Способы решения логарифмических неравенств с примерами 11 класс

Решение логарифмических неравенств.

Логарифмические неравенства в задании 14 профильного уровня ЕГЭ по математике встречаются чаще других. Это связано, в первую очередь, с тем, что выражения с логарифмом имеют ограниченную область допустимых значений, причём задаваемую также неравенством. Последнее обстоятельство приводит к тому, что решение логарифмического неравенства во многих случаях сводится к решению систем алгебраических неравенств (рациональных и не только).

В этом разделе рассмотрены типовые логарифмические неравенства – простейшие и соответствующие профильному уровню ЕГЭ. Все неравенства даны с решениями и комментариями, поэтому будут полезны и при текущем изучении или повторении этой темы.

Если возникают вопросы — обращайтесь через форму для письма, рисунок конверта кликабелен.

Узнайте, как можно поддержать сайт и помочь его развитию.

  • Введение вспомогательной переменной
  • О разложении на множители

    Основные положения и примеры решения простейших логарифмических неравенств.

    С этим разделом могут ознакомиться и выпускники, которые планируют сдавать экзамен по математике на базовом уровне.
    На профильном экзамене встречаются более сложные неравенства, но их также тем или иным образом требуется сводить к простейшим.

    К простейшим относятся логарифмические неравенства, которые содержат неизвестную переменную в составе аргумента логарифмической функции с фиксированным основанием, т.е. это неравенства вида \(log_a > \log_a\), где \(a>0,\;a\ne1\) и неравенства, сводящиеся к этому виду.
    В более общих случаях неизвестная величина может встречаться и в основании логарифма.

    Чтобы решать как логарифмические неравенства, так и логарифмические уравнения, нужно вспомнить определение и свойства логарифмической функции как таковой.
    1) Логарифм – трансцендентная функция, т.е. аналитическая функция, которая не может быть задана с помощью алгебраического уравнения. Поэтому чтобы получить решение простейшего логарифмического неравенства, нужно сначала перейти к алгебраическим соотношениям, т.е. «убрать» логарифм.
    2) Логарифм – однозначная и монотонная функция, что означает каждому значению аргумента из области определения соответствует единственное значение функции. Поэтому её можно сравнивать саму с собой и «вычёркивать» логарифм. Как и в каких случаях это делать, рассмотрим на примерых ниже.
    3) Главное – логарифмическая функция имеет ограниченную область определения. Это означает, что при решении любых заданий с логарифмами, содержащими переменные, нужно не забывать про ОДЗ (область допустимых значений) этой переменной.

    Область значений функции E = R – всё множество действительных чисел. Т.е. сам логарифм, в отличие от его аргумента и основания, может принимать любые значения из промежутка \((-\infty; +\infty)\).

    Как уже упоминалось, логарифмическая функция монотонна. Посмотрите на её графики.

    При a > 1 функция возрастающая,

    Поэтому для решения простейших логарифмических неравенств достаточно преобразовать обе части неравенства к логарифму с одинаковым основанием и затем сравнить подлогарифмические выражения. Таким образом мы сравниваем функцию с самой собой при разных значениях её аргумента, т.е. как бы «вычёркиваем» log с обоих сторон неравенства. При этом,
    — если основание степени больше единицы, то знак неравенства без «log» будет таким же, как знак исходного неравенства, что характерно для возрастающих функций – большему значению аргумента соответствует большее значение функции;
    — если основание степени меньше единицы, то знак неравенства будет обратным по отношению к знаку исходного неравенства, что характерно для убывающих функций – большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

    Пример 1.

    Решение.

    Область допустимых значений (ОДЗ) выражения \(2x+7>0.\)

    Воспользуемся определением логарифма, чтобы представить число −2 в виде значения логарифмической функции с основаением 0,2.

    \[0,2^ <-2>= \left(\frac<1><5>\right)^ <-2>= \left(\frac<5><1>\right)^ <2>= 25,\]
    следовательно \(-2 = \log_<0,2><25>,\) и заданное неравенство можно преобразовать к виду \[\log_<0,2><(2x+7)>\log_<0,2><25>.>\] Теперь можно «отбросить логарифм», изменив знак неравенства на противоположный, так как его основание 0,2 0,> \\ <2x+7 -3,5,>\\ 0\). Это ОДЗ.
    Преобразуем неравенство:
    \(\text\;-\) это сокращенное обозначение для десятичного логарифма \(\log_<10>\). Так как \(10^2 = 100,\) то \(2 = \text<100>\). Далее используем свойства логарифмов \[ \text <(x+2)>1, то логарифм «отбросили» с сохранением знака неравенства.
    Таким образом, заданное неравенство равносильно системе неравенств \[\begin x+2>0,\\[1ex] 2x-6>0,\\[1ex] (x+2)(2x-6) -2,\\ 2x>6,\\ 2x^2+4x-6x-12 — 2,>\\ 3,>\\

    Ответ: \(x \in (3; 8). \)

    Введение вспомогательной переменной

    Пример 4.

    Решение.

    Аргументом обоих логарифмов является один и тот же квадратный трёхчлен \(4+3x-x^2\), однако основания логарифмов различны – это 2 и 0,5, поэтому нужно воспользоваться свойствами логарифмической функции и привести логарифмы к одному основанию. Поскольку \(0,5 = \dfrac<1> <2>= 2^<-1>\), то приводить будем второй логарифм к основанию 2. Для этого используем формулу \(\log_b=\frac<1>\log_a\): \[\log_<0,5> <(4+3x-x^2)>= \log_<2^<-1>><(4+3x-x^2)>=\frac<1><-1>\log_2 <(4+3x-x^2)>= -\log_2<(4+3x-x^2)>\] Теперь неравенство имеет следующий вид \[\log_2^2 <(4+3x-x^2)>— 7\log_2 <(4+3x-x^2)>+10 > 0.\]

    Читайте также:  Современные способы продвижения гостиничных услуг

    В последнем неравенстве неизвестная величина встречается в обоих слагаемых в совершенно одинаковой форме, поэтому можно продолжить решение методом введения вспомогательной переменной.

    Пусть \(y = \log_2<(4+3x-x^2)>\), тогда логарифмическое неравенство преобразуется в обычное квадратное неравенство \[y^2 — 7y +10 > 0,\] которое решается графически (через параболу) или методом интервалов. Сделайте это самостоятельно. Ответ получится такой \(y \in (-\infty;2)\cup(5;+\infty)\) или, что то же самое \[\left[<\begin \end>\right. \] Последняя запись удобнее для возврата от вспомогательной переменной к логарифму \[\left[<\begin \log_2 <(4+3x-x^2)>5. \end>\right.\] Имеем два простейших неравенства для логарифмов с основанием \(2 > 1\), решаем их \[\log_2 <(4+3x-x^2)>5 \\ \log_2 <(4+3x-x^2)>> \log_2 <32>\\ 4+3x-x^2 > 32. \] Получившиеся два квадратных неравенства вместе с ОДЗ (не забывать о ней!) образуют совокупность двух систем неравенств, решая которые получим окончательный ответ. \[<\left[<\begin <\begin4+3x-x^2 > 0,\\ 4+3x-x^2 0 ; \end>\right. \\ <\begin4+3x-x^2 > 0,\\ 4+3x-x^2 > 32. \end > \left|<\begin x^2 -3x-4 3; \end>\right.> \end > \\ <\;\;x \in \varnothing .>\end>\right.>\] Объединяя множества решений совокупностей неравенств (обозначены квадратной скобкой «[«) и пересекая множества решений систем неравенств (обозначены фигурной скобкой скобкой «<"), делаем окончательный вывод \(x \in (-1;0) \cup (3;4).\)

    Замечание 1. Чтобы не выписывать совокупности систем и системы совокупностей, особенно, если вы путаетесь в этих скобках, можно все этапы решения реализовать схемами на числовой оси.

    Замечание 2. Заметим, что с некоторого момента решение задачи сводится к анализу неравенств, в которых один и тот же квадратный трёхчлен \(4+3x-x^2\) сравнивается с числовыми значениями. Поэтому дальнейшие действия можно свести к построению одной параболы – эскиза графика функции \(y = 4+3x-x^2\) – и посмотреть как она соотносится с горизонтальными линиями \(y = 0, \; y = 4\; и\; y =32.\) (Вспомните аналогичное задание 2-й части ОГЭ за 9-ый класс.) На это не уйдёт много времени, т.к. коэффициенты трёхчлена целые числа, корни легко вычисляются по теореме Виета, а параболу достаточно построить только по характерным точкам.
    Как быстро построить параболу можно посмотреть в видеоуроке на youtube-канале Mathematichka.

    Ответ: \(x \in (-1;0) \cup (3;4).\)

    Решение.

    Выпишем ОДЗ неравенства.
    Условие положительности всех аргументов логарифмической функции \[\begin 64x > 0;\\ x > 0;\\ x^4 > 0 \end\] сводится к одному требованию \(x > 0\).
    Условие неравенства нулю знаменателей всех дробей \[\begin \log_4−3 \ne 0;\\ \log_4 <(64x)>\ne 0;\\ \log^2_4−9 \ne 0\\ \end\] пока запишем формально, анализировать будем в процессе решения.

    В этом примере в отличие от предыдущего, напротив, основания всех логарифмов одинаковы – логарифм по основанию 4, но отличаются аргументы. Используем свойства логарифмов, чтобы упростить выражения. \[\log_4 <(64x)>= \log_4<64>+\log_4=3+\log_4;\\ \log_4 = 4\log_4.\] Тогда неравенство приобретает вид \[\frac<3+\log_4><\log_4−3>+\frac<\log_4−3><3+\log_4>\geqslant\frac<4\log_4+16><\log^2_4−9>,\] где логарифм встречается только в виде \(\log_4\). Введём вспомогательную переменную \(y = \log_4\). \[\frac<3+y>+\frac<3+y>\geqslant\frac<4y+16>\] Получили дробно-рациональное неравенство. Дальнейшие преобразования производим с целью упростить и разложить на множители, чтобы решить методом интервалов. \[\frac<(3+y)^2 + (y-3)^2 > — \frac<4y+16>\geqslant 0,\\ \frac<9+2y+y^2 + y^2-2y+9 - 4y -16 >\geqslant 0,\\ \frac<2y^2- 4y+2 >\geqslant 0,\\ \frac<2(y-1)^2 ><(y+3)(y-3)>\geqslant 0.\] Решение на рисунке.

    Учитывая, что до сих пор все преобразования, которые производились, были равносильными, можем утверждать, что выколов точки 3 и −3 из возможных значений переменной \(y\), мы обеспечили неравенство нулю общего знаменателя дроби, а значит и всех дробей, участвовавших в равносильных преобразованиях. Тем самым выполнена вторая часть ограничений ОДЗ неравенства.

    Итак, неравенство для переменной \(y = \log_4\) выполняется при \[<\left[<\begin y 3; \end>\right.> \; <\left|<\begin \log_4 3; \end>\right.> \; <\left|<\begin \log_4 \log_4<64>; \end>\right.> \; <\left|<\begin x 64. \end>\right.>\] С учётом первого условия ОДЗ \((x>0)\), получаем окончательный ответ

    Ответ: \(x \in \left(0; \;\dfrac<1><64>\right) \cup \ <4\>\cup (64;\;+\infty)\).

    О разложении на множители

    \( \log_3\cdot\log_4 — \log_3 — \log_4 +1 0.\)\[ \log_3\cdot\log_4 — \log_3 — \log_4 +1 0; \end > \\ <\begin\log_4 — 1 > 0,\\ \log_3 — 1 1; \end > \; \left|\; <\begin < \log_4\log_3<3>; > \end> \right. \\ <\begin\log_4> 1,\\ \log_3 \log_4<4>,\\ \log_3 3; \end > \; |\; \\ <\beginx > 4,\\ x 0\), можем записать ответ.

    Решение II – вспомогательная переменная.

    Читайте также:  Пропорции соли для засолки огурцов холодным способом

    ОДЗ: \(x>0.\)
    Приведём логарифмы к одному основанию, например, к основанию 3. \[\log_4 = \frac<\log_3><\log_3<4>>.\] \[\log_3\cdot\log_4 — \log_3 — \log_4 +1 1.\) Имеем \[ 1 0\), следовательно это окончательный ответ.

    Решение III – через уравнение.

    ОДЗ: \(x>0.\)
    Заменим знак » 0,\] так как \(\sqrt <3>1,\) то \(\log_4<\sqrt<3>> 1,\) то \(\log_4 <3,5>3^1\; и\; 3>1,\) то \(\log_3 <3,5>> 1.\)
    3) пусть \(x = 9; \;x \in (4;+\infty)\) \[\log_3\cdot\log_4 — \log_3 — \log_4 +1 = \\ = \log_3<9>\cdot\log_4 <9>— \log_3 <9>— \log_4 <9>+1 = \\ = 2\log_4 <9>— 2 — \log_4 <9>+ 1 = \\ = \log_4 <9>— 1 >0, \] так как \(9 > 4^1\; и\; 4>1,\) то \(\log_4 <9>> 1.\)

    По рисунку формулируем ответ.

    Сравните все три способа решения для этого вовсе не сложного неравенства и определитесь, какой вариант наиболее приемлем для вас.

    Внимание: Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, сообщите о ней на email.

    Чтобы продолжить решение логарифмических неравенств, перейдите по ссылкам
    Метод рационализации. в разработке
    Примеры неравенств из банка заданий ЕГЭ в разработке
    Задачи для самостоятельного решения в разработке

    Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.

    Есть вопросы? пожелания? замечания? Обращайтесь — mathematichka@yandex.ru

    Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено.

    Источник

    «Решение логарифмических неравенств». 11-й класс

    Класс: 11

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (837 кБ)

    Цели урока:

    Образовательные:

    • Повторить методы решения логарифмических неравенств.
    • Привести знания по теме в целостную систему.
    • Повторить традиционный способ решения логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании.
    • Открыть и освоить новые способы решения логарифмических неравенств (метод рационализации).
    • Формировать практические навыков решения логарифмических неравенств на основе изученного теоретического материала.
    • Закрепить навыки решения логарифмических неравенств из заданий ЕГЭ: С3.

    Деятельностные:

    • Знакомятся с новым общелогическим методом рассуждений.
    • Становятся субъектами деятельности.
    • Учатся критически оценивать свои знания.
    • Формируют эмоционально-ценностное отношение к своей учебной деятельности, что ведёт к развитию качеств личности: нравственным, эстетическим, познавательным, трудовым.

    Задачи урока:

    • Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме “Логарифмические неравенства” в конкретной ситуации.
    • Закрепить основные методы решения логарифмических неравенств, предупредить появление типичных ошибок.
    • Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
    • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
    • Воспитывать у учащихся чувство ответственности, уверенности в себе.

    Технические средства обучения: мультимедийное оборудование

    Раздаточный материал: карточки, работы в парах (группах); листы самооценки, критерии самооценки.

    Этапы работы Содержание этапа
    1 Организационный момент:

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

    Способствовать подготовке учащихся к эффективной работе, вызвать интерес учащихся к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    Подготовиться к эффектив-ной работе на уроке.

    Задачи:

    Создать положительный эмоциональный настрой для работы, мотивацию самоопределения к учебной деятельности. — Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

    — Проверим готовность к уроку.

    Слайд № 2. Эпиграф к уроку.

    “Если Вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи – решайте их”. Д.Пойа.

    Учитель: В открытом банке ЕГЭ 2014 года в части С3 предложено задание: Решите систему неравенств

    Однако, его решение вызывает затруднение у учащихся. По статистике за 2013 год только10% приступали к его решению. Наша задача попасть в эти 10%. За одно правильно решенное неравенство дается один балл. И это неравенство – логарифмическое. Мы должны уметь его решать. Итак, как Вы , наверно уже догадались, тема сегодняшнего урока.

    Учащиеся: Логарифмические неравенства.

    Учитель: Мы продолжаем решать логарифмические неравенства, осваивая различные способы. Ваша работа будет происходить в несколько этапов, каждый из которых будет оцениваться либо с помощью взаимопроверки, самопроверки или мною лично. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: создать условия для актуализации знаний учащимися по теме “Логарифмические неравенства” ;

    формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

    сформировать мотивацион-ную основу деятельности учащихся, понимание ими актуальности темы, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
    актуализировать знания по теме: “Логарифмические неравенства”;

    развивать мыслительные логические операции;

    формировать устную монологическую научную речь, оперируя математическими терминами.

    Задачи:

    воспроизвести опорные знания, корректировать допущенные ошибки.

    Методы: беседа, фронталь-ный, анализ объектов, нагляд-ный, повторение и закрепле-ние знаний, создание ситуа-ции успеха, дифференцирован-ный (групповой). Метод контроля (дифференцирован-ный): три типа заданий различной сложности.

    Использование элементов ИКТ. Учитель: Какие преобразования используют при решении неравенств?

    (Учащиеся: Возведение в чётную или нечётную степень, логарифмирование, потенцирование, применение формул, позволяющие привести неравенство к более простому виду.)

    Учитель: Продолжите фразы:

    • логарифм произведения.
    • логарифм частного.
    • логарифм степени.
    • логарифм от единицы.

    Слайд № 3. 1.Вычислите:

    3. Известно, что Найдите: .

    Учитель: Что может произойти с множеством решений неравенства в процессе преобразований?

    (Учащиеся: Множество решений либо не меняется, либо расширяется (можно получить посторонние решения), либо сужается (можно потерять решения).

    Учитель: Поэтому важно знать какие преобразования неравенств, являются равносильными и при каких условиях. Какие свойства логарифмической функции применяются при решении неравенств?

    (Учащиеся: При решении необходимо учитывать область определения и монотонность логарифмической функции. Если а >1, функция возрастает, а если 0 1.

    К доске приглашаются представители 4 группы и идет обсуждение решения логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании.

    (Учащиеся: записывают решение в тетрадь, при этом указывают опорные знания. В обсуждении этапов решения участвуют ребята разных уровней.

    Акцентируют внимание на необходимых свойствах логарифмов.

    Отрабатывается метод решения логарифмических неравенств, содержащих неизвестное в основании (рассмотрение двух случаев).

    Создаётся атмосфера сотрудничества “ученик – ученик”, что способствует развитию коммуникативных навыков).

    Учитель: Существует другой способ решения таких неравенств?

    (Учащиеся: Да. Для решения сложных логарифмических неравенств существует способ рационализации).

    Учитель: Это способ нам сейчас покажет представители 5 группы. У каждого из Вас на парте лежит таблица. Вот ей мы сейчас и воспользуемся.

    К доске приглашаются представители 5 группы и идет обсуждение решения логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании, методом рационализации.

    (Учащиеся: записывают решение в тетрадь, при этом указывают опорные знания. В обсуждении этапов решения участвуют ребята разных уровней. Школьники учатся самостоятельно и оптимально организовывать свой труд, оценивать свои действия. Происходит осмысление проведённой учащимися математической деятельности, связанной с получением новых знаний.

    Учитель: Старшие в группах оценивают вклад каждого учащегося при работе над своей группой неравенств дома и в классе. Поставьте в своих листах оценки. Наша задача теперь все эти решения объединить в одну презентацию. 4. Закрепление учебного материала.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока:

    создать условия для закрепления навыков решения логарифмических неравенств из заданий ЕГЭ: С3.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися: проанализировать значимость собственного вклада в совместно полученные результаты;

    свой уровень усвоения новых знаний и способов работы, собственное эмоциональное состояние.

    Задачи:

    обратить внимание учащихся на оформление;

    подвести итог, акцентировать внимание учащихся на главном;

    мобилизовать учащихся на осмысление собственной деятельности на уроке.

    Методы и приёмы:

    • наглядный метод;
    • контроль и самоконтроль.
    Учитель: А теперь вернемся к нашей системе из ЕГЭ, .

    К доске выходит заранее подготовленный ученик и решает первое неравенство, затем выходит другой и доводит решение до конца. (Учащиеся: записывают решение в тетрадь).

    Учитель: Сегодня на уроке мы освоили различные приёмы и методы: использование свойств логарифмов для введения новой переменной, решения логарифмических неравенств, содержащих неизвестное в основании (рассмотрение двух случаев); применение ранее изученных неравенств и их комбинированное использование; при этом каждый раз учитывали логарифмическую специфику. Эти умения помогут нам при выборе более рационального пути в решении задач.

    Все эти решения мы объедим в одну презентацию, которая поможет вам при решении заданий .

    Рефлексия.

    Учитель: Дайте характеристику вашей сегодняшней деятельности в соответствии с темой урока.

    – В каких новых ситуациях вы использовали свои знания?

    — Какой целый опыт приобрели?

    — Проанализируйте свою работу в группах.

    (Учащиеся совместно с учителем обсуждают уровень достижения поставленных целей)

    Учитель: Перед вами лежат карточки с пословицами. Ответьте на вопрос.

    Слайд № 18. Какая из пословиц выражает состояние вашей души? Почему?

    • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    • Тяжело в ученье, легко в бою.
    • Через тернии к звёздам.
    • Смелость города берёт.
    • Всякому овощу своё время.
    • Ах, как я устал от этой суеты.
    • Старая песня на новый лад.
    • О, монах, ты идёшь трудной дорогой.
    • Человек предполагает, а господь располагает.
    5. Задание на дом.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: продолжать форми-ровать умение самостоя-тельно добывать знания из предложенных источников.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    применять знания, полученные на уроке, для выполнения до-машнего задания в изменён-ных условиях. Учитель: В заключении домашнее задание. Опираясь на полученные знания решить неравенства.

    Слайд № 19. Домашняя работа.

    Источник

    Читайте также:  Способ при помощи которого добывают каменный уголь
  • Оцените статью
    Разные способы