- Шорт-лист управленческих проблем и как с ними бороться
- ⏱ Время прочтения — 7 минут
- Неправильная мотивация
- Отсутствие контроля над процессами
- Приоритетные задачи на втором плане
- У сотрудников нет права принимать решения
- Руководитель на грани выгорания
- Руководителю не хватает знаний
- Вопрос №2. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента
- Problem Solving: как эффективно решать проблемы в команде?
- Определить проблему
- Выяснить причины
- Генерировать идеи
- Выбрать лучшее решение
- Действовать
- Методики анализа причин и выявления решения проблем
- Root Сause Analysis
- CATWOE
- Техника 5 Why
- Деловые игры для решения проблем
- Egg Drop (Яйцепад)
- Тонущий корабль
- Квест
- Минное поле
- «Слепая» фигура
- Заключение
Шорт-лист управленческих проблем и как с ними бороться
⏱ Время прочтения — 7 минут
Успех проекта зависит от налаживания бизнес-процессов и того, как лидер будет управлять своей командой. Руководитель образовательного направления МВА в «Нетологии» Юлия Княжанская разобрала самые распространенные управленческие проблемы и предложила оптимальные решения для них.
Юлия Княжанская, руководитель образовательного направления МВА в «Нетологии»
Неправильная мотивация
Многие компании стимулируют работу сотрудников только финансовыми бонусами: повышением зарплаты, ежегодными выплатами, единоразовой премией. Но денежная мотивация не является единственным действенным поощрением для персонала.
Одна из лучших мотиваций для работников — это предложить им развитие в личностном и профессиональном плане. Это могут быть как сторонние курсы по повышению квалификации, так и обучения внутри компании. Многие знания априори дороже, чем единоразовая квартальная выплата. Интересные задачи, получение нового опыта, прокачка навыков специалистов — отличные стимулы для эффективной работы.
Если вы не можете определить, какая система поощрений нужна вашей команде, обратитесь к специалисту. Международное общество повышения эффективности в своем исследовании определило, что прибыль от инвестиций в коучинг составляет 221%. И цифры настолько высоки не просто так.
Поэтому рациональное решение — совместить ежегодные выплаты с семинарами и тренингами у специалистов по коучингу: это замотивирует сотрудников на хорошую работу и высокие результаты.
Отсутствие контроля над процессами
Оценивание работы раз в квартал не дает руководителю оперативно реагировать на проблемы и вовремя их решать. Внутри команды необходимо разработать систему протоколов, благодаря которым будут контролироваться процессы в отделах.
Для мониторинга рабочих показателей можно использовать специальные программы. Благодаря этому инструменту можно:
Одни из лучших программ — это Jira, Asana и Monday. Дополнительно отслеживать состояние проекта и атмосферу в коллективе поможет система Follow-Up. Руководитель устраивает встречи с сотрудниками по обсуждению рабочих вопросов, по результатам которых отправляет всем обратную связь в виде рассылки. В содержании письма должен быть четкий список задач, а также указаны лица, ответственные за их выполнение.
Устраивать собрания Follow-Up желательно каждую неделю. Это повысит вовлеченность сотрудников в проект. Согласно исследованию Gallup, организации с высоким уровнем вовлеченности сотрудников увеличивают прибыль на 21% за год.
Контролировать нужно не только рабочие показатели персонала, но и их моральное состояние. Это позволит выявить, какое настроение преобладает в коллективе, от чего напрямую зависит производительность команды. По исследованиям сервиса McKinsey, 62% сотрудников в пандемию переживают о своем ментальном здоровье. И только один из шести работников чувствует, что руководство его поддерживает.
Чтобы узнать, в каком состоянии находятся члены вашей команды, вы можете лично побеседовать с каждым или создать небольшой опрос, в который будут входить такие пункты как:
По результатам вы сможете скорректировать часы работы, предоставить небольшие отпуска, перераспределить работников по позициям. Если у персонала высокий уровень стресса, можно пригласить в компанию штатного психолога.
Приоритетные задачи на втором плане
Руководитель всегда работает в режиме многозадачности. И к сожалению, часто рутинные действия ставятся в приоритет. В то время как большую часть времени следует уделять стратегическим задачам.
