Способы решения проблем государственного управления

Мотивация государственных гражданских служащих: проблемы и пути решения

Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Руководство организации может разработать планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии, однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут эффективно исполнять свои должностные обязанности, стремиться своим трудом способствовать достижению целей и выполнению задач стоящих перед организацией.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Как любые работники, госслужащие также при прохождении государственной службы преследуют достижение своих целей, которые следует учитывать в кадровой политике при их мотивации.

Трудовая сфера государственной службы имеет ряд специфических особенностей:
— по своему содержанию трудовая деятельность госслужащих направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя;

— высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия;

— жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины;
— задействование интеллектуального, а также творческого потенциала для решения управленческих задач. При этом уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже, чем в коммерческих структурах, а дополнительные социальные гарантии не в полной мере компенсируют сложность и значимость их деятельности.

Для стабилизации кадрового состава гражданской службы необходима комплексная система мотивации персонала. Систему мотивации персонала нужно строить исходя из анализа потребностей государственных служащих, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности сотрудников. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала. Различные изменения в организации, ее рост, реорганизация требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся факторов. Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом, однако их применение не всегда возможно в сфере государственной службы, из-за ограниченности размера бюджета.

Читайте также:  Конспект по теме деятельность способ существования людей обществознание 10 класс

Законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения госслужащими иных доходов помимо основного места работы, поэтому денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. В настоящее время используется система оплаты труда, которая мало соответствует экономическим методам управления, не ставит результаты труда государственного служащего в зависимость от общего социально-экономического развития страны (региона), не стимулирует государственного служащего к сознательному, целенаправленному исполнению должностных обязанностей, не позволяет материально обеспечить и защитить служащего, заинтересовать и привлечь на госслужбу квалифицированные кадры. Именно в этом заключается одна из причин сознательного недоиспользования служащими своих физических и интеллектуальных способностей.

Размер денежного содержания государственного гражданского служащего зависит от уровня занимаемой должности, квалификации, выслуги лет, но не зависит от фактических результатов его деятельности, от общего социально-экономического развития страны (региона), допускает равное вознаграждение за неравный труд, то есть несправедливость. Существующая на государственной службе система премирования требует координального пересмотра. В фонде оплаты труда государственного органа предусмотрены премиальные выплаты, удельный вес которых относительно невелик (в год- 2 оклада денежного содержания) в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих и которые используются лишь как средство повышения размера оплаты труда.
Такая система оплаты труда снижает стимулирующую роль заработной платы, является одним из серьезных факторов демотивации, который оказывает ключевое влияние на лояльность госслужащих.

Проблема мотивации труда на государственной службе сводится к тому, что заработная плата государственных служащих ничтожна мала и жестко регламентирована. В этой ситуации одним из возможных способов повышения мотивации государственных служащих являются немонетарные методы.

Существует несколько зарекомендовавших себя способов немонетарного стимулирования работников:

— простые слова благодарности;

— поздравления сотрудников с днем рождения и вручение подарков;

— организация различных образовательных процессов, спортивных соревнований, корпоративных праздников с учетом пожеланий персонала;

— официальное поздравление сотрудника с увеличением его стажа государственной еще на один год;

— грамотно организованная профадаптация новых специалистов;

— награждение различными грамотами;

— присвоение званий (например, «Лучший работник года»);

— размещение на доске почета фотографий лучших работников;

— вручение памятных сувениров, ценных подарков и прочее.

Немалую роль в повышении эффективности работы играет фактор «прозрачности» государственного органа. Чем полнее информированы специалисты о состоянии дел в нем, чем лучше они ознакомлены со основными целями, тем с большей самоотдачей, как показывает практика, выполняют возложенные на них обязанности.

Читайте также:  Новейшие разработки способов измерения

Законодательством закреплены о сновные государственные гарантии государственных служащих (ст. 52 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), часть которых до настоящего времени не реализуется, например — не принят специальный федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих.

Вместе с тем, считаю необходимо предусмотреть ряд дополнительных гарантий:

— медицинского страхования государственных служащих и членов их семей;

— предоставление путевок на саноторно – курортное лечение;

— оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно государственному служащему и членам его семьи.

Дополнительным методом формирование мотивации у госслужащего является профессиональный рост. Кадровые службы слабо используют планирование карьеры в качестве фактора мотивации государственного служащего. Многие чиновники не знают перспективы своей служебной деятельности. Это объясняется, во-первых, недостатками в работе с резервами кадров, во-вторых, несовпадением оценок, представлений госслужащего и государственного органа о потенциальных возможностях служащих и, наконец, как это ни парадоксально, нововведениями на государственной службе. Если в результате выборов в государственный орган приходит новый руководитель, он, как правило, приводит свою команду, вносит коррективы в структуру и персональный состав аппарата. И тогда надежды многих госслужащих на продвижение по службе остаются нереализованными. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема объективной оценки профессиональной деятельности служащих.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в сфере государственной службы невозможно говорить о материальной мотивации, таким образом, немонетарные методы: профессиональный рост, дополнительные гарантии и компенсации, социальные льготы — становятся самыми существенными мотивирующими факторами.

