Статья «Решение учебных задач»
статья на тему
В статье приводиться пример учебной задачи по математике 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение учебных задач | 20.2 КБ |
презентация «Решение учебных задач» | 134.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение учебных задач
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является основным. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Этапы учебной деятельности в системе Эльконина- Давыдова
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной задачи через решение частных задач, включая практические, творческие, проектные задачи
- Выделение и отработка способов деятельности
- Контроль
- Рефлексия с выходом на новую учебную задачу
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
— научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
— стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
— содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
— оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
— задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий предлагается ввести еще один тип задач — проектные задачи.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Пример учебной задачи по математике для 4 класса по теме «Сравнение многозначных чисел»
Источник
«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
Просмотр содержимого документа
«»Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»»
Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы.
«Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:
1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);
2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия.
1. Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Познакомьтесь с приёмами
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
-Что вас удивило?
-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Рассмотрим примеры постановки учебной задачи на уроках в начальных классах.
Тема «Род имён существительных», 2 класс
На доске написаны слова; пенал, машина, пальто…
— Что общего у этих слов? (это имена существительные)
— Что отличает их друг от друга?
Учебная задача: сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос, чем отличаются имена существительные друг от друга.
Для решения учебной задачи учитель использует грамматическую сказку, которая позволяет выйти на научный теоретический материал:
«Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ «Кто придумает для имён существительных знаки различия, тот будет награждён». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить».
— Как они это сделали? (рассматриваются различные варианты, предлагаемые учениками).
«Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж – будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена – женского. И те слова, которые не взяли не мужчина, не женщина (они остались по серединке) – среднего рода».
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
— Давайте понаблюдаем за существительными с шипящим на конце. Прочитайте слова:
Глушь, речь, луч, дрожь, вещь, ключ, ночь.
— Что вы о них можете сказать?
Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце.
— Что еще вы заметили?
У одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет. Почему? Что нам предстоит выяснить?
Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется Ь на конце слова, а у других нет.
Тема «Деление с остатком». Последнее задание устного счета формулируется следующим образом:
Первые три клеточки таблицы заполняются быстро, не вызывая затруднений. Последнее задание вызвало вначале замешательство, а затем недоумение: «Не делится», «В примере ошибка». На уроке создана такая ситуация, когда имеющихся у учащихся знаний явно недостаточно для выполнения предложенного задания, ученикам предоставлена возможность осознать этот факт, а учителю сформулировать тему и цели предстоящего урока.
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?
(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Тема: Квадратный дециметр
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.
(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
Что случится, если растения исчезнут?
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
в). Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.
д). Творческие задачи.
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились.
Источник