Способы решения педагогической задачи могут быть

Способы решения педагогических задач

Казакова Екатерина Николаевна
Способы решения педагогических задач

Термин «решение задачи«употребляется в научно-методической литературе обычно в четырех разных смыслах: 1. Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнения плана решения. 2. Запись результата процесса решения (Покажи мне свое решение). 3. Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови свое решение). 4. Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи (Какое красивое решение найдено).

Процесс решения задачи — это переход от условия задачи к выполнению ее к выполнению требования. Ответ на вопрос задачи или выполнение требования — результат процесса решения задачи. Иногда результатом решения может быть вывод о невозможности получения о невозможности выполнения ее требования.

Задача 1: В средней группе девочка Даша (4 года) очень долго одевается на прогулку. Ждет, когда ей помогут одеться взрослые. Дети над ней смеются, обзывают ее маленькой. Вот и 10 апреля, Даша вновь задержала всех.

Доопределение: Даша это делает для того, чтобы привлечь внимание педагога. Мама и папа очень много работают, приводят ребенка к 7.00 и забирают в 19.00. И не уделяют ребенку должного внимания. И Даша таким поведением привлекает внимание взрослых.

Проблема: недостаток внимания у Даши, негативная атмосфера в коллективе.

Цель: решение проблемы здесь и сейчас.

Задачи:

-создание позитивной психологической обстановки;

-обучение детей работать в коллективе;

-учить детей помогать друг другу;

-обеспечить получение опыта одевания Дашей.

Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам нравится, когда Вас обзывают?

Воспитатель: Скажите, а как тогда нужно с вами разговаривать, чтобы Вам понравилось?

Дети: Хвалить, говорить добрые слова.

Воспитатель: А Даше нравится, когда Вы ее обзываете?

Воспитатель: Даша у нас только учиться одеваться, это вы знаете. А что Даша хорошо умеет делать?

Дети: Рисовать, играть.

Воспитатель: Вот за это ее можно похвалить. Скажите, а как нам помочь Даше, чтобы она быстрее научилась одеваться и мы быстрее выходили на улицу?

Воспитатель: Катя и Вика, вы одеваетесь, самые первые одеваетесь. Поможете Даше одеваться?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Задача 2: На занятии по ИЗО дети (6 лет) рисовали фломастерами ель. Все дети нарисовали ее зеленой. И только Вадим нарисовал ее синей.

Доопределение: Вадим гиперактивный ребенок. Он не может долго концетрировать внимание на одном занятии и делает все слишком быстро, не продумывая действия.

Проблема: решение проблемы здесь и сейчас.

Цель: позитивный выход из сложенной ситуации, предотвращение негативной психологичсекой обстановки.

Задачи:

-поддержка инициативы детей;

-создание комфортной психологической обстановки;

-обеспечить детей получением опыта создание из синей ели зеленую.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную ель нарисовал Вадим.

Дети: Но она же синяя! А должна быть зеленой.

Воспитатель: А он сообразительный мальчик и с помощью его рисунка я Вам покажу опыт. Мы можем сделать зеленую елочку из синей. Хотите я Вам покажу?

Воспитатель: Сейчас я возьму желтый фломастер и посмотрим что получися. Какая теперь елочка?

Воспитатель: Правильно. Хотите тоже провести такой эксперимент?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.

Читайте также:  Способы изменения внутренней энергии цели урока

Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Способы составления арифметических задач» Образовательные: • систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; •.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Решения задач» Программное содержание: 1. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но.

Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Природа оказывает огромное.

Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем Родительское собрание в 3 классе Задачи: обсудить проблему плохой.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Источник

Педагогическая задача: пример и решение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие педагогической задачи

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

  • Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
  • Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
  • Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
  2. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
  3. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

  • Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
  • Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
  • Принятие эффективных диагностических решений
  • Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
  • Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Читайте также:  Сало соленое сухим способом самый вкусный рецепт

Готовые работы на аналогичную тему

Пример и решение некоторых педагогических задач

Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Источник

Этапы и схема решения педагогических задач

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Основные этапы решения педагогических задач

Все педагогические задача, вне зависимости от типа, класса и уровня сложности, обладают одним общим свойством, которое связано с тем, что данные задачи являются задачами социального управления. Именно поэтому процедура решения педагогических задач основана на том, что достижение цели осуществляется в результате решения частных практических и познавательных задач. Каждая частная задача – это этап решения всей педагогической задачи.

Выделяют четыре основных этапа решения педагогических задач:

  1. Анализ педагогической ситуации, ее основных условий, постановка педагогической задачи.
  2. Осуществление конструирования способов и методов педагогического воздействия и взаимодействия.
  3. Составление плана решения педагогической задачи, внедрение данного плана в практику.
  4. Получение и оформление полученных результатов решения педагогической задачи, осуществление его анализа.
Читайте также:  Хлорофиллипт способы применения для полоскания

Способы решения педагогических задач

Решение педагогических задач предусматривает применение ряда способов.

Способы решения педагогической задачи – это определенная система, состоящая из последовательных процедур, осуществление которых приводит к решению поставленной задачи.

Способ решения задачи может иметь два вида: алгоритмический и неалгоритмический. Выбор способа зависит степени строгости детерминации предстоящих операций.

Необходимо отметить, что решение педагогической задачи не всегда единственно, может быть найдено несколько решений. Количество решений каждой задачи зависит от профессионализма и мастерства педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Ряд педагогических задач требует от педагога творческого подхода, в связи с чем, сложно подобрать строго установленные алгоритмы их решения.

Реализация способа решения педагогической задачи начинается и оканчивается в ориентировочной части. В том случае, если реализация способа выходит за рамки данной части, то процесс решения является неоконченным. Именно поэтому исследователи в области изучения сущности педагогических задач выделяют в системе решения последовательные действия, которые принято называть «анализ решения педагогической задачи».

Одним из важнейших компонентов и характеристик решения педагогических задач являются их результаты. Так, при решении педагогической задачи необходимо помнить, что не всегда результат решения будет прямым и точным, допустимо получение побочного результата, который является соотношением результатов воспитательного и предметного. В ряде случаев побочный результат не всегда желателен, так как он может негативно сказаться на течении педагогического процесса, а также нарушить педагогически необходимые и целесообразные взаимоотношения между участниками педагогического процесса.

Процесс решения педагогических задач

Со «способом решения» тесно связано понятие «процесса решения» педагогической задачи.

Процесс решения педагогической задачи – творческий процесс, предусматривающий этапность и взаимопереход диалектики теоретического и практического мышления.

Первоначально осуществляется анализ педагогической ситуации, который включает в себя совокупность операций, заканчивающихся выработкой необходимых диагностических решений (диагностик).

Диагностика педагогической ситуации включает в себя два вида диагностики: индивидуальная и групповая. Диагностике подвергаются поступки учащихся, как отдельной личности, так и всего коллектива. На основании диагностики осуществляется прогноз результатов воспитания и обучения, возможность возникновения разнообразных сложностей, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.

Процесс решения педагогической задачи имеет определенную схему, которая была описана многими учеными и педагогами. Одной из наиболее общепризнанных схем, является схема, предложенная Л.Ф Спириным:

  1. Осуществление анализа педагогической ситуации – оценка исходных условий, объяснение педагогических условий, выработка диагностических методов, проведение диагностики (индивидуально и всего коллектива), прогноз результатов, предвидение возникновения трудностей педагогического процесса.
  2. Постановка цели и планирование результатов – на основании проведенного анализа педагогической ситуации, с использованием имеющихся средств и исходных предположений формулирование цели и предполагаемых результатов ее достижения.
  3. Организация и реализация педагогического процесса – обоснование и выбор разнообразных видов деятельности учащихся, осуществление педагогического управления действиями учащихся (воспитанников).
  4. Корректировка – осуществление оценки реализованного педагогического процесса, выявление успешности или неуспешности в его реализации, при необходимости проведение его корректировки.
  5. Итоговый контроль и анализ полученных результатов — сопоставление полученных и предполагаемых результатов, их учет с исходными данными, анализ эффективности и целесообразности применяемых методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Решение каждой педагогической задачи должно оканчиваться выдвижением теоретического обоснования осуществленного решения и полученного решения, а также на их основании постановка новой педагогической задачи.

Таким образом, схема решения педагогической задачи включает в себя не только процесс решения поставленной задачи, но и осуществление анализа полученного результата. Это необходимо для того, чтобы педагог мог понять и в дальнейшем исправить ошибки или недочеты. Данная работа положительно сказывается не только на последующем разрешении педагогических задач, но и позволяет педагогу значительно повысить свой профессионализм и мастерство, получить собственный практический опыт решения разнообразных задач.

Источник

Оцените статью
Разные способы