Чтобы этого избежать, нужно еженедельно формировать списки дел. Для этого существуют результативные методики, такие как:
Списки нужно обновлять каждую неделю. В приоритете должны быть те задачи, которые напрямую влияют:
Ставя перед собой цели, обязательно прописывайте конкретные сроки по каждому пункту. Все рутинные дела можно отложить. Если же они срочные — не бойтесь делегировать их членам своей команды и сосредоточьтесь на самом важном.
Контролируя сотрудников, также стоит обращать внимание, те ли задачи они ставят в приоритет. По статистике, в течение дня работники тратят только 20% времени на выполнение важных дел. Ставя перед персоналом конкретные задачи и четкие дедлайны, вы сможете решить эту проблему и поднять эффективность работы всей команды.
У сотрудников нет права принимать решения
Четкая иерархическая структура управления с каждым годом становится менее актуальной. Мир стремительно меняется, что требует и от специалистов, и от руководителей определенной гибкости. Поднять эффективность работы можно, создав кросс-функциональную среду. Она предполагает работу над проектом в группах, в которых собраны специалисты различных направлений. И каждый из них имеет право голоса.
Благодаря эффективному общению и постоянному генерированию идей кросс-функциональная среда помогает достичь высоких результатов в работе. Инициируйте дискуссии между работниками, устраивайте Q&A-сессии, стимулируйте команду задавать вопросы и максимально участвовать в процессе. Выберите несколько лидеров проекта, чтобы они совместно принимали решения при выполнении поставленных задач.
Руководитель на грани выгорания
От эффективного управления зависят все рабочие процессы. И если руководитель не заботится о своем моральном состоянии, это определенно отразится на результатах команды.
В исследовании hh.ru свыше 73% трудоустроенных россиян ответили, что перерабатывают. Более того, каждый третий из перерабатывающих россиян делает это безвозмездно. 60% респондентов отмечают, что переработки негативно сказываются на самочувствии.
С 1 января 2022 года профессиональное выгорание будет включено в Международную классификацию болезней.
Один из самых простых и результативных способов избежать выгорания — это своевременный отдых. По исследованиям сервиса Project: Time Off, отпуск улучшает концентрацию на 78% и снижает риски появления профессионального выгорания на 81%.
Уменьшить уровень стресса и улучшить самочувствие можно с помощью практик на расслабление. Подойдут йога, медитации, час молчания и расслабляющие сеансы массажа. Еще один действенный метод — экологично выплеснуть накопившуюся агрессию. Для этого подойдут занятия в тренажерном зале, бокс, активный отдых на природе, а также участие в соревнованиях и дебатах.
Руководителю важно также отслеживать, какие ситуации являются триггером для ухудшения эмоционального состояния. Для этого можно завести дневник эмоций и в течение нескольких недель фиксировать, как изменяется моральное состояние. Это поможет найти причины повышения уровня стресса и усталости и быстро найти способы восстановления энергии.
Руководителю не хватает знаний
По данным опроса Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research, больше 40% респондентов хотят повысить свои управленческие компетенции. У владельцев и топ-менеджеров 1811 компаний малого и среднего бизнеса наибольший интерес вызывают бухгалтерский учет (31%) и финансовое планирование (27%). Эти две области знаний участники опроса считают ключевыми при принятии управленческих решений, и компетенций именно в этих направлениях им не хватает.
Заполнить пробелы в знаниях руководители могут по-разному. Для того чтобы разобраться в отдельных дисциплинах, часто достаточно узконаправленных курсов, воркшопов или консультаций с экспертом в области маркетинга, финансов или бизнес-девелопмента — в зависимости от исходящего запроса.
Если же владелец компании или топ-менеджер чувствует необходимость в комплексной перестройке бизнеса, то точечное обучение вряд ли поможет развить helicopter view и провести качественный аудит процессов, например, для цифровой трансформации. В подобных ситуациях стратегически верное решение — это получение комплексного бизнес-образования в онлайн- или в офлайн-формате или же параллельная работа с несколькими консультантами по разным направлениям бизнеса.
