Развивающиеся страны и способы преодоление их отсталости
скачать Развивающиеся страны и способы преодоление их отсталости.
Третий мир (развивающиеся страны) — страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран (Второй мир).
Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года. Изначально он относился к странам, которые во время Холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО), ни ко Второму миру (Варшавский договор).
При всем многообразии развивающихся стран, их характерных чертах и особенностях можно выделить ряд общих черт и характеристик, позволяющих рассматривать их как устойчивую общность. Группа развивающихся стран сегодня объединяет примерно 141 страну Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
Развивающиеся страны — страны, для которых характерны: — недостаток средств производства; — отсталая технология; — низкий уровень грамотности; — высокий уровень безработицы; — быстрый рост населения; — занятость рабочей силы преимущественно в сельском хозяйстве.
^ Экономическая ситуация Страны Третьего мира наиболее бедные, что измеряется по уровню дохода в них на душу населения, и сконцентрированы в основном в Азии, Африке, и Латинской Америке. В странах Третьего мира живет 75 % населения Земли — 3,2 млрд. человек, но они потребляют только 20 % ресурсов. В 1990 средний доход на душу населения в Северном полушарии составил 12500 долларов в год, что в 18 раз выше, чем в Южном полушарии.
В большинстве своем это крестьянские страны, с преобладанием сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве определяющим является мелкотоварный уклад с большой долей патриархальных, натуральных отношений.
В начале XXI века 800 млн. человек в развивающихся странах голодают, а 1,3 млрд. — живут менее, чем на один доллар в день.
Ликвидация колониальной системы дала странам политическую свободу, но не дала экономической самостоятельности.
^ Особенности экологии развивающихся стран Экологические проблемы развивающихся стран можно разделить на два типа: первый — глобальные проблемы человечества, характерные для всего мира (загрязнение атмосферы техническими отходами, химизация среды обитания, угроза изменения климата и т.д.), второй тип — специфические проблемы, обусловленные особенностями развития этих государств.Среди главных особенностей: 1) Принадлежность большинства развивающихся стран к тропическому и экваториальному поясам не позволяет применять сельскохозяйственные приемы и способы поддержания экологического равновесия, разработанные для средних широт. А возможности тропических экосистем изучены гораздо хуже. 2) Наличие устойчивого спроса на природные ресурсы 3) Напряженная демографическая ситуация, обусловленная высокой рождаемостью. Высокая концентрация населения в небольших по площади городах (если в Индии и Шри-ланке средний показатель, 200 чел./кв.км., и так весьма высок, то в городах эта цифра в несколко раз выше) способствует ухудшению санитарной ситуации и неблагоприятно сказывается на экологии, приводя к быстрому истощению местных ресурсов.
Одним из факторов, затрудняющих эффективное использование ресурсов, является очень сильный разрыв в доходах населения. Верхушка общества, располагающая громадными (даже по европейским стандартам) средствами тратит сотни миллионов долларов на шикарные автомобили, огромные виллы с бассейном, сверхдорогие украшения, в то время как подавляющее большинство населения часто не имеет самого элементарного.
Социальные проблемы в третьем мире во многом обострены из-за того, что
уровень прироста населения здесь очень высок (до 2,9% против 0,7% в развитых странах). Программы сокращения рождаемости в большей части развивающихся стран дали незначительные результаты. Огромную часть населения в развивающихся странах составляют бедные. Большая их часть проживает в сельских районах, например, в Гане, Кении, Индии, Таиланде свыше 80% сельского населения относится к бедноте. Точные размеры нищеты трудно рассчитать из-за нехватки статистических показателей и различий в определении ее границ. В соответствии с критериями Всемирного банка к проживающим в бедности отнесены те, чей ежедневный доход не
превышает 1 долл. Обобщающие данные свидетельствуют, что в развивающихся странах 31% населения живет на этом уровне.
Огромная часть населения этих стран страдает от нехватки продовольствия и чистой воды. Из-за болезней связанных с этим ежегодно умирает 40 млн. человек. Это из-за того, что темпы прироста населения обгоняют производство продовольствия.
Из-за всех этих проблем большая часть населения отправляется в более богатые страны. Так общее число беженцев достигло 50 млн., и основная их часть приходится на развивающиеся страны.
