Способы решения совокупностей неравенств

Решение совокупностей неравенств с одной переменной

Понятие совокупности неравенств с одной переменной и его решения

Несколько неравенств с одной переменной образуют совокупность , если нужно найти такое множество значений переменной, которое будет решением хотя бы одного из неравенств.

Решением совокупности неравенств с одной переменной является такое множество значений этой переменной, которое превращает хотя бы одно из неравенств в верное числовое неравенство.

Следствие: общим решением совокупности неравенств с одной переменной является объединение частных решений каждого из неравенств системы .

Например: $\left[ \begin x+7 \ge 2 \\ x-4 \lt 1 \end \right. \iff \left[ \begin x \ge -5 \\ x \lt 5 \end \right. \iff x \in \Bbb R$ — любое действительное число

Алгоритм решения системы неравенств с одной переменной

Шаг 1. Найти множество решений для каждого из неравенств системы. Если какое-либо частное решение является пустым множеством, отбросить его, но продолжить решение.

Шаг 2. Начертить друг под другом числовые прямые, число которых равно числу полученных непустых частных решений. Начала отсчёта числовых прямых должны находиться на общем перпендикуляре, единичный отрезок должен совпадать.

Шаг 3. На числовых прямых изобразить полученные частные решения, на отдельной прямой найти их объединение – это и будет общим решением системы.

Шаг 4. Работа завершена.

Например: $\left[ \begin x-1 \lt 0 \\ x+5 \ge 8 \end \right. \iff \left[ \begin x \lt 1 \\ x \ge 3 \end \right. \iff x \lt 1 \cup x \ge 3 или x \in (-\infty;1) \cup [3;+\infty) $

Сравнение систем и совокупностей неравенств

$\left[ \begin x+5 \gt 3 \\ x-7 \lt 5 \end \right.$

$x \gt -2 \cap x \lt 12 \iff$

Объединение частных решений

$x \gt -2 \cap x \lt 12 \iff x \in \Bbb R$

Наличие одного частного решения $x \in \varnothing$

Вся система не имеет решений

$x \in \varnothing$

(аналогия с умножением на 0)

Вся совокупность может иметь

(аналогия с прибавлением 0)

Неравенства могут образовывать сложные конструкции условий из вложенных систем и совокупностей. Раскрытие скобок при упрощении таких конструкций подчиняется законам логики и правилам операций над множествами (см. §10 данного справочника).

Примеры

Пример 1. Решите совокупности уравнений:

$ а) \left[ \begin 5(x-1) \ge 4(x+2) \\ x \lt 0 \end \right. \iff \left[ \begin 5x-4x \ge 8-5 \\ x \lt 0 \end \right. \iff \left[ \begin x \ge 3 \\ x \lt 0 \end \right. \iff x \lt 0 \cup x \ge 3 $

$x \in (-\infty;0) \cup [3;+\infty) $

$ б) \left[ \begin 2(x-5) \gt x-11 \\ x \gt -3 \end \right. \iff \left[ \begin 2x-x \gt -11+10 \\ x \gt -3 \end \right. \iff \left[ \begin x \gt -1 \\ x \gt -3 \end \right. \iff x \gt -3 $

Пример 2. Решите неравенство:

Произведение слева будет отрицательным, если сомножители будут иметь разные знаки. Получаем совокупность двух систем неравенств:

$ \left[ \begin <\left\< \begin x+3 \gt 0 \\ x-5 \lt 0 \end \right.> \\ <\left\< \begin x+3 \lt 0 \\ x-5 \gt 0\end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin <\left\< \begin x \gt -3 \\ x \lt 5 \end \right.> \\ <\left\< \begin x \lt -3 \\ x \gt 5 \end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin -3 \lt x \lt 5 \\ x \in \varnothing \end \right. \iff -3 \lt x \lt 5 $

Читайте также:  Ому для винограда буйские удобрения способ применения

Произведение слева будет положительным (или равным 0), если сомножители будут иметь одинаковые знаки (или равными 0).

Получаем совокупность двух систем неравенств:

$ \left[ \begin <\left\< \begin 2x+3 \ge 0 \\ 3x-2 \ge 0 \end \right.> \\ <\left\< \begin 2x+3 \le 0 \\ 3x-2 \le 0 \end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin <\left\< \begin x \ge -1,5 \\ x \ge \frac<2> <3>\end \right.> \\ <\left\< \begin x \le -1,5 \\ x \le \frac<2> <3>\end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin x \ge \frac<2> <3>\\ x \le -1,5 \end \right. \iff x\le-1,5 \cup x\ge \frac<2> <3>$

$ x \in (-\infty;-1,5] \cup [\frac<2><3>;+\infty) $

Пример 3*. Решите неравенство: $(x^2+3x-4)(x^2+3x) \lt 0$

Замена переменных: $ <\left\< \begin x^2+3x = t \\ (t-4)t \lt 0 \end \right.>$

Для нижнего неравенства получаем совокупность:

