Способы решения проблем предпринимателей

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

Запуская новый проект, мы больше думаем о перспективах, финансовой независимости, успехе, пользе для мира, чем о проблемах. Позитивный настрой важен. Без него не стоит и начинать.

Но еще важнее трезво оценивать ситуацию, предвидеть сложности и планировать на несколько шагов вперед. Я сама набила шишек, открывая свое дело и о некоторых трудностях расскажу на собственном опыте. Чтобы подборка получилась более объективной, поспрашивала в соцсетях и оставила только те проблемы, о которых говорили и другие предприниматели. А также взяла комментарии у представителя малого бизнеса, который сам прошел через большинство типичных сложностей и согласился честно рассказать, как это было у него.

Статья будет полезна тем, кто как раз сейчас открывает бизнес или только планирует, ведь предупрежден – значит вооружен. Поехали!

Денег всегда не хватает

Если у вас огромный капитал на старте, его все равно не хватит. Даже если кажется, что все просчитано до мелочей – это только кажется. Начинающему предпринимателю не хватит опыта предусмотреть все. Мы любим рассматривать лучший сценарий – поставщик даст скидку и отсрочку в несколько месяцев, арендатор не поскупится на арендные каникулы, а продажи сразу попрут.

На деле так бывает редко. Приходится сражаться за каждый рубль.

Что можно сделать? В первую очередь – подготовить финансовую подушку. Это важно, если для открытия бизнеса, вы уходите с основной работы. Чтобы не пришлось тратить первую выручку на коммуналку.

Чтобы компенсировать нехватку денег (или избежать ее), можно по максимуму использовать свои знания и навыки. Если вы умеете делать сайты, первую простую страничку для нового проекта можно сделать самостоятельно. Разбираетесь в юриспруденции – не тратьте деньги на регистрацию фирмы.

Когда начинаешь оказывать услуги, которых еще нет на рынке в регионе, нужно, чтобы потенциальные клиенты о тебе узнали. Когда я начинал проект «Главзвук», у нас не было возможности вкладывать деньги в продвижение, раскрутку, имидж. Я только женился, ждал пополнения в семье. Стоял вопрос о закрытии предыдущего бизнеса. Оставались некоторые клиенты по предыдущим проектам. Весь стартовый капитал, с которым я начал бизнес – новый сайт на «Тильде» и группа во «ВКонтакте». Плюсом я зарегистрировал «Главзвук» во всех возможных онлайн-справочниках. Благодаря 15-летнему опыту в рекламе смог в тот момент сформулировать интересное предложение для рынка. Первые посетители, которых можно было конвертировать в клиентов, пришли на сайт из поисковиков через 2 недели. Без бюджета, но с грамотными коммерческими текстами на сайте, регулярными постами в соцсетях, несколькими публикациями на сторонних сайтах можно получить клиентов. И каждый опубликованный заказ, привлекает новый. Тогда я не знал о слове краудмаркетинг, но действовал в лучших его традициях.

Будьте реалистичны в планировании – если в кармане 300 тыс., не затевайте глобальный проект вроде полноценного магазина, как это сделала я.

Никому нельзя верить

Когда ты начинаешь работать на новом для себя рынке, еще не знаешь правил игры. Это в интернете все пишут про честное партнерство, выгоды для клиентов, все белые и пушистые. На деле часто встречаются ситуации, когда партнеры, контрагенты, подрядчики пытаются обернуть сотрудничество в свою пользу. Даже в ущерб другой стороне. Это может быть не прямой обман или мошенничество, но неопытный предприниматель все равно останется в минусе. Просто потому, что где-то что-то упустил и не зафиксировал на бумаге.

