Способы урегулирования региональных конфликтов
При урегулировании конфликта в устранении противоречия участвует третья сторона. Отличительным признаком разрешения и урегулирования конфликта является активность сторон конфликта или третьей стороны по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта. Третьей стороной в урегулировании конфликта в международном праве могут выступать любые субъекты международного права и их представители: государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации и др., наделенные соответствующей компетенцией (особенно это касается пределов правоспособности международных организаций и ее органов).
Особой формой разрешения и урегулирования является устранение – это такое воздействие на конфликт его сторон или третьей стороны, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов на длительное время, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или добровольного отказа от права, когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания.
урегулирование, в том числе, устранение конфликта может проводиться с применением следующих традиционных для международного права методов:
· иных или смешанных, со сложной структурой (multiple).
По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта
Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Несмотря на кажущуюся эффективность силовых методов разрешения конфликтов, истинные противоречия между государствами такими способами в итоге не разрешаются. Более сильное государство принуждает слабую сторону конфликта принять свою позицию по спорному вопросу. При изменении соотношения сил на международной арене неразрешенный конфликт из латентной фазы переходит в реальную и порождает новые.
К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:
1. cмешанный, без применения силы (multiple not including violence) – например, приведение вооруженных сил в боевую готовность, перемещение их к границе с конфронтирующим государством и ведение одновременно с этим переговоров;
2. оказание давление без применения вооруженных сил (non-military pressure) – применение экономических санкций;
3. милитаризованные акции без применения силы (non-violent military) – маневры, перемещение войск, посредством письменных или устных заявлений полномочных представителей государства о возможном применении силы в случае неисполнения требований);
4. смешанные акции, включающие применение силы (multiply including violence) – разворачивание активных военных действий и одновременно применение экономических санкций 19 .
Особенностью урегулирования конфликта по сравнению со спором является то, что в его основании не всегда лежит четко обозначенное противоречие. При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные средства разрешения международных споров.
^ Этапы урегулирования международных конфликтов и средства, применяемые на каждом из них. Исходя из вышесказанного, мирное урегулирование конфликтов в международном праве проводится в два этапа:
1.устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)
2.разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.
На первом этапе урегулирования конфликта третьими лицами могут применяться самые различные средства. Эти средства, чаще всего применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту.Уже даже привлечение внимания к возникшему конфликту государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, прежде всего, с помощью средств массовой информации может остановить обострение противоречий между участниками конфликта. Например, государства, осознавая возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.
Перед тем как предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. В большинстве случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или ослаблению конфликтного взаимодействия:
o обращение к сторонам с призывом прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),
o предложение своей помощи в урегулировании конфликта,
o проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,
o использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).
После проведения первоначальных мероприятий по устранению или снижению интенсивности конфликтного взаимодействия, выяснения истинных сторон спора и имеющихся между ними противоречий урегулирование конфликта переходит в стадию разрешения конкретного противоречия, то есть спора между сторонами-разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Международные организации и государства создают специальные постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных споров (Постоянная Палата Третейского Суда, Международный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву, Экономический Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ и др.).
Еще одной техникой урегулирования спораявляется голосование, которое применяется в демократических обществах, представители которого правомочны разрешать определенные споры принятием решения большинством голосов. Роль третьих лиц при этом заключается в организации проведения свободных и демократичных выборов (например, организация выборов в Афганистане представителями ООН в 2003-2004 годах).Комбинирование из двух или более известных средств разрешения споров в работе одного органа также приносит положительные результаты. Так, например, процедуры примирения и арбитража могут применяться одним органом одновременно.
БОНУС-ЛЕКЦИЯ!
1)Принудительные (интервенция, мелкая блокада, торговые эмбарго (запрет на торговлю с группой государств), военные действия).
Впервые был сформирован и признан действующей нормой международного права в 1928 году в Парижском пакте (идей не нова).
НО! Это никак не повлияло не некоторые дальнейшие события.
Первым государством, решившим отказаться от территориальных завоеваний, был СССР.
Советские исследователи выделили 3 элемента мирного разрешения (Левин):
1)государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;
2)государства обязаны решать, таким образом, все взаимные споры, как угрожающие международной народной безопасности, так и нет.
3)государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными (Россия-Норвегия).
Источник
Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров
Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.
Что представляют собой международные споры?
Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:
- По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
- По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
- По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
- По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
- По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.
Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.
Мирное разрешение споров
В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.
Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:
- Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
- Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
- Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.
Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:
- Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
- Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
- Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
- Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.
Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:
Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).
Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.
Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».
Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).
Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.
Международные споры — судебное разрешение
В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.
Принципы данного способа устранения разногласий следующие:
- рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
- компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
- споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.
Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:
- Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
- Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).
Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.
Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:
- Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
- Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.
Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.
Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.
Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.
Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.
Источник