Способы решения проблемной ситуации психология

Способы работы с проблемной жизненной ситуацией.

В жизни каждого человека возникают сложные, напряженные, проблемные ситуации. Сможем ли мы успешно с ними справиться — зависит от нашей реакции на появление таких ситуаций. Если наша реакция имеет конструктивный характер и адекватна, то это позволяет нам успешно справиться с возникшей трудностью. В противоположном случае трудность становится устойчивой и затяжной психологической проблемой.

В этом смысле, можно сказать, что качество нашей жизни определяется не столько тем, сталкиваемся ли мы с психологическими затруднениями, сколько тем, как мы на них реагируем и способны ли мы их успешно преодолевать.

Психологи выделяют три основных типа поведения в проблемной ситуации. Первый тип связан с избеганием существующей проблемы: мы либо ничего не предпринимаем и ждем, что проблема разрешится сама, либо отвлекаемся от неприятных мыслей и переживаний с помощью каких-то внешних средств. Как правило, такая реакция приводит к тому, что существующая проблема не только никуда не уходит, но и становиться более серьезной.

Другой реакцией на возникновение трудной жизненной ситуации является обращение за помощью к другим людям: родным, друзьям, любимому человеку, психологу. Эту реакцию психологи считают наиболее конструктивной.

Однако бывают ситуации, когда по той или иной причине обратиться за помощью к другим людям нет возможности. Третий тип реакции связан с попыткой решить возникшую проблему самостоятельно. Стратегиям и шагам самостоятельной работы над проблемной ситуацией посвящена эта статья.

Осознание своих эмоций и переживаний

Чаще всего в сложной жизненной ситуации у человека возникают сильные, отрицательные эмоции. Человеку, находящемуся под влиянием сильных эмоций, сложно управлять своим поведением. Поведение такого человека, как правило, определяется его непосредственными эмоциональными реакциями, а не сознательными решениями, и это чаще всего не способствует успешному преодолению проблемы.

Поэтому в сложной проблемной ситуации в первую очередь полезно обратить внимания на собственные переживания и эмоции. Существует множество исследований, которые подтверждают: как только человек обращает внимание на свои переживания, начинает их лучше осознавать, их интенсивность сильно уменьшается, что позволяет начать лучше управлять своим поведением и вести себя более рациональным образом.

Поэтому в сложной ситуации необходимо в первую очередь необходимо обратить внимания на собственные эмоции. Для этого можно попробовать ответить себе на следующие вопросы:
Что со мной сейчас происходит?
Что я сейчас чувствую?
Что именно вызывает во мне эти переживания?
Какие непосредственные импульсы и реакции у меня возникают?
Нужно ли мне следовать за этими импульсами?

Определение степени своего влияния на ситуацию

Следующим шагом в работе над проблемной ситуаций может быть разграничение в ней тех элементов, которые зависят от нас и тех, которые находятся вне зоны нашего влияния. Очень часто причиной наших отрицательных переживаний является что-то, на что мы повлиять не можем: неудачи в нашем собственном прошлом, поведение других людей, негласные правила и нормы принятые в том или ином коллективе и т. д. И тогда для того чтобы преодолеть отрицательные переживания необходимо, в первую очередь, принять ситуацию такой, какая она есть, пережить её и смириться с тем, что она находится вне зоны нашего влияния. Как правило процесс принятия ситуации происходит не мгновенно, а занимает определенное время.

Разграничить для себя то, что от нас в данной ситуации зависит от того, что мы не в силах изменить — обычно трудная задача, которая, требует специальных усилий, однако такое разграничение необходимое условие для того, чтобы найти наиболее адекватную реакцию на ситуацию.

Взять на себя ответственность за изменение ситуации

Определив для себя степень своего влияния на ситуацию, мы можем сфокусировать свое внимание именно на том, что мы действительно можем изменить. Однако мы сможем добиться каких то реальных изменений, только в том случае, если мы займем по отношению к ситуации ответственную позицию.

