«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Консультация для воспитателей
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«М етоды и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.
Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);
Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).
Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).
Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
— трудовые поручения, действия.
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.
Практические методы , такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:
К вербальным приемам можно отнести:
• чтения художественной литературы,
• малые фольклорные формы.
При чтении литературных сказок можно предложить детям:
нарисовать иллюстрацию к произведению,
вылепить героя из пластилина,
сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.
Невербальные приемы это:
• гимнастики для глаз,
На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:
• нетрадиционные формы занятий,
• современные образовательные технологии.
Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.
К игровым приемам активации относятся:
-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний
-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.
-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).
Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече.
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей «Почитайте детям»
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых.
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·.
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и .
Обобщенный опыт работы: » Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО.
Источник
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Светлана Витальевна Костенко
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить.Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?»Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».
Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?
Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Процесс постановки и решения проблемной ситуациисостоит из следующих этапов:
– постановки, формулирования проблемы;
– выдвижения предположений и гипотез;
– выбора, проверки, обоснования гипотез;
– подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольниковпозволяет решить ряд дидактических задач:
– привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес;
– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
– побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
– помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Куда интереснее не просто поиграть с Мишкой, а помочь ему помирить Белочку и Ежика, «прогуляться по лесу», «пойти в гости к бабушке с дедушкой», «перебраться через речку» и т. п. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. Использование проблемных ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.
Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.
Предлагаю вниманию педагогов конспект игрового занятия по ФЭМП для детей второй младшей группы с использованием таких проблемных ситуаций, как «перебраться через реку, не строя мост и не переплывая», «поделить поровну яблоки для Белочки и Ежика».
«Малыши спешат на помощь»
– совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше;
– упражнять в сравнении двух контрастных по высоте предметов знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже;
– формировать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине;
– упражнять в определении геометрических форм (круг, цвета;
– развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей, умение решать проблемные ситуации;
– удовлетворять желание детей принимать непосредственное участие в совместной деятельности со взрослым, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
– воспитывать желание помогать, дружеские отношения в коллективе.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: письмо, речка, две елочки (контрастные по высоте, игрушка Мишка, «яблочки» (мячики красные и зеленые, две корзинки одинакового размера.
Раздаточный материал: двухполосные карточки для каждого ребенка, круги двух цветов (красные и зеленые).
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес мне письмо, которое прислал нам Мишка из леса! Хотите, я его сейчас вам прочитаю? (Ответы детей.)
«Дорогие дети! Мои друзья Белочка и Ежик поссорились. Я хочу пригласить вас к нам в лес, чтобы вы помогли мне их помирить».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем с вами в гости к Мишке, чтоб помочь ему и его друзьям? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Но чтобы оно получилось полезным и интересным, надо внимательно меня слушать!
Воспитатель: А давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в лес? (Дети выбирают и договариваются, на чем они поедут.)
Воспитатель: Сегодня я хочу быть вашим шофером. Все за мною становись, друг за другом повернись. А чтоб нам в пути не было скучно, споем нашу веселую песенку. («Мы едем, едем, едем».)
Воспитатель: Ребята, под веселую песенку мы с вами доехали до реки. Как же нам теперь дальше добираться до леса, ведь перед нами протекает речка? (Ответы детей.)
Воспитатель: А давайте посмотрим, может, есть возможность, не построив мост и не переплывая, перейти через реку? (Ответы детей.)
(Дети вместе с воспитателем ищут самое узкое место в реке, где можно перешагнуть, сравнивают его с широким местом реки.)
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса, посмотрите, как много деревьев в лесу. А какие деревья бывают в лесу? (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Высокий — низкий»
Воспитатель предлагает детям показать, какие высокие деревья растут в лесу – дети поднимают руки вверх и встают на цыпочки, и низкие – дети приседают.
Воспитатель вносит мягкую игрушку Мишку.
Воспитатель: Посмотрите, вот и Мишка нас встречает! Давайте с ним поздороваемся.
Мишка: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы откликнулись на мое письмо и так быстро приехали.
Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Как только мы прочитали в письме о твоей беде, мы с ребятами сразу решили приехать к тебе в лес и помочь помириться Белочке и Ежику. Но что же все-таки случилось, почему они обиделись друг на друга?
Мишка: Белочка и Ежик никак не могут поделить яблочки, поэтому и поссорились. Я очень прошу вас, ребята, помогите мне их помирить.
Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Мишке? (Ответы детей.)
(Дети садятся за стол. На тарелочках лежат «яблочки» (круги) двух цветов и двухполосные карточки.)
Воспитатель: Посмотрите, что перед вами лежит в тарелочках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие они по размеру? (Ответы детей.)
Воспитатель: А какой они формы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какого цвета «яблочки»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как же нам поделить эти «яблочки» поровну? (Дети высказывают свои предложения, приходят к общему мнению, отдать Белочке красные «яблочки», Ежику – желтые. Могли быть и другие варианты деления. Например,дети могли раскладывать: одно – Белочке, и одно – Ежику и т. д.)
Воспитатель: Хорошо. Давайте положим «яблочки» красного цвета на верхнюю полосу карточки для Белочки. Сколько яблочек красного цвета? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь под каждым красным «яблочком» положите желтое «яблоко» для Ежика. Сколько желтых «яблок» вы положили? (Ответы детей.)
Воспитатель: Каких яблок больше, красных или желтых? (Ответы детей.)
(Желтых «яблок» оказывается на одно больше.)
Воспитатель: Как же сделать так, чтобы красных и желтых «яблок» стало поровну? (Ответы детей.)
(Дети уравнивают группы предметов путем уменьшения на одно желтое «яблоко».)
Воспитатель: Теперь желтых «яблок» стало столько, сколько и красных «яблок». Их поровну. Значит, и Белочке, и Ежику мы поделили «яблочки» поровну. А лишнее «яблочко», я думаю, вы можете взять себе или отдать Мишке.
Мишка: Спасибо, ребята, вы мне и моим друзьям очень помогли. Теперь я знаю, что все нужно делить поровну, и тогда никто не будет обижаться.
Воспитатель: А теперь, дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Мишке «до свидания».
(Дети прощаются с Мишкой.)
Мишка: До свидания, ребята, и счастливого пути!
Воспитатель: До свидания, Мишка! Пиши нам в детский садик, если опять понадобится наша помощь.
(Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад.)
Подвижная игра «Собери яблочки»
(На полу разбросаны «яблоки» красные и зеленые (мячи двух цветов). Воспитатель предлагает детям собрать «яблочки» в корзинки. Для игры выбираются две пары детей, задача которых собрать мячи своего цвета в корзинку. Побеждает тот, кто быстрее соберет свои «яблочки».)
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ездили? (Ответы детей.) Вы такие сегодня молодцы! А теперь вы самостоятельно можете путешествовать по группе!
Спасибо за внимание!
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.
Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.
Фотоотчёт о познавательном развлечении ко всемирному Дню шоколада для старшего дошкольного возраста 11 июля отмечался всемирный День шоколада,очень замечательный и сладкий праздник. Ребята старшей группы тоже не остались в стороне и в этот.
Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).
Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Источник