Обнаружить недостаток знаний «на берегу» топ-менеджеру или предпринимателю поможет долгосрочное целеполагание. Например, если владелец компании планирует вывести свой бизнес на международный рынок или же руководитель отдела хочет перевести все внутренние процессы «в цифру», то ему необходимо рассчитывать приблизительные сроки для достижения цели и закладывать в них дополнительные полгода-год на обучение, если опыта в масштабировании или в digital transformation у него пока нет.
Источник
Вопрос №2. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента
В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:
• воздействия на управляемые объекты;
• организации самой управляющей системы;
• информационного обеспечения управления;
• выработки и принятия решений;
• контроля, оценки, анализа и др.
В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:
• организационнного проектирования и др.
В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
• методы управления функциональными подсистемами;
• методы выполнения функций управления;
• методы принятия управленческих решений.
Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:
• диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;
• построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;
• контроль качества продукции, материалов;
• программирование, планирование, контроль процессов производства и др.
Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.
Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.
Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.
Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.
На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.
Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.
На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.
На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т. п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.
На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.
Источник
Problem Solving: как эффективно решать проблемы в команде?
Любое действие по решению проблемы со стороны менеджера — это, прежде всего, определение проблемы и ее причин, установка приоритетов и выбор альтернатив для лучшего решения, а также непосредственно реализация этого решения.
Способность своевременно решать внутренние и внешние проблемы продукта и команды и принимать ответственные решения — это то, чему должен учиться любой начинающий менеджер продукта уже на старте своей карьеры. В этом материале «разложим по полочкам» процесс problem solving, а также разберем несколько эффективных методик и упражнения для командной работы.
Грамотное решение проблем мотивирует членов команды достигать гораздо больших результатов, чем они могут себе представить.
Развивая навыки решения проблем, даже неопытный менеджер продукта на старте карьеры сможет улучшить командное сотрудничество и способность бороться со сложными ситуациями. Совместная работа побудит членов команды использовать разные стили мышления и принимать решения всем вместе.
В любом случае, совместная работа команды, направленная на решение бизнес-задач, — это не активность «ради галочки», и вам следует серьезно относиться к этому. Не важно, используете ли вы для этого простое упражнение, забавную игру или научный метод. Главное, чтобы любая problem solving activity принесла пользу и устранила очевидные и скрытые барьеры.
Любой способ решения проблемы призван настроить мышление команды в правильное русло. Но для каждой команды необходимы свои методы. Изучая новые техники и подходы, мы расширяем обзор на проблему и увеличиваем личную и командную эффективность.
Независимо от размера и характера проблемы, системный подход к ее решению поможет вам стать более эффективным менеджером продукта.
В системном подходе к решению проблем можно выделить 5 основных этапов:
- Определение проблемы
- Выявление причин ее возникновения
- Генерация идей
- Выбор лучшего решения
- Действие
Определить проблему
Правильное определение проблемы – верный шаг на пути ее решения. Это очень важный этап, от которого будет зависеть то, как вы попытаетесь ее решить.
К примеру, вы получили критический комментарий от одного из ваших пользователей/клиентов. Варианты решения вопроса будут разными в зависимости от того, как вы определяете эту проблему.
Если вы решите, что дело в невысокой производительности конкретного члена команды, вы будете разрабатывать различные решения, направленные на оптимизацию его/ее работы.
Выяснить причины
Как только проблема определена, стоит копать глубже и выяснить, что послужило ее причиной. Для определения причинно-следственных связей часто используют диаграмму Исикавы или диаграмму «рыбьей кости» (fishbone diagram).
Если вы рассматриваете проблему как промежуток между тем, где вы сейчас находитесь и где вы хотите оказаться, то причины и проблемы — это препятствия, которые мешают немедленно преодолеть это расстояние.
Такой анализ достаточно эффективен, ведь он помогает убедиться в том, что ваши решения направлены на устранение фактических причин, а не на симптомы проблемы. Если найденное решение устранит лишь симптомы вместо фактической причины, то проблема, скорее всего, повторится.
Генерировать идеи
Как только сложная работа по определению проблемы и выяснению ее причин завершена, пришло время проявить творчество и начать «фонтанировать» идеями. Для этого отлично подойдут командные собрания и мозговые штурмы (brainstorming).
Выбрать лучшее решение
После того, как ваш список идей, которые могут решить проблему, станет достаточно длинным, необходимо выбрать единый метод решения.