^ По сравнению с серединой прошлого века в обстановке в развивающихся странах есть значительные улучшения:
Население беднейших государств мира живет лучше и дольше, чем 25 лет назад. Такой вывод содержится в докладе Всемирного Банка о социально-экономическом положении в 65 странах Африки, Азии и Карибского бассейна. Некоторые из этих стран с середины 80-х до конца 90-х годов сделали существенный рывок. Так, например, Ботсвана по уровню ВВП на душу населения (5580 долл.) в 1995 г. обогнала Польшу, страны Балтии, Россию, Белоруссию.
Но без помощи и вмешательства других стран и организация всё равно не обойтись.
Главные пути решения проблем заключается в проведение социально – экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитие научно – технического прогресса, международного сотрудничества.
Такая помощь включает в себя гранты (т.е. безвозмездную помощь), техническое содействие,
консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы государственной помощи ориентированы прежде всего на защиту наиболее уязвимых слоев населения (дети, женщины, низшие касты). Средства по государственным программам помощи распределяются между
развивающимися странами-получателями неравномерно и недостаточно увязаны с
приоритетами их социально-экономического развития. В период «холодной» войны финансовые поступления зависели преимущественно от политических и стратегических интересов стран-доноров, их стремления поддержать определенные режимы в третьем мире. В 90-х годах государственная помощь в большей степени направлена на то, чтобы стимулировать проведение странами- получателями реформ по либерализации экономики, в том числе программ структурной адаптации.
Неоценимую помощь развивающимся странам могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а следовательно — и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны.
Источник
Пути решения проблем развивающихся стран и модели их развития.
Проблема отсталости развивающихся стран теснейшим образом переплетена с демографической, продовольственной, сырьевой, энергетической, экологической и другими проблемами, а, прежде всего с главной задачей человечества — обеспечения мира на Земле.
Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.
Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:
Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.
Антиглобалисты полагают, что современная система международных экономических отношений является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.
Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.
Источник
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Какие страны относятся к развивающимся? Наименее развитые страны мира
Почти все государства, за исключением стран бывшего СССР, делятся на два типа: развитые и развивающиеся страны. В чем между ними разница? Как следует из названий, под развитыми странами подразумеваются такие государства, которые достигли высокого уровня развития промышленности, сельского хозяйства, науки. Граждане этих стран имеют высокий уровень жизни. В это понятие входит не только уровень дохода на душу населения, но и доступность медицинских и социальных услуг. К развивающимся странам относятся государства, которые еще не достигли такого уровня, но стремятся его достигнуть.
Этнические проблемы
Проблема в том, что большинство из них – это государства, возникшие относительно недавно. Они являются бывшими колониальными провинциями. Границы этих территорий не исторически обусловленные, а искусственные, проведенные европейскими государствами. Поэтому развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки зависит от того, насколько этим народам удалось ужиться. Нередко в этих регионах происходят межэтнические конфликты, доходящие до геноцида, революции, отмечается политическая нестабильность.
В таких государствах отсутствуют традиции отношения к территории и к соотечественникам как к своим людям. Отсюда высокий уровень коррупции и бегство капиталов за рубеж.
Влияние конкуренции
Не меньшую проблему составляет недоступность новых технологий, которыми обладают развитые страны, но которыми они неохотно делятся. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран в том, что им непросто конкурировать с развитыми странами. Однако, несмотря на трудности, они продолжают развиваться, и иногда весьма успешно. Яркие примеры — Китай или Сингапур.
На их территории приходится строить с нуля всю инфраструктуру. Население этих государств традиционно занимается сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых, которые перерабатываются в других странах. Строительство перерабатывающих заводов требует колоссальных средств, которых у развивающихся стран просто нет.
Высокий государственный долг
Чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, правительства развивающихся стран вынуждены брать кредиты за рубежом на кабальных условиях. МВФ требует от стран, которым выдает кредиты, соблюдения определенных условий, которые не многие развивающиеся страны могут выполнить, не ухудшая социального состояния своих граждан.
Чем опасен госдолг? Государство, получив госдолг, уже не может самостоятельно проводить экономическую политику. Правительство не в состоянии действовать в интересах своего народа. Оно попадает в экономическую зависимость. Основное требование при получении займа – это перевод внутренних цен на мировые, что во многих государствах приводит к тому, что доходы граждан падают, а цены растут. Сокращаются рабочие места в области социальной сферы. И без того слабая экономика еще сильнее теряет свои позиции. Невыплата долга автоматически означает дефолт, потерю доверия международного сообщества и потерю значительной части государственных активов.
