- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
- 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
- Социальный конфликт.
- Структура социального конфликта.
- Участники социального конфликта:
- Стадии общественного конфликта.
- Причины социальных конфликтов.
- Виды социальных конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Роль социального конфликта.
- Разрешение социальных конфликтов.
- Способы разрешения социальных конфликтов.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
- 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
- План.
- Причины конфликтов.
- Виды конфликтов по динамике:
- Виды конфликтов по характеру проявления.
- Виды конфликтов по итогам их разрешения:
- Фазы конфликта.
- Варианты поведения в период конфликта:
- Профилактика конфликтов.
- Способы решения конфликтов обществознание егэ
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
ПЛАН.
- Социальный конфликт. Понятие.
- Структура социального конфликта.
- Участники социального конфликта.
- Стадии общественного конфликта.
- Причины социальных конфликтов.
- Виды социальных конфликтов.
- Классификации социальных конфликтов.
- Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
- Разрешение социальных конфликтов.
- Способы разрешения социальных конфликтов.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Структура социального конфликта.
- Субъекты конфликта – участники
- Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
- Условия протекания
- Стратегия и тактика сторон
- Масштаб протекания
- Последствия, результаты.
Участники социального конфликта:
- индивиды
- социальные группы
- организации и объединения.
Стадии общественного конфликта.
- Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
- Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
- Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.
Причины социальных конфликтов.
- Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
- Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
- Различия в целях, представлениях и ценностях.
- Религиозные различия.
- Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
- Неумение общаться и договариваться.
ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.
Виды социальных конфликтов.
- Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
- Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
- Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
- Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
- Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
- Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Классификация конфликтов.
По длительности:
- краткосрочный
- среднесрочный
- долгосрочный
По форме проявления:
По используемым средствам:
По характеру развития:
- преднамеренный (подготовленный)
- спонтанный (стихийный)
По масштабам распространения:
- глобальный (мировой)
- общенациональный
- региональный
- локальный
- групповой
- личный
По результатам:
- конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
- деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.
Роль социального конфликта.
Позитивная.
- Происходит выявление проблем, требующих решения
- Стимулирование дальнейшего развития
- Снятие психологической напряжённости участников конфликта
- Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.
Негативная.
- Создание стрессовых ситуаций
- Нарушение порядка общественной жизни
- Нарушение устойчивости, стабильности.
Разрешение социальных конфликтов.
- Анализ конфликтной ситуации
- Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
- Выбор способа разрешения конфликта.
Способы разрешения социальных конфликтов.
- Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
- Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
- Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
- Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.
Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
План.
- Сущность понятия «межличностные конфликты».
- Причины конфликтов.
- Виды конфликтов.
- Фазы конфликта.
- Поведение участников конфликта.
- Пути выхода из конфликта.
- Профилактика конфликтных ситуаций.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.
Причины конфликтов.
- Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.
- Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.
- Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.
- Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.
- Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.
- Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.
- Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.
Виды конфликтов по динамике:
- острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;
- затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;
- неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.
Виды конфликтов по характеру проявления.
- Открытый конфликт, осознаваемый. Человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.
- Скрытый конфликт– может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.
Виды конфликтов по итогам их разрешения:
- конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
- деконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта.
- Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п.
- Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.
- Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.
- Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.
Варианты поведения в период конфликта:
- Уход от ситуации (избегание конфликта). Распад дружеских связей между людьми.
- Отношения «переговоров», компромисс. Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.
- Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество). Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок.
Профилактика конфликтов.
- встречи участников, выявление причин противоречий, определение путей их преодоления;
- постановка общих целей, которые понимаются и принимаются всеми, формирование сотрудничества;
- согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково доверяет как одна, так и другая сторона противоборства.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Способы решения конфликтов обществознание егэ
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальный конфликт.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
3. Виды социальных конфликтов:
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта:
5. Способы разрешения конфликтов:
а) поиск компромисса, переговоры;
б) подавление одной стороны другую;
в) медиация, арбитраж и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Источник |