МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
3.1 Виды и классификация методов принятия решений при управлении производством
Процесс принятия решения — это выбор варианта решения из нескольких возможных. Он складывается из характерных этапов (рис. 3.1) и носит, как отмечалось ранее, итеративный характер. При принятии решений используются определенные методы. Методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия решения, имеющейся информации, применяемого аппарата (рис. 3.2).
1. В зависимости от способа принятия решений они подразделяются на стандартные и нестандартные.
Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации,’ опыте других специалистов и организаций. Например, при тормозном пути больше допустимого (правила дорожного движения) автомобиль не допускается к эксплуатации; после определенного пробега автомобиль направляется на соответствующий вид ТО (Положение о ТО и Р) и др.
В инженерно-технической службе 80-85% всех решений (у инженера АТП — 80-83%, у главного инженера — 45-55%) приходится на подобные повторяющиеся производственные ситуации. Решения при этом принимаются по следующей схеме: анализ рыночной или производственной ситуации → ее идентификация с одной из стандартных → принятие решения по правилам или аналогии со стандартным: Знание и использование стандартных правил свидетельствуют не об отсутствии творческой инициативы, а о высокой квалификации инженерно-управленческого персонала.
Это, во-первых, сокращает время на принятие решения, разработку и реализацию соответствующих мероприятий; во-вторых, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений; в-третьих, у специалиста высвобождается время для принятия решений в нестандартных, новых или сложных производственных и рыночных ситуациях, требующих сбора информации, ее анализа, расчетов, объединяемых понятием «исследование операций».
К операциям относятся как отдельные мероприятия, проводимые для повышения эффективности системы, так и сложные программы, касающиеся достижения цели, стоящей перед системой в целом. Каждая операция (мероприятие, программа) оценивается ее эффективностью, т.е. вкладом, который обеспечивается при ее выполнении. В общем случае показатель эффективности или целевая функция может зависеть от трех групп факторов (или подсистем).
Рис. 3.1 Блок-схема процесса принятия решения
Рис. 3.2 Классификация методов принятия решений
Первая группа факторов характеризует условия выполнения операции, которые заданы и не могут быть изменены в ходе ее выполнения. Для конкретного АТП это: климатические условия района расположения предприятия, влияющие на надежность парка; дорожные условия обслуживаемого региона, влияющие на надежность и производительность автомобилей и др.
Вторая группа, которая иногда называется элементами решения, может меняться при управлении, влияя на целевую функцию. Эти факторы выбираются из дерева систем ТЭА. Примеры второй группы факторов: качество ТО и ТР, квалификация персонала, уровни механизации и др.
Третья группа — заранее неизвестные условия, влияние которых на эффективность системы неизвестно или изучено недостаточно. Например, конкретные погодные условия «на завтра»; число требований на ТР в течение следующей смены, определяющее простой автомобилей в ремонте, загрузку постов и персонала; психофизиологическое состояние водителя, влияющее на безопасность движения и эксплуатационную надежность автомобиля и др.
При рациональном управлении значение целевой функции улучшается, а при оптимальном — становится наилучшим (минимальным или максимальным).
Первая и третья группыфакторов иногда условно объединяются общим понятием «природа», которое характеризует все внешние для системы условия, влияющие на исход операции, мероприятия, программы.
2. В зависимости от объема и характера имеющейся информации решения подразделяются на: принимаемые в условиях определенности; при наличии риска; в условиях неопределенности.
В условиях определенности состояние природы известно, т.е. третья группа факторов отсутствует или может приниматься постоянной, превращаясь в первую группу.
Когда действуют все три группы факторов, задача выбора решения формулируется следующим образом: при заданных условиях с учетом действия неизвестных факторов требуется найти элементы решения, которые по возможности обеспечивали бы получение экстремального значения целевой функции.
Если может быть определена или оценена вероятность появления тех или иных состояний «природы» (факторов третьей группы), то решение принимается в условиях риска.
Если вероятность состояния «природы» неизвестна, то задача решается в условиях неопределенности.
3. В зависимости от аппарата принятия решений используются:
1) алгоритмический подход (законы, правила, нормативы, формулы);
2) коллективное мнение специалистов (экспертиза);
3) расчетно-аналитические методы для процессов, описываемых аналитически (исследование функций на минимум и максимум, программирование, теория массового обслуживания и др.);
4) моделирование процессов;
5) натурный эксперимент или наблюдение.
3.2. Принятие решений в условия определенности
В условиях определенности состояние «природы» в целевой функции, т.е. внешние условия, полностью известны.
В условиях определенности при принятии решения возможны два подхода.
В стандартных ситуациях целевая функция в каждом конкретном случае не строится (предполагается, что она была построена при разработке соответствующих правил и нормативов), а решение принимается в соответствии с разработанными правилами по схеме: идентификация ситуации с одной из стандартных; выбор стандартных условий, соответствующих ситуации; принятие решения на основе стандартных правил.
