Способы решения проблемы занятости

9.4. Пути решения проблемы занятости в условиях России.

Многообразие проблем, возникающих перед руководством страны в трансформационный период, к числу которых относятся: проблемы стабилизации, оживления и устойчивого развития народного хозяйства страны; задачи структурной перестройки, диверсификации и конверсии экономики; проблемы конверсии оборонных отраслей, перевода значительной части машиностроения на выпуск гражданской продукции; задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции с особой остротой ставят проблему занятости.

Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся негативной ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ, жесткостью выработанной годами и десятилетиями предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы.

Программа решения проблемы занятости населения — комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране.

Как было выяснено выше, государственное регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в качестве исходного пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения.

В принятых в настоящее время программных документах вместо перспективных целевых установок социально-экономического развития сформулированы цели и инструменты текущего регулирования экономики и решения текущих социальных проблем, такие как либерализация цен, приватизация и разгосударствление, достижение финансовой сбалансированности и пр. Основным приоритетом экономической и социальной политики правительство видит решение проблемы обуздания инфляции. Вместе с тем, зачастую цели борьбы с инфляцией приходят в противоречие с целями социально-экономической политики.

Мерами по сокращению безработицы могут быть следующими:

трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест;

организация общественных работ;

поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса;

переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;

использование гибких форм занятости;

широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для современного состояния экономики России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитое механизма государственного регулирования занятости населения.

Одним из важнейших последствий социально-экономического развития в последние годы явился рост неравенства населения страны по уровню доходов и богатства. Целевые установки по формированию класса капиталистов (которые предполагались в качестве эффективных собственников) выполнены. Однако, это не повело к появлению эффективной экономики.

С позиции государственного регулирования социальных процессов главная проблема состоит во введении социальных показателей в русло допустимых пределов, которые ставят границы социального недовольства и социального взрыва. Для этой цели необходимо разработать и применять на практике при разработке и реализации государственных программ и планов системы нормативов, определяющих государственные стандарты уровня и качества жизни населения. Речь идет о таких законодательно принятых документах, как минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, соответствующая прожиточному минимуму.

Приоритетными направлениями государственной политики в отношении потенциальных безработных должны быть:

а. опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников,

б. использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики,

в. усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных.

При разработке государственного бюджета (его расходных статей) необходимо придать ему социальную направленность, для чего целесообразно защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации.

Права и обязанности федеральной государственной службы занятости.

В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют следующие права:

запрашивать от всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;

разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

распоряжаться средствами выделяемыми Государственным фондом занятости;

оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.

На каждом уровне управления трудовыми ресурсами и занятостью населения организуются локальные базы данных о высвобождаемых работниках, о незанятом трудоспособном населении, о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

В составе Федеральной государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль за исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве российских граждан за рубежом, допускается по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной государственной службы занятости.

В России создан Государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, средств республиканских и мутных бюджетов. добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других поступлений, предназначен для финансирования служб и нужд занятости населения.

Переход к рынку обострил имевшиеся и породил новые проблемы занятости. Появились реально обозначающийся рынок труда, новые трудовые отношения, обусловленные возникновением прежде фактически не существовавших форм собственности, все больше ощущаются факторы крупной структурной перестройки.

В нынешних условиях обнаруживаются свойственные рыночной экономике тенденции роста качества труда, творческой инициативы, совершенствования знаний и навыков работников, которые в свою очередь повышают требования к условиям и содержанию труда.

Содержание политики в области занятости не должно исходить из последней как самоцели. Суть в том, чтобы обеспечить занятость не ради нее как таковой, а в целях повышения эффективности производства, полноценной реализации права человека на труд, создания достойных условий его жизни.

Задачи государственных органов по социальной защите населения.

Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:

Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека) в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения.

Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении общественных фондов потребления (ОФП). Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения. При этом из ОФП обеспечивается минимальный гарантированный уровень материальных благ и услуг для всех слоев населения. Более высокий уровень потребления из ОФП должны получать главным образом социально слабые (незащищенные) слои населения.

Читайте также:  Способы подвешивания контактного провода

Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления должна получить система научно обоснованных социальных нормативов.

Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.

Роль государственных органов разного уровня за соблюдение социальных гарантий для населения различна.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий; осуществляются общие программы; регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.

Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.

Предприниматели могут устанавливать дополнительные льготы и преимущества своим работникам и членам их семей за счет своих средств.

Большинство отраслей социальной сферы — здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство — включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий (которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств). Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов — дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).

Ключевые понятия 9:

Экономически активное население.

Экономически неактивное население.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Безработица: фрикционная, структурная, циклическая.

Методы государственного регулирования занятости:

Варианты политики в области занятости: активный,

Программа решения проблемы занятости населения — Институты по обеспечению эффективной занятости. — федеральная служба занятости.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция занятости в условиях экономики переходного периода.

2. Методы и формы регулирования рабочих мест и занятости.

3. Теоретические основы решения проблемы занятости.

4. Состояние рынка труда в Российской Федерации.

5. Образование, подготовка и переподготовка кадров.

6. Инструментарий прогнозирования занятости и рынка труда.

7. Программа решения проблемы занятости населения: необходимость разработки и реализации.

8. Права и обязанности федеральной службы занятости.

9. Мероприятия по сокращению уровня безработицы.

Источник

Способы решения проблемы занятости

В каждой стране приняты свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

Согласно официальным данным Минтруда — безработица в 2020 году (на конец января) снизилась. И, пожалуй, это последние оптимистичные прогнозы 2020 года. Мы умышленно их приводим здесь, чтобы Вы сравнили как могло быть и как стало по факту после корректировок пандемии.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.

