Способы решения межэтнических конфликтов

Технологии урегулирования межэтнических конфликтов

Каждый межэтнический конфликт своеобразен. Вместе с тем их природа едина и потому существуют отработанные формы и способы урегулирования. Конечно, в каждом случае необходимо учитывать специфику, причины того или иного этнического конфликта. Важно учитывать масштабы конфликта, форму, в какой он протекает, наличие религиозного фактора, геополитическое положение территории, вовлеченной в конфликт, внешние силы, стоящие за конфликтующими сторонами и т.д. От этих обстоятельств зависят возможности и способы урегулирования конфликтов.

Как же быть, если этнический конфликт не удалось предотвратить? Каким образом можно его погасить и урегулировать?

Технология урегулирования межэтнических конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта, прежде всего, должны быть проанализированы причины конфликта, его биография, стороны конфликта, позиции и отношения сторон, конечное отношение к конфликту.

Прежде всего, следует учитывать, что этнический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше, когда он не приобрел еще широкомасштабный характер. Дело в том, что межэтнические конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию к разрастанию. Если конфликт перешел в длительную стадию, принял затяжной характер, то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями.

Одним из методов ослабления конфликта является дезинтеграция сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, изолирующих наиболее радикальные элементы или группы, и поддержки сил, наиболее склонных к компромиссам, переговорам.

К эффективным средствам торможения конфликтов относится использование широкого спектра санкций – экономических, политических, дипломатических, военных и др. Иногда необходимым становится вооруженное вмешательство.

Чаще всего это происходит, если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется санкция международных организаций.

В межэтнических конфликтах вооруженного характера важно добиться остановки военных действий и перемирия сторон. Это дает возможность остудить пыл противоборствующих сторон и создать условия для переговоров. В результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, что позволяет расширить действие прагматических подходов к урегулированию конфликта. Этот метод использовался в карабахском, осетино-ингушском, грузино-абхазском, приднестровском и других межэтнических конфликтах.

Некоторые условия и правила существуют и в переговорном процессе. Для достижения успеха его следует прагматизировать, для чего необходимо разделить предмет переговоров на ряд последовательных задач. Обычно стороны идут на договоренности по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными, возврата беженцев. Затем переходят к актуальным бытовым, социальным, экономическим вопросам. Политические вопросы, как наиболее трудные, обсуждают и решают в последнюю очередь. Если очевидно, что в данный момент решить их невозможно, то используется тактика так называемых «отложенных решений». Такой подход был применен в Приднестровье, Южной Осетии.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась учитывать не столько позиции друг друга, сколько взаимные интересы. Тогда можно будет найти удовлетворительные варианты не только для себя, но и для партнера. Как рекомендуют конфликтологи, надо добиться смены модели «выигрыш – проигрыш» на модель «выигрыш – выигрыш». При этом важно каждую договоренность в переговорном процессе закреплять документально.

Опыт показывает, что согласие сторон в переговорах редко достижимо без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль арбитража, уравнителей баланса интересов, миротворцев. В переговорном процессе могут участвовать как официальные представители сторон, международных организаций, так и общественные силы по методу народной дипломатии.

Урегулирование конфликтов – это всегда очень сложный процесс, где требуется большое искусство. Особо сложным является разрешение этнотерриториальных конфликтов. Здесь применим такой метод, как альтернатива. Его суть – в применении нестандартного, неординарного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например, «обмен территории на мир» или экономическая территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. Этот механизм применялся в Боснии, в ходе палестино-израильских переговоров. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет беженцев и вынужденных переселенцев. В реальности чаще всего оба варианта сочетаются (Босния и Герцеговина, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и т.д.).

Читайте также:  Матричный способ решения систем квадратных уравнений

Все способы урегулирования этнических конфликтов можно свести к трем вариантам.

Во-первых, полная победа одной стороны над другой, т.е. разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. В этом случае у побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются новым поколениям, и конфликты могут консервироваться, переходя из открытого состояния в латентное. Через какое-то время такой конфликт может опять обостриться.

Во-вторых, существуют варианты разрешения актуализированного конфликта, когда налицо взаимное поражение конфликтующих сторон. Такой исход неизбежен при истощении сил обеих борющихся сторон при том, что ни одна из них не одержала заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно лишь временно удовлетворяет обе стороны. При этом способе конфликт также практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Этот вариант разрешения конфликта также чреват высокой вероятностью последующей актуализации.

В-третьих, конечно, возможны варианты разрешения конфликтов с взаимным удовлетворением сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Подобный исход зависит от наличия у конфликтующих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. При этом вырабатываются механизмы их дальнейшего сотрудничества для решения стоящих перед ними общих проблем. Нередко бывает так, что посредники или международные организации берут на себя роль гарантов выполнения достигнутых договоренностей. При этих вариантах конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.

Существенная роль в разработке средств и способов преодоления этнических конфликтов принадлежит такому фактору, как предупреждение конфликтов. Предвидеть возникновение этнических конфликтов – значит иметь возможность своевременно принять должные меры по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите специфику межэтнических конфликтов.
2. Каковы основные причины межэтнических конфликтов?
3. Какова роль социально-психологических факторов в формировании межэтнической напряженности?
4. Какие этнические конфликты современного мира вы знаете?
5. Почему после распада СССР начались этнические конфликты на постсоветском пространстве?
6. Какой этнический конфликт на постсоветском пространстве является самым затяжным?
7. В чем причина чеченского кризиса? Можно ли этот конфликт считать межэтническим?
8. Какие, на ваш взгляд, конфликтогенные «точки» имеются в Российской Федерации?
9. Проведите сравнительный анализ грузино-абхазского и осетино-ингушского конфликтов. Что общего и какие различия и особенности вы обнаружили?
10. Чего нужно добиться в первую очередь, если конфликт принял вооруженную, кровопролитную форму?
11. Почему этнические конфликты являются столь затяжными, трудноразрешимыми?
12. На основе каких принципов и правил можно урегулировать межэтнический конфликт?

Литература

1. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском
пространстве. — М., 1997.
2. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. — М., 1997.
3. Конфликтная этничность и этнические конфликты. — М., 1994.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.
5. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. — М., 1998.
6. Солдатова Г.И. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.
7. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997.
8. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.
9. Этносы и этнические процессы. — М., 1993.
10. Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994.

Читайте также:  Способы увеличения личного дохода

Источник

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.

1.Геттоизацией(от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероис­поведания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — ок­ружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изо­лированные и замкнутые районы, населенные представи­телями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются вы­ходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе мно­гих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллек­туалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, ту­рецкие банки и бюро путешествий, представительства ту­рецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни сло­ва по-немецки.

2. Ассимиляция. В случае ассими­ляции индивид полностью отказывается от своей культу­ры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, ли­бо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, напри­мер, в некоторых европейских странах (во Франции, в Гер­мании) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения язы­ком и достижения приемлемого уровня повседневной ком­петентности среда не принимает их как своих, они посто­янно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно на­звать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокуль-турников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких иммигрантов, вклю­ченных в инокультурную среду с раннего детства, асси­миляция не составляет проблемы.

3. Промежуточныйсостоящий в культурном обмене и взаимодействии. Это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти на­цистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах.

4. Частичная ас­симиляциякогда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требо­ваниями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в рели­гиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, по­жалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.

5. Культурная колонизация — когда представители чужого этноса, при­быв в страну, активно навязывают титульному этносу соб­ственные ценности, нормы и модели поведения.

От типа и формы конфликта зависят возможности и спо­собы его разрешения.

Методом ослабления конфликта яв­ляется деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с по­мощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе урегу­лирования конфликта важно исключить воздействие фак­торов, способных консолидировать ту или иную конфлик­тующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения. Конфликт в Чечне весьма наглядно продемонстрировал это.

Читайте также:  Способ лечения хронического гайморита

Способом ослабления конфликтов является использова­ние широкого спектра санкций — от символических до во­енных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а Вооружен­ные Силы и военная промышленность официально пере­шли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок \у вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе насильствен­ного конфликта имеют место массовые нарушения прав че­ловека.

Информационный путь взаимный обмен информацией ме­жду группами с соблюдением условий, способствующих из­менению ситуации.

Например, во время армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха обе конфликтующие сторо­ны обвиняли московские средства массовой информации в сочувствии противоположной стороне, отключали каналы Центрального телевидения бывшего СССР, запрещали рас­пространение российских газет в своей республике (в Азер­байджане — за проармянскую позицию, в Армении — за проазербайджанскую). Положение несколько стабилизиро­валось, когда стали передавать и публиковать репортажи, отражающие точку зрения двух конфликтующих сторон.

Прерывание конфликта – переговорные процессы- вопросы – обмен пленными, захоронение, затем экономические и социальные вопросы, политические – в последнюю очередь.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каж­дая сторона стремилась найти удовлетворительные реше­ния не только для себя, но и для партнера. Как говорят кон­фликтологи, надо сменить модель «выигрыш —проигрыш» на модели «выигрыш — выигрыш» или «проигрыш — про­игрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует за­креплять документально.

Особенности этнополитических процессов в современной России

По последней советской переписи населения (1989 г.) в России было зафиксировано 127 этнических общностей. По итогам первой российской микропереписи (1994 г.), насчитывалось уже 176 нацио­нальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очевидно, в последней переписи (2002 г.) их будет около 200. Этот феномен объяс­няется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время асси­милировавшимися с родственными народами, в условиях возможно­сти свободного этнического волеизъявления заявили о своей само­идентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действи­тельности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказы­вая еще раз жизнеспособность этнической энергии.

Формой государственного устройства России признан федерализм.

Федерация— форма государственного устройства, при которой вхо­дящие в состав государства члены федерации имеют свои конститу­ции, законодательные, исполнительные и судебные органы, суще­ствующие с федеральными органами государственной власти.

Принятие Конституции 1993 г. ознаменовало переход от консти­туционно-договорной Федерации к конституционной. Ее основными чертами являются:

• множественность субъектов Федерации (их 89);

• дифференциация субъектов Федерации на: республики (их 21), края (их 6), области (их 49), города федерального значения (их 2), автономную область (1), автономные округа (их 10);

• автономные округа (кроме Чукотского), являясь субъектами Фе­дерации, входят в состав краев и областей.

Главная проблема: что делать с принципом права наций на самоопределение (провозглашенного, между прочим, в Консти­туции РФ)? Если признать его полностью и на деле, а не на сло­вах, то в перспективе мы имеем сотни две-три сугубо суверен­ных осколка некогда единого государства, распад на которые будет сопровождаться конфликтами наподобие нынешнего рос­сийско-чеченского. А не признать — тоже нельзя, ибо это будет означать возврат к имперским традициям.

Действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.

Источник

Оцените статью
Разные способы