Способы решения производственных проблем

Опыт практического решения проблем на производстве

Каждый день работы производственных менеджеров разного уровня связан с постоянным решением возникающих проблем. Для того чтобы с этим успешно справляться, необходимо максимально быстро находить корневые причины возникновения сложностей и их устранять.

Вначале пару слов о важности темы как таковой. Каждый день работы производственных менеджеров разного уровня связан с постоянным решением возникающих проблем. Прямо начиная с утренней оперативки.

Производство это сложный механизм, который не может работать без проблем даже на высоко эффективных производствах. Такова реальность. Более того я бы сказал из опыта, что управление производством это и есть каждодневное решение проблем и внедрение системных мероприятий для предотвращения их повторного появления. В появлении проблем я не вижу ничего страшного – наоборот, это возможность стать лучше, эффективнее.

Для того чтобы с этим успешно справляться, необходимо максимально быстро находить корневые причины возникновения сложностей и их устранять. Зачастую причину возникновения проблемы путают со следствием – в этом случае проблема повторится снова. Это происходит в частности, когда менеджеры принимают решения не на основе объективных данных и фактов, а на основе мнений. Этого следует избегать. Иначе со временем количество нерешенных проблем будет нарастать как снежный ком и работа превратится в сплошное тушение возникающих «пожаров», т.е. старых и вновь возникающих проблем.

Итак, что нужно чтобы проблемы систематически устранялись и производство становилось лучше? В принципе просто – внедрить формализованный бизнес-процесс решения проблем. Слава богу, изобретать ничего не надо. Подходы уже существуют, их просто надо адаптировать к специфике собственного производства.

Мы применяли несколько – начиная от простого «5 Почему» и «Рыбьей кости» до более сложного и формального «Global 8D».

Пример из жизни. Крупное процессное производство, в течение дня уровень брака готовой продукции с 5% вырастает до 40-50% из-за систематического появления одного дефекта. Ситуация критическая. Что было сделано:

  • введен усиленный контроль качества для предотвращения выпуска некачественной продукции
  • создана кросс-функциональная команда для поиска корневой причины проблемы
  • проблеме было дано четкое определение – тип, место появления, % продукции, пораженной дефектом, другие факты
  • используя диаграмму «Рыбья кость» члены команды нарисовали возможные причины появления дефекта. Они были связаны с оборудованием, материалами, отклонениями от технологии.
  • на основе возможных причин была собрана и систематизирована вся информация по процессу производства с целью ответить на вопрос – что изменилось?
  • были выбраны 3 наиболее вероятные причины
  • по порядку стали внедрять меры чтобы проверить выбранные 3 гипотезы (важно делать это дисциплинированным образом – то есть менять одновременно только один фактор, иначе ситуацию запутаете еще больше)
  • меры не дали результатов, вернулись обратно к диаграмме «Рыбья кость» и статистическим данным технологического процесса
  • выбрали еще 2 гипотезы (как считали менее вероятные), одна почти сразу отпала. При проверке уже 5-ой по счету выяснили что у одного из применяемых в технологии материалов вышел срок годности.
  • заменили партию материала, проблема исчезла.

На все ушло почти 3 суток, очень сложных для всей команды производства. Вначале не могли поверить своим глазам – поставщик материала европейский, с отличной историей поставок. Уже позже выяснили что поставщик перевел поставки на другой завод который отправил нам просроченный материал.

Если бы мы положились на опыт и мнения, мы бы никогда не нашли истинную причину проблемы. Только последовательная работа по методике и анализ объективных фактов позволили это сделать.

Итак, что важно для эффективного решения проблем на предприятии необходимо:

  • внедрить культуру постоянного совершенствования в том числе через эффективное решение проблем. Устраненная причина проблемы позволяет делает работу эффективнее, это должно становится стандартом
  • обучить менеджмент и персонал методикам решения проблем
  • внедрить формальный процесс решения проблем – 100% сотрудников должны быть вовлечены в этот процесс, включая рабочих
  • постоянно убеждаться что процесс работает
  • снова обучать и повышать квалификацию персонала по решению проблем
Читайте также:  Общение как способ решения конфликта

В процессе решения конкретной проблемы нужно:

  • четко описать что ЕСТЬ проблема, и что проблемой НЕ является
  • только КОМАНДА в состоянии быстро найти решение
  • необходимо иметь под рукой всю необходимую информацию по производству (то есть иметь систему сбора и анализа)
  • необходимо четко следовать методике – будут постоянные попытки отклониться и положиться на мнения, а не на факты. Решения принимаются только на основе ФАКТОВ
  • все решения и результаты необходимо протоколировать
  • все гипотезы необходимо проверять по очереди. При этом эксперимент должен быть четко описан.
  • решение о корневой причине принимается только после успешной проверки гипотезы (наблюдения и подтверждения в течение заданного периода времени).

Эффективное решение проблем – один из основных столпов производственных систем успешных мировых компаний включая Тойота.

Источник

12.4.Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений

Стандартная (или рутинная) проблема – отличается полной ясностью и однозначностью целей, затрат и самих решений. Процедура поиска решений осуществляется на основе заранее выработанных правил и методик. Расчеты одновариантны на основе нормативов. Например, определение потребностей в оборудовании, материала в зависимости от производственной программы.

Хорошоструктуризованная проблема – это количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в итоге числовые оценки. Для решения данных проблем используются экономико-математические методы. Например, поиск наилучшей загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

Слабоструктуризованные проблемы (или смешанные) – содержат как качественные, так и количественные элементы, причем первые – неопределенные — стороны проблемы преобладают. Подготовка решений осуществляется с помощью методов системного анализа. Например, создание новых производственных комплексов, техническое перевооружение производства, совершенствование организации управления крупным объектом.

Неструктуризованные проблемы – отличаются неопределенностью и неформализуемостью выбора курсов действий. Суждения, опыт, интуиция руководителей, квалифицированных специалистов приобретает решающее значение. Научные методы состоят в правильной организации экспертных опросов, квалифицированной подготовке данных.

12.5. Основные этапы процесса выработки решения

Для того, чтобы выработать какое-либо решение необходимы:

профессиональные знания для работы над проблемой;

формальные правила для выработки решения.

Для выработки всех решений осуществляются следующие этапы:

Выявление проблемы. Признаки, по которым можно судить о том, что существуют определенные проблемы, требующие решения, можно выделить в 2 группы:

принятое и реализованное ранее решение не дает ожидаемого результата (например, невыполнение плановых показателей указывает на наличие проблемы). Данные проблемы могут быть выявлены на любом уровне управления, функциональными подразделениями (плановый отдел, финансовый отдел, технологический отдел и т.д.), т.е. это обязанность руководителей линейных и функциональных служб;

возникли новые внешние и внутренние условия, которые ведут к изменению цели. Например, продукция на рынке имеет спрос ниже предполагаемого уровня, появились возможности улучшить технологический процесс, конкуренты выпустили новую продукцию и т.д.

Эти проблемы гораздо сложнее и не всегда фирма имеет возможность для систематического анализа изменения условий. Это объясняет необходимость выделения определенных сил в организации, которые должны обеспечить отслеживание действия факторов окружающей среды.

Анализ проблемы и постановка диагноза. Необходимо определить природу недостатков (причинно-следственные связи). Причины возникновения проблемы могут быть следующими:

первоначальный план действий был неудовлетворительным;

план действий был оптимальным, но его исполнение оказалось неудовлетворительным;

существенным образом изменились события как во внешней среде, так и внутри предприятия и текущие действия не отвечают новым требованиям – необходима смена целей.

Поиск вариантов разрешения проблемы. Прежде всего, выявляются ограничения по различным ресурсам, по системе законодательства. Затем разрабатываются альтернативные варианты на основе следующих подходов:

изучения прошлого опыта (как своего, так и чужого), литературы, изучения современной деятельности других организаций;

использования различных методов генерирования идей (мозговой штурм, метод аналогий, морфологический анализ, метод контрольных вопросов и т.д.;

объявления конкурса на решение проблемы;

привлечения сторонних организаций.

Очень часто вместо поиска наилучшего решения происходит перебор вариантов только до тех пор, пока не появится такой, который удовлетворяет определенному приемлемому минимальному стандарту. Крайне необходим спектр действительно отличающихся альтернатив, в том числе и рассмотрение возможности бездействия.