$ \left[ \begin <\left\< \begin t-4 \gt 0 \\ t \lt 0 \end \right.> \\ <\left\< \begin t-4 \lt 0 \\ t \gt 0\end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin <\left\< \begin t \gt 4 \\ t \lt 0 \end \right.> \\ <\left\< \begin t \lt 4 \\ t \gt 0 \end \right.> \end \right. \iff \left[ \begin t \in \varnothing \\ 0 \lt t \lt 4 \end \right. \iff 0 \lt t \lt 4 $

Возвращаемся к исходной переменной

$$ 0 \lt x^2+3x \lt 4 \iff <\left\< \begin x^2+3x \gt 0 \\ x^2+3x \lt 4 \end \right.> \iff <\left\< \begin x^2+3x \gt 0 \\ x^2+3x-4 \lt 0 \end \right.> \iff <\left\< \begin x(x+3) \gt 0 \\ (x+4)(x-1) \lt 0 \end \right.> \iff $$

$$ \iff -4 \lt x \lt -3 \cup 0 \lt x \lt 1 $$

В 9 классе для решения подобных неравенств будет предложен очень эффективный метод интервалов, который позволяет значительно упростить ход решения.

Источник

Совокупности уравнений, неравенств, систем: определение, как решить

Тема совокупностей уравнений и др. систем, как правило, в рамках школьного курса представлена скупо. В 10-11 классе она изучается совсем недолго. Мы считаем, что это неверный подход, поскольку совокупности — прекрасный способ оформления привычных решений при работе с неравенствами и уравнениями, поэтому в рамках статьи мы раскроем этот вопрос.

В данной статье мы сформулируем общее понятие совокупностей неравенств, уравнений и их систем, а также их комбинации. Кроме определений здесь, как обычно, есть решения задач, наглядно поясняющие тот или иной фрагмент текста.

Понятие совокупности

Для того, чтобы хорошо понимать, что такое совокупность уравнений, нужно вспомнить еще одно понятие из школьного курса алгебры — система уравнений (аналогично неравенствам). Тогда определения совокупности покажутся вам знакомыми и легко усвоятся.

Проанализировав несколько учебников, выберем наиболее удачное определение:

Совокупность уравнений представляет собой несколько уравнений, записанных друг под другом и объединенных квадратной скобкой. Значение этой записи таково: совокупность объединяет такие значения переменных, при которых хотя бы одно из входящих в нее уравнений превращается в верное равенство.

Сравним между собой понятие совокупности и понятие системы:

  1. Запись совокупности, как мы уже говорили выше, осуществляется с помощью квадратной скобки, а системы записываются с фигурной.
  2. Совокупность включает в себя множество решений, которые относятся хотя бы одному из уравнений, входящих в ее состав. Система объединяет решения, которые подходят для каждого уравнения.
Читайте также:  Определи способ передачи чужой речи контролер потребовал чтобы мы предъявили билеты предложение с

Пример 1

Вот примеры совокупности уравнений:

x + 1 = 0 , x 2 — 1 = — 8 x + y 2 + z 4 = 0 , x · y · z = 0 , z = 5

Иногда при записи совокупности можно обойтись и без квадратной скобки: так часто делают в школе. В таком случае уравнения можно просто указать через запятую. Для примера выше это может быть запись вида x + y 2 + z 4 = 0 , x · y · z = 0 , z = 5 .

Понятие совокупности неравенств формулируется схожим образом.

Совокупность неравенств представляет собой несколько неравенств, записанных друг под другом и объединенных квадратной скобкой. Она включает в себя решения, которые подходят хотя бы для одного из неравенств, входящих в состав совокупности.

Приведем пример такой записи:

x + 3 > 0 , 2 · x + 3 ≤ 0 , 5

Схожее определение для этого понятия упоминается в учебнике Мордковича.

Если необходимо, то можно указать, сколько уравнений (неравенств) входят в состав совокупности, а также сколько в ней участвует переменных. Вид уравнения (неравенства) также может быть внесен в запись при необходимости. Сформулируем название совокупности из примера: это совокупность 2-х неравенств с одной переменной, а ее составные части — это целые рациональные первой степени.

Сочетать в рамках одной совокупности можно не только записи одного вида. Так, имеет право на существование совокупность, состоящая из двух неравенств и одного уравнения, сочетание одного неравенства с системой уравнений, двух систем неравенств и др. Главная задача — сохранить неизменным основной смысл совокупности: в нее входят такие решения, которые подходят хотя бы для одной составляющей совокупности.

В качестве примера смешанных совокупностей приведем две:

x > 3 x 8 x — 5 x ≤ — 2 x 2 = 9 x 2 > 5 ( x — 6 ) · ( x — 8 ) = 0 x ≤ 3 x 2 + 2 · x — 8 > 0

Что такое решение совокупности

Решение — главная составляющая совокупности. Сформулируем, что же такое решения совокупности с разным количеством переменных.

Решение совокупности с одной переменной представляет собой значение этой переменной, которое является решением хотя бы одной составляющей совокупности (уравнения, неравенства).

Если мы возьмем совокупность уравнений, значит, его решение — это значение x , при котором хотя бы одно из уравнений, входящих в состав совокупности, обращается в верное равенство.

Возьмем неравенство x > 1 , x 2 ≥ 4 · x + 2 . Для него решением, например, будет тройка, т.к. она больше единицы, и, следовательно, она — верное решение для первого неравенства. А если мы возьмем ноль, то увидим, что ни к одному из неравенств он не подходит; значит, 0 в качестве решения совокупности мы рассматривать не можем , ведь запись вида 0 > 1 и x 2 ≥ 4 · x + 2 неверна.

Решение совокупности, в которую входит две, три и более переменных, — это две, три и более переменных, которые подходят в качестве решения хотя бы одному компоненту совокупности.

Возьмем еще один пример, посложнее. У нас есть совокупность:

x 2 + y 2 = 4 , x + y > 0 , x ≥ 3

Значения 3 и 0 будут верными решениями совокупности: они подходят в качестве верных значений в уравнения 2 и 3 ( 3 + 0 > 0 и 3 ≥ 3 — верно). А вот значения 2 и 1 не есть решение совокупности: ни к 1 , ни ко 2 , ни к 3 они не подойдут.

В некоторых учебниках можно встретить также понятия общего и частного решения совокупности; под частным при этом понимается одно решение, а под общим — их некое множество. Но более употребительно понятие просто решения совокупности, а о том, общее оно или частное, можно понять из контекста.

Читайте также:  Способы закручивания булочек с маком

Также нужно отметить следующее: объединение решений всех компонентов совокупности также есть решение совокупности. Напомним, что решение системы представляет собой пересечение решений ее компонентов.

В продолжение темы мы советуем вам материал «Равносильные совокупности».

Источник

Решение систем неравенств

Прежде чем перейти к разбору темы «Как решать систему линейных неравенств» обязательно внимательно изучите урок «Как решать неравенства».

Потренируйтесь в решении неравенств, тогда с системами неравенств у вас не возникнет трудностей.

Системой неравенств называют два или более неравенства, которые объединены фигурной скобкой.

Рассмотрим пример системы неравенств.

x > 2
x > 5

Как видно на примере выше, систему неравенств легко определить по фигурной скобке.

Как решить систему неравенств

Чтобы решить систему неравенств нужно:

  1. решить отдельно каждое неравенство;
  2. сравнить полученные решения каждого неравенства и получить общий ответ системы.

Вернемся к нашему примеру системы неравенств.

x > 2
x > 5

Так как оба неравенства в системе уже решены и представляют собою готовый ответ, то сразу переходим к поиску общего решения всей системы.

Для этого проведем две числовые оси (для каждого из неравенств свою). На осях заштрихуем результат решения неравенств.

Числовые оси с решениями нужно располагать друг под другом.

Числа на осях отмечают в порядке возрастания. То есть число « 2 » будет находиться левее « 5 ».

x > 2
x > 5

После того как мы построили числовые оси с решениями неравенств, необходимо провести через отмеченные на осях числа перпендикулярные прямые.

При проведении прямых через точки на осях соблюдают следующие правила:

  1. если точка не входит в область решения ( «пустая» точка), то рисуют пунктирную линию;
  2. если точка входит в область решения (« заполненная » точка), то рисуют сплошную линию.

Проведем прямые через числовые точки на осях.

Для определения ответа найдем те области решения, которые удовлетворяют ответам обоим неравенствам. Другими словами, те области, где в обоих случаях области решений заштрихованы.

Исходя из полученного анализа, мы получаем, что решением системы неравенств будет « x > 5 ». Запишем полученный ответ.

x > 2
x > 5

Рассмотрим другой пример системы неравенств.

x −2 » и « 0 ».

Когда область решений находится между двумя числами, принято записывать ответ с помощью двойного неравенства .

Запись двойного неравенства используют, когда интервал решения системы неравенств лежит между числами.

Знаки сравнения (« » или « ≤ ») в двойном неравенстве всегда смотрят влево .

Числа записываются в том же порядке, что они расположены на оси.

Другие примеры решения систем неравенств

В отличии от примеров выше, как правило, в системах неравенств перед поиском общего решения всей системы необходимо предварительно решить каждое из неравенств.

Рассмотрим и решим систему, где неравенства требуют предварительного решения.

Решим линейные неравенства по правилам, описанным в уроке «Решение линейных неравенств». Затем найдем общий ответ системы.

5(x + 1) − x > 2x + 2
4(x + 1) − 2 ≤ 2(2x + 1) − x
5x + 5 − x > 2x + 2
4x + 4 − 2 ≤ 4x + 2 − x
5x − x + 5 > 2x + 2
4x + 4 − 2 ≤ 4x + 2 − x
4x + 5 > 2x + 2
4x + 2 ≤ 3x + 2
4x − 2x > 2 − 5
4x − 3x ≤ 2 − 2
2x > −3 | (:2)
x ≤ 0
2x (:2) > −3 (:2)
x ≤ 0
x > −
3
2
x ≤ 0
x > − 1
1
2
x ≤ 0

Ответ: −1

1
2

При решении систем неравенств, в которых есть неравенства, содержащие пропорцию, используем правило пропорции.

Источник

Оцените статью
Разные способы