Способы решения проблем этики

Технология разрешения этических проблем.

Для любой науки о человеке существование ее теории и практики на данный период развития общества немыслимо без опоры на этические положения. В основе современного подхода к пониманию этики должна лежать ее трактовка как самоанализа и системати­ческого осмысления следствий и предпосылок профессиональных действий, особен­но относительно людей, участвующих в этих действиях и затрагиваемых ими. Такое широкое понимание этики позволяет конструктивно и критически об­суждать универсальность этических принципов, в противовес формированию различных специальных этик, таких как медицинская этика, этика здоровья, профессиональная этика, этика пациента и т. д. Введение этики в каждую конкретную науку о человеке, равно как и в каждую врачебную специальность, отнюдь не означает, что надо конструиро­вать какую-то «особую этику» для специальной группы лиц и сферы деятельности. Такой подход подорвал бы сферу значимости этических принципов и одновременно способствовал бы расколу гуманитарных и медицинских профессий относительно их основных цен­ностей.

В наше время, время этического бума и рассуждений о прикладной или практической этике, стало как никогда очевидно, что этика опирается на результаты соответствующих гуманитарных науки на специальные эмпирические основы, чтобы прийти к обоснованным выводам и рекомендациям. Этика слишком долго была академически независимой философской дисциплиной, и из-за этой обособленности в смежных дисциплинах не хватало стимулов для исследований в области этики. Поэтому налицо все еще отдаленность этики от практики, и враждебность практики по отношению к теории. Используя в этике данные из гуманитарных исследований, можно создать базис для этической рефлексии, приближенной к реальности и связанной с практикой.

Кроме того, слабая связь этики с гуманитарными науками o6условливают одну из главных проблем: научного обоснования моральных, или этических, тезисов так, чтобы они не носили умозрительного или спекулятивного характера. Особенно важны для этики результаты исследований в психологии и со­циологии морали, большую роль играют также исследования групп лиц, являющихся целевыми группами в клинической психологии, а также исследования в области биологии человека, способствующие дальней­шему развитию нашего представления о человеке. Кроме того, этическое осмысление практики — проблема междисциплинарная, и должно включать кроме основной области знания многие другие области.

Однако гуманитарные дисциплины, посвященные теоретическому и эмпирическому исследованию человека, нередко плохо сопоставимы с медициной, которая, так или иначе, имеет уже 2000-летнюю традицию профессиональной этики в виде клятвы Гиппократа. Даже при наличии высокого уровня профессиональной рефлексии, соотношение между этическими легитимными целями, стратегиями, моральными намерениями («доброй волей») и их последствиями нередко очень сложно. И это не только бездна, разделяющая теорию и практику, сколько прискорбный плюрализм ценностей, порождающий сомнения и конфликты, а более того, это еще и недосягаемая возможность предугадать и заранее оценить последствия сложных профессиональных действий и мероприятий (поскольку расхождения между предполагаемыми и реальными событиями и результатами трудно предсказуемо, а теория, как известно, проверяется преимущественно практикой). В том числе желательно было бы оценивать отдаленные последствия и этических норм и интервенций.

В современной медицине и здравоохранении широкое распространение получила так называемая этика принципов. Том Бичамп и Джеймс Чилдрес (Beauchamp T.,Childress J., 1989) ввели четыре главных принципа этического осмысления медицины, весомых не только для соматической медицины, но и для всей сферы лечебно-профессиональной деятельности. Эти принципы касаются этической ориентации практикующих специалистов в области здравоохранения: (1) уважение к автономии пациента (кли­ента), (2) не вредить (non-maleficence), (3) оказание помощи (beneficence), (4) спра­ведливость. Ниже мы остановимся на них подробнее, сейчас же нужно отметить, что в этих четырех принципах Бошан и Чайлдресс попытались свести воедино не­сколько течений: традицию врачебной этики (клятва Гиппократа, который на первое место ставил требование не вредить и обязательство оказания помощи), идеи философского Просвещения и американского движения борцов за граж­данские права с их акцентом на автономии отдельного человека, а также принцип справедливого распределения в здравоохранении высочайших достижений медици­ны. Эти четыре принципа в целом рассматриваются как универсально значимые и приблизительно нейтральные мировоззренческие ориентиры для медицины и здра­воохранения.

Читайте также:  Примеры способов адаптации организмов

Доминирование подхода четырех принципов в международной дискуссии по медицинской этике не исключает поиска других моделей. Так, уже несколько лет наблюдается поворот (или возвращение) к этике добродете­ли,которая, кажется, особенно привлекает те круги клинической медицины, где ре­шения этических проблем видятся прежде всего в формировании личности врача (Pellegrino E.D., Thomasma D.A. 1993). Этика принциповкритикуется с точки зрения этики добродетели как слишком абстрактная, слишком произвольная и слишком да­лекая от реальности. Подобная критика выдвигается теоретиками нарративной эти­ки, основывающейся не на абстрактных принципах, а на конкретных историях о проблемных ситуациях. В нарративной этике критическое осмысление стратегий поведения представляют собой не только предмет для дискуссии, но и модель для подражания.

