Решение систем неравенств
Прежде чем перейти к разбору темы «Как решать систему линейных неравенств» обязательно внимательно изучите урок «Как решать неравенства».
Потренируйтесь в решении неравенств, тогда с системами неравенств у вас не возникнет трудностей.
Системой неравенств называют два или более неравенства, которые объединены фигурной скобкой.
Рассмотрим пример системы неравенств.
x > 2 |
x > 5 |
Как видно на примере выше, систему неравенств легко определить по фигурной скобке.
Как решить систему неравенств
Чтобы решить систему неравенств нужно:
- решить отдельно каждое неравенство;
- сравнить полученные решения каждого неравенства и получить общий ответ системы.
Вернемся к нашему примеру системы неравенств.
x > 2 |
x > 5 |
Так как оба неравенства в системе уже решены и представляют собою готовый ответ, то сразу переходим к поиску общего решения всей системы.
Для этого проведем две числовые оси (для каждого из неравенств свою). На осях заштрихуем результат решения неравенств.
Числовые оси с решениями нужно располагать друг под другом.
Числа на осях отмечают в порядке возрастания. То есть число « 2 » будет находиться левее « 5 ».
| |
После того как мы построили числовые оси с решениями неравенств, необходимо провести через отмеченные на осях числа перпендикулярные прямые.
При проведении прямых через точки на осях соблюдают следующие правила:
- если точка не входит в область решения ( «пустая» точка), то рисуют пунктирную линию;
- если точка входит в область решения (« заполненная » точка), то рисуют сплошную линию.
Проведем прямые через числовые точки на осях.
Для определения ответа найдем те области решения, которые удовлетворяют ответам обоим неравенствам. Другими словами, те области, где в обоих случаях области решений заштрихованы.
Исходя из полученного анализа, мы получаем, что решением системы неравенств будет « x > 5 ». Запишем полученный ответ.
| |
Рассмотрим другой пример системы неравенств.
x −2 » и « 0 ». Когда область решений находится между двумя числами, принято записывать ответ с помощью двойного неравенства . Запись двойного неравенства используют, когда интервал решения системы неравенств лежит между числами. Знаки сравнения (« » или « ≤ ») в двойном неравенстве всегда смотрят влево . Числа записываются в том же порядке, что они расположены на оси. Другие примеры решения систем неравенствВ отличии от примеров выше, как правило, в системах неравенств перед поиском общего решения всей системы необходимо предварительно решить каждое из неравенств. Рассмотрим и решим систему, где неравенства требуют предварительного решения. Решим линейные неравенства по правилам, описанным в уроке «Решение линейных неравенств». Затем найдем общий ответ системы.
Ответ: −1
При решении систем неравенств, в которых есть неравенства, содержащие пропорцию, используем правило пропорции. Источник Алгебра и начала математического анализа. 10 классКонспект урокаАлгебра и начала математического анализа, 10 класс Урок №3. Квадратные уравнения, неравенства и их системы. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: Параметр — (от греч. parametron — отмеривающий) в математике, величина, числовые значения которой позволяют выделить определенный элемент из множества элементов того же рода. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. — М.: Просвещение, 2017. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни. 2016. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень. 2016. Теоретический материал для самостоятельного изучения В курсе средней школы будут рассматриваться показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства. Чтобы облегчить дальнейшее изучение специальных уравнений, нужно уметь решать квадратные уравнения и неравенства, устанавливать и объяснять зависимость вида решения от его коэффициентов и дискриминанта, представлять геометрическую интерпретацию задач. На уроке будем рассматривать различные способы решения квадратных уравнений. Как определить, сколько корней имеет уравнение, подскажет дискриминант. Дискриминант – это число, которое находим по формуле Если D 0 два корня. Если дискриминант D> 0 , корни можно найти по формуле: Если D = 0 , то Рассмотрите пример. Решить уравнение Шаг 1. Выпишем коэффициенты a, b, c. Шаг 2. Найдем дискриминант. D=16. Шаг 3. Запишем формулу корней и подставим значения. Вычислим значения корней: 1.Перед решением квадратного уравнения привести его к стандартному виду. 2. Избавьтесь от минуса перед 3. Если в уравнении есть дробные коэффициенты, умножьте уравнение на общий знаменатель. 4. Проверяйте корни по теореме Виета. Это просто, когда a=1. Рассмотрите другие формулы:
Приведенное квадратное уравнение Уравнение (х-3) (х+5) =0 является квадратным. Для его решения воспользуйтесь свойством: произведение равно 0, когда один из множителей равен 0. Осталось вспомнить, как решаются неполные квадратные уравнения. Неполные — значит один или два коэффициента равны нулю. Для решения систем уравнений применяются все методы решения: подстановки, сложения, графический. Рассмотрим несколько примеров: Если из одного из уравнений можно выразить х или у, применяем метод подстановки. Выразите х из первого уравнения и подставьте во второе. Решите и найдите корни. Применяем метод сложения. Выполнив сложение, получаем уравнение Записываем ответ: (5; 2), (5; -2), (-5; 2), (- 5; -2). Пример 3. Иногда проще ввести новые переменные. Пусть xy=u, x+y=v. Тогда систему можно записать в более простом виде: Решение смотри в примере 1. Часть 2. Квадратные неравенства. Теперь, когда мы разобрали решение квадратных уравнений, переходим к решению квадратных неравенств Шаг 1. Запишем соответствующее неравенству квадратное уравнение и найдем его корни. Отметим корни на оси OХ и схематично покажем расположение ветвей параболы «вверх» или «вниз». Шаг 2. Расставим на оси знаки, соответствующие знаку квадратичной функции: там, где парабола выше оси, ставим +, а там, где ниже –. Шаг 3. Выписываем интервалы, соответствующие знаку неравенства. Если неравенство нестрогое, корни входят в интервал, если строгое не входят. Вспомните возможные случаи расположения корней на оси и ветвей параболы в зависимости от коэффициента а и дискриминанта. Метод интервалов упрощает схему решения. По-прежнему находим корни квадратного трехчлена, расставляем на числовой прямой. Определяем знаки на интервалах + или – по схеме: если а>0 + — +, если а 0 ветви вверх. Парабола выше оси, все значения положительны, значит х- любое число. Неравенство Далее рассмотрим схему решения системы неравенств. Алгоритм решения системы неравенств. 1.Решить первое неравенство системы, изобразить его графически на оси x. 2.Решить второе неравенство системы, изобразить его графически на оси x. 3.Выбрать в ответ те участки, в которых решение первого и второго неравенств пересекаются. Записать ответ. Теперь, когда мы разобрали решение квадратных уравнений и неравенств переходим к решению самых сложных заданий с параметрами. Если в уравнении или неравенстве некоторые коэффициенты заданы не числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а само уравнение или неравенство параметрическим. Первый шаг в решении — найти особое значение параметра. Второй шаг – определить допустимые значения. Если в задаче требуется определить знаки корней квадратного уравнения, то, как правило, удобнее использовать теорему Виета. Но прежде, чем применять теорему Виета, обязательно нужно проверить, что уравнение имеет корни! Для этого вычисляем дискриминант. Рассмотрите примеры решения неравенства с параметром. Графический метод решения обладает несомненным преимуществом – можно представить решение наглядно. Для любого свойства, сформулированного на алгебраическом языке, нужно уметь давать геометрическую интерпретацию и, наоборот, по поведению графика параболы дать общую оценку коэффициентов квадратного трехчлена и его корней. Например, если старший коэффициент квадратного трехчлена меньше 0, то ветви параболы направлены вниз. Если дискриминант больше 0, то трехчлен имеет различные действительные корни и парабола пересекает ось абсцисс в двух точках и т.д. Мы рассмотрели лишь некоторые примеры, иллюстрирующие применение графического метода к решению квадратных уравнений и неравенств. Более подробно с методами решения квадратных уравнений, неравенств, их систем вы можете, поработав с интерактивными моделями. Задания тренировочного модуля с разбором. При каких значениях параметра, а квадратное уравнение
Находим дискриминант D=25-4∙2∙5a=25-40a. Уравнение имеет один корень, если D=0, т.е. 25-40a=0, а=5/8. Определите, на каком интервале значения квадратного трехчлена Решаем неравенство: Источник |