В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

Страна Период Значение Ед. изм. Пред. значение
Европейский Союз янв. 2020 6.2 % 6.2
Турция янв. 2020 13.8 % 13.7
Черногория янв. 2020 15.35 % 16.21
Босния и Герцеговина фев. 2020 32.62 % 32.75
Греция фев. 2020 16.1 % 16.2
Киргизия фев. 2020 3 % 3
Норвегия фев. 2020 3.5 % 3.7
Пуэрто-Рико фев. 2020 7.8 % 9.6
Словения фев. 2020 7.9 % 8.2
Уругвай фев. 2020 10.5 % 8.5
Руанда ноя. 2019 15.4 % 16
Таджикистан ноя. 2019 2.1 % 2.1
Австралия мар. 2020 5.2 % 5.1
Беларусь мар. 2020 0.2 % 0.3
Бельгия мар. 2020 5.3 % 5.2
Болгария мар. 2020 6.7 % 6.2
Бразилия мар. 2020 12.2 % 11.6
Венгрия мар. 2020 3.7 % 3.5
Германия мар. 2020 3.5 % 3.4
Гонконг мар. 2020 4.2 % 3.7
Дания мар. 2020 4.1 % 3.7
Еврозона мар. 2020 7.4 % 7.3
Израиль мар. 2020 3.4 % 3.3
Исландия мар. 2020 3.3 % 5
Италия мар. 2020 8.4 % 9.3
Казахстан мар. 2020 4.8 % 4.8
Канада мар. 2020 7.8 % 5.6
Кипр мар. 2020 6.7 % 5.8
Колумбия мар. 2020 12.6 % 12.2
Литва мар. 2020 9.8 % 9.4
Люксембург мар. 2020 6.1 % 5.5
Макао мар. 2020 2.1 % 1.9
Малайзия мар. 2020 3.9 % 3.3
Мексика мар. 2020 2.9 % 3.6
Нидерланды мар. 2020 2.9 % 2.9
Перу мар. 2020 7.8 % 7.1
Польша мар. 2020 5.4 % 5.5
Россия мар. 2020 4.7 % 4.6
Румыния мар. 2020 4.6 % 3.9
Словакия мар. 2020 5.2 % 5.1
США мар. 2020 4.4 % 3.5
Таиланд мар. 2020 1 % 1.1
Тайвань мар. 2020 3.76 % 3.7
Финляндия мар. 2020 7.3 % 6.9
Хорватия мар. 2020 8.6 % 8.3
Чили мар. 2020 8.2 % 7.8
Швеция мар. 2020 7.1 % 8.2
Южная Корея мар. 2020 3.8 % 3.3
Япония мар. 2020 2.5 % 2.4
Венесуэла дек. 2018 6.4 % 7.3
Австрия апр. 2020 12.8 % 12.2
Ирландия апр. 2020 5.4 % 5.3
Чехия апр. 2020 3.4 % 3
Швейцария апр. 2020 3.3 % 2.9
Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации
в возрасте 15 лет и старше
(по данным выборочных обследований рабочей силы
в среднем за ноябрь 2019 г.- январь 2020 г.)
Численность
рабочей
силы,
тыс. человек
В том числе Уровень, в %
занятые безра-
ботные
участия в рабочей силе заня-
тости
безра-
ботицы
Российская Федерация 75639,2 72151,9 3487,2 62,5 59,6 4,6
Центральный
федеральный округ
21403,6 20779,3 624,3 64,3 62,4 2,9
Белгородская область 827,1 795,2 31,8 63,5 61,1 3,9
Брянская область 586,4 566,5 19,9 57,9 55,9 3,4
Владимирская область 726,7 695,6 31,1 62,7 60,0 4,3
Воронежская область 1180,8 1132,2 48,7 59,5 57,0 4,1
Ивановская область 517,2 499,0 18,2 60,6 58,5 3,5
Калужская область 538,6 517,8 20,8 63,3 60,9 3,9
Костромская область 301,2 289,5 11,6 56,9 54,7 3,9
Курская область 566,3 543,9 22,4 60,5 58,1 4,0
Липецкая область 599,2 577,3 21,9 62,2 60,0 3,7
Московская область 4245,6 4134,8 110,7 67,7 65,9 2,6
Орловская область 343,0 323,3 19,6 54,5 51,4 5,7
Рязанская область 552,1 527,7 24,4 58,0 55,5 4,4
Смоленская область 467,8 444,8 23,1 58,0 55,1 4,9
Тамбовская область 502,4 483,4 19,0 57,0 54,8 3,8
Тверская область 654,7 627,8 26,9 60,9 58,4 4,1
Тульская область 798,2 767,3 30,9 62,5 60,1 3,9
Ярославская область 644,4 613,9 30,5 61,0 58,1 4,7
г.Москва 7352,0 7239,2 112,8 68,4 67,4 1,5
Северо-Западный
федеральный округ
7492,9 7216,8 276,1 64,0 61,6 3,7
Республика Карелия 303,1 280,7 22,4 59,1 54,7 7,4
Республика Коми 428,8 395,3 33,4 63,3 58,4 7,8
Архангельская область 565,1 530,0 35,1 59,8 56,1 6,2
в том числе
Ненецкий авт.округ
22,1 20,3 1,8 65,6 60,3 8,0
Архангельская область
без авт.округа
543,0 509,6 33,3 59,6 55,9 6,1
Вологодская область 554,4 529,3 25,1 57,8 55,2 4,5
Калининградская область 550,8 528,2 22,6 66,4 63,6 4,1
Ленинградская область 974,8 939,9 34,9 62,5 60,2 3,6
Мурманская область 422,2 396,3 25,9 68,2 64,0 6,1
Новгородская область 299,5 285,7 13,7 59,5 56,8 4,6
Псковская область 300,6 284,4 16,2 56,2 53,2 5,4
г.Санкт-Петербург 3093,8 3046,9 46,8 67,7 66,7 1,5
Южный
федеральный округ
8186,2 7756,7 429,5 60,1 56,9 5,2
Республика Адыгея 200,9 184,4 16,5 54,3 49,9 8,2
Республика Калмыкия 131,2 119,9 11,3 60,3 55,1 8,6
Республика Крым 924,0 871,5 52,5 58,3 55,0 5,7
Краснодарский край 2835,3 2697,9 137,4 61,4 58,4 4,8
Астраханская область 501,4 464,8 36,6 61,2 56,7 7,3
Волгоградская область 1248,3 1178,2 70,1 59,2 55,9 5,6
Ростовская область 2124,9 2027,7 97,2 60,1 57,3 4,6
г.Севастополь 220,2 212,2 8,0 59,9 57,7 3,6
Северо-Кавказский
федеральный округ
4653,5 4128,5 525,0 61,4 54,5 11,3
Республика Дагестан 1430,8 1237,7 193,1 61,7 53,3 13,5
Республика Ингушетия 259,8 191,4 68,4 72,6 53,5 26,3
Кабардино-Балкарская
Республика
441,7 392,4 49,4 64,2 57,0 11,2
Карачаево-Черкесская
Республика
210,1 186,2 24,0 56,0 49,6 11,4
Республика Северная
Осетия – Алания
304,6 263,2 41,4 54,3 46,9 13,6
Чеченская Республика 635,5 549,6 85,9 64,9 56,2 13,5
Ставропольский край 1370,9 1308,0 62,9 59,6 56,9 4,6
Приволжский
федеральный округ
14790,8 14172,9 617,9 60,9 58,3 4,2
Республика Башкортостан 1925,6 1834,9 90,7 58,8 56,0 4,7
Республика Марий Эл 342,9 328,7 14,2 61,9 59,4 4,1
Республика Мордовия 435,2 414,8 20,4 63,4 60,4 4,7
Республика Татарстан 2035,5 1969,6 65,9 64,0 62,0 3,2
Удмуртская Республика 783,2 750,8 32,4 64,4 61,7 4,1
Чувашская Республика 601,3 574,0 27,4 59,8 57,1 4,5
Пермский край 1212,0 1147,5 64,5 57,3 54,3 5,3
Кировская область 632,2 604,2 28,0 59,7 57,0 4,4
Нижегородская область 1748,6 1677,2 71,4 64,5 61,9 4,1
Оренбургская область 932,0 891,5 40,6 58,4 55,8 4,4
Пензенская область 654,0 628,1 25,9 58,0 55,7 4,0
Самарская область 1674,0 1612,4 61,6 62,8 60,5 3,7
Саратовская область 1203,4 1153,3 50,1 58,2 55,8 4,2
Ульяновская область 611,0 586,0 25,0 58,2 55,8 4,1
Уральский
федеральный округ
6351,0 6084,3 266,7 63,8 61,1 4,2
Курганская область 372,2 339,7 32,5 54,2 49,4 8,7
Свердловская область 2155,9 2069,4 86,5 61,2 58,8 4,0
Тюменская область 1951,8 1895,8 56,0 67,2 65,2 2,9
в том числе:
Ханты-Мансийский
авт.округ — Югра
910,2 889,3 20,8 70,4 68,8 2,3
Ямало-Ненецкий
авт.округ
314,0 308,2 5,8 75,4 74,0 1,8
Тюменская область
без авт.округов
727,6 698,2 29,4 60,8 58,4 4,0
Челябинская область 1871,1 1779,4 91,7 65,8 62,5 4,9
Сибирский
федеральный округ
8553,1 8059,6 493,5 61,4 57,9 5,8
Республика Алтай 95,9 83,6 12,3 60,0 52,3 12,9
Республика Тыва 121,4 107,1 14,3 56,1 49,5 11,8
Республика Хакасия 242,0 222,6 19,4 56,9 52,4 8,0
Алтайский край 1144,1 1081,5 62,7 59,5 56,3 5,5
Красноярский край 1492,7 1430,0 62,7 63,9 61,2 4,2
Иркутская область 1185,4 1102,6 82,8 62,2 57,9 7,0
Кемеровская область 1291,7 1227,1 64,6 59,0 56,1 5,0
Новосибирская область 1426,1 1347,4 78,7 62,2 58,7 5,5
Омская область 1009,1 939,1 70,0 63,4 59,0 6,9
Томская область 544,6 518,6 26,0 61,7 58,7 4,8
Дальневосточный
федеральный округ
4208,1 3953,8 254,3 63,8 59,9 6,0
Республика Бурятия 436,3 395,2 41,0 57,8 52,4 9,4
Республика Саха (Якутия) 501,8 464,5 37,2 67,9 62,9 7,4
Забайкальский край 524,4 476,3 48,2 62,5 56,7 9,2
Камчатский край 181,2 173,9 7,3 69,9 67,1 4,0
Приморский край 1000,0 948,8 51,1 63,0 59,7 5,1
Хабаровский край 695,4 671,1 24,3 63,9 61,7 3,5
Амурская область 405,9 384,9 20,9 63,1 59,9 5,2
Магаданская область 85,0 81,1 3,9 72,2 68,9 4,6
Сахалинская область 274,2 260,1 14,1 68,7 65,1 5,1
Еврейская авт.область 73,0 68,4 4,6 56,5 52,9 6,3
Чукотский авт.округ 30,8 29,4 1,4 79,6 75,9 4,6
В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

По официальным данным количество безработных россиян с начала 2020 года выросло на 44 тыс. — до 735 тыс. человек, сообщил 15 апреля 2020г. министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Годом ранее в это же время на учете в центрах занятости состояли 813 тыс. человек. То есть, безработица даже пошла на убыль, если ориентироваться на данные Минтруда. Однако…

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

«Когда мы говорим о 5–6 млн человек, о которых сейчас говорит Высшая школа экономики, это, в принципе, одно из сценарных развитий, один из сценариев, которые Министерство труда на сегодняшний день просчитывало у себя, то есть мы четко отследили тенденции, которые складываются на рынке, мы понимаем, что при развитии событий один из сценарных условий соответствовал такому уровню безработицы», — сказал глава Минтруда в эфире телеканала «Россия 24»

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

«Масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности»

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?

В России, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест правительство составило несколько пакетов мер поддержки — подробнее читайте здесь.

Также в связи с пандемией пособие по безработице выросло с 8 тысяч до размера МРОТ — 12 130 рублей напоминает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. По его мнению, раньше россияне неохотно регистрировались в качестве безработных из-за низкого размера пособия. Многие россияне надеялись на единовременные выплаты от государства, как например, это было сделано в США, но чиновники сообщили, что «денег с вертолетов никто скидывать не будет» и что такие выплаты не эффективны.

«Вы знаете, там тоже дискуссия идет о том, что надо немедленно всем выплатить из бюджета. Это тоже неправильно. Бюджеты треснут, они не смогут даже обеспечивать систему здравоохранения и так далее», — сказал Сергей Собянин в интервью «Первому каналу» 3 апреля.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

На этом экспертные оценки возможного масштаба безработицы в России не заканчиваются. Еще год назад главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития Алексей Кашепов в научном журнале ВНИИ труда опубликовал статью, в которой предсказал рост безработицы с 3,5 — 4 млн до 7,7 — 7,8 млн человек, тогда еще без учета пандемии, без обвала нефтяного рынка и курса рубля. Эксперт закладывал лишь данные «Росстата» и прогнозы Минэкономразвития по росту производительности труда до 2024 года и увеличению пенсионного возраста.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин: те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По мнению Капелюшникова, прогноз Кудрина и подобные оценки антинаучны. Как быстро закончатся деньги, запланированные на пособия и субсидии, прогнозировать пока невозможно. Для этого нужно иметь данные хотя бы за два последних месяца по тем россиянам, которые окажутся безработными из-за пандемии нового коронавируса. Но даже если безработица вырастет с 4,5% до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку, отмечает эксперт. «Мы это уже проходили в 90 — х годах прошлого века, в кризис 2008-2009 годов. Тогда тоже звучали страшные прогнозы, но все, кто их давал сели в калошу», — заключает эксперт.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек.

Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

МЕРЫ: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Франция. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек. Об этом сообщает «Рамблер». Также оплата за коммунальные счета и квартплату отменены для всех.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Австрия. Уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-ом. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го. Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны. Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких «туристических» городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тыс. человек остались без работы. На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам. Об этом сообщает «Рамблер».

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони отметил: «Безработица вырастет, но вместе с тем принимаемые меры ограничат этот рост. Ущерб от пандемии отразится на рынке труда, но своевременные и существенные мера правительств и европейских институтов помогут сократить потерю рабочих мест, вместе с тем ожидается значительное снижение отработанных часов».

Кстати, в 2019 году лидер по безработице в Европе была Украина.

В 2020 году лидер по безработице в Европе -……. Название страны будет вписано после окончания пандемии, ведь не только все хорошее имеет свойство заканчиваться.

В России правительство увеличило размер выплаты пособия, ввели пакеты мер для поддержки бизнеса (в т.ч. беспроцентные кредиты на выплату зар.платы сотрудникам, чтобы те не пополнили ряды безработных).

В других странах ввели ежемесячные выплаты. А как Вы считаете какие меры самые эффективные? Пишите в комментариях.

В следующей статье мы расскажем про пособия по безработице в разных странах. Чтобы прочитать первыми свежие материалы ASP News достаточно оформить подписку здесь.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник

Читайте также:  Тилозин для кошек способ применения
Оцените статью
Разные способы