Занять ответственную позицию — это значит твердо решить для себя, что мы хотим что-то изменить в нашей жизни, что мы не рассчитываем, что эти изменения произойдут сами по себе без нашего участия и что для того, чтобы изменения произошли, от нас требуется приложить наши собственные усилия. Взять на себя ответственность за изменения в той или иной области жизни очень сложно, потому что когда мы принимаем на себя ответственность мы становимся уязвимыми для возможных неудач и поражений: если что-то произойдет не так, как мы ожидали, мы будем вынуждены признать, что это результат наших собственных ошибок, и не сможем списать неудачу на внешние, независящие от нас обстоятельства.

Когда люди сталкиваются со сложными и напряженными ситуациями, они, как правило, фокусируют свое внимание на том, от чего они хотят избавиться, но при этом часто не задаются вопросом, чего бы они хотели получить взамен не устраивающей их ситуации. Однако никакая деятельность не может быть эффективной, если у нас нет представления о том, какого результата мы бы хотели бы добиться.

Поэтому для того чтобы добиться в жизни каких-то изменений полезно четко представлять, какой именно цели мы бы хотели достичь. Проблема постановки жизненных целей подробно освещена в популярной литературе по психологии. Это связано с тем, что наличие четкой и конкретно сформулированной цели — важное условие для того, чтобы наша деятельность была продуктивной. Проведенные психологические исследования показывают, что люди, у которых четко сформулированы собственные жизненные цели достигают в жизни большего, чем люди, с таким же уровней способностей, но у которых жизненные цели не сформулированы.

Читайте также:  Стандартные способы передачи информации

Для того, чтобы определить для себя жизненную цель может быть полезно мысленно поместить себя в ситуацию, в которой проблема уже тем или иным образом разрешилась, и из этой позиции попробовать ответить себе на вопросы:
Какие события должны произойти в моей жизни, чтобы проблема исчезла?
По каким признакам я смогу в будущем определить для себя, что проблемы больше нет?
Что измениться в моем поведении, если проблемы больше не будет?

Как отмечают психологи, цель будет лучше организовывать наше поведение, если она будет соответствовать следующим критериям:
Цель должна быть реалистичной, соответствующей нашей жизненной ситуации;
Цель должна быть определена через наше поведение, (а не через наши чувства, качества или через поведение других людей),
Цель должна быть измеримой, то есть такой, чтобы можно было четко определить, достигли мы её или нет.
Цель НЕ должна основываться на том, как нас оценивают другие люди,
Цель должна быть связана с достижением положительного результата, а не с избавлением от чего-то негативного.

Создание целостного образа желаемого будущего

В нашей жизни все взаимосвязано, и, изменения в одной области жизни всегда вызывает изменения в других жизненных областях: например, успехи или неудачи в учебной деятельности, как правило, оказывают влияние на нашу самооценку, а изменения в том, как мы оцениваем себя, могут существенно повлиять на наши отношения с другими людьми. Поэтому важно не просто поставить себе ясную, достижимую и конкретную жизненную задачу, но и осознать, как с решением поставленной задачи измениться наша жизненная ситуация в целом. Как показывают психологические исследования, создание целостного образа желаемого будущего — эффективная стратегия преодоления психологических затруднений, и одновременно люди, у которых есть развернутое представление о своем будущем, легче преодолевают отрицательные психологические состояния

В этой связи может быть полезно ответить себе на следующие вопросы:
Какие новые возможности откроются для меня, когда поставленная цель будет достигнута?
Как я буду использовать те силы, которые раньше уходили на отрицательные переживания?
Какие изменения произойдут в других областях жизни, если поставленная цель будет достигнута?
Какие еще проблемы мне будет легче решить?

Иногда для того, чтобы создать образ желаемого будущего бывает полезно сделать такое упражнение: представить в деталях, как бы могла выглядеть наша жизнь через значительное время. Полезно внимательно продумать возможную жизненную ситуацию: где мы живем, чем мы занимаемся, в каких отношениях находимся с окружающими.

Для того, чтобы сделать образ будущего еше более живым и нсыщенным, можно спросить себя: если бы существовал фильм на тему «я в будущем», какие бы сцены можно было бы увидеть в этом фильме.

