Внутригрупповые конфликты: способы разрешения.
Среди причин напряжения в группе следует особо отметить следующие:
1. Степень удовлетворенности потребностей личности. ( Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в безопасности. )
2. Величина пространства свободного движения личности. ( Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и в экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия. )
3. Внешние барьеры. ( Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается выйти из неприятной ситуации. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и последующего конфликта. )
4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и в то же время от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнеров.
Причины внутригрупповых конфликтов:
а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, что дает о себе знать в семье, в сферах производства, управления, научных исследований и т. д.;
б) неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели;
в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);
г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
д) личная неприязнь одного члена группы к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же группы;
ж) психологическая несовместимость некоторых членов группы.
Стратегии разрешения конфликтов:
Ø Уступчивость (Важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;)
Ø Уклонение(избегание, уход).( Используется в случаях, если
o источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы
o оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;
o у оппонента мало власти для решения проблемы желательным для него способом;)
Ø Противоборство, конкуренция ( используется в случае, если исход конфликта очень важен и участник:
o делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
o обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее;
o чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;)
Ø Сотрудничество ( требует продолжительной работы с участием всех сторон. Его используют в следующих случаях:
o — необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
o — у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;
o — основной целью является приобретение совместного опыта работы;
o — стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;)
Ø Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта в следующих ситуациях:
o — обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
o — удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет е слишком большое значение;
o — оппонентов может устроить временное решение;
o — компромисс позволит хоть что-то получить.
Источник
Внутригрупповые конфликты и способы их разрешения.
К данному типу конфликтов относятся конфликты между личностью и группой, в которую эта личность может входить, а может и не входить. В частности, это может быть конфликт между руководителем подразделения и группой его подчиненных. Внутригрупповые конфликты менее распространены, нежели межличностные конфликты, но более масштабны и могут быть более тяжелыми. Их результатом может стать удаление индивида из группы, а то и отстранение руководителя от должности.
Среди причин напряжения в группе следует особо отметить следующие:
1. Степень удовлетворенности потребностей личности. ( Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в безопасности. )
2. Величина пространства свободного движения личности. ( Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и в экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия. )
3. Внешние барьеры. ( Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается выйти из неприятной ситуации. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и последующего конфликта. )
4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и в то же время от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнеров.
Причины внутригрупповых конфликтов:
а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, что дает о себе знать в семье, в сферах производства, управления, научных исследований и т. д.;
б) неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели;
в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);
г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
д) личная неприязнь одного члена группы к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же группы;
ж) психологическая несовместимость некоторых членов группы.
Стратегии разрешения конфликтов:
Ø Уступчивость (Важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;)
Ø Уклонение(избегание, уход).( Используется в случаях, если
o источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы
o оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;
o у оппонента мало власти для решения проблемы желательным для него способом;)
Ø Противоборство, конкуренция ( используется в случае, если исход конфликта очень важен и участник:
o делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
o обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее;
o чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;)
Ø Сотрудничество ( требует продолжительной работы с участием всех сторон. Его используют в следующих случаях:
o — необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
o — у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;
o — основной целью является приобретение совместного опыта работы;
o — стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;)
Ø Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта в следующих ситуациях:
o — обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
o — удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет е слишком большое значение;
o — оппонентов может устроить временное решение;
o — компромисс позволит хоть что-то получить.
Источник
20. Основные способы разрешения групповых конфликтов.
Типология межгрупповых конфликтов.
На основании вышеизложенного можно осуществить типологизацию всего многообразия межгрупповых конфликтов. Их разнообразные формы и проявления можно свести к следующим основным типам:
Соперничество – такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы — коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. – состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника. Например, основными соперниками советских, а затем российских хоккеистов в борьбе за мировое первенство обычно выступают канадские, чешские, шведские, финские американские хоккейные клубы.
Столкновение – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров в своем знаменитом произведении «Фрегат «Паллада» пишет: «Столкновение двух судов ведет за собой неминуемую гибель одного из них».
