Способы решения межличностных конфликтов сотрудничество

Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация.
Способы разрешения конфликта.

Понятие конфликта

Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её.

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Способы разрешения межличностного конфликта

  1. Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
  2. Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
  3. Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
  4. Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
  5. Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
  6. Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.

Управление конфликтом

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.
К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.

Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:

  • Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
  • Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
  • Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
  • Будьте правдивы и делайте это с добром.
  • Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

  • Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
  • Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
  • Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
  • Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.
Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.
Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.

Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра.
Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.

Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.

Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.
Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.

Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.

Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

Источник

Стратегия сотрудничества в конфликте – в чём её суть и чему она приводит

Журналист, писатель, редактор. Член Союза журналистов России. Заслуженный .

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Конфликты – это не редкость в современном мире, где преобладают стрессы, нехватка времени и личные, а не коллективные соображения. Конфликты не обязательно должны восприниматься негативно, потому что, прежде всего, представляют собой фундаментальные различия во взглядах между различными сторонами.

Это хороший показатель, ведь не зря говорят, что в споре рождается истина. Только когда конфликт выходит за пределы объективного уровня и становится эмоционально детерминированным, конфликтующие стороны вступают на опасный путь.

Использование стратегии сотрудничество в первую очередь учит, как распознать конфликт на ранней стадии и как его можно целенаправленно разрешить. Хочешь узнать, как получить эффективный метод разрешения конфликтов и применить его на практике? Тогда читай дальше!

Сотрудничество при конфликте

Этот метод отличается тем, что участники конфликта не рассматриваются в качестве противников. Они – союзники, которые хотят найти решение, но при этом достичь своих целей. Часто результатом сотрудничества является компромисс, что говорит о том, что одна сторона попросту сдалась.

Однако, если использовать эту стратегию правильно, можно добиться результатов, которые будут выгодны для всех. Главное правило: при конфликте никто никому не враг. Сотрудничество позволяет разрешать конфликты на ранней стадии. Поскольку оно предусматривает открытое общение и общую цель, то сложная ситуация не успевает перерасти в спор.

Как определить, что ситуация является конфликтной

Первый шаг в разрешении конфликта методом сотрудничества – всегда идентифицировать его как конфликт. Если проблема остается незамеченной слишком долго, она покидает объективный уровень и может быть разрешена только с помощью извне. Это не всегда возможно, особенности в личных вопросах. Но как вообще человек может распознать конфликт и заявить о нем?

Конфликты очень разнообразны и могут иметь место на рациональном фактическом уровне, эмоциональном уровне или уровне социальных отношений. Хотя фактические конфликты с различными интересами обычно можно быстро выявить, социальные и эмоциональные споры часто имеют более глубокие причины на межличностном уровне.

Типичные сигналы конфликта включают, например:

  • Бурные дискуссии и обсуждения среди участников.
  • Претензии и личные обвинения.
  • Открытые атаки на эмоциональном уровне.
  • Отсутствие самоконтроля.
  • Дискредитация кого-то из участников за спиной.
  • Нежелание идти на быстрый компромисс с обеих сторон.

Это может проявляться через жесты и мимику, поэтому важно быть внимательной к окружающим. Подобные сигналы помогают определить, что назревает конфликт, и даже предотвратить его.

Использование стратегии сотрудничество: конкретные шаги

Оптимальный совместный подход к целенаправленному разрешению конфликта зависит от текущего состояния конфликта. Исследователи определили три уровня эскалации и обнаружили, что возможности для совместного решения конфликта уменьшаются по мере увеличения уровня.

В то время как первый уровень конфликта по-прежнему характеризуется преимущественно объективным и фактическим обсуждением, партнеры переходят к эмоциональному, личному управлению конфликтом на втором уровне. С этого момента конфликтующим сторонам становится все труднее разрабатывать совместную стратегию разрешения конфликта. По этой причине также важно, чтобы не вовлеченные третьи стороны конструктивно участвовали в разрешении конфликтов и предлагали помощь.

Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, нужно создать определенные условия для общения:

Стратегии поведения в конфликте

Противоборствующие стороны садятся «за один стол»

Первым шагом в разрешении конфликта всегда является установление диалога между вовлеченными сторонами. Если стороны уже покинули объективный уровень и уже не видят в другой стороне союзника, общение оказывается непростым.

Поэтому порой рекомендуется привлекать не вовлеченную в конфликт третью сторону в качестве посредника в случае конфликта определенной степени. Посторонний должен уметь самостоятельно выяснять интересы и налаживать диалог.

Определяется причина конфликта

Второй шаг – проработка различных интересов конфликтующих сторон. При этом они должны пролить свет не только на фактический уровень разногласий, но и на эмоциональные триггеры. В случае серьезных социально-эмоциональных причин конфликта снова рекомендуется использовать посредника.

Изменяются точки зрения

Испытанная и надежная, но требовательная методика – это изменение точки зрения. Обе стороны конфликта пытаются поставить себя на место другого и понять его аргументы.

Если оба собеседника готовы и хотят пойти на этот шаг, будет укреплено взаимопонимание и быстро найден выход из конфликтной ситуации.

Формулируются способы разрешения конфликта

На четвертом этапе на основе полученных знаний разрабатываются подходы к разрешению конфликтов. Решения должны быть сформулированы на фактическом уровне. Никто не должен быть явно ущемлен.

Выражается готовность к возможному компромиссу

Важнейшей предпосылкой разрешения конфликта является взаимная готовность к компромиссу. Решение, устраивающее всех, возможно только в том случае, если обе стороны готовы немного отклониться от своей точки зрения ради своего союзника.

Оцениваются стратегии решения и совместно выбирается лучший вариант

При использовании стратегии сотрудничество цель состоит в том, чтобы найти решение, с которым согласны все стороны конфликта.

Чтобы избежать дисбаланса между сторонами при оценке решения с самого начала, здесь также имеет смысл использование посредника. Или стоит хотя бы записывать то, к чему стороны пришли при обсуждении.

Наиболее многообещающее решение должно быть сформулировано участниками-союзниками в результате открытого диалога и обеспечено конкретными задачами и временными планами. Это обязательно нужно зафиксировать.

Стратегия решения применяется на практике

Последний этап этой стратегии разрешения конфликта обычно самый трудный. Здесь важно реализовать найденное решение и постоянно следить за прогрессом.

На этой фазе необходимо, чтобы общение так же дружески продолжалось и разговор возобновился, как только план по каким-то причинам перестанет исполняться.

Целевое разрешение конфликтов как основа для устойчивого сотрудничества: разработка стратегий разрешения конфликтов очень сложна, особенно в случае тупиковых споров между сторонами с отличительными чертами характера. Основным требованием для решения проблемы является готовность обеих сторон разрешить конфликт и начать беседу.

Во многих случаях использование третьей стороны доказало свою эффективность. Целенаправленный подход к выявлению конфликта и разработке стратегии является обязательным.

С другой стороны, конфликты всегда открывают перспективу беспроигрышного решения для обеих сторон. Если его проведение постоянно характеризуется определенной степенью самоконтроля, есть хорошие шансы на конструктивное разрешение. В лучшем случае, благодаря этому обе стороны станут сильнее и даже смогут качественнее контактировать в будущем.

Источник

Читайте также:  Интуитивный способ принятия решений это
Оцените статью
Разные способы