Опираться на лучшее

Существует известное выражение «нет правила без исключения». Это относится и к проблемным ситуациям: никакая проблема не подчиняет нашу жизнь полностью. Чаще всего в жизни можно найти моменты, когда проблемная ситуация на нас не влияет или мы успешно с ней справляемся. Человек который считает себя ленивым и расслабленным, в определенных ситуациях может напряженно и упорно трудиться. Человек, переживающий грусть или подавленность, обязательно в какие — то моменты чувствует себя лучше. Неуверенный и застенчивый человек чаще всего может вспомнить моменты, когда он мог общаться уверенно и бойко.

Поглощенные сложной ситуации люди, как правило, не замечают этих моментов. Тем не менее, если мы сконцентрируем на них наше внимание на таких ситуациях, то мы сможем обнаружить, что у нас уже есть освоенные способы преодоления проблемы, и в каких-то ситуациях мы их успешно применяем.

Поэтому может быть полезно спросить себя:
В каких ситуациях мне удается (или удавалось) успешно справляться с этой трудностью?
Что я в этих ситуациях делал по-другому?
Что в моей жизни уже на данный момент сделано для достижения поставленной мной цели?
В какие моменты и ситуации происходящее со мной ближе всего к желаемой мной цели?
В каких ситуациях я уже сейчас веду соответствующим желаемой цели образом?

Выделив и зафиксировав положительные моменты, которые уже есть в нашей жизни мы, тем самым, создаем себе прочный фундамент для дальнейших изменений.

Определение ближайших шагов

Завершающим шагом в работе над проблемной ситуацией может быть определение ближайшего шага по направлению к желаемому будущему. В жизни многое невозможно спрогнозировать, и разрабатывать подробный и длительный план движения к желаемому будущему не всегда имеет смысл. С большой вероятностью, по тем или иным причинам в полной мере его осуществить не удастся. Поэтому психологи предлагают, опираясь на существующую жизненную цель, сконцентрировать свое внимание на актуальной жизненной ситуации и определить для себя, что же можно в данный конкретный момент изменить в своей жизни, чтобы приблизить к себя к поставленной цели.

В этой связи полезно ответить себе на такие вопросы:
Каким может быть мой первый шаг для достижения желаемой цели?
Что я могу изменить в своей жизни в данный момент, чтобы продвинуться к желаемому будущему?
Что должно произойти для этого в ближайшее время?

Читайте также:  Безопасное использование банковских карт риски использования способы защиты

В данной статье я описал основные способы и подходы к работе с проблемной жизненной ситуацией. Эти способы можно применять в описанной мной последовательности или по — отдельности в зависимости от особенностей конкретной ситуацией. Отмечу, что никакие изменения в жизни не протекают легко и прямо. У каждого человека всегда есть тенденция к стабильности и устойчивости, поэтому совершив важный шаг по направлению к желаемым изменениям, мы часто отступаем и возвращаемся назад. Тем не менее, ответственное отношение к себе и своей жизни и упорное стремление к изменениям позволяют нам постепенно изменить нашу жизнь в желаемую для нас сторону.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

42. проблемная ситуация и задача этапы решения задач способы решения задач.

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения.

ак правило, в ходе решения практических задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогда не решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мы должны обладать необходимой для этого суммой знаний.

Предположим, что мы научились видеть наличие проблемы и правильно ставить вопрос. Но правильно поставленный вопрос еще не означает успешного решения задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практической проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или информации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего нас вопроса.

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Чтобы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализировать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.

В структуре задачи выделяют условия и требования. Для характеристики условия используют такие признаки, как привычность-необычность ситуации, а также форму поставленного условия (словесное описание, изображения , реальная ситуация и степень выраженности в ситуации существенного отношения между известными и неизвестными величинами, что является ключевым в решении задачи).

Задачи имеют замысел (идею, содержание). Важной характеристикой требований является уровень четкости их формулировки. Задачу характеризует также соотношение между условиями и требованиями. В условии могут содержаться все элементы, необходимые для решения задачи, могут быть лишние элементы и

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов в решении типовых задач. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решать задачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыки практического мышления.

Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее до настоящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьнх, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

Читайте также:  Способы регистрации биоэлектрических явлений

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

свободное ассоциирование. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название «мозгового штурма».

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

Мотивация (желание решить проблему).

Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» – «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие «озарению»:

высокая увлеченность проблемой;

вера в успех, в возможность решения проблемы;

высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

Проверка найденного решения.

Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Источник

Оцените статью
Разные способы