- ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач
- Что такое ТРИЗ?
- Применение ТРИЗ
- Как этому научиться
- Хотите проверить свои знания?
- Уроки ТРИЗ
- Урок 1. Введение в ТРИЗ
- Урок 2. Законы развития систем
- Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)
- Урок 4. Методики анализа ТРИЗ
- Урок 5. Методы творческого развития
- Урок 6. Информационный фонд ТРИЗ
- Сколько времени займет обучение?
- Цитаты известных людей об изобретательстве
- Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач – АРИЗ
- Что такое АРИЗ?
- Основные понятия АРИЗ
- Противоречия
- Поверхностное противоречие (ПП)
- Углубленное противоречие (УП)
- Обостренное противоречие (ОП)
- Идеальный конечный результат (ИКР)
- Цепочки ассоциаций
- Составляющие АРИЗ
- Этап 1. ТИП ЗАДАЧИ
- Этап 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИКР
- Этап 3. РЕСУРСЫ
- Этап 4. РЕШЕНИЕ
- Этап 5. АНАЛИЗ
- Схематичное представление АРИЗ
- Модификации АРИЗ
- Этапы и примеры решения задач по АРИЗ-85-В
- Проверьте свои знания
ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач
Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.
Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.
Содержание:
Что такое ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.
ТРИЗ не является только теорией о творчестве, хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача – сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.
Применение ТРИЗ
Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ»):
- Умение выявить суть задачи.
- Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь.
- Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
- Научиться находить пути отхода от традиционных решений.
- Умение мыслить логически, алогически и системно.
- Значительно повысить эффективность творческого труда.
- Сократить время на решение.
- Смотреть на вещи и явления по-новому.
- ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности.
- ТРИЗ расширяет кругозор.
Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач. Про особенности применения ТРИЗ не только в изобретательстве смотрите в этом видео сооснователя 4brain Евгения Буянова:
Как этому научиться
Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.
- Во-первых, учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
- Во-вторых, методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.
Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.
Цель курса: структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain – сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий — дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Уроки ТРИЗ
Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:
- Законы развития технических систем.
- Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
- Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
- Методы творческого развития личности и коллективов.
- Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.
Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:
Урок 1. Введение в ТРИЗ
Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач, и главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется. Система методик ТРИЗ имеет свои исторические и технические предпосылки, которые и будут описаны в данном уроке.
Урок 2. Законы развития систем
Одной из предпосылок ТРИЗ является то, что существуют объективные законы развития и функционирования систем, опираясь на которые можно строить изобретательские решения. Другими словами многие технические, производственные, экономические и другие системы развиваются по одним и тем же правилам и принципам, которые будут рассмотрены в данном занятии.
Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)
Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ) являются, пожалуй, самым популярным и действенным элементом теории Альтшуллера. Алгоритмы ТРИЗ представляют собой подробное и достаточно трудоемкое описание последовательности изобретательского процесса, которое может взять на вооружение человек, занятый творческой деятельностью. Сразу стоит отметить, что важно не только знание, но и понимание алгоритмов, а также практика работы с ними. Главный вопрос этого урока: какие алгоритмы используются в ТРИЗ для поиска наиболее подходящих решений и как с ними эффективно работать.
Урок 4. Методики анализа ТРИЗ
Важным элементом ТРИЗ является набор методов анализа объекта изобретательской деятельности и его внешней среды. Многие из этих методов появились в результате переосмысления уже существующих теорий, и были переложены на процесс изобретательства. В данном уроке будут коротко описаны методики анализа, необходимые в процессе изобретательской деятельности, и их применение в рамках Теории решения изобретательских задач.
Урок 5. Методы творческого развития
Развитие творческого потенциала личности и креативных способностей коллектива является отдельным направлением, которое исследуется представителями Теории изобретательских задач. В данном уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.
Урок 6. Информационный фонд ТРИЗ
И наконец, важнейшей составляющей ТРИЗ является целый Фонд накопленных знаний об изобретательстве. Этот фонд собирался десятилетиями и содержит: статьи и конспекты уроков, книги и учебники, видео-лекции, игры, задачи и упражнения, приемы и стандарты, а также различные интернет- и программные ресурсы. Поместить всю эту информацию на нашем сайте будет сложно, да и, пожалуй, бессмысленно. Но структурировать систему знаний фонда ТРИЗ все-таки можно, и именно этому посвящен данный урок.
Сколько времени займет обучение?
В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».
Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.
И как написано в книге «Основы ТРИЗ»:
…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.
Цитаты известных людей об изобретательстве
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об изобретательстве:
Нет ничего плохого в том, чтобы соорудить нечто и понять, что оно не работает.
Жак Фреско
В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи.
Никола Тесла
Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности.
