Политические конфликты и способы их разрешения. Теория политических элит
Политические конфликты и способы их разрешения. Теория политических элит
Конфликт – столкновение противоположных позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт – повсеместное явление.
Социальный конфликт – особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием, другой делает невозможной реализацию ее целей и интересов.
Предмет конфликта – основное противоречие из-за которого и ради разрешения, которого субъекты вступают в противоборство
1. Личностный конфликт
2. Межличностный конфликт
3. Межгрупповой конфликт
4. Конфликт принадлежности
Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Субъекты политического конфликта: государство, классы, социальные группы, политические личности.
Причины и стадии развития политических конфликтов:
— неравное положение в обществе
— разлад между ожиданиями
— практические намерения и поступки людей
— несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения
— радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации
— деформация – смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа, силы и т. д.
— расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных территориальных и межнациональных противоречий
— отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания
— массовые нарушения заложенных в конституции прав и свобод прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти
— политизация армии, возможность превращения в ее самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима
В основе типологии конфликтов может быть:
— сходство причин, вызывающих конфликт
— уровень формирования и проявления
Основные виды политических конфликтов в России:
— между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства
— между элитами финансово-промышленных групп
— внутри государственно-административного аппарата
Применение на основе принуждения:
— явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой
— изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния
— уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага
Властвующая элита – все группы, которые оказывают влияние на власть, контролируют основные ценности общества
Элементы властвующей элиты:
1. Экономическая элита
2. Военная элита
3. Бюрократическая элита
4. Идеологическая элита
5. Собственно-политическая элита
Моске в элементе политической науки понимал под господствующим классом определенную группу людей, которая обладает определенными качествами и ресурсами. Наличие такого класса – закон.
Форетта «Трактат по общей социологии» определяет элиту как группу лиц, обладающих высшими показателями. Закон циркуляции элит – вхождение конкретной элиты в саму элиту.
Михельс «Социология политических партий в условиях демократии» ввел понятие «закон олигархизации – неизбежное выявление элитарных слоев в современном обществе, где значительную роль играют политические партии. Элита – активное меньшинство.
— признание элитарности любого общества
— деление всех людей независимо от их качеств и занимаемого в обществе положения
— рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами.
Рокке, Артемий, Гасета – Ценностный подход. Элита – сплоченный слой общества на основе заботы об общем благе.
Причины политизма, функции и типы элит:
1. Биологическое и социальное неравенство людей
2. Закон разделения труда, требующий развития определенных профессиональных качеств
3. Престижность управленческого труда, получение вознаграждения
4. Отсутствие эффективных способов контроля за деятельность руководителей
5. Психологическая притягательность как способы реализации
1. Социальный мониторинг, предполагает изучение интересов различных социальных групп
2. Стратегическая выработка политической идеологии
3. Интегративная функция – объединение общества на формировании элиты ценностей. Преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов
4. Организационная – создаются действенные механизмы воплощен в жизнь политических замыслов
1. Отличающиеся по объему полномочий и уровню компетенций:
— высшая элита – президент, парламент, руководители больших партий
— средняя элита – губернатор, сенатор мер, парламентарий
— административная элита – высший слой государственного служащего – чиновника, министерств
2. Группы различные по степени своей делимости на осуществление политической деятельности:
— правящие элиты
— оппозиционная элита
— контр-элита исключена из системы власти решений и ставит перед собой задачу перестройки основной системы общества
3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:
— наследственная – в силу фактора крови
— ценностная – базирует свое влияние на обладание ресурсами
— функциональная элита – должность
4. Группы, различающиеся по способу своего формирования:
— открытая
— закрытая
Каналы и способы рекрутированы элиты
Рекрутирование – процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь, процесс вхождения людей в правящую группу
1. Работа, должность, бюрократический аппарат
Источник
Решения политических конфликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Важность контроля над протеканием конфликта
Первостепенное внимание в современной политической науке уделено нахождению способов и форм контроля над протеканием конфликтов, разработке эффективных технологий управления и разрешения их.
К контролю над конфликтом стремятся даже те силы, что заинтересованы не в его урегулировании, а в перманентном обострении, консервации, что по их расчету, может родить ситуацию, которую они могли бы применить более эффективным образом, чем противники.
В данном случае силы оппозиции постоянно могут оспаривать предложенные властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточения собственных требований, что дает повод обвинения их в антидемократизме. В свою очередь управляющие элиты часто выдвигают неприемлемые условия сотрудничества с оппозицией в надежде на истощение её сил или на компрометацию в глазах общества.
В большей части случаев политические силы стремятся к контролю над конфликтами именно с целью их регулирования. Притом в образе управляющего конфликтом субъекта могут выступать как одна из его сторон, так и третья сторона, не принимающая участия в нем, но имеющая интерес в его урегулировании.
Особенной значимостью для политической жизни обладают те случаи, в которых стремление к управлению развитием конфликта вытекает со стороны правящих структур, центральных государственных властей.