У меня самой была похожая история. Пару лет назад я решила податься в организацию концертов. Начать решила с малого – собрала несколько плохо раскрученных коллективов, арендовала небольшую площадку в центре Москвы. Все договоренности с артистами и клубом были на словах. К счастью, никто меня не подвел – на площадке нас ждали, артисты приехали, концерт состоялся и все остались довольны. Кроме меня. Я еле-еле вывела этот проект в ноль, потому что за пару дней до мероприятия выяснилось, что одновременно с нашим концертом в клубе будет банкет на день рождения, гости которого за вход на концерт платить не будут. Меня просто поставили перед фактом. Заказанное в доставке питание для артистов в клуб не пустили – мы должны были кормить ребят из меню бара. Было еще несколько нюансов, которые увеличили расходы и уменьшили доходы. Проект я в прибыль не вывела, но урок извлекла.

Что можно сделать? Все нюансы сотрудничества узнавать на берегу, а все договоренности – фиксировать в договорах, сметах и других документах. Не верить на слово и обязательно смотреть – помещение, товар, готовый бизнес, оборудование. Если сами не в теме и не знаете, на что смотреть и о чем договариваться, берите с собой сведущего человека и загодя досконально изучайте все тонкости.

Кассовые разрывы

Эта «болезнь» поражает не только начинающий бизнес. Компании, которые работают 5-10-20 лет тоже не застрахованы от разрывов, особенно если допускают ошибки в финансовом учете. Другой вопрос в том, что «старички» в них попадают реже – есть опыт и отлаженные процессы. К тому же, проверенные партнеры могут дать отсрочку, подождать, пока поступят деньги. Да и кредит брать спокойнее, когда ты знаешь, как будут развиваться события, и уверен – через пару месяцев разрыв останется позади, можно будет выплатить сразу все.

Другое дело – начинающий предприниматель. Он еще не умеет планировать финансы. Клиентский поток нестабилен. Поставщики и контрагенты требуют предоплату, потому что пока не доверяют. Клиенты по той же причине работают только по постоплате. В такой ситуации риск кассовых разрывов особенно велик.

Для нас способом привлечь клиентов на начальном этапе стала постоплата по факту оказанных услуг. Это интересно крупным клиентам, которые заказывают не один, а пару десятков роликов в месяц. Чтобы не плодить бумажки, проще по договору подписать один акт в конце месяца и выставить счет за все ролики. С пулом таких клиентов со второго года работы мы начали попадать в кассовые разрывы. Клиенты заказывают ролики к новому сезону, некоторые затягивают оплату, или просто происходит спад заказов на пару недель. И вдруг оказывается, что нечем платить зарплату дикторам и режиссерам, а заказы выполнять нужно. Бесспорно, кассовый разрыв – это всегда упущение руководителя, но не всегда его можно прогнозировать. Часто крупные клиенты тянут с оплатой, самая большая задержка у нас – 5 месяцев. Но заказы постоянные (даже во время задержки оплаты), с рынка клиент не уйдет, так как это крупный автобренд. Затягиваем пояса, пишем претензии, выставляем счета с неустойкой, объясняем, чтобы снять недовольство менеджеров клиента. И работаем дальше.

Что можно сделать? Еще на старте наладить финансовый учет и планирование. Скрупулезно заносить в отчеты и таблицы все поступления и расходы – текущие и планируемые. Пользоваться инструментами, которые помогают контролировать финансы и предвидеть кассовые разрывы. На рынке есть недорогие решения для малого бизнеса. Ну и прокачиваться в вопросах финансов самому, пока не сможете позволить себе финдиректора 😉

Читайте также:  Комбинированный способ эвакуации населения это тест

Скепсис близких

Начинающие предприниматели часто жалуются на непонимание со стороны друзей и родных. «Потеряешь деньги», «У тебя ничего не получится», «Лучше бы ты не увольнялся с работы», «Кому нужен еще один интернет-магазин» – примерно такие фразы можно услышать, сказав семье, что хочешь открыть бизнес. Женский взгляд на эту проблему хорошо иллюстрирует этот ролик:

Немного преувеличено, но в целом все так, я проверяла 😉

У мужчин, думаю, ситуация не сильно отличается. Возможно проявляется в меньшей степени. Ну и никто не упрекает, что их дело – детей растить. В остальном все так.

