 111.
- Ответ: 111, 73.
Задача 5
За три дня турист преодолел 105 км. Сколько километров турист преодолел в первый день, если в каждый последующий день он преодолевал на 3 км больше, чем в предыдущий?
- Решение
- Пусть в первый день турист преодолел x км. Тогда:
- x + x + 3 + x + 3 + 3 = 105,
- 3x + 9 = 105,
- 3x = 105 – 9 = 96,
- x = 96 : 3 = 32 (км).
- Ответ: в первый день турист преодолел 32 км.
Задача 6
Сколько лет маме, если она старше дочери на 24 года, а дочь моложе матери в 7 раз?
- Решение
- Пусть дочери x лет. Тогда:
- x + 24 = 7x,
- 24 = 7x – x,
- 6x = 24,
- x = 24 : 6 = 4,
- x + 24 = 4 + 24 = 28.
- Ответ: маме 28 лет.
Задача 7
На рисунке изображены треугольники и четырехугольники. Сколько тех и других изображено на рисунке, если у всех фигур вместе 69 углов, а всего фигур — 18?
- Решение
- Пусть на рисунке изображено x четырехугольников. Тогда:
- 4x + (18 – x) * 3 = 69,
- 4x + 54 – 3x = 69,
- x = 69 – 54 = 15,
- 18 – x = 18 – 15 = 3.
- Ответ: на рисунке было изображено 15 четырехугольников и 3 треугольников.
Задача 8
Швейная мастерская закупила 2 сорта ткани всего 49 метров. Стоимость одного 110 рублей за 1 метр, стоимость другого 100 рублей за 1 метр. Сколько метров каждого сорта было куплено, если всего потратили 5150 рублей?
- Решение
- Пусть первого сорта ткани было закуплено x метров. Тогда:
- 110x + (49 – x) * 100 = 5150,
- 110x + 4900 – 100x = 5150,
- 10x = 5150 – 4900 = 250,
- x = 250 : 10 = 25,
- x – 25 = 49 – 25 = 24.
- Ответ: первого сорта ткани было куплено 25 метров, второго 24 метра.
Задача 9
Мама покупала в магазине овощи и фрукты. За овощи она заплатила на 90 рублей меньше чем за фрукты, а за фрукты заплатили в 2 раза больше, чем за овощи. Сколько мама заплатила за овощи и за фрукты по отдельности?
- Решение
- Пусть за овощи мама заплатила x рублей. Тогда:
- x + 90 = 2x,
- x = 90,
- 2x = 2 * 90 = 180 (рублей).
- Ответ: за фрукты мама заплатила 180 рублей, за овощи 90 рублей.
Задача 10
Стоимость фломастеров и тетрадей вместе составляет 276 рублей, стоимость фломастеров составляет 0,6 стоимости книги, а тетради на 60 рублей дороже книги. Сколько стоят тетради?
- Решение
- Пусть тетради стоят x рублей. Тогда:
- (276 – x) : 0,6 – x = 60,
- 276 – x = (60 + x) * 0,6,
- 276 – x = 36 + 0,6x,
- 1,6x = 276 – 36 = 240,
- x = 240 : 1,6 = 150 (рублей).
- Ответ: тетради стоят 150 рублей.
Задача 11
Саша задумал 3 натуральных числа. Первое из чисел наибольшее двузначное число, второе в 4 раза больше третьего. Что за числа задумал Саша, если сумма этих чисел равна 934?
- Решение
- Наибольшее двузначное число – 99. Пусть третье число равно x. Тогда:
- x + 4x + 99 = 934,
- 5x = 934 – 99 = 835,
- x = 835 : 5 = 167;
- 4x = 4 * 167 = 668,
- Ответ: Саша задумал числа 99, 167, 668.
Задача 12
На трех книжных полках стояли книги. На первой полке книг стояло в 2 раза меньше, чем на второй, а на третьей на 4 меньше чем на первой. Сколько книг стояло на каждой из полок, если всего в шкафу было 88 книг?
- Решение
- Пусть на первой полке стояло x книг. Тогда:
- x + 2x + x – 4 = 88,
- 4x = 88 + 4 = 92,
- x = 92 : 4 = 23 (книги) на первой полке;
- 2x = 2 * 23 =46 (книг) на второй полке;
- x – 4 = 23 – 4 = 19 (книг) на третьей.