Если производственная ситуация нестандартна, т.е. ей нет аналогов в совокупности стандартных решений (или они неизвестны лицам, принимающим решение), то для условий определенности задача принятия решения формулируется следующим образом. Как определить элементы решения (хт), обеспечивающие при заданных условиях (ап) получение экстремального (Umin минимального или Umax максимального) значения целевой функции? В условиях определенности оптимальное значение целевой функции может быть получено графически или аналитически (дифференцированием функции, методами множителей Лагранжа, программированием, моделированием и другими методами).
Пример №1. В АТП необходимо построить цилиндрический резервуар заданной емкости для хранения масла с минимальным расходом листового материала. Очевидно, что целевая функция — площадь (расход) материала
где г — радиус резервуара и 1 — длина резервуара — это элементы решения хт; V -объем — внешние, заданные условия ап.
1) Выражаем один элемент решения через другой:
объем резервуара
2) Подставляем значение 1 в целевую функцию
3) Определяем условия минимизации целевой функции:
в) подставляем значение и получаем
Откуда 2r = l или r = 0,5l, т.е. при таком соотношении радиуса (r) и длины (l) и любом объеме (V) цилиндрического резервуара расход материала всегда будет минимальным (F = Umin). Таким образом, получено стандартное решение, которым затем можно пользоваться уже без дополнительных расчетов.
Абсолютный минимальный расход материала при равном объеме может быть получен при шаровом резервуаре. Однако затраты на его изготовление будут большими, чем у цилиндрического.
Пример №2. С целью экономии расхода энергии на отопление производственного помещения предлагается усилить его теплоизоляцию, что увеличит затраты на саму теплоизоляцию.
Необходимо определить оптимальную толщину теплоизоляции х. Целевая функция в данном случае включает в себя затраты на отопление Ст и затраты на теплоизоляцию Си:
Очевидно, затраты на отопление обратно пропорциональны толщине изоляционного слоя, т.е. Ст = К1/х.
где К1 — коэффициент удельных затрат х на единицу потери тепла.
Затраты на изоляцию пропорциональны толщине теплоизоляционного слоя х, т.е. Си= К2х, где К2 — коэффициент удельных затрат на теплоизоляцию, представляющий собой стоимость единицы толщины (например. 1 см) теплоизоляционного слоя. Целевая функция затрат
то есть чем дороже топливо и дешевле стоимость теплоизоляции, тем больше может быть толщина теплоизоляционного слоя и наоборот.
3.3. Методы принятия решений в условиях дефицита информации
Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная, информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует.
Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой, системе.
Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели, месяцам года и т.п.
Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение «завтрашнего дня», возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления.
Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации.
Такими способами укрупненно являются:
1) Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств.
2) Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования.
3) Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы.
4) Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр.
5) Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным, и ряд других методов.
Источник
Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента
Конспект практического занятия по экономике на тему «Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента», предназначен для обучающихся СПО.
Просмотр содержимого документа
«Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента»
Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента
Цель: научиться определять свободные и экономические блага; изучить понятия – альтернативная стоимость экономических благ, кривая производственных возможностей; изучить и научиться применять на практикезакон возрастающих альтернативных затрат.
Результат обучения: вычисление альтернативной стоимости и недополученной выгоду в условных ситуациях, полной цены ресурсов, используя альтернативную стоимость; примение альтернативной стоимости при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях; вычисление вмененных затрат; построение, анализ и примение кривой производственных возможностей в решении задач; примение закона возрастающих альтернативных затрат в решении задач.
I. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора.
Управление предприятием осуществляется посредством того, что руководители всех уровней в своей деятельности придерживаются некоторых общих положений и правил, которые определяют исходные требования к системе, структуре, организации процесса управления. Эти правила в управленческой литературе обобщены до уровня универсальности (то есть общеприменимости), что составляет суть принципа управления.
Принципы менеджмента представляют основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих функций (планирования, организации, мотивации, контроля).
Принципы управления универсальны, то есть, применимы для воздействия на любую организацию (промышленное предприятие, учреждение образования, государственный комитет и пр.), на любой социум (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.
Принципы управления определяют закономерности формирования и функционирования управляемой системы: ее внутренние переменные, комбинацию методов воздействия на коллектив, формируют организационную культуру, формы власти и влияния руководителя и пр. Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Оно основывается на богатом теоретическом наследии, накопленном в процессе развития человеческой цивилизации и науки менеджмента.
Существует множество подходов к систематизации основных принципов менеджмента. Например, свои системы принципов менеджмента предложили Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и др. классики менеджмента.
К основным принципам менеджмента можно отнести:
1. Принцип обеспечения целевой ориентации в деятельности – то есть все управленческие воздействия должны ориентироваться на достижение целей организации.