Источник

Современные проблемы государственного управления и пути их решения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственное управление – это система должностных лиц и органов публичного управления, функционирующая на законодательно установленных принципах с применением законодательно регламентированных методов и инструментов публичного управления через функционирование органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Понятие и значение государственного управления

Активно развивающаяся система общественных отношений всякой территории не может стабильно и эффективно функционировать без системы публичного управления. Современное демократическое устройство государства и общества устанавливает широкий перечень требований к организации системы государственного управления и реализации управленческого воздействия. В современной России государственный механизм учреждается и функционирует исключительно для целей обеспечения прав и свобод личности и благосостояния населения отдельных территорий и государства в целом.

Именно поэтому государственное управление должно реализовываться в строгом соответствии с конституционными демократическими принципами и требованиями закона в отношении реализации управленческого воздействия в конкретных сферах публичного управления.

Таким образом, государственное управление в России можно охарактеризовать как систему должностных лиц и органов государственной власти, функционирование которых обеспечивается законодательной регламентацией принципов и методов управленческого воздействия для реализации национальной политики в целях обеспечения благосостояния населения.

Не вызывает сомнения, что эффективное социально-экономическое развитие отдельных территорий и государства в целом напрямую зависит от эффективности публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Потому сегодня важнейшее значение приобретает организация государственного управления через ориентацию на результат, то есть на эффективность управленческого воздействия.

Читайте также:  Юнидокс солютаб способы применения

Характеристика современных проблем государственного управления

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка эффективности государственного управления позволяет выделить следующие основные его проблемы:

  • неэффективность нормативно-правового регулирования. Имеющиеся недостатки правовой регламентации деятельности должностных лиц и органов государственного управления приводят к развитию бюрократизации, коррупции и иных негативных явлений. Так, в частности из-за неполного обеспечения баланса полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления возникают спорные моменты, которые не позволяют федеральным и региональным органом эффективно решать свои задачи;
  • распространение коррупционных явлений в системе государственного управления. Прежде всего, необходимо отметить, что негативные коррупционные явления сегодня присущи всякой системе государственного управления, это в полной мере касается и развитых стран, поэтому даже на уровне международного сообщества сегодня идет активная разработка инструментов противодействия коррупции. В отечественной системе государственного управления развитие коррупции приводит к негативным явлениям в системе государственной службы, как семейственность, клановость, что, в свою очередь, не позволяет эффективно решать задачи публичного управления системе государственной власти, приводит к нецелевому использованию бюджетных ресурсов и, как следствие, снижению доверия населения, сокращению его благосостояния;
  • нестабильная система государственного управления. Система государственного управления Российского государства постоянно претерпевает реформирование для целей собственного совершенствования, однако это имеет и негативные последствия, поскольку приводит к нестабильности функционирования из-за постоянной смены руководящего состава, изменения структуры ведомств;
  • отсутствие высококвалифицированных специалистов в системе государственного управления. Это приводит к неэффективному исполнению служебных обязанностей государственными служащими и, как следствие, не достижению тех социально полезных результатов, для которых организуется государственное управление. Названная проблема во многом связана с недостаточной эффективностью инструментов отбора кандидатов для замещения должностей государственной службы, отсутствием эффективных инструментов планирования карьеры и профессионального развития государственных служащих и др.

Пути решения современных проблем государственного управления

Государственное управление представляет собой процесс управленческого воздействия, который претерпевает влияние значительного числа факторов, что актуализирует его постоянную корректировку для цели повышения эффективности. Так, в частности для преодоления современных проблем государственного управления необходимо, прежде всего:

  • повысить открытость и прозрачность системы государственного управления, в том числе за счет внедрения информационных технологий, позволяющих населению эффективно реализовывать инструменты общественного контроля. Открытость и прозрачность публичного управления позволит противостоять таким негативным тенденциям, как коррупция, бюрократизация государственного управления;
  • внедрить современные кадровые технологии в систему государственной службы. Названное направление позволит привлечь и сохранить в системе публичного управления специалистов высокого уровня, предоставив им эффективные возможности для профессионального развития, планирования карьеры внутри системы государственного управления, что, в свою очередь, станет залогом эффективного функционирования государственного механизма, эффективного решения задач государственного управления;
  • оптимизировать распределение полномочий между уровнями публичного управления для преодоления дублирования полномочий, пробелов в регламентации полномочий и пр.

Источник

Оцените статью
Разные способы