Способы решения проблемы дефицита государственного бюджета

Существует четыре главных способа решения проблемы дефицита государственного бюджета

1. Сокращение расходов бюджета. Госорганы вынуждены прибегать к секвестру, т.е. урезанию расходов «на ходу» в процессе исполнения уже действующего бюджета.

2. Увеличение доходов бюджета. Это возможно за счет повышения налогов.

3. Денежная эмиссия. Выпуск новых денег неизбежно приведёт к инфляции, т.к. он опережает рост производства, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

4. Государственные займы – у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят как сам долг, так и начисленные по нему проценты.

Для оценки «тяжести долга» используют показатели:

1. По отношению суммы задолженности к ВВП – этот показатель демонстрирует, насколько велик долг по сравнению с источником его погашения, производством.

2. По абсолютной сумме долга, он просто фиксирует объем долгового бремени.

3. В расчете на душу населения, в неблагополучной стране население расплачивается задержками зарплаты и пособий, уплатой более высоких налогов.

Дефициты госбюджета и правительственные долги вызывают негативные последствия, опасность попадания общества в порочный долговой круг и связана с необходимостью постоянного рефинансирования (возврат сумм + выплат %%). С этой ситуацией связаны понятия мораторий (отсрочка или воздержание от каких-либо действий, например: отсрочка погашения долгов, запрет на смертную казнь) и дефолт (невыполнение обязательств, неплатеж, отказ от уплаты долга).

Фискальная (fiscus от лат. корзина) политика, она же налогово-бюджетная, служит главным источником доходов госбюджета.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц и поступающие в государственный и местные бюджеты.

Основные виды налогов:

1. По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома); налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (налог на «вредные привычки», при покупке вина, водки, сигарет).

2. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность). Косвенные налоги включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Сюда же относятся две позиции – акцизы и таможенные пошлины. Акцизы – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Бывают двух вариантов: а) Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак), б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (налог на добавленную стоимость). Таможенные пошлины – это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу и имеют разное назначение: защита национального производства от иностранных конкурентов, пополнение госбюджета и пр.

3. По способу определения размера налога различают три основные системы. Пропорциональными называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. У прогрессивных налогов ставка по мере роста дохода тоже растет (такой налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким % налога) и поэтому иногда полезен и регрессивный налог, ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются (он стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов).

4. По уровню бюджета , в который поступают налоговые суммы, выделяют налоги общенациональные (идущие в государственный или федеральный бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней.

5. По порядку использования различают общие налоги, которые поступают в единую кассу страны и целевые, имеющие своё конкретное назначение.

Читайте также:  Этимологических каким способом образовано

1. Фискальная – что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами для развития общественного сектора страны.

2. Регулирующая – снижение или повышение налогов стимулирует или сдерживает развитие определенных сфер экономики. Использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост; влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе. Благодаря таможенным пошлинам государство активно воздействует на потоки экспорта-импорта.

3. Перераспределительная – собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, поддержку аграрного сектора).

При этом важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений. Эту связь между ставками и поступлениями налогов отражает кривая Лаффера.

Все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа:

1. Дискреционные регуляторы – вводятся в действие специальным решением соответствующих властей. Через принятие очередного постановления, закона время от времени вводятся дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и т.д.

2. Автоматические – включаются сами в нужный момент благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы (например, при индексации заработных плат).

Источник

Способы решения проблемы дефицита бюджета

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1) сокращение бюджетных расходов;

2) изыскание источников дополнительных доходов;

3) выпуск необеспеченных денег для расхода;

4) одалживание денег у граждан, банков, организаций, других государств и иностранных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой, а реально самый безболезненный. К началу 90-х годов доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла 60%. Даже после приватизации, освободившись от предприятий с титулами “планово-убыточные” доля госрасходов страны никак не опускается ниже 50% (хотя в развитых странах 40%), а причина в том, что государству достаются финансировать те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Например “на шее” госбюджета висит почти вся сфера образования. В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату и немалую. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей в школах и вузах за плату.

Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишиться шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.

По этому максимум того, что пока может себе позволить российское государство, — понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате чего государственные школы, больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение новых книг и пособий, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к увольнению в запас кадровых офицеров.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Самый лучший способ – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако, реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины, но это путь опасный и ведет часто к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;

во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения.

Такую картину хорошо иллюстрирует линия Лаффера (рис. 1).

Первая линия – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. На второй линии — за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту

Читайте также:  Метод проекций способы проецирования свойства инварианты параллельного проецирования

Рис. 1Кривая Лаффера – модель налоговой политики.

а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – выпуск государством денег сверх реальных потребностей экономики. Этот способ на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста – общенациональный рынок, немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавка.

Также известно, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Дело в том, что расходы нужно осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги берутся с доходов вчерашних, при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а возрастает.


Одалживание денег. Государство при нехватке денег может одолжить их и получится тождество.

У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего у собственного, то есть государственного банка. Но изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. По этому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег.

Одалживание денег, решает одну проблему и немедленно рождает другую проблему иную – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг

Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

1) внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей страны;

2) внешний – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями предоставившим деньги взаем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социально – политическим конфликтам. Иное дело, если привлеченные в долг деньги используются неразумно. Тогда обслуживание государственного долга повисает на бюджете тяжким грузом и государство оказывается перед нелегким выбором:

Ø либо прекратить погашение долга “заморозить” его до лучших времен;

Ø либо для погашения долга сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики.

Очевидно, что любая из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам.