С одной стороны, на успех это влиять не должно – ну говорят, пусть говорят. С другой – даже если ты с виду усиленно отбиваешься от таких разговоров, внутри невольно начинаешь сомневаться.

Что можно сделать? Все зависит от того, кто и что вам говорит. Если дальние родственники и шапочные знакомые категории «диванный критик» безапелляционно заявляют, что ничего не получится, вы зря тратите время – забудьте. А чтобы они не подрывали настрой, сократите контакты. С близкими людьми, которые ничего не понимают в бизнесе и просто волнуются за вас, можно поговорить, объяснить, найти компромиссы. К словам опытного предпринимателя лучше прислушаться. Узнать, почему он считает вашу затею провальной и что можно сделать, чтобы избежать неудачи.

Незнание юридических особенностей

Когда я открывала ИП, часто слышала – зачем, от него одни проблемы, замучаешься бегать в налоговую и попадешь на штрафы. Действительно, незнание требований законодательства может сыграть с начинающим предпринимателем злую шутку. Вспоминается история девушки, которая узнала о налогах, пенсионном фонде и декларациях только спустя полгода после начала деятельности – от налогового инспектора, когда проблемы уже начались. А сколько предпринимателей неверно рассчитывают налоговую нагрузку, выбирают не тот режим и в итоге закрываются, понимая, что налоги и взносы съедают прибыль?

Впрочем, знаний налогового законодательства зачастую недостаточно. Ошибки в области договорного, корпоративного и других областей права, в зависимости от сферы деятельности, тоже могут привести к потерям, убыткам и даже краху бизнеса. Неверно оформленный договор с подрядчиком – и вы не только не получили услугу, так еще и должны остались.

Что можно сделать? Если денег на юриста нет (а мы помним, что у начинающего предпринимателя их всегда не хватает), изучить вопрос самостоятельно. Для начала – хотя бы правила регистрации бизнеса, налоговые режимы и отчетность перед контролирующими органами. Дальше – решать проблемы по мере их поступления. Хорошо, если в открытом доступе есть опытный предприниматель, который подскажет на первых порах.

Стоит быть аккуратнее с источниками информации – в юридических вопросах опасно доверять первой попавшейся ссылке из Google. Ищите информацию на проверенных ресурсах, лучше всего – в официальных источниках. На сайтах центров занятости и поддержки малого бизнеса может быть информация о консультациях, вебинарах и семинарах на эту тему.

Жизненные обстоятельства

Редко человек, начинающий свое дело, может полностью посвятить себя бизнесу. Часто есть работа в найме для подстраховки на время, пока дело не начнет приносить стабильную прибыль. А еще родители, семья, друзья и разные обязательства, которые требуют времени. Если еще и первый офис предприниматель организует в собственной квартире, нужно быть готовым к отвлекающим факторам и конфликту интересов – близким нужны внимание, помощь, участие.

Мне было сложно в первый год становления проекта работать из хоум-офиса. В соседней комнате плачет новорожденная дочь, а у тебя рабочий процесс. Затем дочь начинает ползать и понимает, что папа не исчезает по утрам. Все, рабочему процессу конец. Ребенок участвует во всем и залезает везде, а клиенты ждать не будут. Вообще нужна сильная самодисциплина, чтобы организовывать рабочий процесс в домашних условиях и с участием семьи. Сейчас это уже не вызывает трудностей – привык и наладил процессы. Но в первый год, когда проблем и без того хватало, это стало серьезным препятствием.

Что можно сделать? Тут все слишком индивидуально. Единственный универсальный способ – здраво оценить все аспекты своей жизни на старте и понять, получится ли совмещать все это с бизнесом. Спланировать рабочий график, поговорить с семьей и найти компромиссы.

