Способы решения конкретных ситуаций

Технология решения конкретных ситуаций

«Умный всегда найдет выход из любой сложной ситуации».
Ханс Рихтер

Очевидно, обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых и учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроке с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указанные методы обучения обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

В данной работе остановимся на следующем методе активного обучения – технологии решения конкретных ситуаций.

В настоящее время существует противоречие между объемом актуальной, научной, специальной информации и способами ее переработки, передачи и восприятия, т.е. традиционными педагогическими методами. Поэтому остро возникает потребность в таких технологиях, в основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в коллективе. Технология решения конкретных ситуаций имеет свою специфику и отличительные особенности ее применения в учебном процессе. Она, как и другие методы активного обучения, призвана развивать творческое мышление и проводить поиск оптимальных решений.

Практически конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появляются публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Изучив достаточное количество источников, пришли к выводу, что первоначально необходимо дать точную формулировку понятия «ситуация».

Итак, ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.

К сожалению, до сих пор не создана единая классификация ситуаций. Но в то же время существует масса признаков, по которым их можно различать. Так, например, конкретные и базовые ситуации.

Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.

Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.

Некоторые отечественные и зарубежные специалисты предлагают классифицировать КС по учебной функции.

Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.

Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.

Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. С помощью подобных примеров начинается процесс по использованию метода КС на специальных занятиях. Визуальная образная ситуация вырабатывает умение визуализировать информацию для более простого способа ее решения.

Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована. Должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

Живая ситуация – берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Вот его надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Если учитель предполагает в дальнейшем использовать такой метод как разыгрывание ролей, то именно «живая» ситуация больше всего подходит для начальных шагов на этом пути, т.к. ее можно предложить разыграть.

Читайте также:  Способы совершенствования уголовного законодательства

Представляем свою трактовку терминологического словосочетания: анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее и для оптимального и оперативного ее разрешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием КС необходимо правильно поставить общие учебные цели, их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей, овладеть творческим мышлением, сформировать умение самостоятельно принимать решения.

Хотелось бы сразу сказать, что данная технология в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения КС, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников. Использование КС в процессе объявления нового материала для демонстрации диагностирования ситуации и принятия решений. Имеются 3 уровня применения КС:

I уровень – во время урока учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьник активно приступают к поиску решения, но педагог сам анализирует (т.е. объясняет) данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой по применению этого метода.

II уровень – так же во время урока педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.

III уровень – высший уровень по использование КС, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После использования КС можно приступать непосредственно к практическому занятию.

Классический вариант: деление класса на подгруппы по 4–6 человек. Выборы лидера – организатора малой группы. Соблюдение 15-минутного регламента на индивидуальное решение, затем совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Затем межгрупповая дискуссия (15 мин.): выступления лидеров и обсуждение групповых вариантов решений. Затем запускается другая ситуация и все выше сказанное в технологическом плане повторяется.

Свободный вариант: группа не делится на подгруппы, конкретная ситуация зачитывается учителем, и каждый предлагает свое решение. Учитель анализирует и выводит правильное решение, которое сложилось из разных ответов участников КС.

Смешанный вариант: это классический вариант, но для большей убедительности и запоминания, ситуация превращается в «живую» и разыгрывается.

Разыгрывание может быть предложено и при использовании «свободного» варианта.

Конечно, возможны и другие технологии проведения. Все зависит от темы, целей, подготовленности школьников, творческих возможностей учителя и времени, отпускаемого на подобное занятие. Если используется работа в малых группах, то для достижения оперативного и эффективного результата по разрешению ситуации, можно использовать один из методов активного обучения: «мозговая атака», «инцидент», «метод консультирования», с выделенными консультантами и другое.

Хотелось бы подчеркнуть, что только активный творческий педагог может взять на себя использование такой многогранной, неоднозначной и неординарной технологии. Каждый учитель будет придавать своему занятию к КС собственную индивидуальность, не забывая при этом, что подобные занятия внедряются в память школьников надолго.

При проведении занятия с использованием метода КС необходимо учитывать психологические сложности для участников: вычленение причин, отсутствие опыта анализировать, поиск причинно-следственных связей, неумение соглашаться с «чужим» (другим) мнением.

При решении КС можно использовать следующие методы: метод анализа текста и контекста, метод «мозговой атаки», метод «инцидента», метод дискуссии, метод разыгрывания ролей.

Технологию КС можно представить как индивидуально-коллективную учебную деятельность, в которой реализуются следующие принципы: проблемность, моделирование профессиональных ситуаций и их решение, коллективно-индивидуальная деятельность, диалогичность общения.

Проблемность связана с наличием проблемы в представленной ситуации, т.е. присутствие невозможностей или трудностей для ее мгновенного решения, т.к. в ней заложены определенные противоречия. Независимо от того, какая это ситуация: классическая, базовая, конфликтная, типичная, в ней все равно имеется «проблема». Именно благодаря ей возникает мотивация для выявления предварительных гипотез по способу разрешения этой проблемной ситуации, а это, в свою очередь, создает предпосылку к продуктивному мышлению. Оно возникает или зарождается при высказывании противоположных позиций, несмотря на то, что проблема для всех одна. Чтобы оперативно найти оптимальное решение, проблему мысленно перевоплощают в творческую задачу и ставят конкретный вопрос для осознанного или интуитивного решения. Таким образом, учащийся погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, опять же приводит к психологической проблемной ситуации: как найти выход из создавшегося положения.

Читайте также:  Свои способы ловли рыбы

Своеобразная имитация производственных событий, явлений, процессов, в которых обязательно содержится проблема (противоречие) и которая, в свою очередь, не имеет однозначного быстрого решения. Находясь в учебном заведении, учитель моделирует, используя производственные затруднения в виде учебной ситуации, при этом сам владея ее оптимальным решением. Несмотря на то, что ученик сам не принимал участие в решении данной реальной ситуации, а принимает участие только в моделируемой воображаемой ситуации, чувства, которые он переживает, – реальные. Очень важно, что, несмотря на определенные условности, на занятиях отрабатываются умения, которые могут быть использованы в реальной деятельности.

Индивидуальная, персональная работа участников занятия с использованием КС – начальный этап, в который входят следующие необходимые операции: выявление проблемы, превращение проблемы в творческую задачу со знаком вопроса, перебор вариантов решения проблемы, принятие оптимального решения. Но, кроме индивидуальных операций, участник КС взаимодействует с микро- и макрогруппой, т.к. необходимо выработать правильный выход из создавшейся ситуации. Оптимальное коллегиальное решение вырабатывается поэтапно на основе персональных решений, на основе групповых решений, на основе коллективного решения всех участников КС. Подтверждение правильности принятого решения приводит ведущий КС, анализируя и объясняя весь процесс занятия и его результаты.

Под диалогичностью общения подразумеваем обмен мнениями, информацией, решениями, идеями, эмоциями, двух или более людей, т.к. данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании и взаимовлиянии для выработки единой стратегии поведения и принятия решения. Иначе говоря, это своеобразная форма жизнедеятельности. В нашем конкретном случае, т.е. при использовании КС и при взаимодействии участников в ситуационном процессе, в первую очередь отрабатываются все основные элементы диалогического общения: коммуникативные свойства личности, регламентированность отношений, понимание других людей, их позиций и мнений. Кроме того активизируются творческие идеи, ускоряется адаптация к новым технологиям обучения, которые повышают интерес к предмету.

В КС благодаря принципу «диалогического общения» моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в обстановке, приближенной к профессиональной.

Методы активного обучения, и в том числе КС, формируют не только творческие способности, и творческий тип личности.

Активные методы создают предпосылку к самореализации, самоуправлению и самодисциплине. Эти качества в КС сочетаются с возможностью развить поведенческие реакции, личностное осознание собственного «я», т.к. срабатывает персональный механизм престижной самозащиты своего «я», который проявляется в мотивации «быть лучше других» или «быть не хуже других», но это происходит только в том случае, если удалось найти оригинальное решение в конкретных ситуациях.

Творческая активность КС возможна, т.к. происходит постепенное снятие эмоциональной и интеллектуальной напряженности, скованности и нерешительности и нарастает интерес, возникший к новой форме проведения занятия, к решению неординарных проблем. КС высвечивает ошибки и приобретения, что участник КС может дольше того, чем он предполагал. Это придает уверенность в своих силах и способностях и может развить чувство собственного достоинства. Хотелось бы отметить, что КС – это особая технология, которая приближает к таким методам, как разыгрывание ролей и деловые игры, т.е. это один из переходных методов от традиционной технологии обучения к игровой, но в этом методе отсутствует «игровой момент».

В приложении рассматривается занятие по элективному курсу «Моделирование математических процессов» с применением данного метода.

Источник

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

Читайте также:  Легкий способ чистки рыбы

Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении

«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях

«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов

Когда стратегия оправдана:

  • опасная обстановка;
  • «нечего терять»;
  • ресурсы (власть) гарантируют победу;
  • ставки крайне высоки;
  • нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
  • необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.

Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь

«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.

«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).

Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее спокойствие и стабильность;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • есть угроза более серьезного разногласия;
  • понимание своей неправоты;
  • безнадежность проблемы;
  • незначительность проблемы;
  • победа требует слишком больших затрат.

Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.

Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все

«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ

«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.

Когда стратегия оправдана:

  • обе стороны убедительны;
  • дефицит времени;
  • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
  • ресурсы оппонентов равны;
  • нужно временное решение;
  • победа не имеет принципиального значения;
  • лучше получить что-то, чем все потерять.

Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа.

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!

«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.

«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.

Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • нужно выиграть время;
  • уступить — значит одержать моральную победу.

Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.

Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию

«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта

«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)

Когда стратегия оправдана:

  • взаимовыгодное решение крайне важно;
  • длительные близкие отношения с другой стороной;
  • достаточно времени для проработки проблемы;
  • ресурсы оппонентов равны.

Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Источник

Оцените статью
Разные способы