Читайте также:  Какие газовые автоматические установки пожаротушения аупт бывают по способу тушения

Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения.Только после составления списка альтернатив следует переходить к их оценке, т.е. оценить достоинства, недостатки, возможные последствия (положительные и отрицательные). Оценка осуществляется в соответствии с ранее принятыми критериями, как количественного, так и качественного характера (например, социального – улучшение психологического климата в коллективе). При этом используются стоимостные оценки (прибыль), а также экспертные оценки. Широко используется метод бальных оценок. Очень часто выбирается не лучший вариант, а в связи со сложностью проблемы и большими ограничениями – «удовлетворяющий».

Согласование проекта решения. Этот этап необходим для реакции на принимаемое решение различных подразделений, а также более полного выявления всех возможных последствий решения. Для этого:

составляется перечень подразделений предприятия, на деятельность которых может повлиять это решение;

в подразделениях подготавливаются замечания и предложения по сути решения;

замечания и предложения рассматриваются в том органе управления, который готовил это решение и если замечания обоснованы – то вносятся коррективы.

Утверждение решения – это одобрение одним лицом или группой лиц, которые имеют на это официальное право, и юридическое закрепление акта принятия решения (подпись документа, выпуск приказа или постановления).

На окончательное рассмотрение и утверждение представляется полная документация, характеризующая ожидаемую эффективность решения.

7. Подготовка решения к реализации (зачастую этому этапу не придается должное значение) – введение промежуточных сроков выполнения отдельных работ до исполнителей и т.д.

8.Организация выполнения решения – обратная связь:

Условия для успешной реализации решения создаются в период его подготовки и принятия. В самом решении предусмотрено, кто, где, когда и каким образом выполняет отдельные задачи.

Решение должно доводиться до исполнителей, разъясняться персоналу, пропагандироваться. Всегда необходимо живое слово по доведению смысла и значения, последствий выполнения и невыполнения решения. Пропаганда решения должна быть тем шире, чем более широкий круг лиц задействован в его выполнении. В процессе управления часто встречаются случаи, когда в процессе своего движения до исполнителя решение постепенно искажается, неправильно интерпретируется. Необходимо следить за тем, как происходит процесс истолкования решения.

Во многих случаях требуется обучение новым методам работы.

Организация контроля за выполнением решения (обратная связь): своевременно выявлять отклонения от заданной программы, принимать меры по устранению наметившихся отклонений. Практическая трудность состоит в том, что приходится контролировать ход выполнения многих решений.

Обратная связь состоит в обеспечении корректировки решения в процессе его реализации по причине: плохой организации выполнения решения; серьезных изменений в обстановке; ошибками, допущенными в самом решении. Корректировка также может быть связана с появлением более благоприятных условий, а также появлением более благоприятных решений.

При неблагоприятной ситуации возможно прекращение выполнения решения.

Источник

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Управление производством представляет собой сложную систему, замкнутый цикл последовательных этапов решения управленческих проблем. В ходе производственного процесса постоянно возникают эти проблемы в области технологии производства, психологических или экономических аспектов взаимоотношений в производственных коллективах, в области финансов, материально-техническом обеспечении производства, сбыте продукции и других. Основанием для обнаружения управленческой проблемы является информация о состоянии всех участков деятельности производственной системы. Отсутствие четко налаженной информации о функционировании всех участков производства не позволяет своевременно выявить возникшие недостатки в работе и выработать решение по их ликвидации [1].

Большинство производственных предприятий во всем мире, ежедневно сталкиваются с разнообразными задачами, анализ и эффективное решение которых, обеспечивает устойчивое и конкурентоспособное положение предприятия на рынке. Работа производственных менеджеров разного уровня связана с постоянным решением возникающих проблем. Для того чтобы с этим успешно справляться, необходимо максимально быстро находить корневые причины возникновения сложностей и их устранять. Управление производством это и есть каждодневное решение проблем и внедрение системных мероприятий для предотвращения их повторного появления. Нужно внедрить формализованный бизнес-процесс решения проблем, адаптировать его к специфике собственного производства.

Итак, для эффективного решения проблем на предприятии необходимо:

Читайте также:  Способы ремонта технологических трубопроводов

— внедрить культуру постоянного совершенствования через эффективное решение проблем. Устраненная причина проблемы делает работу эффективнее, это становится стандартом.

— обучить менеджмент и персонал методикам решения проблем;

— внедрить формальный процесс решения проблем – все сотрудники должны быть вовлечены в этот процесс;

— обучать и повышать квалификацию персонала по решению проблем.

В процессе решения конкретной проблемы необходимо иметь под рукой всю необходимую информацию по производству (иметь систему сбора и анализа) и четко следовать методике, все решения и результаты протоколировать.

Также важно уделить внимание проблеме управления сбытом. Как правило, предприятия хорошо знают своих текущих контрагентов, при этом слабо владеют информацией о рынке сбыта своей продукции в других регионах, не говоря уже о целенаправленном изучении тенденций развития рынка сбыта. Пока ситуация на рынке стабильна – все нормально, но как только появляются новые конкуренты – появляются проблемы со сбытом. Для производственных предприятий характерна фокусировка внимания на процессе производства продукции, как наиболее сложном в техническом плане. Однако в современных условиях сбыт продукции в полном объеме гарантировать невозможно, и если на предприятии нет хорошего коммерческого директора, оно просуществует недолго.

На многих предприятиях наблюдается недостаток оборотных средств и высокая кредитная нагрузка. Как минимум, это мешает предприятиям финансировать собственное развитие и модернизацию производства, а как максимум – проблемы с элементарной закупкой сырья для производства продукции. Причины возникновения такого рода проблем коренятся в просчетах при управлении финансами и в отсутствии достаточного объема выручки. А это зависит от проблем в области маркетинга и сбыта, от того, что не было налажено полноценного управленческого учета и бюджетирования.

Проблемы в области финансового обеспечения несут за собой и еще одну проблему – низкую заработную плату работников и невозможность привлечь и удержать квалифицированные кадры.

Многие компании для решения проблем переходят на программное решение, основанное на сервисно- ориентированной архитектуре (SOA) и использование ERP-систем. Они позволяют повысить итоговую прибыльность за счет сокращения потерь внутренних процессов. Системы работают в режиме реального времени и позволяют повысить эффективность всех подразделений компании, контролировать запасы, проводить прогнозирование и календарное планирование.

Также эффективна технология управления производством посредством системы класса MES, связывающей воедино технологический процесс и бизнес уровни управления предприятием в единый информационный комплекс, решая при этом множество важнейших для промышленного предприятия задач. Однако максимальный эффект от использования всех автоматизированных систем, присутствующих на предприятии, можно получить только при создании единого информационного пространства, с помощью которого все системы могут оперативно и своевременно обмениваться информацией.

Используя системы управления ресурсами предприятия, ориентированные на предприятия производственного типа, а именно, поддерживающие основные бизнес-процессы производственного предприятия, такие как объемно-календарное и оперативное планирование, учет производства на рабочих местах (MES-интерфейсы), интеграцию с системами конструкторско-технологической подготовки производства, можно добиться решения множества типичных проблем и задач на различных уровнях управления предприятием. Можно сократить производственные издержки, складские запасы готовой продукции, запасы сырья и материалов, сократить незавершенное производство, планируя производственные заказы так, чтобы сократить время ожидания их в очереди на обработку на следующей стадии, повысить производительность за счет оптимального использования всех занятых в производстве единиц оборудования и улучшить качество обслуживания клиентов [2].

Итак, с помощью технологий, оптимизирующих процессы внутри предприятия, обеспечивающих быстроту и точность обмена информацией, руководство любой производственной компании имеет высокие шансы добиться успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке, расширить географию деятельности, выбрать наиболее удачную стратегию и устранить неэффективные звенья в цепочке поставок предприятия. Средством достижения лидирующего положения в отрасли является координация сложных взаимосвязей, определяющих предложение, спрос и реализацию намеченных планов, которые обеспечивают достижение новых, передовых уровней экономической деятельности.

1. Серебренников Г. Экономические аспекты организации производства: учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – С. 180.

2. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М.: ИЦ РИОР, 2015. – 128 c.

Источник

Оцените статью
Разные способы