Информационная асимметрия: понятие, способы устранения, последствия для экономики
Информационная асимметрия влияет на решения в сделках, где одна сторона информирована больше, чем другая. Она создает дисбаланс власти, который может привести к сделочным ошибкам или рыночному провалу в худшем случае. Примерами этой проблемы являются неблагоприятный отбор, монополия знаний и моральный риск.
Понятие
Информационная асимметрия возникает, когда одна сторона экономической сделки обладает большими материальными знаниями, чем другая. Это обычно проявляется, когда продавец товара или услуги обладает большими знаниями, чем покупатель, хотя возможно обратное. Почти все экономические операции сопряжены с информационной асимметрией.
Разбивка информации
Вам будет интересно: Налично-денежный оборот — это. Определение, сущность, принципы и структура
Информационная асимметрия — это специализация и разделение знаний в обществе применительно к экономической торговле. Например, врачи, как правило, знают о медицинской практике больше, чем их пациенты. Ведь, благодаря обширному образованию и обучению врачи специализируются на медицине, тогда как большинство пациентов — нет. Этот же принцип применяется к архитекторам, преподавателям, сотрудникам полиции, адвокатам, инженерам, инструкторам по фитнесу и другим специально подготовленным специалистам.
Вам будет интересно: Экономическая среда: понятие и общая характеристика
Модели
Модели информационной асимметрии и ее проявления предполагают, что по крайней мере один участник сделки имеет соответствующую информацию, в то время как другой — нет. Некоторые из них могут также использоваться в ситуациях, когда по крайней мере одна сторона может обеспечить соблюдение определенных частей соглашения или принять эффективные ответные меры за их нарушение, в то время как другая сторона сделать этого не может.
В неблагоприятных моделях отбора невежественная сторона не имеет информации при согласовании договора о сделке. В случае морального риска она не осведомлена о выполнении согласованной сделки или не имеет возможности отомстить за нарушение соглашения.
Экономические преимущества
Последствия информационной асимметрии для экономики могут быть не только отрицательными, но и благоприятными. Ее рост является желательным результатом рыночной экономики. Когда работники специализируются и становятся более продуктивными в своих областях, они могут обеспечить большую ценность для сотрудников других сфер. Например, услуги биржевого маклера более ценны для клиентов, которые не знают достаточно, чтобы купить или продать свои собственные акции с уверенностью.
Вам будет интересно: Методы расчета цен: способы расчета, экономическая обоснованность и примеры
Одной из альтернатив постоянно расширяющейся информационной асимметрии является обучение работников во всех областях, а не специализация в тех, где они могут обеспечить наибольшую ценность. Хотя с этим могут быть связаны большие издержки и, возможно, более низкий совокупный объем производства, что приведет к снижению уровня жизни.
Другая альтернатива заключается в том, чтобы сделать большие объемы информации доступными и недорогими, например через Интернет. Важно отметить, что это не заменяет информационную асимметрию. Это приводит лишь к смещению ее из более простых областей в более сложные.
Недостатки
В определенных обстоятельствах информационная асимметрия может привести к неблагоприятному отбору и моральным рискам. Это ситуации, когда индивидуальные экономические решения гипотетически хуже, чем они были бы, если бы все стороны обладали более симметричной информацией. В большинстве случаев с решением проблемы морального риска и неблагоприятного отбора справиться достаточно просто. В этом может помочь информационное агентство.
Рассмотрим неблагоприятный выбор на примере страхования жизни или страхования от пожара. Клиенты с высоким риском, такие как курильщики, пожилые люди или люди, живущие в засушливой местности, могут с большей вероятностью приобрести страховку. Это может повысить страховые взносы для всех клиентов, вынудив остальных отказаться от страховки. Решение состоит в том, чтобы выполнить актуарную работу и страховой скрининг, а затем взимать различные премии с клиентов на основе связанных с ними потенциальных рисков.
Финансы
Информационная асимметрия, как правило, наиболее велика в тех областях, где информация является сложной, труднодоступной или и той, и другой сразу. Например, относительно трудно получить эксклюзивную информацию при торговле антиквариатом, но достаточно легко в таких областях, как право, медицина, технологии или финансы.
Для предотвращения злоупотреблений со стороны финансовых специалистов в отношении клиентов финансовые рынки часто полагаются на репутационные механизмы. Финансовые консультанты и фондовые компании, которые оказываются самыми честными и эффективными распорядителями активов, как правило, получают клиентов. Нечестные или неэффективные агенты теряют клиентов или сталкиваются с юридическими убытками.
Неблагоприятный отбор
Согласно экономической теории, информационная асимметрия является наиболее проблематичной, когда она приводит к неблагоприятному отбору на рынке. Теоретически она ведет к неоптимальному рынку, даже когда обе стороны на бирже ведут себя рационально. Эта субоптимальность дает предпринимателям стимул брать на себя риск и способствовать более эффективному результату.
Реакция рынка
Существует несколько широких методов решения проблем, связанных с неблагоприятным отбором. Один из них — решение для производителей предоставлять гарантии и возврат. Это особенно заметно на рынке подержанных автомобилей.
Другой интуитивный и естественный ответ для потребителей и конкурентов — действовать в качестве мониторов друг для друга. Восполнить пробелы информации помогут потребительские отчеты, лаборатории страховщиков, нотариусов, обзор онлайн-услуг, а также информационные агентства.
Изучение эффективных рыночных механизмов известно как теория проектирования, которая является более гибким ответвлением теории игр. Ее авторы — Леонид Гурвич и Дэвид Фридман.
Сигнализирование
Одним из способов устранения информационной асимметрии является сигнализирование. Первоначально эту идею озвучил Майкл Спенс. Он предложил людям сигнализировать о своей ситуации, правдоподобно передавая информацию другой стороне и устраняя асимметрию. Эта идея была изучена в контексте подбора на рынке труда. Работодатель заинтересован в приеме на работу нового сотрудника, который является «опытным в обучении». Конечно, все будущие сотрудники будут утверждать, что они квалифицированны в обучении, но только они знают, действительно ли это так. Это информационная асимметрия.
Спенс предлагает, например, считать поступление в колледж надежным сигналом о способности учиться. Окончив колледж, квалифицированные люди сигнализируют о своем мастерстве потенциальным работодателям. Однако окончание колледжа может просто служить сигналом о том, что они способны платить за обучение, сигналом о готовности людей придерживаться ортодоксальных взглядов или подчиняться авторитету.
Скрининг
Пионером теории скрининга был Джозеф Стиглиц. Она заключается в том, что недостаточно информированная сторона может побудить другую сторону раскрыть свою информацию. Стороны могут предоставить меню выбора таким образом, что он будет зависеть от частной информации другого участника.
Примеры ситуаций, когда продавец обычно располагает более полной информацией, чем покупатель, многочисленны. Они включают продавцов подержанных автомобилей, ипотечных брокеров и кредиторов, биржевых маклеров и агентов по недвижимости.
Примеры ситуаций, когда покупатель обычно имеет лучшую информацию, чем продавец, включают продажу недвижимости, страхование жизни или продажу антиквариата без предварительной профессиональной оценки стоимости. Эта ситуация была впервые описана Дж. Кеннетом Эрроу в «Статье о здравоохранении» в 1963 году.
Джордж Акерлоф в своей научной работе «Рынок лимонов» замечает, что средняя стоимость товара имеет тенденцию снижаться даже для тех, кто имеет продукцию отличного качества. Из-за информационной асимметрии недобросовестные продавцы могут подделывать товары и обманывать покупателя. В результате многие люди не готовы рисковать.
Государство
В XX веке интерес к проблемам неправильного экономического развития во многом был обусловлен проблемами формирования мировой экономики. Роль государства в минимизации информационной асимметрии велика и глобальна. Она заключается в следующем:
- единая навигационная система посредством Интернета;
- информационные ресурсы, предоставленные государством, которые содержат сведения о всей деятельности федеральных государственных органов с обязательным предоставлением доступа частным организациям и гражданам;
- инфраструктура точек с общественным доступом к информации о любой деятельности всех федеральных органов государственной власти;
- система регистрации и оформления граждан с предоставлением информации, возможностью запросов и контролем за их исполнением;
- система публикации и своевременного распространения.
Создание единого информационного пространства — одна из главных задач государства, способная справиться с данной ролью.
Источник
Решение «проблемы информационной асимметрии»: сигналы о качестве
Что такое информационная асимметрия
1.2. Причины информационной асимметрии
1.3. Решение «проблемы информационной асимметрии»:
сигналы о качестве
1.4. Рынок «лимонов» Джорджа Акерлофа
1.5. Парадокс Коуза. Ценовая дискриминация.
3. Тестовый вопрос.
Информационная асимметрия: причины, формы проявления, последствия (модель Акерлофа и парадокс Коуза).
Что такое информационная асимметрия
Информационная асимметрия (Information asymmetry) – это ситуация, при которой одна из групп участников рынка владеет, необходимой для ведения своих дел информацией, а другая группа не владеет.
В случае совершенной конкуренции, когда цены на рынке устанавливаются автоматически, согласно уровню спроса и предложения. Отсюда следует, что альтернативные издержки точно соответствуют уровню цен, определенных спросом и предложением, и, следовательно, достаточно точно передают информацию о себе продавцам, покупателям и владельцам ресурсов. Этот случай является примером симметричного распределения информации, который позволяет хозяйствующим субъектам, абсолютно эффективно координировать экономическую деятельность.
Но, в реальности, случай совершенной конкуренции невозможен, поэтому продавцы и покупатели на рынке всегда сталкиваются с неравномерным распределением информации. Одной из сторон всегда известно то, чего не знает другая сторона сделки.
Причины информационной асимметрии
Проблема асимметрии информации является одной из важнейших предпосылок функционирования общественного сектора, но для этого необходимо, во-первых, выявить причины асимметрии информации, которые возникают на различных рынках, а во-вторых, по возможности определить пути воздействия на соответствующие рынки.
Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации об объекте сделки, о порядке осуществления сделки и ее возможных последствиях, что может быть вызвано следующими причинами:
— получение информации, как известно, связано с затратами ресурсов, поэтому рациональный экономический субъект не будет платить за информацию в случае, если предельные издержки на ее получение будут превышать предельный доход от ее использования;
— информация не всегда надежна. Так, в силу изменения экономической среды информация, полученная экономическим субъектом сегодня и завтра, может устареть и, следовательно, ее нельзя использовать для принятии экономических решений;
— экономические субъекты не в состоянии оценить весь объем доступной информации. При этом определенная часть совокупной информации теряется;
— не все экономические субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволяют им оценивать поступающую информацию.
Неполнота информации является обязательным условием экономической жизни, что может оказывать влияние на условия и особенности функционирования рынков, приводить к дополнительным трансакционным издержкам для экономических субъектов. Важно заметить, что наибольшее воздействие на рыночную активность может оказывать особый вид неполноты информации — асимметричная информация, которая создает реальные возможности злоупотребления одним из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации ведет к резкому снижению общественного благосостояния.
Решение «проблемы информационной асимметрии»: сигналы о качестве
В реальной жизни мы наблюдаем не так много рынков, где блага низкого качества действительно вытесняют высококачественные блага, поскольку этому препятствует, во-первых, деятельность государства, которая направлена на поддержку производителей и продавцов именно высококачественных благ; во-вторых, активная деятельность соответствующих независимых организаций потребителей; в-третьих, целенаправленная политика, которую проводят производители высококачественных благ.
Далее можно рассмотреть деятельность государства, которая, поддерживая производителей высококачественных благ, использует следующие рычаги:
поддержка стандартизации и сертификации;
контроль рекламной активности продавцов;
Стандарты представляют собой набор критериев, которым должен соответствовать продукт. Они могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и в рамках специальных инициатив союза потребителей, промышленников и т.д. Сертификация представляет собой определение соответствия того или иного продукта стандарту. Она тоже может осуществляться по инициативе промышленников, но по отдельным продуктам государственными органами сертификация может быть предусмотрена в обязательном порядке. К таким видам товаров безоговорочно относятся рынки продуктов питания и лекарственных препаратов.
При этом заметим, что стандарты и сертификаты могут приносить и побочные отрицательные результаты. Во-первых, они очень часто используются в откровенно антиконкурентных целях. Во-вторых, стандартизация не предусматривает возможность разработки новых продуктов, которые могут не укладываться в рамки существующих стандартов. В-третьих, что также очень важно, стандартизация и сертификация связаны с дополнительными издержками, а следовательно, они приводят и к повышению цены, ограничивая доступ некоторой части потребителей на рынок.
Контроль рекламной активности субъектов рынка предполагает преградить путь недостоверной информации, которая способствует вытеснению добросовестных продавцов недобросовестными. В России в настоящее время действует Федеральный закон «О рекламе», который ограничивает рекламную деятельность на рынке. Федеральная антимонопольная служба активно противодействует недобросовестным рекламодателям как на федеральном, так и на региональных рынках, но рекламное законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы недобросовестного информирования покупателей. Оно может предотвратить агитацию низкокачественного продукта, но не его производство и реализацию.
Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Примером регулирования цен в РФ служит рынок алкогольной продукции. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера позволяет повысить конкурентоспособность высококачественных товаров, поскольку при относительной разнице в цене они становятся более предпочтительными для покупателя.
Государственное регулирование неспособно полностью решить данную проблему, поскольку большая часть низкокачественной продукции продается в «сером» секторе экономики. Поэтому необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, направленные на предоставление информации покупателям. Репутация фирмы-производителя и продавца — вот самый действенный метод убеждения покупателей. Производителю, обладающему высокой репутацией, продажа некачественного товара, как правило, невыгодна, поскольку продавец несет потери от утраты репутации — в будущем он не сможет продавать свою продукцию по цене высококачественного товара.
Репутация практически всегда является свидетельством того, что продавец не будет использовать асимметричную информацию о качестве для продажи низкокачественного товара. Но, к сожалению, асимметричную информацию о качестве могут использовать для продажи низкокачественного товара, во-первых, производители, работающие под известные марки, во-вторых, торговые фирмы, работающие под пользующимися доверия марками. Кроме того, репутация не может служить сигналом о качестве и в случае, когда на рынок входит новая фирма.
Источник