Однако не нужно даже множить число подходов к этическим ситуациям, поскольку сама этика принципов уже создает проблемы. Например, не установлен и не обоснован ранговый порядок принципов или перспектив (а равно и добродетелей или других этических категорий), поэтому даже при самой тщательной этической рефлексии дело может дойти до «патовой ситуации» и тем самым — до неспособности решать и действовать. Было бы хорошо, если бы для каждой прикладной сферы ответственными лицами и учреждениями был определен, с соответствующим этическим обоснованием, ранговый порядок заложенных прин­ципов или правил для конфликтного случая. Этот порядок, само собой разумеется, тоже можно подвергнуть критике, как и любое решение конкретной проблемы, но ведь в условиях плюрализма и не может быть какой-то абсолютной этики, защищенной от критики. Что касается конфликтов между перспективами, принципами или правилами, то можно предположить, что решение, которое вызывает большее еди­нодушие и одновременноменьше конфликтов, очевидно, наиболее взвешенное и по­тому предпочтительнее.

Из сказанного видно, что фундаментальная проблема исследований по прикладной этике состоит в том, чтобы найти путь к компромиссу в спорных ситуациях и научиться принимать совместные общие решения, которые в наибольшей степени соответствовали бы интересам сторон, участвующих в обсуждении. Первый шаг на пути решения этой проблемы уже сделан: в результате развернувшихся в современном обществе дискуссий по поводу биоэтических проблем на наших глазах формируется особый язык публичного обсужденияактуальных для многих людей тем. В нем нашла отражение уникальная форма общности совместно действующих, но инако мыслящих, инако чувствующих, инако различающих добро и зло граждан единого цивилизованного сообщества. Общий смысл их совместной интеллектуальной деятельности и социальной практики (биоэтики в широком смысле) можно представить как попытку обнаружить и реализовать внутренний потенциал множества мнений современного общества для особых ситуаций, порождаемых достижениями медико-биологических наук и прогрессом медицинской практики. Причем эта публичная дискуссия является областью именно прикладной, а не теоретической этики, значение которой несомненно возросло.

Одной из главных задач прикладной этики становится забота о людях, защита интересов конкретного человека в конкретной ситуации. Во многом это связано с достижениями психологии, которая открыла реальность экзистенциального страха потери человеком себя, страха разрушения мира, который вызывают острую потребность в самозащите и заботе об окружающей среде. Важно также влияние социологии и международного политического сотрудничества, которые способствуют становлению принципов нового типа мышления, требующего включения в зону человеческой ответственности всей природы, как живой, так и неживой. Многочисленные нормативные документы международного характера, ограничивающие некоторые виды социально опасной деятельности (научные исследования и применение некоторых технологий, связанных с военной промышленностью, биологией, медициной и др.), стали одним из первых достижений этого нового мышления, что затем было продолжено работой этических комитетов.

Читайте также:  Способы производства сульфата калия

При наличии опыта проведения этических дискуссий в течение уже не одного десятилетия, прикладная этика выработала целый ряд правил их организации, правил, учитывающих достижения психологии, социологии, логики, и обеспечивающих успех обсуждения. В наиболее общем виде эти правила звучат как пригодные для любой дискуссии: уважайте мнение оппонента; признайте и назовите истоки своего мировоззрения; старайтесь прийти к общему пониманию и единой интерпретации истины; не будьте агрессивны, проявляйте вежливость и доброжелательность, даже сталкиваясь с разногласиями; стремитесь понять, в какой степени ваши этические разногласия основаны на различиях в научных данных, а в какой — на различиях в мировоззрении и вере; при первой возможности соглашайтесь с мнением вашего оппонента, если оно не противоречит вашим убеждениям, ищите компромисс; пытайтесь поставить себя на место другого и взглянуть на себя со стороны.

Однако, можно предложить и более четкий технический алгоритм, выделив три группы правил. Во-первых, это логические требования к аргументации: 1) никто не должен противоречить самому себе, 2) одно и то же понятие следует использовать в одном и том же значении, 3) изменение смысла понятий требует специальной оговорки и обоснования. Во-вторых, это, логические и этические правила достижения взаимопонимания:1) правило верности самому себе и искренности в суждениях (каждый говорящий имеет право утверждать только то, что он сам думает); 2) тот, кто ставит на обсуждение новое высказывание или меняет предмет обсуждения, должен привести для этого достаточные основания. Третье, этические правила достижения согласия: 1) право свободного участия (каждый субъект, способный совершать осмысленные действия и владеющий речью, имеет равное право участвовать в дискуссии); 2) каждый участник имеет право проблематизировать утверждение, подвергая его сомнению, вводить любое другое утверждение и высказывать свои потребности, желания, точки зрения; 3) нельзя препятствовать никому пользоваться этими правами.