Демографические проблемы
Одна из наиболее существенных проблем преодоления отсталости развивающихся стран – это негативная демографическая ситуация. В развивающихся странах наблюдается высокий уровень рождаемости и одновременно высокий уровень смертности, в том числе младенческой. Несмотря на это, численность населения растет, и это не может не отражаться на состоянии экономики. В таких странах наблюдается высокий процент безработицы, а соответственно, преступности.
Так как в развивающихся странах население не обеспечено рабочими местами полностью, уровень безработицы составляет от 30 % и выше. Стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в развитых государствах. Поэтому развитые страны все чаще переносят производство, не требующее высокой квалификации, в эти государства. Это имеет свои плюсы и минусы.
Положительная сторона в том, что в эти государства происходит приток инвестиций, осваиваются новые технологии, появляются рабочие места. Недостатком такой системы является то, что экологическое состояние этих стран ухудшается, все ресурсы уходят на поддержание работы зарубежных предприятий («потогонных фабрик»), а на собственные разработки их не хватает. При этом доходы на душу населения не растут, несмотря на приток капитала. В результате рядом с небоскребами, предназначенными для чиновников, иностранных инвесторов и туристов, расположены жалкие лачуги рабочих. Это не решает проблем преодоления отсталости развивающихся стран.
Уровень ВВП и его значение
Обычно страны относят к развитым или развивающимся по уровню ВВП. Так как уровень промышленности и сельского хозяйства в таких странах находится на низком уровне, производительность труда невысока. Это отражается на уровне ВВП (внутренний валовый продукт). Это объем выпускаемой всеми предприятиями страны продукции. Выражается ВВП в долларах США. Чем этот показатель выше на душу населения, тем считается выше уровень развития страны, благосостояния граждан.
В развивающихся странах годовой ВВП на душу населения составляет менее 2 тыс. долларов США, а в некоторых странах Африки этот показатель менее 100 долларов. Это значит, что многие товары недоступны для широких слоев населения, даже при низком уровне цен.
К каким странам относится Российская Федерация
Российская Федерация не относится к развивающимся странам. РФ (несмотря на критику) имеет высокоразвитую промышленность, машиностроение и станкостроение. В стране работает необходимая для обеспечения нормальной жизнедеятельности инфраструктура: транспорт, электричество, системы водоснабжения. Работают медицинские и социальные учреждения. Имеются высшие и средние учебные заведения, научные центры и академии. Грамотность населения составляет не менее 99 %. Больше половины населения живет в городах.
Однако, если сравнивать страны по ВВП на душу населения, Россию трудно отнести к развитым или развивающимся. Этой особенностью обладают все государства, входившие в состав СССР до его распада. Они занимают переходное состояние и по уровню развития ближе к развитым странам, чем к развивающимся.
Самые беднейшие развивающиеся страны
Не все государства могут развиваться успешно. Некоторые из них не могут справиться с экономическими, политическими и социальными трудностями. Поэтому они считаются самыми бедными и отсталыми. К наименее развитым странам мира относятся:
Как видно из списка, многие из этих стран имеют выгодное географическое положение, они богаты природными ископаемыми, но здесь постоянно вспыхивают конфликты между племенами, проживающими на этой территории.
Страны, ставшие развитыми
Несмотря на то что большинство развивающихся стран находятся на низком уровне развития, многие правительства этих государств предпринимают попытки изменить ситуацию. Наиболее успешные государства, которым удалось сделать рывок и выйти на уровень развития, близкий к развитым странам, – это Китай, Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия, Израиль.
Не отстают от стран Азии также некоторые государства африканского континента. Правители поставили задачу решить проблемы отсталости развивающихся стран, в которых они проживают, путем объединения усилий. Так был создан Южноафриканский Таможенный союз. Уровень этих стран по ВВП на душу населения составляет свыше 15 тыс. долларов. В этот союз входят такие государства, как Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Гамбия и ЮАР.
Пример таких государств указывает на то, что, какими бы ни были проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, всегда есть пути их решения и выхода на более высокий уровень жизни.