Предотвращение таких ситуаций может только проведение очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

Список использованной литературы

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1999

2. Липсиц И. В. Экономика (книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997.

3. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.

4. Любимов Л. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.

5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000

Источник

Решение проблемы роста дефицита государственного бюджета

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность государственного бюджета

Бюджет государства – это документ, отражающий баланс доходов и расходов национальной экономики на будущий календарный год.

В нем определяются приоритетные направления финансирования реального сектора, социальных программ, иных политических решений. Часть средств уходит на содержание органов власти и центрального аппарата управления. Другие резервы отчисляются на обеспечение военной безопасности, финансовой независимости и экономической стабильности национальной экономики. Государственный бюджет является инструментом воздействия власти на экономические процессы в стране.

Доходы бюджета складываются из налогов, таможенных сборов и иных обязательных платежей. Расходы определяются потребностями аппарата управления, общества, решениями в сфере социального и экономического развития. Государством осуществляется бюджетный процесс, который включает в себя этапы разработки, исполнения и контроля над исполнением бюджета. В России бюджет имеет три уровня:

  1. Бюджет федерального уровня, а также внебюджетные фонды государства.
  2. Местные или муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды восполняемые средствами от местных налогов.
  3. Региональные бюджеты и внебюджетные фонды.
Читайте также:  Виферон от бородавок способ применения

Составление бюджета предполагает соблюдение баланса его доходов и расходов, однако, достижение их равенства возможно лишь теоретически. На практике бюджет испытывает дефицит или профицит в зависимости от соотношения расходов и доходов. В случае профицита излишек средств переносится на следующий календарный год. При дефиците запускается программа преодоления негативных тенденций. Как правило, происходит урезание расходов, т. е. секвестр.

Причины возникновения дефицита бюджета

Дефицит предполагает нехватку средств. В случае дефицита бюджета наблюдается перерасход финансов, несоответствие расходов доходам. Достаточно часто наблюдается ситуация, когда поступление доходов не окупает все предстоящие расходы. Составление плана бюджета на следующий год происходит согласно принципу сбалансированности. Он заключается в том, что запланированные траты не должны превышать предполагаемое количество поступающих в бюджет денег. Доходы охватывают не только очевидные источники, но и различного рода заимствования, иностранные инвестиции и другое. Если в результате планирования бюджет выглядит несбалансированным, то он не может называться бюджетом.

Готовые работы на аналогичную тему

Составление бюджета с профицитом так же нецелесообразно, так как такой бюджет повышает нагрузку на экономику.

Причинами возникновения дефицита бюджета можно назвать:

  1. Увеличение расходов государства в ходе экономических преобразований, изменений в промышленности.
  2. Рост долга государства, его неоплаченной части.
  3. Экономический кризис, снижающий доходы бюджета.
  4. Форс-мажор.
  5. Ошибки в организации и управлении финансовой системой страны.
  6. Несоответствие объемов государственного финансирования социальной жизни общества доходам бюджета.
  7. Коррупционные явления.
  8. Жесткая налоговая политика, увеличивающая теневую часть экономики.

Преодоление дефицита бюджета является одной из приоритетных задач экономики. Как правило, он накапливается десятилетиями, переходя из года в год. Часть расходов сократить невозможно, другая часть может вызвать социальные волнения в обществе. Кроме того, искать новые пути увеличения доходов бюджета достаточно сложно из-за ограниченности инструментов государственного влияния на экономику. Самый очевидный способ – увеличение налогового бремени, негативно сказывается на производстве, способствует росту криминальных явлений в экономике.

Дефицит бюджета может быть структурным и циклическим. Первый проявляется при любых показателях сальдо. Это естественное явление при поступательном экономическом развитии. Циклический дефицит возникает при спаде деловой активности и уменьшении поступлений из налоговой системы.

Преодоление роста дефицита бюджета государства

Очевидным выходом из дефицита бюджета является поиск источников дополнительных доходов. Однако, в рамках национальной экономики такой подход может вызвать негативные тенденции. Например, дополнительная эмиссия денег позволяет повысить доходы государства, вызывая неуправляемую инфляцию. Более выигрышным методом управления доходами может стать дополнительный выпуск государственных долговых обязательств. Он позволяет пополнить казну без влияния на рост цен.

Покрытие дефицита может осуществляться за счет увеличения налоговой нагрузки на субъекты экономики. Введение налогов, либо повышение их ставок позволяет увеличить доход в краткосрочной перспективе. В долгосрочной этот метод может привести к снижению деловой активности, сокращению совокупного дохода, увеличению теневой части экономики.

Самым действенным методом является постепенное уменьшение расходов бюджета. Применение этой тактики начинается с конца предыдущего бюджетного года. Стоит отметить, что существуют статьи бюджета, расходы по которым сократить невозможно. Например, выплата государственного долга.

Покрытие дефицита осуществляется двумя способами – денежным и долговым. Первый метод подразумевает кредитование финансовой системы страны Центральным банком. То есть, главный банк страны увеличивает объем эмиссии. Инфляция начинается из-за того, что часть денежной массы не подкреплена национальным продуктом. Эта мера преодоления дефицита хорошо работает в краткосрочные периоды. Выпуск облигаций является инструментом долгового финансирования. Использование облигаций не ведет к увеличению денежной массы.

Могут применяться другие источники доходов бюджета. Например, поступления от продажи государственных ценных бумаг на фондовом рынке, реализации запасов драгметаллов, разница курса валют. Внешними источниками могут быть иностранные кредиты, кредиты национальных организаций в иностранной валюте, средства, поступающие от займов, ранее выданных государством.

Источник

Оцените статью
Разные способы