Доминация (господство) – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д. отношении. В.В.Короленко так описывал соответствующую ситуацию в отношении использования языка: «В первые годы моего детства в нашей семье польский язык господствовал, но наряду с ним я слышал еще два: русский и малорусский». («История моего современника»).
Уклонение – такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п. Типичным примером такого взаимодействия являлись действия русских войск во время Отечественной войны 1812 года до знаменитого Бородинского сражения, а отступающих французских – после сражения под Малоерославцем.
Избегание – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. Так, обычно, поступают группы контрабандистов, избегающие встреч с таможенниками, или браконьеров, стремящихся уйти от контроля органов рыбнадзора.
Аккомодация – такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.
Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.
Подавление – вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.
Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.
Компромисс – такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.
Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.
Сотрудничество – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.
Источник
Причины возникновения и способы решения внутригрупповых конфликтов
Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность группы, большую роль играет взаимоотношение старосты и членов группы. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где отношения между членами группы еще не сформировались до конца. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты. Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у старосты и остальных учеников не совпадают. Когда всей группе нужно сделать что-то вместе, каждый высказывает свое мнение, мнение человека, который в плохих отношениях со старостой, вряд ли получает одобрение последнего. Староста является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в группе, если он не замечает своих одногруппников и не считается с их мнением – возникает конфликт.
В обыденной жизни возникают обстоятельства, при которых в отношениях между старостой и студентами появляется напряженность, способная перерасти в конфликт. Например, по требованию деканата староста должен вынести студенту выговор, допустим о прогулах. Это вина самого студента, а он может винить в этом старосту, деканат, прочих лиц. Тогда и возникает напряженность в группе.
Бывают ситуации, когда одна из сторон не приемлет норм и принципов другой стороны, но об этом не говорит открыто и не добивается изменения сложившегося положения. Это особенно часто проявляется в отношениях между старостой и одногруппником. Последний возмущается (негласно) поведением своего старосты, но не хочет портить с ним отношения. Например, один из студентов, за спиной старосты утверждает при всех, что староста не выполняет своих обязанностей и вообще его ни кто не выбирал. Группа осуждает своего руководителя, боясь высказать ему притензии в лицо, хотя это было бы половиной решения конфликта. И эта ситуация еще раз подтверждает, что конфликт должен обсуждаться и решаться.
Староста, обличенный своим должностным положением, ставит перед членами группы задачи, порой не самые простые. Их выполнение требует определенного напряжения, улучшения организации труда, пересмотра сложившихся представлений. В такой ситуации не все студенты способны сразу понять ситуацию и быстро перестроиться. Часть все же будет работать по старинке, или вообще делать все по-своему и мешать коллективу выполнить поставленную задачу. Становится очевидным, что неспособность быстро перестроиться может породить напряженность.
Только что выбранный староста недостаточно знал студентам и не доверял им, он решил, что необходима жесткая дисциплина. Одногруппников оскорбило такое отношение, и они стали пропускать его просьбы «мимо ушей». Строгий надзор не помог решить проблему. И в итоге образовался порочный круг, когда безразличие студентов к просьбам старосты стало причиной более строгой дисциплины, вызвало еще большее безразличие и сопротивление. Члены группы были враждебно настроены, потому что чувствовали, что староста вел себя так, словно был «лучше» своих подчиненных. Знающий и опытный руководитель возьмет в свои руки управление ситуацией, установит нормальные человеческие отношения и не допустит перерастания противоречия в конфликт.
Представителям различных социальных слоев свойственны особые причины конфликтов. Например, для юношей и девушек, приехавших из деревень, сел, оселков очень сложно влиться в городскую жизнь. Они не понимают «городских». Считают их избалованными и пафосными. Не хотят принимать правила жизни в городе. А если староста тоже из города, все еще хуже. Члены группы могут вообще отказаться слушаться его только из-за различий в социальных слоях.
В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, выделяют общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту — в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение при этом приобретают следующие факторы:
1. Степень удовлетворенности — неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.
2. «Количество пространства свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного движения является условием удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограниченность «свободного движения» ведет к росту напряжения.