2. Корректировка методов воздействия во времени, в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления, постоянное обогащение и гармонизацию средств и методов управления.
3. Нравственность и этика в управлении.
4. Принцип научной обоснованности и оптимизации управления – в процессе развития управляемой системы, как правило, нарастает ее сложность. Оптимизация управления помогает снизить сложность управляемой системы, повысить ее эффективность.
5. Принцип правовой защищенности управленческого решения – требует от руководителей знания действующего законодательства, международных правовых норм и принятия решений, соответствующих и не противоречащих действующим правовым актам.
6. Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении – предполагает, что руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки (централизация) и делегировать часть своих полномочий заместителям, специалистам и т.д. (децентрализация), при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем.
7. Принцип соответствия – означает необходимость определения и поддержания соответствия между полномочиями работника и его ответственностью; между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего; между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.
8. Принцип «обучение через всю жизнь».
9. Принцип эффективности. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля за уровнем затрат в организации, соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.
Метод менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Одна и та же функция менеджмента или реализация принципа менеджмента может предполагать использование различных методов управления.
Для методов менеджмента характерны следующие признаки:
1. Их применение связано ориентирами деятельности организации и образует единую систему;
2. Их использование определяется не столько организационно-правовым статусом, сколько спецификой решаемых задач, особенностями ее внутренней и внешней среды, характеристиками субъектов и объектов управления.
По механизму воздействия выделяют прямые и косвенные методы управления. Использование методов прямого воздействия предлагает непосредственный результат воздействия. Косвенные методы создают условия для достижения результатов.
Правомерно выделение формальных и неформальных методов управления, что отражает характерные черты стиля руководства и лидерства.
По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Объективной основой использования организационно-административных методов менеджмента выступают организационные (формальные) отношения. К формальным взаимоотношениям в менеджменте относят отношения между людьми, возникающие по воле руководства. Они противопоставляются неформальным взаимоотношениям – возникающим между людьми спонтанно, по их собственному желанию. Инструментами реализации организационно-административных методов в менеджменте являются регламент, норматив, инструкция, приказ, распоряжение, устав, организационное требование и пр. Руководитель в этом случае выступает как администратор – его главной задачей является построение эффективных формальных взаимоотношений в организации. Он непосредственно воздействует на своих подчиненных через приказы, распоряжения, инструкции, административные средства поддержания дисциплины и опирается на правовые акты и хозяйственное законодательство. Организационно-административные методы отличаются четкостью директив и предписаний руководителя, обязательностью их выполнения, адресностью обращения к исполнителю. Организационно-административные методы управления основаны на взаимоотношении «власть – подчинение». Причем это взаимоотношение может быть трех видов: вынужденное подчинение (внешне навязанное), пассивное (традиционное) и осознанное подчинение (внутренне обоснованное). Руководителю следует стремиться к установлению осознанного подчинения.
Экономические методы менеджмента основаны на воздействии на экономические интересы сотрудников и через них. Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых создаются экономические условия, заинтересовывающие исполнителей действовать на достижение целей организации. В отличие от организационно-административных методов управления, основанных на непосредственном и прямом обращении к исполнителю, экономические методы в большей степени ориентированы на создание обстановки, среды, которая побуждает исполнителя действовать нужным для организации образом, поскольку это совпадает с его личными экономическими интересами и приведет к удовлетворению личных материальных потребностей. Соответственно, наказание в рамках этих методов связано с неудовлетворением личных потребностей. Инструментами их применения являются заработная плата, система премирования и депремирования работников, различные экономические санкции, штрафы, пени, неустойки, налоги, цены, дотации, субсидии, кредиты, страхование и пр. Они эффективны в условиях экономической самостоятельности объекта управления. Экономические методы управления могут применяться к отдельному исполнителю, к подразделениям предприятия и всему предприятию в целом.
Социально-психологические методы управления основаны на воздействии на межличностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Это совокупность приемов и способов воздействия на межличностные взаимоотношения и связи в организации, на протекающие в них социальные процессы. Их инструментами являются социальные установки, психологическая атмосфера в коллективе, традиции, нормы, моральные стимулы, стиль общения, социально-бытовая инфраструктура организации, неформальные взаимоотношения, стиль лидерства и авторитет руководителя. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, и на 85% — от умения работать с людьми. Эффективность руководителя во многом зависит от его психологической грамотности, знания психологии управления и этики делового общения, умения выслушать и убедить человека, поддержать его, привлечь к управлению организацией путем совместного обсуждения проблем и принятия решений. Значимость социально-психологических методов управления в современной организации постоянно возрастает.
Вместе с тем, для эффективного менеджмента важно умение использовать все методы управления, сочетать и комбинировать их в зависимости от управленческой ситуации.
Текст задания: выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных
1. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:
2. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
Источник