Кто бы ни был управляющим конфликтом субъектом, технологии урегулирования определенных взаимоотношений неизбежным образом опираются на разрешение несколькихуниверсальных задач:
- Предупреждение возникновения конфликта или его разрастания и перехода в такую фазу и такое состояние, которое значительным образом увеличивает социальную цену за его урегулирование.
- Выведение всех теневых, латентных, неявных конфликтов в открытую форму с тем, чтобы снизить численность неконтролируемых процессов и следствий этого взаимодействия, избежание обвальных внезапных потрясений, на которые не будет возможности оперативно и правильно отреагировать.
- Минимизирование степени возбуждения социума, которое вызвано течением политического конфликта в смежных сферах политической и общественной жизни, чтобы не провоцировать наиболее широкие дополнительные потрясения, на урегулирование которых необходимо будет потратить дополнительную энергию и ресурсы.
Готовые работы на аналогичную тему
Пути решения политических конфликтов
В практике политики есть разные пути разрешения социальных конфликтов, то есть снижение их остроты, прекращение открытых действий сторон враждебного характера. Но набор применяемых с этой целью методик весьма невелик. Традиционно они сводятся к следующим:
- Замалчивание, отрицание существующих конфликтов.
- Использование репрессивных мер в отношении одной либо всем сторонам конфликта.
- Реализация реформ, призванных частично устранить предпосылки, которые привели к столкновению.
- Попытка абсолютного разрешения конфликтов посредством уничтожения их непосредственных причин.
Избрание какой-либо методики в практике политики определено множеством факторов.
Первые две методики довольно часто применяются в особенности на ранних стадиях развития конфликтов. Но в долгосрочной перспективе они едва ли ведут к положительным результатам. Конечно же, умалчивание конфликта сначала сможет замедлить его развитие. Физическое принуждение может также на некоторый период время сдерживать действия сторон. Но притом остается угроза того, что конфликт будет возобновлен с еще большей силой, так как его корни оказались нетронутыми. Позже или раньше для регулирования конфликтов необходимо прибегнуть к применению третьей или четвертой методики.
Более предпочтительной методикой является достижение компромиссных решений меж сторонами конфликта. Отметим, что компромисс может являться эффективным лишь в том случае, когда отношения меж участниками конфликта обладают неантагонистическим характером, когда стороны обладают каким-то общим интересом. Тогда получаются решения о взаимных уступках ради достижения общих целей. Но притом конфликты не обязательно упраздняются, даже не всегда меняют собственную интенсивность, они только переходят в институциональные рамки развития, что увеличивает возможности их контроля со стороны властной элиты. Если же отношения сторон обладают радикально-конфликтным характером, тогда необходимо принятие мер по коренному упразднению причин напряжения.
В тоталитарных, недемократических политических системах, традиционно управляющей группировкой устанавливаются цели абсолютной ликвидации конфликтов во имя всеобщего единства и гармонии. Однако эти цели всегда являются недостижимыми. Опыт существования тоталитарных систем демонстрирует, что они неизбежным образом рождаются конфликтами социума, притом в формах более разрушительных. Вместо частных конфликтов образуется один макро-конфликт — стихийный бунт, революция, военный переворот или гражданская война, требующие от общества довольно высокой социальной платы.
Консенсус как средство решения конфликта
Консенсус является состоянием согласия главных сил социум относительно распределения ценностей, власти, прав, статусов и доходов в обществе, а также нахождение и принятие взаимно приемлемых решений, которые удовлетворяют все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода образ связи граждан меж собой и обществом в целом. Принцип консенсуса отражает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базирован на признании неотъемлемых личных прав. Попытки проигнорировать консенсус как методику разрешения спорных политических вопросов в плюралистическом обществе неизбежно рождает противостояние сторон, ведут к конфронтации.
Особенную значимость имеет консенсус, в ходе принятия решения. Последовательность разработки соглашения может включать такие действия, как отделение объективных критериев для анализа возможных решений, учреждение решений на основании консенсуса представителями всех сторон, экспертиза решения, внесение поправок и дополнений, оформление результативного документа, система контроля над выполнением решения и т. д.
Источник
Способы решения политических конфликтов
В процессе работы над темой «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.
Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
Современные представления о политическом конфликте – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:
первый – признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии; это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.;
второй – неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах; сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;
третий – рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.
Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.
Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.
Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.
Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:
- выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
- способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
- стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
- обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.
Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
- уровень формирования и проявления : на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем : конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.
(к содержанию)
Перейдем ко второму вопросу «Пути и методы разрешения конфликтов». Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.
Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
- Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках;
- истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
- Примирение на основе принуждения, в основе которого:
- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
- изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
- уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.
(к содержанию)
Рассмотрим третий вопрос «Политические конфликты в современном российском обществе: истоки, динамика развития, особенности регулирования».
Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.
Определим основные виды политических конфликтов в России:
— между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
— между элитами финансово-промышленных групп;
— внутрипарламентский;
— между партиями;
— внутри государственно-административного аппарата.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Конфликт, политический конфликт, противоречие, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, функции, типология конфликтов, стадии (этапы, фазы) возникновения и развития конфликта, управление, регулирование, разрешение конфликта, переговоры, посредники, консенсус, согласие, компромисс, арбитраж.
(к содержанию)
Источник