Способы решения познавательных задач дошкольников

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» 23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«М етоды и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

— трудовые поручения, действия.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

Практические методы , такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

К вербальным приемам можно отнести:

• чтения художественной литературы,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• гимнастики для глаз,

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• нетрадиционные формы занятий,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече.

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей «Почитайте детям»

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых.

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:&middot.

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ&raquo.

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и .

Обобщенный опыт работы: » Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО.

Источник

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Светлана Витальевна Костенко
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить.Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?»Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Процесс постановки и решения проблемной ситуациисостоит из следующих этапов:

– постановки, формулирования проблемы;

– выдвижения предположений и гипотез;

– выбора, проверки, обоснования гипотез;

– подведения итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольниковпозволяет решить ряд дидактических задач:

– привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес;

– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

– побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

– помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Куда интереснее не просто поиграть с Мишкой, а помочь ему помирить Белочку и Ежика, «прогуляться по лесу», «пойти в гости к бабушке с дедушкой», «перебраться через речку» и т. п. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.

Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. Использование проблемных ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.

Предлагаю вниманию педагогов конспект игрового занятия по ФЭМП для детей второй младшей группы с использованием таких проблемных ситуаций, как «перебраться через реку, не строя мост и не переплывая», «поделить поровну яблоки для Белочки и Ежика».

«Малыши спешат на помощь»

– совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше;

– упражнять в сравнении двух контрастных по высоте предметов знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже;

– формировать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине;

– упражнять в определении геометрических форм (круг, цвета;

развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей, умение решать проблемные ситуации;

– удовлетворять желание детей принимать непосредственное участие в совместной деятельности со взрослым, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

– воспитывать желание помогать, дружеские отношения в коллективе.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: письмо, речка, две елочки (контрастные по высоте, игрушка Мишка, «яблочки» (мячики красные и зеленые, две корзинки одинакового размера.

Раздаточный материал: двухполосные карточки для каждого ребенка, круги двух цветов (красные и зеленые).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес мне письмо, которое прислал нам Мишка из леса! Хотите, я его сейчас вам прочитаю? (Ответы детей.)

«Дорогие дети! Мои друзья Белочка и Ежик поссорились. Я хочу пригласить вас к нам в лес, чтобы вы помогли мне их помирить».

Воспитатель: Ну что, ребята, поедем с вами в гости к Мишке, чтоб помочь ему и его друзьям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Но чтобы оно получилось полезным и интересным, надо внимательно меня слушать!

Воспитатель: А давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в лес? (Дети выбирают и договариваются, на чем они поедут.)

Воспитатель: Сегодня я хочу быть вашим шофером. Все за мною становись, друг за другом повернись. А чтоб нам в пути не было скучно, споем нашу веселую песенку. («Мы едем, едем, едем».)

Воспитатель: Ребята, под веселую песенку мы с вами доехали до реки. Как же нам теперь дальше добираться до леса, ведь перед нами протекает речка? (Ответы детей.)

Воспитатель: А давайте посмотрим, может, есть возможность, не построив мост и не переплывая, перейти через реку? (Ответы детей.)

(Дети вместе с воспитателем ищут самое узкое место в реке, где можно перешагнуть, сравнивают его с широким местом реки.)

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса, посмотрите, как много деревьев в лесу. А какие деревья бывают в лесу? (Ответы детей.)

Игровое упражнение «Высокий — низкий»

Воспитатель предлагает детям показать, какие высокие деревья растут в лесу – дети поднимают руки вверх и встают на цыпочки, и низкие – дети приседают.

Воспитатель вносит мягкую игрушку Мишку.

Воспитатель: Посмотрите, вот и Мишка нас встречает! Давайте с ним поздороваемся.

Мишка: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы откликнулись на мое письмо и так быстро приехали.

Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Как только мы прочитали в письме о твоей беде, мы с ребятами сразу решили приехать к тебе в лес и помочь помириться Белочке и Ежику. Но что же все-таки случилось, почему они обиделись друг на друга?

Мишка: Белочка и Ежик никак не могут поделить яблочки, поэтому и поссорились. Я очень прошу вас, ребята, помогите мне их помирить.

Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Мишке? (Ответы детей.)

(Дети садятся за стол. На тарелочках лежат «яблочки» (круги) двух цветов и двухполосные карточки.)

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами лежит в тарелочках? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие они по размеру? (Ответы детей.)

Воспитатель: А какой они формы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какого цвета «яблочки»? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как же нам поделить эти «яблочки» поровну? (Дети высказывают свои предложения, приходят к общему мнению, отдать Белочке красные «яблочки», Ежику – желтые. Могли быть и другие варианты деления. Например,дети могли раскладывать: одно – Белочке, и одно – Ежику и т. д.)

Воспитатель: Хорошо. Давайте положим «яблочки» красного цвета на верхнюю полосу карточки для Белочки. Сколько яблочек красного цвета? (Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь под каждым красным «яблочком» положите желтое «яблоко» для Ежика. Сколько желтых «яблок» вы положили? (Ответы детей.)

Воспитатель: Каких яблок больше, красных или желтых? (Ответы детей.)

(Желтых «яблок» оказывается на одно больше.)

Воспитатель: Как же сделать так, чтобы красных и желтых «яблок» стало поровну? (Ответы детей.)

(Дети уравнивают группы предметов путем уменьшения на одно желтое «яблоко».)

Воспитатель: Теперь желтых «яблок» стало столько, сколько и красных «яблок». Их поровну. Значит, и Белочке, и Ежику мы поделили «яблочки» поровну. А лишнее «яблочко», я думаю, вы можете взять себе или отдать Мишке.

Мишка: Спасибо, ребята, вы мне и моим друзьям очень помогли. Теперь я знаю, что все нужно делить поровну, и тогда никто не будет обижаться.

Воспитатель: А теперь, дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Мишке «до свидания».

(Дети прощаются с Мишкой.)

Мишка: До свидания, ребята, и счастливого пути!

Воспитатель: До свидания, Мишка! Пиши нам в детский садик, если опять понадобится наша помощь.

(Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад.)

Подвижная игра «Собери яблочки»

(На полу разбросаны «яблоки» красные и зеленые (мячи двух цветов). Воспитатель предлагает детям собрать «яблочки» в корзинки. Для игры выбираются две пары детей, задача которых собрать мячи своего цвета в корзинку. Побеждает тот, кто быстрее соберет свои «яблочки».)

Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ездили? (Ответы детей.) Вы такие сегодня молодцы! А теперь вы самостоятельно можете путешествовать по группе!

Спасибо за внимание!

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о познавательном развлечении ко всемирному Дню шоколада для старшего дошкольного возраста 11 июля отмечался всемирный День шоколада,очень замечательный и сладкий праздник. Ребята старшей группы тоже не остались в стороне и в этот.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Источник

Читайте также:  Способ пуска синхронного двигателя
Оцените статью
Разные способы