Цель любой этической дискуссии — достичь согласия между участниками конфликта относительно того, как найти справедливое решение конфликта и как это решение лучше реализовать. Эта цель достижима путем выдвижения, обоснования и применения моральных норм, в которых утверждаются и защищаются права и обязанности конфликтующих сторон. Причем если есть возможность организации реальной дискуссии, то само по себе это уже невероятно ценно. Желательно, чтобы представительство в группе имели не только разные по возрасту и опыту люди, но и специалисты разных профилей, в том числе гуманитарных профессий, поскольку они более чувствительны к внутреннему миру участников конфликтов, пониманию их мотивации. Также важно обеспечить группу технической документацией и информацией, для чего встречу необходимо заранее готовить.

Организация дискуссии требуетсоблюдения выше названных правил, но особо следует выделить необходимость первоначально четко сформулированной проблемы, которая никогда не должна носить общего, а только частный, применительно к конкретному пациенту и конкретному конфликту. Именно это обеспечит возможность рассмотреть проблему достаточно полно, с учетом интересов всех участников и принять взвешенное решение. Техническими приемами обсуждения могут быть моделирующие ситуацию судебного заседания или «мозгового штурма», главное – организовать диалог и не приходить к решению методом голосования, поскольку моральные проблемы разрешаются путем убеждения, а не давления большинства.

Однако далеко не всегда, особенно в нашем обществе, удается разрешать этические проблемы методом группового обсуждения. Напротив, много чаще решение принимают врач и пациент вдвоем или с участием родственников пациента. Перед принятием любого осознанного и ответственного решения (сохранить или прервать беременность, продолжить или прекратить лечение, проводить биомедицинский эксперимент или воздержаться от него и т. п.) необходимо осмыслить цели и намерения, потребности и желания всех важных для данной ситуации участников. Это позволит найти подлинные причины, побуждающие их к действию. На этом начальном уровне этического анализа, который называют также анализом мотивации (обдумывания, объяснения мотивов — внутренних побуждающих к действию причин), возникает несколько разных мотивов, между которыми ситуация вынуждает совершить выбор, даже если этого делать не хочется. Рациональный выбор требует своего обоснования, то есть ответа на вопрос о том, существуют ли необходимые и достаточные причины для данного действия, можно ли его оправдать ссылкой на какие-то правила, разрешающие или запрещающие такие действия. Апеллируя к этическим правилам, необходимо выйти на более высокий уровень этического анализа, на котором происходит наделение действий моральным смыслом. Каждое предполагаемое действие здесь не просто объявляется как вероятное и обосновывается рациональными (или псевдорациональными) аргументами, но «встраивается» в систему нравственных ценностей, оценивается на основе выбранных этических норм. Иногда моральные нормы как средства этического анализа обнаруживают свою недостаточность, либо происходит столкновение нескольких норм, и приходится одну предпочесть другой. возникает необходимость обоснования самих норм: тогда на помощь приходит использование более масштабных этических принципов. Опыт показывает, что изложенный выше подход четырех этических принципов весьма хорошо позволяет сделать такое этическое оценивание конкретного поведения. Формально говоря, и принципы могут противоречить друг другу, и тогда необходимо вновь подняться выше, на уровень теоретических рассуждений об их ценности и соотнесении между собой. Это уровень этических теорий, к сожалению, разнообразных, противоречивых и конкурирующих. Поэтому мы не будем рекомендовать такой подход и предлагаем остановиться на скрупулезном анализе принципов: какой из них более важен, какой менее, какой следует предпочесть в случае их несовместимости. К сожалению, этические принципы не всегда поддаются субординации, простого и однозначного подчинения одного другому добиться теоретически не удается — настолько важным представляется каждый из них сам по себе. Для смягчения и относительного урегулирования конфликтов между этическими принципами часто используют метод ограничения области их действия. Например, если принцип «не навреди» универсален, то принцип уважения автономии ограничивается в отношении тех людей, которые оказываются не в состоянии проявить свою автономию. В этом случае можно сопоставить их по значимости и принять разумное и ответственное решение. По крайней мере, каждый раз врач и его пациент могут следуя предложенной схеме, провести значительно более глубокий анализ ситуации и принять более взвешенное решение, нежели просто полагаясь на мнение одного из них, внешний совет или деонтологическую рекомендацию, сделанную на основе традиционного медицинского патернализма.

Читайте также:  Тержинан от молочницы способ применения

Эволюция проблем здравоохранения выходит далеко за рамки медицинского или технического прогресса. Это также проявление нравственного осознания и ответственности, вытекающей из фак­та полученных власти и знаний. Сами понятия о позитивной идее здравоохранения и необходимости совершенствовать этические правила очень современны. Сами по себе конфликты доверия между больным, его семьей или близкими и медицинским учреждением, вероятно, не новы, но становятся все более открытыми и требующими постоянного разрешения. Хочется выразить надежду, что предложенные правила помогут в этом, но нельзя не отметить необходимости постоянной этической рефлексии своей деятельности каждым доктором и администратором здравоохранения.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 1695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы