Способы решения конфликтов томас

«Определение способов регулирования конфликтов»
(др. названия «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»,
тест К.Томаса)

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс.
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
    Б) Я стараюсь добиться своего.
  7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
  8. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
    Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
    Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения.
  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.
  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  15. А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
    Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и по­терь для нас обоих.
  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
    Б) Я отстаиваю свои желания.
  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
    Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем.
  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Читайте также:  Способ отрастить ногти за день

Источник

ТЕМА 3. Стратегии поведения в конфликте К. Томаса

К. Томас выделяет две направленности поведения в конфликтной ситуации – кооперацию, которая связана с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям различаются следующие способы (стратегии) разрешения конфликтов:

· Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы.

· Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой.

· Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне — один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

· Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. Человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

· Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество — самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Рис. 1. Векторы общения и способы урегулирования конфликтов по Томасу

Исследования: обсуждение позволяет людям решиться на сотрудничество (Kerr & Kaufman-Gillilland, 1994).

Тонкий эксперимент Робина Доза (Robyn Dawes, 1980, 1984) иллюстрирует это. Представьте себе, что экспериментатор предлагает вам и каждому из шести незнакомых вам участников эксперимента следующий выбор: вы можете оставить у себя 6 долларов или отдать их другим через посредство экспериментатора, зная, что он удвоит сумму и раздаст каждому из шести участников по 2 доллара. Никто не узнает, решили вы отдать деньги или оставить у себя. Таким образом, если все семеро сотрудничают и отдают деньги, каждый получает по 12 долларов. Если только вы один оставите у себя деньги, а остальные шестеро отдадут, у вас будет 18 долларов. Если вы отдадите, а остальные оставят у себя, вы не получите ничего. Очевидно, что сотрудничество взаимовыгодно, но оно требует самоотверженности и риска. Доз обнаружил: если обсуждения не было, отдают деньги около 30% людей, а если оно было — 80%.

Открытое, свободное, честное обсуждение также уменьшает недоверие. Без обсуждения те, кто ожидает, что другие не будут сотрудничать, обычно и сами отказываются от сотрудничества (Messe & Sivacek, 1979; Pruitt & Kimmel, 1977). Тот, кто не доверяет другим, почти обязан отказаться от сотрудничества (чтобы защититься от эксплуатации). Отсутствие сотрудничества, в свою очередь, усиливает недоверие («Что я могу поделать? В этом мире человек человеку волк»). В экспериментах коммуникация уменьшает недоверие, позволяя людям достичь соглашения, обеспечивающего их взаимную выгоду. (см. Д. Майерс Социальная психология, СПб.: Питер, 1997. С.651)

Этапы разрешения конфликта в стиле сотрудничества:

Читайте также:  Поперечно продольный способ раскроя

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Источник

Способы решения конфликтов томас

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике, более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Этот стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для участника и он:

■ Обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое решение — наилучшее;

■ Чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять ;

■ Должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для этого;

■ Взаимодействует с подчиненными, предпочитающими авторитарный Стиль.

Суть компромисса заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия наиболее эффективна, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы: например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Стратегию компромисса при разрешении конфликтов можно использовать в следующих ситуациях:

Читайте также:  Способ проведения наружного массажа сердца

■ Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

■ Удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;

■ Возможно промежуточное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;

■ Компромисс позволит хоть что-то получить, что гораздо привлекательнее, чем все потерять.

Стратегия приспособления означает, что стороны действуют совместно, но при этом пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Специалисты считают, что иногда это — единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, или его переживания — более сильными. В таком случае одна из сторон жертвует собственными интересами в пользу другой стороны. Но это также не означает, что необходимо полностью отказаться от своих интересов. Уступившая сторона просто как бы «забывает» о своих интересах на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, возвращается к их удовлетворению за счет уступок со стороны своего оппонента или каким-либо иным образом. Стратегия приспособления может быть применима в следующих наиболее характерных ситуациях:

■ Важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

■ Предмет разногласия не очень важен или одного из участников

конфликта не особенно волнует случившееся;

■ Одна из сторон считает, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

■ Одна из сторон осознает, что правда на ее стороне;

■ Одна из сторон чувствует, что у нее недостаточно власти или шансов победить.

Стратегия избегания обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо сторона просто не желает тратить время и силы на решение проблемы. Это стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью . Конфликтующая сторона может использовать стратегию уклонения, если она:

■ Считает, что источник разногласия тривиален и несуществен по сравнению с другими более важными задачами;

■ Знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;

■ Обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

■ Хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

■ Считает, что решать проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;

■ Считает, что подчиненные могут сами урегулировать конфликт;

■ Думает, что решение проблемы может ухудшить здоровье;

■ Считает, что в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т. п.

■ Если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако, необходимо найти общее решение;

■ Основная цель — приобретение совместного опыта работы;

■ Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть свои х интересов;

■ Существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;

■ Необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Источник

Оцените статью
Разные способы