Альберт Эйнштейн
В реальном мире достаточно поводов для благоговейного изумления. Природа куда более изобретательна в отношении чудес, чем мы с вами.
Карл Саган
Нет ничего более изобретательного, чем природа.
Марк Туллий Цицерон
Не говорите людям, как делать вещи. Скажите им, что делать, и они удивят вас своей изобретательностью.
Джордж Паттон
Изобретательность сделает все что угодно, если ей не будет отказано в соответствующих расходах.
Вегеций
Изобретательность – это видеть то же, что видят все остальные, но прийти к мысли, которой ни у кого прежде не было, и как-то её выразить.
Нил Деграсс Тайсон
Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.
Иоанн Дамаскин
Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют.
Фрэнсис Бэкон
Что ж, не теряйте времени даром и приступайте к занятиям.
Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!
Источник
Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач – АРИЗ
ТРИЗ учит решать изобретательские задачи. Известные – с помощью Информационного фонда, неизвестные – с помощью АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) является, пожалуй, самым популярным и действенным элементом (и инструментом) теории Альтшуллера.
Алгоритмы представляют собой подробное и достаточно трудоемкое описание последовательности изобретательского процесса, которое может взять на вооружение каждый человек, чья деятельность связана с творчеством. Но при этом стоит отметить, что важно не только знание, но и понимание алгоритмов, а также практика работы с ними. Автор методики писал: «АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления».
Поскольку АРИЗ занимает важное место в теории изобретательских задач, в этом уроке мы попробуем дать ответ на вопрос: какие алгоритмы ТРИЗ используются для поиска наиболее подходящих решений и как с ними эффективно работать?
Содержание:
Что такое АРИЗ?
Алгоритмом Г. С. Альтшуллер назвал свою методику в широком, а не узком, математическом смысле. Алгоритм решения изобретательских задач не требовал жесткой точности, как, например, алгоритм извлечения квадратного корня из целого положительного числа. Он отличался гибкостью: разные задачи могли решаться разными путями, зависящими не только от условий задачи, но и от знаний, опыта и способностей самого изобретателя.
АРИЗ – это комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.
Это своеобразная пошаговая инструкция, в которой можно выделить три части (по книге В. Петрова «Алгоритм решения изобретательских задач»):
1 | Программа АРИЗ – последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий, анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач. Структура программы и правила ее выполнения базируются на законах и закономерностях развития техники. |
2 | Информационное обеспечение, включает в себя систему стандартов на решение изобретательских задач; технологические эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время – геометрические); приемы устранения противоречий; способы применения ресурсов природы и техники. |
3 | Методы управления психологическими факторами, ведь программа АРИЗ предназначена для использования человеком. Помимо преодоления психологической инерции, технология позволяет развивать творческое воображение необходимое для решения сложных изобретательских задач. |
Естественно, необходимо рассмотреть и терминологию.
Основные понятия АРИЗ
Категориальный аппарат АРИЗ достаточно прост и базируется на двух основных понятиях: противоречиях и идеальном конечном результате. Рассмотрим их детально и проиллюстрируем примерами.
Противоречия
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве. В случае с ТРИЗ и АРИЗ решение проблемы строится на последовательности по выявлению и разрешению противоречий, устранению их причин. АРИЗ апеллирует к трем видам противоречий, благодаря которым выявляются причинно-следственные связи. Их определение необходимо для понимания сути решения задачи, поэтому рассмотрим их детальнее.
Поверхностное противоречие (ПП)
Противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Классическая теория Г. С. Альтшуллера называет это противоречие административным (АП), поскольку оно часто формулируется администрацией или заказчиком и содержит отсылку к проблеме: «Надо увеличить скорость работы, но неизвестно как» или «Имеется брак в производстве, его нужно устранить, но неясно как это сделать» и т.д. Поверхностное противоречие (ПП) сопряжено либо с устранением нежелательного эффекта (НЭ) – того, что нас не устраивает в технической системе, либо с необходимостью создания чего-то нового, но еще непонятно как. Пример: снимая горячую кастрюлю с плиты, можно обжечься. Как устранить этот недостаток?
Углубленное противоречие (УП)
Это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы. УП возникает при улучшении одних частей (качеств или параметров) системы с учетом недопустимости ухудшения других, когда полезное действие вызывает одновременно и вредное. Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать ради решения (скоростью работы, габаритами и т. д.). Таким образом, углубленное противоречие представляет собой причину возникновения поверхностного противоречия, усиливая его. Г. С. Альтшуллер, указывая, что для решения задачи нужно изменить технические характеристики объекта, называл это противоречие техническим (ТП). Пример: кастрюля должна нагреваться, ведь только так возможно приготовление еды. Это вступает в противоречие с потребностью снимать кастрюлю руками.