Отсутствие клиентов

Открывая свой первый бизнес, по неопытности ты ожидаешь очередь покупателей. Но на деле так бывает редко. Если только вы не запускаете какой-то уникальный продукт, который решает большую проблему и не имеет аналогов. Но это уж очень идеальный сценарий.

В обычном мире начинающему предпринимателю приходится бороться буквально за каждого клиента. Причем зачастую – с более сильными и опытными конкурентами, которые уже давно на рынке, сформировали лояльную аудиторию и заслужили доверие.

Неизвестность и недоверие клиентов – главное зло. Все, что стоит между мной и клиентом – это сомнения. Любая сделка возможна только тогда, когда есть доверие. Чтобы снять возражения, я старался быть максимально прозрачным. Просил всех первых клиентов писать отзывы и рекомендательные письма под любыми предлогами. Сначала взамен на скидки. Но такой способ не очень работал и даже обесценивал наши услуги. Потом просил сделать, чтобы подтвердить деловую репутацию в банке (банки действительно запрашивают такие отзывы и рекомендации в анкете при открытии расчетного счета и затем раз в год). Но лучше всего работает простая просьба оставить отзыв о качестве записи и объяснение, что это позволит другим клиентам убедиться в качестве наших услуг. С каждым новым отзывом, с каждой новой опубликованной работой, к нам обращалось все больше клиентов, это похоже на лавину. Стоит остановиться и поток иссякает.

Что можно сделать? Подумать, как вы будете продвигать продукт и привлекать клиентов еще до того, как вложить в новое дело хотя бы рубль. Быть готовым к тому, что в первые месяцы покупатели не выстроятся в очередь. А значит – выручки будет немного, а прибыли может вообще не быть. Это значит, что в финансовый план нужно закладывать деньги на продвижение и развитие бизнеса, аренду и зарплату, закупки и рекламу на тот период, пока дело не начнет себя окупать и не выйдет в прибыль.

Мы в TexTerra помогаем и старым, и новым компаниям решать проблему отсутствия клиентов с помощью комплексного продвижения бизнеса в интернете. Анализируем рынок, подбираем эффективные каналы, разрабатываем стратегию. Поможем и вам – обращайтесь.

На этом все. Конечно, начинающий предприниматель может столкнуться с гораздо большим числом проблем, трудностей и препятствий. Я собрала самые распространенные, которые поджидают практически каждого новичка. Если упустила что-то важное или у вас есть своя история, которой хочется поделиться, – пишите в комментариях.

Источник

Известно, что в кризис малые предприятия страдают сильнее, чем средний и крупный бизнес. Именно поэтому актуальными в настоящее время становятся положения законодательных и нормативных актов, предоставляющие субъектам малого предпринимательства (СМП) разного рода льготы и помощь. В данной статье рассматриваются две формы поддержки – преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимости и субсидии из средств бюджетов различного уровня. В частности, мы докажем, что СМП нередко удается выкупить арендуемый объект по более низкой цене по сравнению с той, которая заявлена органом власти (местного самоуправления), и избежать возврата субсидии по требованию администрации.

Читайте также:  Банковская гарантия как способы обеспечения исполнения обязательства

Важные документы

Второй важный документ – Федеральный закон № 159‑ФЗ [2] , предоставляющий СМП преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 209‑ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому существует множество документов, принятых на региональном и местном уровне с целью предоставления СМП мер поддержки, например постановления:

Правительства г. Москвы от 15.09.2015 № 587-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности»;

Правительства Московской области от 08.12.2015 № 1188/47 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Московской области на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества»;

Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 303 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел, для возмещения части затрат, связанных с приобретением расходных материалов, инструментов, необходимых для изготовления продукции и изделий, в рамках подпрограммы «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области»;

Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 375 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях»;

Правительства г. Севастополя от 07.12.2015 № 1171-ПП «Об утверждении Порядка субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений либо приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)»;

Совета министров Республики Крым от 10.08.2015 № 458 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым».

