- Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у дошкольников
- Как научить детей решать задачи на логику?
- Дети с развитой логикой смогут решить любую задачу
- Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?
- Способы решения задач на логику
- Стандартные методы
- Нестандартные методы
- Алгоритм решения задач на логику и смекалку
Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у дошкольников
Надежда Гордеева
Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у дошкольников
Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения.
Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Осуществление этих задач возможно при наличии богатой предметно-развивающей среды в группе, а также средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: «Найти все круглые «. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «круглые».
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Игровых заданий, упражнений и задач на сообразительность для старших дошкольников существует очень много, в разных вариациях,но все они по содержанию сводятся к таким основным видам:
Математические. В них используются знания о количестве, величине и форме, ориентирование в пространстве и времени.
Экологические — основанные на природоведческих знаниях.
Игры со словами — в них используется не только звучание, но и «образ» слова, буквы (ребусы, шарады).
Общепознавательные — это логические задания, для решения которых дети опираются на свои представления о взаимоотношениях между людьми, о профессиях,семье и тому подобном: «Бабушка, внучка да мама с дочкой, сколько всего человек? (Три)».
Задание. Игра «Что бывает…»
Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
Что бывает длинным?
Что бывает коротким?
Что бывает широким?
Что бывает узким?
Что бывает круглым?
Что бывает квадратным?
Что бывает твёрдым?
Что бывает мягким?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, острым, холодным, белым, чёрным и т. д.
Задание «Разделение на подгруппы».
Скажите как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках? (Одежда). В какое время года мы надеваем эту одежду? (зимой и летом). Разделите эту одежду на две группы и с помощью кругов на листах бумаги нарисуйте свой ответ. (Дети графически отображают отношения). Что обозначает большой круг? (Вся одежда). Что обозначают маленькие круги? (Зимняя и летняя одежда). Как можно обозначить круги с зимней и летней одеждой? (к зимней одежде нарисовать снежинку, а к летней нарисовать цветок).
Задание. Игра «Четвёртый лишний».
На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок.
— Вам нужно определить, какой предмет лишний и почему?
Задание «Отгадай предмет по его частям».
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
Крылья, хвост, лапы.
Задание «Отгадывание логических задач».
У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши? (у Маши).
Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори? (Боря).
Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла? (Женя).
Работа по развитию логического мышления дошкольников начинается в раннем возрасте и продолжается все года, которые ребёнок проводит в детском саду. Воспитателю необходимо чётко продумать систему игр и занятий с малышами, чтобы выполнить все программные требования, предъявляемые к этой важной области развития воспитанников. Развивая логические способности детей не только в математике, но и в других видах деятельности, педагог способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка, формированию думающей, стремящейся к активному познанию личности.
Дидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие логического и пространственного мышления, памяти, сосредоточенности. 1. «Какая фигура пропущена?» Цель: установить закономерность.
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.
Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.
Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет «Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций». Елена Фролова.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.
Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.
Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.
Источник
Как научить детей решать задачи на логику?
Чтобы решить логическую задачу нужно оригинально мыслить, использовать смекалку, проявить находчивость, применить нестандартные подходы. На ЛогикЛайк дошкольники и младшие школьники научатся решать любые задачи на логику.
Дети с развитой логикой смогут решить любую задачу
Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.
Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.
Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?
- рассуждать, используя доказательства и аргументы;
- последовательно мыслить;
- выстраивать гипотезы;
- оценивать важность условий задачи, их истинность;
- аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
- выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.
Способы решения задач на логику
Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.
Стандартные методы
К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок, который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов, к которому в основном прибегают при решении школьных задач.
Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще — логически.
Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.
Рекомендуем ознакомиться с несколькими популярными методами, описанными на примерах в материале «Как решать логические задачи»:
- метод последовательных рассуждений;
- «с конца»;
- с помощью таблиц истинности;
- метод блок-схем.
Нестандартные методы
Среди популярных, нестандартных — целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.
Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:
- знать виды логических задач;
- владеть возможными методами решения задач;
- уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.
Алгоритм решения задач на логику и смекалку
Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:
- Ознакомление с условиями задачи.
- Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
- Поиск метода решения.
- Применение метода решения, поиск правильного ответа.
- Проверка правильности решения и оформление ответа.
- Анализ проведенного решения.
- Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.
1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.
2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.
3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.
4. Используя выбранный метод, решите задачу.
5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.
6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:
- поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
- анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
- выделение важных признаков данного типа задач;
- составление алгоритма их решения;
- систематизация полученных знаний.
Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.
7. Чтобы закрепить свое умение решать головоломки определенного типа, необходимо не откладывая решить еще ряд подобных, однотипных задач с постепенным усложнением набора условий.
В учебной программе образовательной платформы LogicLike логические задачи распределены по 15 тематическим разделам. Каждая категория содержит задания разного уровня сложности.
Таким образом осуществляется последовательное и системное развитие логического мышления младших школьников. Подробнее о курсе развития логического мышления.
Чтобы занятия ребенка логикой были эффективнее, рекомендуем родителям дошкольников и первоклассников заниматься вместе с детьми.
В ходе обучения на ЛогикЛайк дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, воспитывают в себе ответственность за принимаемые решения, усидчивость и настойчивость.
Учим детей 5-12 лет решать любые логические и математические задачи. Более 3500 занимательных заданий с ответами и пояснениями.
Источник