- Ответ: на первой полке стояло 23 книг, на второй 46, на третьей 19.
Источник
Решение задач с помощью уравнений в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
методическая разработка урока математки в 5 классе по теме: «Решение задач с помощью уравнений». Урок применения знаний, формирования умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Решение уравнений с помощью уравнений» | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач с помощью ур авнений.
(3 урок по теме: «Решение задач с помощью уравнений)
Тип урока: урок применения знаний, формирования умений и навыков учащихся.
Вид урока: урок-практикум.
Учебная: повторить распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания и применить его при решении уравнений и задач с помощью уравнений;
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля; формировать информационную, когнитивную, коммуникативную компетенции;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
План урока: 1. Определение целей урока
2. Распределительное свойства умножения.
3. Решение задач с помощью уравнений.
5. Подведение итогов.
Приветствие. Организационный момент. Подготовительная работа.
На доске написать: Решение ….. с помощью…. .
Я так торопилась, так боялась не успеть, что по-моему допустила некоторые ляпы. Вот, например, тема урока почему-то записана с пропусками.
Помогите мне, пожалуйста, исправить все ошибки. Для этого нам необходимо решить устно некоторые примеры, которые помогут нам вставить первое пропущенное слово. (слайд №1)
А как же мы будем решать задачи? С помощью чего? (Ответ: уравнений)
А что нам для этого понадобится? Что нам надо обязательно помнить?
(Ответ: буквенные и числовые выражения, уравнения, названия компонентов, решение уравнений, распределительное свойство умножения относительно сложения или вычитания).
Проверим ? (слайд №2).
Упростите выражения: а) 3(5+a) г) 56х-34х
б) 10(17-b) д) 3х+6х+1 запись на доске
А сейчас я предлагаю вам задачу.
В соревнованиях по лыжам участвовали 53 человека. Девочек было на 17 меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков и сколько девочек участвовало в соревнованиях?
Как будем решать задачу? Мне хочется с помощью уравнения. А вам?
Давайте на примере этой задачи ответим на очень важный вопрос:
Из каких шагов состоит решение задачи с помощью уравнения?
Обозначение неизвестной величины.
Составление буквенного и числового выражений по условию задачи.
Итак: что примем за переменную?
1 вариант. 2 вариант.
х- мальчиков х- девочек
х-17 девочек уч. в соревн. х+17 мальчиков участвовали в
х+(х-17) всего уч. в соревн. х+(х+17) уч. в соревн.
х+х-17 = 53 х+х+17=53
х=35 – мальчиков х=18 – девочек
35-17=18 – девочек 18+17=35 – мальчиков
Ответ: 35 мальчиков, 18 девочек.
Ребята, у вас на столах лежат карточки с задачами. Прочитайте, пожалуйста, задачи в карточке №1 и отметьте те, которые решаются так же как и предыдущая. (Ответ: №2)
Текст задач. карточка №1.
Злодей в понедельник совершил 3 злодейства (пакости), во вторник – на х пакостей больше, чем в понедельник, а в среду – в 2 раза больше, чем во вторник. Всего за 3 дня ему удалось совершить 15 пакостей. Составьте по данному условию уравнение. (попробуйте его решить).
Кусок полотна в 124 м надо разрезать на 2 части так, чтобы длина одной части была на 12 м больше другой. По сколько метров полотна будет в каждой части?
За конфеты заплатили в 3 раза больше или на 6 рублей больше, чем за печенье. Сколько заплатили за печенье.
В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе 19 голов и 46 ног.
Любимое варенье А.С.Пушкина – крыжовенное. Для того, чтобы его приготовить, Арина Родионовна использовала 2 части крыжовника и 3 части сахара. Сколько необходимо крыжовника для того, чтобы получить 10 кг такого варенья?
На карточке много задач, какая вас больше всего заинтересовала? Давайте ее решим. Но сначала чуть-чуть разомнемся.
Решение задач из карточки. (решаем только одну при условии достаточного времени)
3 злодейства – в 1 день попробуем решить такое уравнение:
3+х злодейства во второй день 6+х+6+2х=15
2(3+х) злодейств в 3 день х+2х+6+6=15
3+3+х+2(3+х) злодейств всего 3х+12=15
3+3+х+2(3+х) = 15 3х=15-12
Ответ. Уравнение к задаче 6+х+2(3+х)=15
х метров полотна в меньшем куске
х+12 метров в большем куске
х+х+12 метров всего полотна
х=56 м в меньшем куске; 56+12=68 метров
Ответ. 56 м и 68 м.
х рублей заплатили за печенье
3х рублей заплатили за конфеты
На 3х-х рублей конфеты дороже печенья
т. к. за конфеты заплатили на 6 рублей больше, то 3х-х=6
х=3 р заплатили за печенье
Пусть в хозяйстве х овец
т. к у овцы 4 ноги, значит 4х – число ног у овцы.
у кур 2 ноги, значит 2(19-х) число ног у кур
4х+2(19-х) всего ног у овец и кур, значит 4х+2(19-х)=46
Ответ. 4 овцы, 15 кур.
пусть х кг масса одной части.
тогда 2х кг масса крыжовника
3х кг масса сахара
2х+3х кг масса получившегося варенья
2*2=4 кг крыжовника
А теперь решим с/р.
самостоятельная работа . карточка№2.
1. На автостоянке стоит 24 автомобиля, причем легковых автомобилей в 3 раза больше, чем грузовых. Сколько грузовых автомобилей стоит на автостоянке.
1. На складе 36 банок с краской. Банок с белой краской в 5 раз больше, чем с зеленой. Сколько на складе банок с зеленой краской?
Поменяемся тетрадкой с соседом.Откройте карточку №3. Сравним решения и выставим оценки.
Карточка №3 ответы.
у грузовых автомобилей стоит на стоянке 4у=24
3у легковых автомобилей стоит на стоянке у=6
у+3у всего машин стоит на стоянке ответ. 6 грузовых машин.
m банок с зеленой краской 6m=36
5m банок с белой краской m=6
m+5m всего банок с краской Ответ. 6 банок с зеленой краской.
Что нового вы сегодня узнали?
Что на уроке было интересным?
Сегодня, вы оценивали друг друга, я же прошу вас поставить оценку самому себе за урок (за прилежание).
Д/З. Те задания, которые вы получили на карточке №1.(одну из задач)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа на решение задач с помощью уравнений (6 класс)
Проверочная работа на решение задач с помощью уравнений (6 класс).
Урок» Решение задач с помощью уравнений»6 класс
Цель урока — научить составлять уравнения по данным задачи. Используется исторический материал. Развиваются навыки решения задач практического содержания.
Урок математики «Решение задач с помощью уравнений» 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.
Заключительный урок по математике «Решение задач с помощью уравнений» 6 класс.
Решение задач с помощью уравнений 7 класс.
Тема: Решение задач с помощью уравнений. Цель :повторить методы решения уравнений, выработка навыка решения задач с помощью уравнений, развивать логическое мышление учащихся.
Памятка для решения задач с помощью уравнения. 5 класс.
Данную памятку я использую для обучения учащихся решению задач с помощью уравнений.
Уравнения. Решения задач с помощью уравнений. (5 класс) Презентация
Данная презентация может быть использована при закреплении темы «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений». В презентации преведены кодированные задания, задания на соответствия. Задания устного с.
Открытый урок по математике «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений» 5 класс (ФГОС)
Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал.
Источник
Обучение решению текстовых задач в 5-м классе с помощью уравнений
Разделы: Математика
Линия уравнений является стержнем алгебраического материала школьного курса математики. В пятом классе выделяется линия на обобщение осваиваемых способов решения задач с помощью уравнений и фиксирования их в буквенно-символической форме. От учеников при этом требуется выяснить все величины, участвующие в задаче, отделить известные от неизвестных, установить зависимость между ними, выбрать одну из них для составления уравнения.
Данный приём обучения решению задач с помощью составления уравнений даёт хороший результат.
Выделяются три этапа в составлении уравнения по условию задачи:
На первом этапе происходит знакомство со всевозможными величинами (стоимость, масса, путь, скорость, время и т. д.). Учитель читает несколько предложений и просит учеников установить, о каких величинах идет речь в каждом предложении.
Все задачи на составление уравнений можно разделить на два вида: задачи на сравнение и задачи на суммирование.
На втором этапе ребята устанавливают, в каком случае величины суммируются, в каком они вычитаются. Учитель говорит, что в задачах, в которых требуется сравнить величины, встречаются слова “больше”, “меньше”, “дешевле”, “дороже”, “быстрее”, “медленнее”, “выше”, “ниже”, “шире”, “уже” и т. д.. Узнать же, насколько одна величина больше другой, можно действием вычитания. А на суммирование величин в задачах указывают следующие слова: “всего сделали”, “всего собрали”, “всего прошли”, “всего получили”, “общая масса”.
Итак, ученики выслушивают предложения, определяют, о каких величинах идет речь в них, устанавливают, сравниваются они или суммируются, и схематически записывают зависимость между ними.
1. Путь, пройденный двумя путешественниками навстречу друг другу за одно и то же время, равен 16 км.
S1 — путь первого путешественника
S2 — путь второго путешественника.
Задача на суммирование: S1 + S2 = 16.
2. Слоненок и слониха вместе весят 7200 кг.
m1 — масса слоненка,
m2 — масса слонихи.
Задача на суммирование: m1 + m2 = 7200
3. Бутылка с виноградным соком стоит 60 рублей.
Задача на суммирование: p1 + p2 = 60
4. За одно и то же время первый турист прошел на 5 км больше, чем второй.
S 1 — путь, пройденный первым туристом,
S 2 — путь, пройденный вторым туристом.
Путь 1 туриста
Путь 2 туриста
на 5 км больше
Задача на сравнение: S1 — S2 = 5
5. Масса товара на первой чаше весов на 15 кг меньше, чем на второй.
m1 — масса товаров на первой чаше весов,
m2 — масса товаров на второй чаше весов.
масса товара на1 чаше
масса товара на 2 чаше
На 15 кг меньше
6. Длина двух сторон прямоугольника 30 см.
a2 — длина второй стороны.
Задача на суммирование: a1 + а2 = 30
7. Скорость первой машины на 12 км/ч больше скорости второй.
V1 — скорость первой машины,
V2 — скорость второй машины.
скорость 1 машины
скорость 2 машины
На 12 км/ч больше
Затем ученикам дается схема решения задач на составление уравнений:
Схема уравнения позволяет ученикам увидеть закономерности между величинами.
Как же проходит работа над условием задачи по этому предписанию? Рассмотрим это на примере задач:
№ 1. Школьники собрали всего 2100 кг картофеля, причем до обеда было собрано в 2 раза больше, чем после обеда. Сколько килограммов картофеля собрали школьники после обеда?
Ученики читают условие задачи и устанавливают, что:
- В условие задачи входят величины: масса картофеля, собранного до обеда, масса картофеля, собранного после обеда, общая масса собранного картофеля.
- Масса картофеля, собранного после обеда, меньше. Ее и принимают за х. Тогда масса картофеля, собранного до обеда, 2х кг.
- 2100 — сумма величин, так как в первой фразе говорится, что всего собрали 2100 кг. Задача на суммирование.
Все рассуждения по ходу решения задачи заносятся в таблицу:
И наконец, составляется уравнение 2х + х = 2100.
№ 2. Школьниками до обеда было собрано в 2 раза больше картофеля, чем после обеда. Сколько килограммов картофеля собрали школьники после обеда, если до обеда было собрано на 700 кг больше?
Ученики читают условие задачи и устанавливают, что:
- В условие задачи входят величины: масса картофеля, собранного до обеда, масса картофеля, собранного после обеда, общая масса собранного картофеля.
- Масса картофеля, собранного после обеда, меньше. Ее и принимают за х. Тогда масса картофеля, собранного до обеда, 2х кг.
- 700 — разность величин, так как в последней фразе говорится, что до обеда было собрано на 700 кг больше.
Задача на сравнение.
Все рассуждения по ходу решения задачи заносятся в таблицу:
Масса картофеля, собранного до обеда
Масса картофеля, собранного после обеда
В 2 раза больше, чем после обеда
На 700 кг больше, чем после обеда
Составляется уравнение 2х — х = 700.
Итак, такой способ решения задач на составление уравнений учит учеников видеть величины, заданные в условии задачи, и вскрывать связи между ними. А это способствует формированию у учащихся обобщенных видов познавательной деятельности, позволяющих им самостоятельно и успешно анализировать новые частные случаи без дополнительного обучения.
Данный алгоритм решения задач даёт хороший результат и при решении задач в следующих классах.
Источник