Однако СМП важно не только знать, в каких целях и в каком порядке можно получить бюджетные деньги или воспользоваться тем или иным преимуществом, но и уметь решать проблемы, неизбежно возникающие при применении законодательных и нормативных актов. Одним из актуальнейших вопросов последнего времени (о чем свидетельствуют многочисленные судебные акты) является выкуп арендованного имущества из государственной и муниципальной собственности.

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

На практике нередко уполномоченный орган (продавец), сославшись на отчет оценщика, заявляет одну цену, а у покупателя есть подтвержденная другим оценщиком более низкая цена. Соответственно, получив от продавца проект договора купли-продажи, СМП предлагает заключить договор по более низкой цене, для чего направляет продавцу (например, департаменту городского имущества) протокол разногласий либо проект договора в измененной редакции. В ответ уполномоченный орган извещает о своем несогласии на уменьшение цены, а затем, сославшись на неполучение в 30-дневный срок подписанного первоначального договора, признает СМП утратившим право на преимущественное приобретение арендуемого объекта.

Такие действия продавца являются незаконными. Согласно правовой позиции Верховного суда направление в 30-дневный срок продавцу протокола разногласий или новой редакции договора не свидетельствует об отказе от использования преимущественного права на выкуп арендованного имущества. Следовательно, СМП при наличии сомнений в достоверности рыночной оценки имущества, предусмотренной в проекте договора, вправе предложить продавцу изменить один или несколько пунктов проекта договора. В случае несогласия продавца на снижение цены СМП вправе обратиться в суд (определения ВС РФ от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014, от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8151 по делу № А40-48277/2014, от 30.09.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014 и др.).

Причем суды нередко идут навстречу СМП и обязывают продавцов заключить договор на условиях покупателей. Также распространены ситуации, когда окончательная цена объекта определяется на основании судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости. В подобных случаях весьма вероятно, что установленная судом цена:

  • будет являться каким-то средним значением между ценами, предложенными сторонами. В частности, из Постановления АС МО от 24.02.2016 № Ф05-489/2016 по делу № А40-4969/2015 следует, что департамент заявил цену в размере почти 31 млн руб., ООО настаивало на цене 17 млн руб., арбитры пришли к выводу о том, что договор купли-продажи надлежит заключить по цене 22 млн руб.;
  • окажется близкой к размеру, предложенному СМП. Например, в Постановлении АС МО от 15.02.2016 № Ф05-161/2016 по делу № А40-184694/2014 цена администрации составляла 15,8 млн руб., покупатель был согласен на 7,3 млн руб., суд определил цену в размере 7,5 млн руб. Другой пример – Постановление АС ЗСО от 30.12.2015 № Ф04-27197/2015 по делу № А67-5347/2014. Уполномоченный орган предложил цену 2,3 млн руб., предприниматель – 1,1 млн руб., судьи признали обоснованной цену 1,3 млн руб. Таким образом, обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

Поэтому если установленные ст. 3 Федерального закона № 159‑ФЗ условия соблюдены, уполномоченный орган не вправе отказать СМП в выкупе арендуемого объекта. Практика свидетельствует, что права СМП нередко нарушаются и отстаивать их приходится в судебном порядке. Но сделать это вполне реально. Например, незаконным является отказ в выкупе помещения на том основании, что арендуемый объект изменен в связи с выполненной организацией перепланировкой и его площадь не соответствует указанной в договоре (Постановление АС СЗО от 28.10.2015 по делу № А56-82004/2014).