3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности как результат внешнего барьера или внутренних препятствий провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.
4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого.
Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:
1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе
2) противоречивость сложной системы предметно-деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности в группе».
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия Гришина В.Н. Психология конфликта.
Вывод: Таким образом, можно выделить положительные функции внутригрупповых конфликтов:
— благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Однако не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.
— конфликт внутри группы может являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям. Гибкие структуры выигрывают от конфликтов, которые, модифицируя старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность в новой ситуации.
— внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.
— конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.
В тоже время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: ухудшать морально-психологический климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и стремление к победам, а не способствовать решению проблем. Это ведет к неудовлетворенности людей, росту текучести кадров, снижению трудовой активности и производительности.
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Среди стратегий предотвращения конфликта можно выделить:
1. Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми.
2. Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего.
Основные стадии разрешения конфликта:
1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).
2. Договориться о процедуре разрешения конфликта.
3. Описание конфликта.
4. Исследование возможных вариантов решения (нельзя использовать меньше 2-х вариантов).
5. Выбор приемлемого решения.
6. Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).
7. Оценка принятого решения.
8. Закрепление принятого решения в виде положительных поощрений.
Приемы конструктивного разрешения конфликта:
— конкретность (в споре обсуждать конкретное поведение по принципу «здесь и сейчас»);
Вывод
Межгрупповые конфликты – это столкновение противоположно направленных взглядов, мнений между группами людей. Прежде всего, они порождают различия в интересах. Существует несколько методов управления конфликтами: наступления, уклонения, оборонительный и отступления. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.
Внутригрупповые конфликты могут иметь, как и положительный так и отрицательный характер. Отрицательные последствия: ухудшать морально-психологический климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и стремление к победам, а не способствовать решению проблем. Это ведет к неудовлетворенности людей, росту текучести кадров, снижению трудовой активности и производительности.
Положительные функции внутригрупповых конфликтов:
— благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено.
— конфликт внутри группы может являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям.
— внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.
— конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.
Конфликт интересов потенциально существует там, где один субъект зависит от другого (это бывает прежде всего в условиях разделения труда) или имеет место нехватка ресурсов (тогда возникает стремление захватить их, ограничив других). В сложных ситуациях он ведет к значительным экономическим потерям, а на психологическом уровне – к расколу организации на группировки.
Чаще всего конкретными причинами чего? в организации могут стать следующие:
— несправедливое распределение обязанностей, ресурсов и вознаграждений;
— стремление к власти и лидерству;
— различие интересов, целей;
— неблагоприятные условия труда и его низкая оплата;
— несовместимость в следствии антипатии, разницы в мировоззрении, образовании, возрасте;
— плохая организация деятельности и т.д.
Анализ литературы показал необходимость и практическую значимость изучения специфики возникновения и протекания конфликта, поиск путей его разрешения.
1. Анцупов А.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликта// конфликт и личность в изменяющемся мире: Материалы междун.-практ. Конф.-Ижевск, 2000г.
2. Анцупов А.Я. теоретические проблемы управления системой образования в сельском социуме.-М.: Изд.-во Института педагогики социальной работы РАО, 2003г.
3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и коментариях.-СПб.:Питер,2005г.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов-2-е изд., доп. и перер.-ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Альбом схем по учебной дисциплине «конфликтолоия».-Новогорск ,2003г
6. Большой психологический словарь.-4-е изд.,расш./Сост.и общ. Ред. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.-М.:АСТ:Москва;2009г.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта.-СПб: Питер, 2004г.
8. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов — М., 1993 г.
9. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М, «Экономика»,1990
10. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. — Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. — 122 с.
11. Психология: Словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского-М.: Политиздат, 1990г.
12. Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт.- М.,2001г.
13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.:Питер,2003г.
Цветом выделен правильно оформленный источник литературы. Остальные отредактировать по аналогии
[1] Шевчук Д.А. «Конфликты: избегать или форсировать ». Изд. Эксмо. – 2009 г. – 674 с.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 536 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник