Методическое выступление «Метод ситуационных задач»
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Ютановский агромеханический техникум»
«Метод ситуационных задач»
Разработано: преподавателем-организатором ОБЖ
Как не потерять себя в этом мире, как найти верную дорогу в жизни – эти вопросы волнуют нас, педагогов, родителей, да и вообще всех, кто прямо или косвенно связан с воспитанием. Для меня же, как преподавателя основ безопасности жизнедеятельности очень важно развить личность, способную отстаивать свои жизненно важные интересы, не бояться проблем, даже если речь идет о чрезвычайных ситуациях.
Как это сделать? Ведь реальная жизнь ставит перед нами такие задачи, справиться с которыми возможно, только самостоятельно выбрав верное решение. Я использую метод ситуационных заданий (задач). Главная особенность таких заданий в том, что в их основе – примеры из реальной жизни. Не секрет, что жизнь порой ставит нас в такие условия, когда сложно подобрать готовое решение. Поэтому ситуационные задания развивают гибкость мышления, ломают стереотипы.
Кроме того, метод ситуационного обучения рождает потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатываются навыки их грамотного анализа и адекватной реакции.
Итак. Туристический поход – это настоящая кладовая непредвиденных ситуаций, ведь участники похода должны себя проявить.
Работа с коллегами:
Бывалые туристы говорят, что рюкзак собирать надо умеючи, ведь это не большая косметичка, а то, что порой может спасти жизнь. Опытные путешественники говорят, что самое нужное в рюкзаке должно находиться сверху. Представьте, что вы собрали рюкзак и у вас осталось немного места сверху только для одной вещи. Что вы положите?
Мы можем сделать вывод, что успех похода зависит не только от взятых вещей, но и от того, какими качествами обладают туристы. Какие качества нам помогают в трудных ситуациях, возникающих в походе?
Ответы коллег: …находчивость. выносливость. чувство юмора. Прошу тех, кто обладает необходимыми качествами для похода собраться вместе и поработать в группе. (Желающие выходят и садятся за стол).
Вам предстоит решить непростую задачу – как ориентироваться в условиях, когда нет ориентиров?
Вопрос к коллегам (не в группе): Поднимите руки те, кто хотя бы раз в своей жизни не мог найти верную дорогу, например, в незнакомом городе, в лесу? Давайте попробуем решить ситуационное задание.
Ситуация: «Мы находимся в тайге. Ранняя осень, пасмурный день, идет дождь. Мы отошли от лагеря метров на сто, поднялись по склону. Когда стали возвращаться, с ужасом поняли, что дальше идти нельзя, так как можно потеряться окончательно. Что делать?» Прошу поднять руки тех из вас, кто знает, как выбраться из леса по каким- нибудь ориентирам? По какому ориентиру вы готовы найти дорогу? (Участники группы называют: мох, Солнце, муравейник, часы, Полярная звезда, ветки деревьев…..)
Для решения проблемной ситуации воспользуемся одним из эвристических приемов, который называется «прием вживания в образ».
Группа должна найти три-пять самых надежных ориентиров, которые, по ее мнению, помогут безошибочно подсказать дорогу, и, используя их, подготовить небольшую инсценировку на тему: «Как Иван – царевич заблудился».
(Пока группа работает, если времени достаточно, предлагается задание для остальных, например, ситуационная задача для 5-го класса: «Представьте, что вы едете в поезде, в вагоне начинается пожар. Каковы ваши действия?» Заслушиваются и комментируются ответы участников).
А теперь подведем итоги работы группы.
Итак, сказка про то, «Как Иван- царевич заблудился». (Группа представляет свою работу)
«Как-то раз пошел Иван-царевич в лес гулять. Шел, шел и заблудился. Стал кричать: «Ау, ау!» Но никто его не слышал. Тогда вспомнил он, что про ориентирование в школе изучали, и стал обращаться с просьбой о помощи ко всем, кто по дороге на глаза попадался:
Иван-царевич: Мох, помоги из леса выбраться, подскажи, в какой стороне север?
Иван-царевич: Муравейник, как дорогу мне найти, может, ты мне поможешь?
Иван-царевич: Солнце, помоги мне из леса выбраться, куда мне идти? Солнце: …
Иван-царевич: Полярная звезда, сориентируй, где какая сторона света? Полярная звезда: … …
Подобное согласование общественно выработанного опыта обучающегося позволяет не только научить выходить верное решение проблемной задачи, но и сформировать умение адекватно реагировать на непредвиденные жизненные ситуации.
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Ютановский агромеханический техникум»
на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельно сти »
Разработано: преподавателем-организатором ОБЖ
1. Основная часть.
1) Организация и руководство военно-патриотическим воспитани ем в техникуме.
2) Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе.
3) Работа по военно-патриотическому воспитанию обучающихся во внеурочное и внетехникумовское время.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи тание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование вы сокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывни ков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственно сти. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство — эти понятия утрачивают в глазах призыв ной молодёжи свою значимость.
Каким должен быть выпускник техникума, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.
Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое — осмыслить её и предпринять конкретные шаги.
1) Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в техникуме.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив техникума должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, которые перед ним состоят, это:
Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти за щитников Отечества.
Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
Физическое развитие обучающихся, формирование здорового образа жизни.
Участие в подготовке обучающихся к военной службе.
Исходя из этих задач и составляется годовой техникумовский план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.
Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспита нию в техникуме обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, и при составлении плана работать необходимо в тесном взаимодействии с директором техникума, преподавателем физкультуры , классными руководителями, преподавателями-специальных дисциплин, учитываю рекомендации военного комиссариата.
Военно-патриотическое воспитание обучающихся и выполнение плана осуществляется всем педагогическим коллективом.
2) Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.
Многие дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако пред мет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в техникуме. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспи тания практически нечего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика в сфере среднего образования.
Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без форми рования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ — подготовка физически и нравственно развитых молодых лю дей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
На занятиях по» Основам военной службы и ОБЖ» обучающиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, позна ют особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и вы полнение упражнений по прикладной физической подготовки.
Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к мо рально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины .
Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.
Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце второго курса . Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют обучающимся оценить свою подготовку к защите Родины.
Главной задачей военно-патриотического воспитание является то, что по каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры героического про шлого нашей армии и воспитывать у студентов любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина — патриота.
Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на обучающихся. В младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Обучающие ся техникума становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.
3) Военно-патриотическая работа с обучающимися во внеурочное и внетехникумовское время.
Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через внекласс ное мероприятия.
Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленно сти мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.
На мероприятиях студенты знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.
Военная подготовка осуществляется на военно-спортивных соревнованиях.
Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что здо ровье человека-это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортив ных соревнований и туристических походов.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга обучающиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров.
Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании боль шое влияние оказывает внеурочная деятельность обучающихся.
В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогиче ского коллектива техникума по военно-патриотическому воспитанию требует даль нейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог ко торой, выпускник техникума- патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия — Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Ютановский агромеханический техникум»
« Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования »
Разработано: преподавателем-организатором ОБЖ
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки преподаватель ОБЖ оформляет в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте техникума для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.
Вместо конспекта преподаватель готовит план урока, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными.
Теперь преподаватель ОБЖ не должен быть привязан к своему кабинету, если возникает необходимость, он может использовать любые оборудованные помещения: техникумовский музей, спортивную площадку, лабораторию и т. п.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи .
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, физики, географии), урок проходит с поддержкой тьютора
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
В чём заключается изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии
с новой парадигмой образования?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподаватель должен привить обучающимся две группы новых умений:
во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;
во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
На первый план сегодня выходят образовательные результаты над предметного, общеучебного характера.
Изучая предмет ОБЖ, студент на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из преподавателей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, преподаватель ОБЖ должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности студента, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых студент не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в техникуме невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются обще -учебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Роль преподавателя ОБЖ существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь преподавателю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Преподаватель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
Преподаватель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Преподаватель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Преподаватель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Преподаватель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Преподаватель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, преподаватель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Преподаватель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока преподаватель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Преподаватель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
Преподаватель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Преподаватель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Преподаватель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Преподаватель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Преподаватель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Преподаватель находит способ увлечь детей знаниями.
Преподаватель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Преподаватель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Преподаватель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.
Преподаватель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Преподаватель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Преподаватель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.
Преподаватель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
Преподаватель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Преподаватель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и пристроить нужные знания и ценностный ряд.
Преподаватель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Преподаватель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Преподаватель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Преподаватель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Преподаватель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Преподаватель на уроке широко использует интерактивные возможности ИКТ.
Преподаватель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Преподаватель учит детей планировать свой досуг.
Преподаватель организует конструктивную совместную деятельность.
Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.
В таких условиях выражение «Если на тебя надвигается цунами, лучший способ спастись — прыгнуть в воду и плыть ей на встречу» как нельзя лучше отражает перемены в образовании. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую образовательную среду .
Список использованной литературы:
тематическое и поурочное планирование по «основам безопасности жизнедеятельности» к учебнику ОБЖ 11 класс под редакцией Ю.Л. Воробьёва
Сборник заданий по ОБЖ, научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова М.: Просвещение, 2007;
справочник по ОБЖ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов, под общей редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2009.,
учебник — Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс для общеобразовательных учреждений, под редакцией Ю.Л.Воробьёва – АСТ Москва 2011г.
Пособие для учащихся 11 классов «безопасность пешеходов, пассажиров, водителей»/ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов — М. Просвещение, 2008 г.
Цель: знакомство учащихся с днями воинской славы.
Задачи : 1. познакомить с историей нашей страны.
2. рассказать о днях воинской славы России.
3. воспитывать уважение к подвигам наших людей.
4. воспитывать уважение к ветеранам войны.
Оборудование: доска, плакаты, слайды, репродукции битв, портреты великих полководцев.
Кабинет оформлен в виде экспозиций – залов музея. Висят портреты великих полководцев и репродукции сражений. Репродукции разбиты на виртуальные залы:
1зал. Славное прошлое России
2зал. Великие победы 18-19 вв.
3 зал. Морская слава русской армии
4 зал. История Великой Отечественной войны
( звучит классическая лирическая мелодия)
Учитель: Сегодняшняя встреча вернет нас к трудным, но героическим страницам истории, о которых мы знаем лишь по учебникам и рассказам старших. Я предлагаю пройти по залам музея и вспомнить великие сражения, которыми гордиться военная история России, а также назовем далеко не все имена героев нашего Отечества.
Наша короткая встреча поможет вам еще раз проявить чувство благодарности к тем, кто прошел военные испытания, и понять что подвиг – это великий труд, несгибаемость и огромная любовь к своей Родине.
И так мы начинаем.
III. Заочная экскурсия.
Экскурсовод (ученица) начинает экскурсию. По ходу экскурсии вывешиваются плакаты с датами дней воинской славы.
Экскурсовод: Здравствуйте! Вы находитесь в зале, где представлены «Славное прошлое России»
Издавна наш народ пытались поработить, завоевать, но русский народ стоял до последнего, защищая свою Родину. Из истории вы помните эти великие сражения: ледовое побоище на Чудском озере, Куликовская битва. Мы не хотели этих войн нам их навязали. В этих сражениях особо отличились наши полководцы, которых по праву называют великими, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
(демонстрируется эпизод из кинофильма «Александр Невский»)
На память приходят слова Александра Невского, которые он произнес после победы на Чудском озере: «Кто к нам с мечом придет тот от меча и погибнет!». На протяжении всей нашей истории придерживаемся этого девиза.
( звучит классическая лирическая мелодия)
Экскурсовод: Проходите в следующий зал, здесь мы поможем увидеть «Великие победы России 18-19 вв.». Нашему народу приходилось постоянно защищать свои земли владения, своих детей от непрошенных гостей и всегда во главе находились люди, которые умело вели за собой остальных, умело вели сражения, которые в последствии становились победными. Про одно такое сражение была написана поэма великим А.С.Пушкиным:
( на фоне мелодии звучит отрывок из поэмы)
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит. Режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон.
И смерть и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура1 мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит…
Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов — вот полководцы, которые умело, строили ход сражения и выигрывали их.
(звучит классическая мелодия морской тематики)
Экскурсовод: Движемся дальше по нашему музею и попадаем в зал «Морская слава русской армии».
Здесь представлены сражения нашей эскадры, которые под командованием хорошо знающих свое дело адмиралов: Федора Федоровича Ушакова, Петра Степановича Нахимова, Петра Iразгромила вражеские эскадры (превосходящие по численности людей и кораблей) и одержали победы в этих сражениях.
( звучит классическая лирическая мелодия)
Экскурсовод: Мы проходим в следующий зал. Он последний в нашей встрече и в этом зале представлена экспозиция «История Великой Отечественной войны».
( на фоне мелодии военных лет)
Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!
— Война, которая длилась 1418 суток.
— Война, в которой приходилось отвоевывать каждый сантиметр родной земли.
— Война, которая оказалась самой кровопролитной, жестокой войной в мире.
Благодаря храбрости, беззаветной любви к своей Родине, сильному духу нашего народа, мы ее выстояли, мы в ней победили, мы доказали миру, что мы великая держава.
В истории нашей страны было немало тяжелых и долгих войн, но только название этой войны – Великая Отечественная – пишется с большой буквы.
Да, с той поры на земле произошло много событий. Исчезали и возникали государства, стала другой и сама наша страна. Произошла переоценка ценностей, и многое из того, что ранее преподносилось как подвиг, теперь потускнело, померкло, но есть славные страницы в истории России.
( на фоне музыке военных лет о победе)
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость.
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
Вот мы и перелистали героические страницы военного прошлого нашей страны. И хотелось бы закончить нашу экскурсию словами, которые стали крылатыми, из кинофильма «Офицеры».
(демонстрируется эпизод из кинофильма «Офицеры»)
Да, есть такая профессия, и наши полководцы всех времен это доказали.
( на фоне мелодии песни «Бухенвальский набат» звучит стихотворение)
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Памяти павших будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
Сегодня мы познакомились с победными днями России. Повторили имена некоторых великих полководцев, таких как Петр I,Петр Нахимов, Александр Суворов. Михаил Кутузов, Александр Невский и другие великие полководцы.
У меня, к вам, есть задание: приготовить рассказы о великих полководцах, создать исторический календарь по датам дней воинской славы.
(в заключении звучит песня из кинофильма «Офицеры»)
Список использованной литературы
Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Школьные годы чудесные. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторины, игры для учащихся 10-11-х классов – Издательство «Феникс», 2001.
Кочурова С.Н. Большой сюрприз для «классной» компании. Праздники в школе.- Ярославль; Академия Холдинг,2002.
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. Методический журнал. – 2003- 2006.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы –патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия; 1-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.
«СЛУЖБА В АРМИИ — ЭТО ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?».
воспитание чувства гражданского долга и ответственности понимания патриотизма как любви к Родине
формирование убежденности в необходимости защиты Отечества.
помощь учащимся в осознании чувства долга перед Родиной и уважения к ВСРФ
закрепление убежденности учащихся в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите интересов нашей страны.
Форма занятия: дискуссия.
Оформление: высказывания великих людей, написанные на доске; книжная выставка о героях войн России; цитаты из сочинений учащихся на тему «Кто такие патриоты?»
— Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?»
-Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Речь пойдет о гражданском долге.
Объявление темы и цели урока.
У вас слово «солдат» у многих из вас ассоциируется с понятием «неудачник».
Мы слишком много получили негативной информации, которая убивает стремление защищать Родину. Вы смотрели много фильмов о западных супергероях, слышали об «адских муках» нашего солдата. А в итоге многие юноши пытаются всяческими способами уйти от армии. Однако в мужском характере, как известно, генетически заложено желание защищать свой дом, оберегать любимых и слабых.
Таким образом, вы сегодня испытываете мучительные внутренние противоречия. Никто не отрицает, что в современной армии много проблем, новобранцам приходится нелегко, но ведь вся жизнь — это трудный и изнурительный бег с препятствиями. По сути своей армия — это жесткая модель «взрослой» жизни.
И сегодня в коллективном поиске истины, хотя и сложно, необходимо сломать сложившиеся стереотипы в отношении Российской армии и выполнения гражданского долга.
С 1 января 2009г. юноши призываются на военную службу на один год. Призываются, чтобы охранять и защищать, интересы страны.
Кто они? Каков сегодня образ защитники Отечества? Вчерашний школьник или сформировавшаяся личность? С каким настроением он приходит в армию? Какими качествами должен обладать, чтобы успешно адаптироваться в воинском коллективе? Как достойно отслужить и вернуться домой? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
-Наш разговор мы начинаем с небольшой сценки. Ведь недаром говорят — лучше один раз увидеть. Подумайте, а как бы вы поступили в данной ситуации, на чью сторону встали бы?
Сценка 1. Двое — юноша и девушка
Юноша (радостно и возбужденно). Аленка, мне сегодня прислали повестку в военкомат! Иду служить (с гордостью) в десант!
Девушка (растерянная, отталкивая юношу, освобождается от объятий). Ты что? Какой десант? Какая служба? А как же я, наша дружба, наши планы на будущее? Ты ведь хотел в юридический, стать адвокатом.
Юноша (не менее растерянно). Чего ты испугалась? Хотели вместе поступать, так поступишь одна, зато после армии мне будешь помогать. Да и расстаемся всего на два года. Зато чувства наши проверим. А потом — это же не стройбат, а элитные войска. Десант! Представляешь!
Девушка (закрыв лицо руками, всхлипывая). Вот уж никогда бы не подумала, что ты такой дурак! Неужели твои родители не могут тебя «отмазать»? У тебя отец — крупный бизнесмен.
Юноша. Ты о чем говоришь? Я же с детства мечтал о военном деле. Не плачь. Когда над домом будем пролетать, ты мне рукой помашешь. Обещаешь ждать?
Девушка (гневно). Дай сюда повестку, я посмотрю. (Берет повестку и рвет ее на части.)
— Ситуация более чем спорная. Чей поступок считать верным? Что выше — закон или мораль? Что важнее — детская мечта или любовь, разбившаяся в одночасье? У вас в руках красные и зеленые карточки. Если вы согласны с юношей и считаете, что гражданский долг превыше всего, что армия — важное событие в жизни юноши, поднимите зеленую карточку. Если вы встали на сторону девушки, голосуйте красной карточкой.
Проводится голосование, учитель выборочно спрашивает у учащихся, почему он поднял ту или иную табличку.
-Мнения разделились. Попросим наших экспертов представить свое видение проблемы. Послушаем — как на данную ситуацию смотрит закон.
Учитель дает правовую оценку поступку девушки.
— Ровно неделю тому назад проводился экспресс-опрос учащихся с целью выявить их отношение к воинской службе и возможные причины нежелания пойти на службу в армию. Результаты опроса вы видите на диаграмме. Как выяснилось — подавляющее большинство наших юношей видят корень зла в «дедовщине» и полном бесправии солдат в части. Как к этому суждению наших старшеклассников относятся уважаемые эксперты? Особо хотелось бы услышать мнение солдата, не понаслышке знающего об этих явлениях в армии.
Выступление — рассказ солдата. Учитель дает информацию о правовой защите солдат, о порядке подачи жалоб на неуставные отношения.
-Неужели у наших Вооруженных Сил нет перспективы и будущее столь мрачно? Как следует из ваших анкет — совсем не так, как нам иногда преподносит СМИ. 89 % юношей и девушек рассматривают армию как школу жизни и способ приобретения жизненного опыта. Однако существует ещё одна проблема, далеко не все молодые люди готовы жить в разлуке с близкими родными. Часто солдат сталкивается с ситуацией, которую предлагаем посмотреть.
Сценка 2. Две девушки
1-я девушка. Ты знаешь, когда я провожала своего Костю в армию, обещала ждать, письма писала такие хорошие. А тут вот. В общем, встретила парня, у него тачка крутая, стильно одевается, дарит цветы, на ночные дискотеки водит. А вчера предложил выйти за него замуж. Я дала согласие.
2-я девушка. Да ты что. А как же чувства? Красивые обещания, слезы на проводах? Ведь он без ума от тебя. Надеется, верит тебе. Он не просто в казарме полы шваброй моет, он служит, твой же покой оберегает. Ему твоя любовь, что бальзам на рану.
1-я девушка. Ну и что! Я напишу ему, он поймет. Не собираюсь себя в жертву приносить.
2-я девушка. Неужели тебе его не жалко? Ведь ему очень трудно сейчас, возможно твои письма ему очень сейчас помогают. А если Костя сорвется, не выдержит и что-нибудь с собой сделает? Читала в газетах, такое бывает.
1-я девушка. Жалко, но ничего с собой поделать не могу. Такой подвернулся вариант!! А у Кости что? Мать — инвалид, отец — шофер. Все решено, пишу завтра письмо.
-Только представьте, какова может быть цена такого письма. Предлагаю проголосовать. Красная карточка — вы за письмо. Зеленая — против, и считаете, что лучше перестать писать и дождаться возвращения Кости.
Голосование, дискуссия вокруг данной ситуаций.
-А каким будет мнение солдат?
-Итак, что важнее: любовь к девушке или долг перед народом? Оправданы ли «тяготы и лишения воинской службы»? Возвращается ли юноша «настоящим мужчиной» или, не выдержав трудностей, оказывается перед дилеммой — покинуть ворота части самовольно, но избавиться от тяжелого труда службы, или, сжав зубы, сохранить свою честь и пересилить какие-то временные слабости. Сейчас последует ситуация, к сожалению, встречающаяся в армии. Смотрим.
Сценка 3. Пожилая женщина и одетый в грязный спортивный костюм юноша
Юноша. Здравствуй, мама! Я приехал.
Женщина. Сынок, родной, здравствуй. А ты, никак, раньше вернулся? Почему в таком виде? Мы же тебя всего три месяца назад проводили, на присягу ездили. Что случилось? Ты сбежал? И давно скрываешься?
Юноша. Если бы знала, какой там ад! Подъем в семь, отбой в одиннадцать, бесконечные наряды, марш-броски — все ноги смозолил. Кормят плохо, офицеры тыкают, сержанты матерят, Им ничего не стоит разбудить среди ночи и отправить убирать туалет. Я туда больше не вернусь.
Женщина. Господи! Да ты что, сынок! Это же дисбат! Вместо двух лет — четыре, а то и больше. И позор какой на всю семью! Отец служил, старший брат в «горячих точках» воевал, а ты. Пойдем в военкомат, собирайся!
Юноша. Нет! Спрячь меня, пока все не уляжется. Мало ли по стране бегает таких, как я. Авось про меня забудут.
Женщина. Сынок, как ты не поймешь — будет еще хуже. Пойдем!
Юноша. А я-то думал, что ты меня любишь, а ты.
Юноша убегает, мать бросается за ним.
-Судя по этой сценке, здоровый физически юноша не смог адаптироваться в специфической казарменной обстановке. Очень сложно без психологической подготовки заставить себя жить по армейским законам.
Итак, прежде чем мы узнаем мнение психолога, прошу проголосовать. Если вы на стороне юноши, поднимите красную карточку. Если на стороне матери, поднимите зеленую карточку. И подумайте: а готовы ли вы сегодня к службе в армии? Если нет, то почему?
Идет голосование. Выступление учителя. Вопросы учащихся.
-В нашем классе установлена «открытая трибуна». Каждый из вас может открыто высказаться: готов ли он к воинской службе.
Разговор у микрофона. Учащиеся называют причины, из-за которых не готовы к службе.
— Сегодня мы подняли животрепещущий вопрос — что такое служба в армии? Долг или обязанность? Не секрет, допризывная молодежь считает, что изжить дедовщину можно. Как? 78 % опрошенных наших учеников считают, что призывать надо только тех, кто этого желает и морально к этому готов. 30 % учащихся считают, что если юноша физически и морально подготовлен, умеет жить в коллективе и свои личные интересы подчинять общим, то ему не страшны никакие трудности. Злу надо научиться противостоять.
А кем же считать тех, кто не желает надевать военные погоны? Являются ли они патриотами своей страны? Поговорка гласит: вырастим патриотов — будут и солдаты.
Так что же такое патриотизм?
Патриотизм — слово греческое, обозначающее любовь к Родине. Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками, передаваемых из поколения в поколение.
Сейчас же отношение к понятию «патриот» противоречивое. Единого мнения нет даже у вас, уважаемые старшеклассники. И вот, чтобы из множества осколков мнений собрать целостное восприятие, рисунок, учащимся нашей школы было предложено в письменном виде дать оценку понятию «патриот».
«Родина», «Род», «Родные». Слова одного корня. Наша Родина — Россия. С давних времен поэты воспевали нищую, но духовно могучую Русь с ее великим народом, который ни перед кем не вставал на колени. Сейчас Россия — могучая держава. А мы все сыны и дочери России. Долг каждого из нас — сохранить Россию для себя и потомков. Любя Родину, надо научиться ее защищать.
Послушаем, что по этому поводу говорят учащиеся нашей школы (зачитывает одна из учениц).
• Я думаю, что армия воспитывает в ребятах мужество, умение находить выход из трудных ситуаций.
• Армия — хорошая школа для формирования мужского характера. А слово «мужчина» имеет корень «мужество».
• Мы, если нас называют сыновьями Родины, должны ее любить такой, какая она есть. Родина без нас обойдется, а мы без нее нет.
• Любите Родину — она у нас одна. Здесь мой дом, мои родители, мои друзья, здесь мое будущее.
— Как вы считаете, эти учащиеся правильно понимают, что такое «патриотизм»? Являются ли они патриотами своей страны? Если вы рассуждаете, значит, у России есть будущее. И мы, старшее поколение, верим, что вы, наследники Великой Победы, всегда сумеете защитить нашу Родину.
IV. Итог занятия.
Вот и подошел к концу наш разговор, надеюсь, что многие из вас изменили свое прежнее мнение о воинской службе в положительную сторону.
V. Домашнее задание:
законспектировать основные понятия и определения патриотизма и патриота; подобрать пословицы и поговорки, мудрые высказывания о патриотизме.
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
«Метод обучения, используемый на уроках ОБЖ.
Как сделать урок интересным»
Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
По источникам передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся — система методов обучения И.Я.Лернера — М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя — система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — система методов М.И. Махмутова включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
соответствие целям и задачам обучения и развития;
соответствие содержанию темы урока;
соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ?
К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ — предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель — своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. Я работаю над проблемой: «Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В основе моего педагогического опыта заложены:
Идеи личностно-ориентированного обучения;
Учёт психологических особенностей учащихся;
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностн-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:
синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
задания на время;
логические, нестандартные задания;
задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом.
Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение, больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера.
На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Нестандартные уроки интересны и визуалам, и аудиалам и кинестетикам. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки — лекции, семинары, интегрированные уроки, инсценирование и т.д. совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся. Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения. Добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным, активно участвуют в обсуждении проблемы. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность. Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются нестандартные уроки.
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимися. Первое, что я использую в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты, как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ в 5-9 классах. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.
Например, метод проектов как способ организации обучения и воспитания на уроках ОБЖ в 6-м классе отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но ученики и их родители все же относят этот предмет к группе “неосновных”. Возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Выход один — необходимо решить задачи:
На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат.
В этом учебном году решила начать работу в 6 классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:
Подготовка к походу
Одежда и обувь для похода
Правила безопасного поведения на природе
Рассказала ребятам о знаменитых путешественниках, об их удачах и неудачах, познакомила со статистическими данными, которые отражали происшествия и травмы в походах, вспомнили содержание фильма “Тайга” и ребята пришли к выводу: к походу необходимо готовиться, но как?
Данная тема изучается в октябре, и у ребят был в запасе целый месяц. Заинтересовались работой все ученики. Самым сложным для учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, так как руководить работой шестиклассников, конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию- сбор информации. В течение месяца ребята приходили ко мне со своими находками, старались соблюдать намеченные сроки. На этом этапе они обращались в местную библиотеку, выходили в Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на практике и побывать в походе. Но на дворе осень! И тогда выбрали однодневную экскурсию в лес (выбрали теплый, солнечный день) и поэтапно отработали изученную теорию. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы и пришли к выводу, что на экскурсии не только отработали практически теорию, но и насладились красотой природы, и рекомендуют всем ребятам побывать в осеннем лесу, позвать с собой родителей. Один из основоположников этого метода Килпатрик говорил: “Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца”. Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждали результаты своей работы. Мои ребята на сегодня хорошо знают данную тему, приносят фотографии, пишут сочинения, собирают накопительный материал.
Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования сельских школьников наравне с городскими.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе [10]:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя ОБЖ Мастера с большой буквы.
Источник