Способы решения проблемы безбилетника

Налоговые проявления и характерные пути решения «проблемы безбилетника» в контексте развития российской экономики

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.06.2021 2021-06-11

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Предет, К. А. Налоговые проявления и характерные пути решения «проблемы безбилетника» в контексте развития российской экономики / К. А. Предет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82280/ (дата обращения: 23.11.2021).

Встатье автором рассматривается основа «проблемы безбилетника» и её возможные теоретические пути решения. Осуществляется анализ проявления существующей проблемы в российской экономике в форме налоговых преступлений. Выделяются возможные пути решения существующей проблемы в контексте развития экономики России.

Ключевые слова: проблема безбилетника, теоретические пути решения, проявление в российской экономике, налоговые преступления, государственный контроль, государственно-частное партнёрство.

Исследуя основу общественного сектора экономики страны, одним из наиболее значимых предметов учёные рассматривают общественные блага. Помимо различных свойств, критериев и видов, описывающих теоретическую основу общественных благ, учёные также широко рассматривают различные явления, проблемы и парадоксы, связанные с ними.

Так, например, И. В. Васильев в своей работе подчёркивает небесплатную основу предоставления общественных благ. Хоть данный тип благ и создаётся не за счёт частных лиц и рынков, а обеспечивается государством, на его реализацию также необходимо финансирование, осуществляемое путём распределения налоговых сборов с граждан. В связи с этим может возникнуть широко известная в теории общественных благ «проблема безбилетника», или как пишет И. В. Васильев «проблема «зайца».

Учёный говорит о том, что суть данной проблемы заключается в стремлении индивида к получению общественного блага без уплаты за него. Каждый индивид стремится получить максимальную полезность, неся при этом минимум издержек, сводимых к нулю. Несмотря на существование положительного эффекта от общественных благ при пользовании всеми индивидами, всё же есть и негативные моменты функционирования [1, с. 21].

Так, проблема «безбилетника» порождает проблему недопроизводства общественных благ, а значит и отсутствие эффективности по Парето. Ведь уклонение от платы за пользование благом приводит к невозможности его реализации, что говорит о явной неэффективности и перспективе достижения оптимума только при строгом регулировании безбилетников. Поэтому главной целью в производстве общественных благ является достижение их эффективного создания при наличии «безбилетников» [5].

Учёными выделяются совершенно различные пути решения существующей проблемы безбилетника, но чаще всего они представлены в теоретическом выражении. Рассмотрим данные способы решения.

  1. Модель Линдаля, где группа индивидов имеет определённую договорённость по общим и частным расходам в получении общественного блага. Здесь же существует и цена Линдаля, которая отображает предельную готовность платить за данное благо, а равновесие достигается при классическом равновесии спроса и предложения на общественное благо.
  2. Налог Кларка, которым облагаются те индивиды, которые имеют склонность к неправильной оценке своей полезности от потребления. Налог Кларка равняется стоимости изменения благосостояния остальных жителей в том случае, когда данные индивиды не участвуют в общем выборе.
  3. Селективные (избирательные) стимулы, проявляющиеся в предоставлении некоторым индивидам особых прав в качестве поощрения при участии в процессе реализации общественных благ. То есть в зависимости от степени вклада индивида в производственном процессе будет определяться возможность получения им исключительного права [7, с. 279].

В контексте развития российской экономики также имеет место проблема «безбилетника». Причём данная проблема выражается через различные формы при потреблении общественных благ. Но наиболее существенной проблемой является уклонение от налогов, относящееся к уголовному преступлению, налоговая задолженность и другие правонарушения в отношении налоговых выплат государству, на основе которых происходит финансирование общественных благ.

Для оценки состояния данной проблемы обратимся к рисунку, на котором представлены два графика, отражающих общее количество направленных в суд уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров по данному виду преступлений соответственно в период с 2009 по 2016 года.

Рис. 1. Соотношение лиц, в отношении которых уголовные дела направлены в суд, к осуждённым лицам (по налоговым преступлениям) [6]

По данным, указанным на графиках, можно сказать, что в период с 2009 по 2010 года наблюдалось резкое сокращение как в количестве всех направленных в суд уголовных дел по налоговым преступлениям, так и в количестве обвинительных приговоров по тому же виду преступлений. После данного сокращения, в период с 2010 по 2016 года по двум графикам можно заметить небольшие колебания, которые в целом образовывали ситуацию к выравниванию в преступности налогового характера. В целом, за рассмотренный временной отрезок наблюдалось существенное сокращение уголовных дел и приговоров по налоговым преступлениям в среднем практически в 4,5 раза [6].