Вместе с тем, если объект аренды разрушен и не подлежит восстановлению (что подтверждено техническим заключением), выкуп невозможен. Причем доказать обратное СМП не сможет. Этот вывод подтверждается Определением от 11.01.2016 № 310-КГ15‑16715 по делу № А68-8129/2014, в котором судья Верховного суда, поддержав позицию нижестоящих арбитров, отметил следующее. Решением суда установлено неисполнение арендатором установленных договором аренды обязательств (невыполнение капитального ремонта, ухудшение состояния имущества, разрушение строений). Согласно техническому заключению все строения разрушены, восстановлению не подлежат. Утрата объектами недвижимости их назначения в результате разрушения не предполагает возможность их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, в связи с чем такие объекты не отвечают требованиям недвижимого имущества, определяемого к использованию в порядке государственного кадастрового учета (ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Также напомним о том, что в силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 159‑ФЗ СМП утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого объекта в случае расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий данным субъектом. Иными словами, повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп недопустимо, что и подтверждает судебная практика. В качестве примера рассмотрим ситуацию, изложенную в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу № А52-3554/2015. Являясь арендатором нежилого помещения на протяжении более семи лет, предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Договор купли-продажи объекта был подписан, а через год расторгнут по инициативе предпринимателя. Однако спустя два года он снова обратился с заявлением о выкупе помещения по правилам Федерального закона № 159‑ФЗ. На этот раз уполномоченный орган отказал предпринимателю, сославшись на утрату им преимущественного права выкупа арендуемого имущества и отметив, что повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества недопустимо. Попытка предпринимателя доказать незаконность отказа не увенчалась успехом.

Читайте также:  Платежи способы оплаты платежей

Предоставление субсидий

Обращение в суд, конечно, требует материальных и временных затрат, однако позволяет добиться восстановления нарушенных прав – например, при получении отказа в предоставлении субсидии. Один из таких случаев описан в Постановлении АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3531/15 по делу № А47-1328/2014. Уполномоченный орган отказал предпринимателю в выделении гранта на создание и развитие бизнеса, признав не подтвержденными вложения собственных средств в размере не менее 15% суммы, необходимой для осуществления бизнес-проекта. Суд установил, что:

  • предприниматель приложил к заявлению все необходимые документы;
  • на момент обращения с заявлением о выдаче гранта ИП осуществил расходы в размере более 50% испрашиваемой суммы;
  • приобретенное на собственные средства оборудование используется ИП в предпринимательской деятельности, что подтверждено актом обследования места реализации бизнес-проекта.

При таких обстоятельствах арбитры посчитали необоснованными претензии уполномоченного органа к оформлению представленных ИП товарных и кассовых чеков и признали незаконным решение об отказе в выделении гранта.

Судебная практика свидетельствует, что весьма успешно СМП отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров.

Начнем с ситуации, которую анализировали арбитры в Постановлении АС УО от 16.09.2015 № Ф09-6213/15 по делу № А07-25536/2014. Орган местного самоуправления обратился в суд с требованием о расторжении договора о субсидировании СМП и взыскании задолженности. В обоснование иска администрация ссылалась на непредоставление предпринимателем ежеквартальных отчетов о целевом использовании денежных средств и достижении плановых показателей деятельности. Кроме того, в ходе проверки было установлено отсутствие у предпринимателя оборудования, на приобретение которого предоставлялась субсидия.

Арбитры исходили из следующего. Предприниматель представил в материалы дела документы, подтверждающие целевое использование денежных средств (договоры купли-продажи автофургона и коптильной установки, акты, паспорт транспортного средства, квитанции к приходным кассовым ордерам). Данные документы не оспорены, не опровергнуты, о фальсификации не заявлено.

Предприниматель обязался не допускать в течение двух лет с момента выделения субсидии приостановления деятельности, проведения реорганизации, ликвидации и введения процедур банкротства. Проверка, в ходе которой установлено отсутствие коптильной установки, проведена за три месяца до истечения указанного двухлетнего срока.

Согласно договору о выделении субсидии полученные денежные средства подлежат возврату в случае нецелевого использования и неисполнения условий предоставления субсидии. Материалами дела подтверждено приобретение предпринимателем оборудования, предоставленные денежные средства использованы на цели, указанные в договоре и смете. Следовательно, нет законных оснований для расторжения договора и возврата денежных средств.