На этом этапе не обойтись без столь важного для любого менеджера продукта умения работать с приоритетами. Простая матрица, применяемая в методе Lean Prioritization поможет быстро и четко расставить все по местам. Лучшим исходом для вашей проблемы будет решение самого высокого уровня на матрице. Такую матрицу можно изобразить самостоятельно на листе бумаги:
Или воспользоваться помощью доступных сервисов для управления продуктами, которые предлагают функции и инструменты для приоритизации. Таких, например, как Hygger, MindTools или ProdPad.
Действовать
Когда найдено идеальное решение проблемы, пришло время принимать меры. Если решение включает в себя несколько действий или требует дополнительных от других членов команды, рекомендуется создать план действий и рассматривать его как мини-проект.
Использование этого простого пятиступенчатого подхода, безусловно, повысит эффективность ваших навыков решения проблем.
Такой подход (с разной степенью изменений) был взят за основу многих техник, помогающих решать командные проблемы. Остановимся на некоторых из них.
Методики анализа причин и выявления решения проблем
Root Сause Analysis
Root Cause Analysis или RCA представляет собой действия, направленные на поиск ключевой причины возникновения проблемы, на ее анализ и создание плана по ее решению.
Часто в реальности сложно отличить симптомы от причины. Модель RCA нацелена на выявление происхождения проблемы и состоит из определенного набора шагов:
- Определение случившегося
- Определение причин случившегося
- Выявление шагов для того, чтобы это не повторилось
Проблема, чаще всего, будет включать следующие факторы:
- Физический фактор — проблема материальна и осязаема.
- Человеческий фактор, связанный с ошибкой определенного человека.
- Организационный фактор — когда какой-то процесс или система, используемые для принятия решений и выполнения задач, неисправны.
Для анализа всех граней негативного воздействия по RCA следует обратить внимание на все три фактора.
Принцип RCA во многом схож с другими методами и состоит из 5 последовательных шагов:
- Определить проблему
- Собрать необходимую информацию
- Определить возможные причинные факторы
- Выявить Root Causes
- Предложить и внедрить решение
Важно уметь просчитывать, какой эффект может получить принятое решение.
CATWOE
Метод CATWOE, как вы понимаете, не имеет никакого отношения к котам (от англ. cat). Аббревиатура и сам метод полезен при сборе информации о проблеме.
Главный принцип техники заключается в декомпозиции проблемы на разные зоны влияния. Каждая начальная буква в аббревиатуре определяет зоны влияния: людей, среды и процессы.
- Customers — кто они и какие, как проблема влияет на них?
- Actors — кто вовлечен в проблему? Кого следует привлечь для решения проблемы?
- Transformation process — какие процессы затронуты данной проблемой?
- World view — какая общая картина происходящего? Предвидятся ли глобальные последствия?
- Owner — кто владеет процессом/ситуацией и какую роль сыграет в решении?
- Environmental constraints — есть ли ограничения, которые могут повлиять на конечный результат?
Все эти шесть элементов открывает новые перспективы и помогают углубиться в изучение проблемы. Метод CATWOE предоставляет более комплексные данные по проблеме и помогает определить серьезность проблемы перед активным вовлечением в решение других членов команды.
Техника 5 Why
Эта модель является одной из самых простых и часто используемых методик по определению причин проблемы. Применить ее быстро и просто, ее используют для простых и умеренно сложных проблем.
5 Why использует 6-шаговый поток:
- Сбор команды. Обсуждение должно собрать тех, кто имеет непосредственное отношение к проблеме.
- Определение проблемы, если она не определена. С определением должны быть согласны все члены команды.
- Главное «Почему?». Задайте вопрос, почему проблема возникла. При ответе используйте только факты без домыслов.
- Остальные «Почему?». На полученный ответ снова задайте вопрос «Почему?». Продолжайте так, пока главная проблема не будет найдена. Таких вопросов может быть не пять, а больше или меньше.
- План действий. Когда команда выявила первопричину, самое время обсудить список мер и действий, чтобы избежать повторения проблемы в будущем.