Читайте также:  Способ закупки закупочная сессия что это

Также, чтобы увидеть, каким образом дела, связанные с налоговой преступностью в России, обстоят на данный момент, обратимся к рисунку, на котором приведена актуальная информация по статистике преступлений экономической направленности и статистике налоговых преступлений.

Рис. 2. Преступления экономической направленности и налоговые преступления из числа экономических по состоянию на 2020 год [2]

Исходя из рассмотрения приведённых данных можно отметить, что по состоянию на 2020 год количество зарегистрированных налоговых преступлений из числа экономических составило 3062, что является на 17,2 % ниже, чем в предыдущем году. Всего было выявлено 1562 лица, совершивших налоговые преступления, что на половину процента больше, чем в 2019 году. В целом, заметим, что многие показатели по отношению к предыдущему году сокращаются, что является хорошей тенденцией. Но, несмотря на это, эксперты утверждают, что реальное количество уголовных дел такого характера может возрасти, так как судом не были рассмотрены некоторые уголовные дела из-за мер ограничения за период пандемии [2].

Также для выяснения текущей обстановки обратимся к данным по налоговым преступлениям за последние годы. Так, эксперты говорят о том, что ежегодные потери для бюджета России от налоговых преступлений составляют приблизительно 58 млрд. руб. Но, несмотря на ежегодные существенные потери, в период с 2016 по 2019 года число правонарушений такого характера стабилизируется и имеет тенденцию к небольшому сокращению. Так, по состоянию на 2019 год ущерб от экономических преступлений, в которые также включаются правонарушения налогового характера, составил около 447,2 млрд. руб., где значение 85,2 указывает на налоговые преступления.

В сравнении с 2018 годом ущерб от налоговых преступлений сократился на 9,7 млрд. руб. и на 4,1 % сократилось общее число экономических преступлений. Но, при существующих проблемах такого характера, существует и положительная динамика в структуре налоговых поступлений. Так, было отмечено, что к концу 2019 года, за последние пять лет налоговые сборы в реальном выражении увеличились в 1,4 раза [4].

Несмотря на существующие проблемы налогового и экономического характера, представляющие собой главную часть общей проблемы «безбилетника» в российской экономике, всё же существует тенденция к покрытию налоговыми поступлениями определённых налоговых «пробелов». Тем не менее, государство стремится к абсолютному контролю данных преступлений и разработке мер, предупреждающих их возникновение. Таким образом, государство стремится к регулированию проблемы и беспрепятственному распределению существующих средств из бюджета для реализации общественных благ и социально необходимых преобразований.

Помимо общих способов, к которым часто прибегает государство для решения проблемы «безбилетника» также выделяют решение данной проблемы с помощью функционирования частного сектора. Применение механизмов рыночного типа рассматривают в качестве наиболее эффективного способа решения определённых «провалов государства» и различного рода проблем, с которыми государству порой бывает слишком трудно справиться [3].

С помощью использования и применения различных особенностей, знаний и навыков, характерных частному сектору, можно провести передачу реализации и продвижения различных социальных благ частным организациям, выступающими в роли посредника между государством и потребителями общественных благ.

Взаимодействие государства и частного сектора, образующее государственно-частное партнёрство для проблемы «безбилетника» является одним из доступных решений. Само государственно-частное партнёрство предполагает передачу планов и разработок по обеспечению того или иного вида общественного блага для последующей его реализации частным сектором. Данный метод, несмотря на многие достоинства, имеет и определённые недостатки. Среди достоинств выделяют более узкий контроль за потреблением блага конкретного типа, закрепляемого за частным предприятием. В данном случае контроль осуществить проще, поскольку отдельная область частного сектора способна контролировать свой круг потребителей, а значит, не возникнет трудностей с контролем «безбилетников». Относительно недостатков рассматривают несение больших издержек, связанных с передачей информации государством частному сектору. Поэтому в данном случае возникает определённая проблема, связанная с затратами и выгодами от такого метода [3].

Читайте также:  Способ маринования грибов маслята

Таким образом, можно сказать, что проблема «безбилетника» в российской экономике проявляется в самых различных формах. Существующую проблему в контексте развития российской экономики важно рассматривать с государственной точки зрения, поскольку именно за государством закрепляется право контроля и регулирования как налоговой сферы, так и других областей, связанных с возможностью реализации социально необходимого улучшения. Исходя из текущего состояния существующей проблемы, государству необходимо разрабатывать и принимать соответствующие меры контроля проблемы «безбилетника» вне зависимости от того, функционирует ли государство напрямую либо же с помощью посредничества в лице частного сектора и других значимых сфер.

Источник

В чем заключается проблема безбилетника, пути ее решения

В экономике проблема безбилетника возникает тогда, когда те, кто пользуется ресурсами, благами и услугами, не платят за них. Это приводит к тому, что их количество уменьшается. Все остальные вынуждены платить за них еще больше. Если количество безбилетников продолжает увеличиваться, то возможна ситуация, когда производство блага прекращается совсем. Основной вопрос состоит в том, чтобы ограничить фрирайдерство и негативные эффекты от него. Проблема безбилетника возникает тогда, когда права собственности нечетко определены и неэффективно регулируются.

Общие сведения

Когда один человек не покупает билет на автобус, а едет в нем на работу, это не создаст никаких проблем для экономики. Так он сэкономит некоторую часть своего бюджета. Но что делать, если так начнут делать многие? За счет чего будет оплачиваться труд водителя, ремонтироваться автобусы и покупаться новые? Скорее всего, собственник попытается укрепить контроль и увеличить штрафы. Если билет на автобус заставить покупать большинство пассажиров не удастся, то маршрут закроют. А значит, пострадают не только те, кто не платил, но и вполне добропорядочные граждане.

Особенно часто встречается проблема безбилетника при распределении общественных благ. Она возникает, если оплата за них является добровольной. Сходная концепция используется в теории переговоров, антимонопольном законодательстве, психологии и политологии. Например, некоторые участники команды могут начать меньше выкладываться, если считают, что в ней есть фрирайдеры. Сходная ситуация возникает при наличии недобросовестных членов профсоюза. Ярким примером являются расходы на оборону. Кто-то может не платить налоги, но он все равно может рассчитывать на такой же уровень защиты, как и остальные граждане.

Как экономическая концепция

Если говорить о том, в чем заключается проблема безбилетника, то ее суть можно свести к тому, что существует определенная группа людей, которая получает выгоду от использования благ, но не платит за них. Это приводит к их недопроизводству. Такая ситуация связана с неэффективностью по Парето. Эффект безбилетника отражается на запасах ресурсов, которые являются общей собственностью, приводя к их быстрому истощению. Достаточно сложно распределить такие блага справедливо, потому что у руководства нет необходимой информации. Если же спросить людей, как они оценивают их стоимость, то они с большой вероятностью недооценят ее. Кроме того, при распределении общественных благ трудно исключить из него неплательщиков. Если слишком много людей начинают заниматься фрирайдингом, то в конечном счете наступит момент, когда система или сервис перестанут работать из-за недостаточности средств.

Исследование вопроса

В чем смысл проблемы безбилетника (фрирайдера, зайца, неплательщика), активно изучают специалисты в области общественного сектора экономики. Часть граждан уклоняется от уплаты налогов, делая более тяжелым существование всего остального населения. Данной проблеме посвящены работы Викселля, Линдаля и Масгрэйва. Их сферой интересов была сфера эффективного налогообложения. Данной проблемой также занимались специалисты по бизнесу, международным экономическим отношениям, теории интеграционных объединений, защите окружающей среды. Однако в отечественной литературе фрирайдинг освящен слабо. Большинство публикаций на эту тему связано исключительно с теневым сектором экономики.

Фигура фрирайдера

Проблема безбилетника имеет следующие последствия:

  • недопроизводство общественных благ;
  • ухудшение их качества;
  • чрезмерное истощение ресурсов, которые используются всеми.

Классическим примером является «трагедия общин». Она возникает тогда, когда группе выделяют кусок земли. Если не регламентировать и не регулировать количество выпасаемых коров, то вскоре им не сможет пользоваться никто.

Однако фрирайдер – это не только человек, который не вносит определенную сумму денег за потребляемое им благо. Проблема есть и тогда, когда он не рассчитывается за него и в других формах. Например, служба в армии, оказание неформальной услуги коллегам, качественная работа, информация. Действия фрирайдера противоречат этическим, общественным и групповым нормам поведения, национальному и международному законодательству. Часто такое поведение является осознанной гражданской позицией. И она отрицательно влияет на всех остальных потребителей данного общественного блага. Проблема безбилетника связана с вопросом социальной справедливости.

Читайте также:  Какими способами можно заполнить табель учета рабочего времени

Идентификация безбилетника

Чтобы выявить фрирайдера, нужно сначала определить существование самого блага. Безбилетник на транспорте может намеренно не оплачивать проезд и забыть это сделать. Так, нужно различать фрирайдера и субъекта, не знающего о необходимости оплаты. Последний может не понимать, что потребляет общественное благо. Проблема идентификации безбилетника часто связана с быстрыми изменениями в современном обществе. Многие общественные блага характеризуются достаточно сложной структурой. Поэтому трудно определить, в каком именно звене начали появляться фрирайдеры.

Проблема недооценки общественных благ

Если спросить человека, достаточно ли ему платят, то он, скорее всего, ответит на этот вопрос отрицательно. Однако зачастую мы склонны недооценивать работу других. Происходит так и с общественными благами. Их производство чаще всего приходится частично финансировать государству. Кроме того, часто трудно заранее учесть все расходы, поэтому цена общественного блага может быть заниженной.

Причины появления безбилетников

Чаще всего фрирайдинг – это осознанный выбор и жизненная позиция. Люди могут считать общественное благо навязанным и ненужным. Возможна также ситуация, когда их не удовлетворяет его качество. Еще одной причиной являются низкие доходы населения. В этом случае люди ищут способ избежать дополнительных расходов и сэкономить таким образом. Однако если безбилетники появляются из-за низкого качества сервиса, то как можно его повысить, если имеется хроническое недополучение денег из-за них? Получается замкнутый круг.

Для решения проблемы необходимо изменить сам хозяйственный механизм создания общественных благ, его финансирования и потребления. Многие специалисты считают необходимым их трансформацию в услуги и товары индивидуального пользования. Часть политиков выступает за временную приостановку предоставления, например, воды, газа, электроэнергии неплательщикам. Однако для этого нужна эффективная законодательная база.

Фрирайдер внутри организации

Одной из разновидностей проблемы безбилетника является использование недобросовестными бизнесменами благоприятной среды, созданной другими предпринимателями. Фрирайдинг возникает тогда, когда физическое лицо работает под «вывеской» определенного бренда, но не делает никакого вклада в его положительный имидж. Еще одним примером может стать доцент престижного университета, который не занимается научной деятельностью. Он пользуется преимуществами своей деятельности, но не вносит свой вклад в рейтинг кафедры, на которой работает. Также поступает и солист Большого театра, не совершенствующий свое мастерство. Он только эксплуатирует «вывеску», а сам не вносит никакого вклада в будущее заведения. Сходная проблема может возникнуть в профсоюзе или любой другой организации. Для решения этой проблемы многие компании не переводят на франчайзинговую основу все операции. Так они могут контролировать качество предоставляемых дистрибьюторами услуг.

Существует фрирайдинг и внутри организации. Он появляется тогда, когда у группы людей возникает возможность уклонения от выполнения своих функций. Для его устранения компании проводят реструктуризации. За выполнением работы должен осуществляться эффективный контроль. Следует отметить, что чем больше группа, тем острее начинает стоять проблема безбилетника. И ей можно противодействовать только через тщательную оценку деятельности каждого работника. Поэтому часто расходы на обнаружение фрирайдеров не стоят полученного эффекта.

Возможные выходы

Решение проблемы безбилетника является задачей правительства. В государстве должны быть не только нормативные правила, но и механизмы принуждения к их исполнению. Чаще всего государством применяются меры для предотвращения деградации окружающей среды и чрезмерного использования ресурсов. Они включают введение различных налогов и поощрение благотворительных взносов. Также возможна ситуация, когда общественные блага превращают в товары индивидуального потребления.

На практике

В РФ проблема безбилетника, примеры которой можно найти во всех сферах общественных отношений, очень распространена. Роль государства в национальном хозяйстве постоянно возрастает. Оно стремится не только обеспечить нормальную работу рыночных механизмов, но и смягчить социально-экономические проблемы.

Однако необходимость государства в качестве регулятора является достаточно спорным вопросом. В долгосрочном периоде от этого могут быть значительные потери. Это связано с тем, что производство общественных благ государством обеспечивается за счет налогообложения. А в этой сфере особенно распространена, как мы уже выяснили, проблема безбилетника. Поэтому здесь важен баланс между ролью государства и коллективными действиями небольших групп людей. Достаточно целесообразным является участие правительства в создании так называемых чистых общественных благ, а вот в выпуске смешанных его лучше минимизировать.

Источник

Оцените статью
Разные способы