Таким образом, предпринимателя спасло фактическое ведение деятельности и наличие документов, подтверждающих приобретение тех объектов, на которые была выделена субсидия.

Эти же обстоятельства стали решающими в другом случае. Как следует из Постановления АС ДВО от 30.04.2015 № Ф03-1413/2015 по делу № А80-161/2014, условием получения ООО субсидии в размере 5,5 млн руб. было производство молочных продуктов в селах района в течение года. Спустя девять месяцев с момента получения денег организация направила администрации письмо, в котором указала на то, что в ходе хозяйственной деятельности выявлена нерентабельность проекта, обусловленная высокими коммунальными тарифами, большой энергоемкостью производства, низкой населенностью и труднодоступностью сел, дороговизной доставки материалов. В связи с этим ООО просило расторгнуть договоры аренды и пересмотреть соглашение о предоставлении субсидии.

В ответ администрация потребовала возврата денег, указав, что договором предусмотрен возврат субсидии в полном объеме.

Арбитры обязали организацию вернуть 745 тыс. руб., поскольку организация не представила подтверждающие документы на эту сумму. Судьи не нашли оснований для взыскания с ООО денег, израсходованных по целевому назначению. В постановлении отмечено: организация осуществляет деятельность по производству молочной продукции, факт ее убыточности при доказанности соблюдения целей предоставления субсидии не может являться правовым основанием для взыскания субсидии в полном объеме.

Добиться пересмотра дела администрации не удалось (Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 303-КГ15-10438).

Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу № 33-16902/2015 свидетельствует о том, что даже прекращение деятельности в качестве ИП не всегда является основанием для возврата средств субсидии. В данном случае уполномоченный орган требовал возврата денег, ссылаясь на то, что предприниматель прекратил деятельность, чем нарушил условия договора, согласно которым он должен осуществлять предпринимательскую деятельность не менее трех лет в целях реализации бизнес-плана.

Судьи отметили: ИП использовал все денежные средства по целевому назначению и представил администрации отчет. Требование о возврате субсидии в связи с прекращением предпринимательской деятельности в течение установленного договором срока ни Федеральным законом № 209‑ФЗ, ни Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511‑3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ни муниципальной программой и договором об оказании финансовой поддержки не предусмотрено.

Вместе с тем имеются случаи, когда суды встают на сторону уполномоченных органов. Например, если в результате реализации бизнес-плана не достигнуты показатели, установленные договором о предоставлении субсидии, такие как создание определенного количества рабочих мест при условии выплаты заработной платы не ниже обусловленного уровня и перечисление налоговых платежей в бюджет в размере полученной субсидии (Постановление АС МО от 27.11.2015 № Ф05-16075/2015 по делу № А41-66980/14, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 30.06.2015 по делу № 33-2667/2015). Причем не имеет решающего значения то, что договоры купли-продажи, акты, накладные и платежные поручения подтверждают использование денег по назначению. Определяющим является именно тот факт, что СМП не обеспечил достижение конкретных показателей, предусмотренных при выделении субсидии.

Подведем итог

Одной из значимых форм поддержки является предоставление СМП преимущественного права на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества по рыночной стоимости. При наличии обоснованных сомнений в том, что уполномоченный орган заявил обычную, не завышенную цену продажи объекта, СМП целесообразно оспаривать ее в судебном порядке. Практика свидетельствует, что обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

Другая актуальная форма поддержки – предоставление СМП субсидий на создание и развитие бизнеса. Однако и эти взаимоотношения часто приходится урегулировать в судебном порядке. Представленные в статье примеры подтверждают, что СМП весьма успешно отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. Так, если СМП осуществляет деятельность, то отдельные недостатки в оформлении документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, непредставление уполномоченному органу отчетов, наличие убытков не считаются основаниями для возврата полученных денежных средств в бюджет.

[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 22.07.2008 № 159‑ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник

Оцените статью
Разные способы