- Анализ. Для неповторения проблемы в будущем также очень важен анализ. Обсудите насколько эффективными были предпринятые меры, помогли ли они избавиться от проблемы или снизить ее влияние. Если поставленная цель не была достигнута, необходимо повторить процесс.
Здесь важно быстро переходить от ответа к следующему вопросу, что позволит определить общую картину прежде, чем сознание составит суждение о проблеме.
Если известные методы и техники требуют изучения, то простейшие упражнения и игры для командного решения проблем можно применить без особой подготовки и не занимая много времени.
Деловые игры для решения проблем
Деловые командные игры – это более неформальный вариант решения проблем. Чаще всего, такие активности направлены на развитие командной коммуникации, взаимовыручки, делегирования, адаптации и других полезных команде качеств и умений.
Такие активности подойдут не для каждой команды, поскольку требуют достаточного уровня восприимчивости от членов команды, гибкого мышления и творческого подхода.
Менеджеру, организовывающему подобные активности, важно понимать, что в их случае не может быть победителей или проигравших. Вот 5 примеров подобных активностей:
Egg Drop (Яйцепад)
Активность развивает навыки командной работы и коллективное принятие решения.
Для проведения игры понадобится: десяток яиц (больше или меньше в зависимости от величины команды) и любые подручные материалы (бумага, газеты, скотч, коробки, карандаши, соломинки для коктейлей, пищевая пленка, ленты, воздушные шары, пластиковая посуда и т. д.), а также место для проведения активности, где можно временно мусорить.
Участников можно разбить на несколько команд. Каждая получает по яйцу и выбирает «строительные материалы». У всех будет 15-20 минут для того, что построить защитный «ларец» для яйца, которые не позволит ему разбиться. После чего участники сбрасывают свои «ларцы» с заранее определенной высоты (стол, этаж здания, лестница). Контейнер с яйцом не разобьется у сильной и сплоченной команды. Если уцелеют несколько яиц – можно увеличить высоту для эксперимента, пока не определится лучшая команда.
Тонущий корабль
Активность развивает умение адаптироваться в команде. Для проведения игры вам понадобится веревка или скотч.
Отметьте ограниченный участок на полу с помощью веревки или скотча. Команда должна поместиться в обозначенную территорию. Теперь постепенно сокращайте ограниченное пространство в течение некоторого времени. Участники должны найти способ удержать друг друга внутри и не упасть за борт «корабля». Обычно активность длится до 10 минут.
Квест
Развивает навыки командной работы. Все что необходимо – это ключ, запертая комната и 5-10 подсказок-заданий.
Оказавшись в запертой комнате, команде необходимо найти ключ с помощью подсказок. Выбраться из запертой комнаты необходимо за отведенное время. Обычно для такой активности достаточно 30-45 минут. Для успешного прохождения игры команде нужно уметь действовать сообща и принимать общее решение.
Минное поле
Игра развивает коммуникативные навыки. Для ее проведения необходимы пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.
Разбросайте принадлежности на полу в случайном порядке, чтобы они представляли собой препятствие для прохода из одного конца комнаты в другой.
Поделите участников по парам, одному из партнеров завяжите глаза. Второй партнер должен направить и провести напарника из одного конца в другой, чтобы не задеть ни один предмет на «минном поле». Направлять можно только с помощью слов. Если запустить на поле несколько пар одновременно, задача усложнится.
«Слепая» фигура
Активность также полезна для развития коммуникационных навыков. Для проведения понадобится веревка и повязки на глаза.
Участники активности должны надеть повязки на глаза и стать в круг. Веревка связываются вместе и укладывается перед участниками также в форме круга. Ведущий игры называет геометрическую фигуру, которую участники должны изобразить с помощью веревки. Играющие могут переговариваться, но снимать повязки нельзя. Победит команда, которая быстрее построит необходимую фигуру.
Заключение
Еще ни один продукт не избежал мелких или крупных проблем в своей жизненно цикле. Возникновение проблем – это нормально. Главное вовремя обратить на них внимание и принять правильные меры. Для этого и существуют разнообразные методы решения или командные упражнения. Практика показывает, что они неоднократно выручали команды и помогали найти успешное решение.
А какими методами, упражнениями, командными играми и другими практиками пользуетесь вы для преодоления преград в жизни вашей команды, продукта, компании?
Источник