Обостренное противоречие (ОП)
Предъявление диаметрально противоположных свойств (например, физических) к определенной части технической системы. Оно необходимо для определения причин, породивших углубленное противоречие, другими словами, является дальнейшим его углублением. Порой это нужно для выявления первопричины. Для многих незнакомых с АРИЗ такая формулировка звучит непривычно, ведь ОП подразумевает, что часть ТС должна находиться сразу в двух взаимоисключающих состояниях: быть холодной и горячей, подвижной и неподвижной и т.д. Изучение причин, породивших углубленное (техническое) противоречие приводит к необходимости выявления противоречивых физических свойств системы, поэтому Г. С. Альтшуллер назвал его физическим противоречием (ФП). Пример: кастрюля должна быть горячей, чтобы готовить в ней еду, и холодной, чтобы снимать ее руками. Но достаточно, чтоб горячим было только дно и стенки. А вот ручки можно сделать из теплоизоляционного материала. Так мы приходим к решению.
Идеальный конечный результат (ИКР)
Ррешение, которое мы хотели бы видеть в своих самых смелых мечтах, когда возможно абсолютно все. ИКР – идеальная система, КПД которой равен 100%. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы – такое, которое достигается «само по себе», только за счет уже имеющихся ресурсов. Он определял идеальный конечный результат (ИКР) как ситуацию, когда: «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное». Это значит, что:
✔ | Идеальная техническая система – это система, которой нет, а ее функции выполняются, другими словами, цели достигаются без средств. Мы приводили пример такой ТС, описывая закон увеличения степени идеальности системы. |
✔ | Идеальное вещество – вещества нет, а функции его (прочность, непроницаемость и т.д.) остаются. Этим объясняется современная тенденция использовать все более легкие и более прочные материалы. |
✔ | Идеальная форма – обеспечивает максимум полезного эффекта, например, прочность при минимуме используемого материала. |
✔ | Идеальный процесс – получение результатов без процесса, то есть мгновенно. Сокращение процесса изготовления изделий – цель любой прогрессивной технологии. |
Таким образом, суть АРИЗ заключается в том, чтобы на основе сопоставления идеального и реального состояния ТС выявить противоречие и устранить его. Именно для этого важно, чтобы у изобретателя было развито ассоциативное мышление, которое можно тренировать в том числе и при помощи нашей игры «Цепочки ассоциаций».
Цепочки ассоциаций
Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.
Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.
После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь давайте продолжим.
Составляющие АРИЗ
Алгоритм решения изобретательских задач состоит из нескольких элементов. Здесь дан упрощенный вариант АРИЗ.
Этап 1. ТИП ЗАДАЧИ
Вначале нужно определить к какому типу задач относится наша: она исследовательская или изобретательская? Исследовательская задача требует описания нового явления, неизвестного ранее и непонятного. Изобретательская же имеет дело с известным нам явлением, которое нужно изменить или устранить. Очевидно, что такие задачи решаются проще, поэтому нужно уметь переводить исследовательскую задачу в изобретательскую. Чтобы сделать это, нужно к условию задачи поставить вместо вопроса «почему (как) это происходит?» вопрос: «как это делать?» Для этого записать формулировку обращенной задачи по схеме: «Система (указать назначение) включает (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать) обеспечить получение (указать наблюдаемое явление)».
Этап 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИКР
На данном этапе нужно сформулировать противоречия и идеальный конечный результат. Бывают случаи, когда четкое определение этих двух составляющих уже наталкивает на приемлемый результат. Например, задача: как поступить гостинице, чтоб гости не крали вещи? Противоречие – кражу допустить нельзя, но и следить за вещами и проверять багаж съезжающих невозможно. ИКР – даже в случае кражи гостиница не должна нести убытков. Решается все просто – стоимость вещей в номере изначально включается в стоимость проживания.
Этап 3. РЕСУРСЫ
Ресурсами может быть все, что полезно для нахождения решения. Желательно, чтобы для этого использовались те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также максимально дешевые ресурсы. Например, если грузовик буквально на сантиметр выше моста или дорожного перекрытия, разумнее спустить немного колеса и проехать, а не искать объездной путь.
Благодаря работе в направлении поиска полезных ресурсов созданы специальные справочники для ТРИЗ.
Этап 4. РЕШЕНИЕ
Применить приемы и принципы, созданные для поиска решений в ТРИЗ:
- 40 приемов устранения технических противоречий, сформулированные Г. С. Альтшуллером. Подробнее о них читайте в уроке, посвященном Информационному фонду ТРИЗ.
- Операторы РВС (Р – размер, В – время, С — стоимость). Суть метода в том, что при применении оператора РВС снижается психологическая инерция мышления. Достигается это благодаря мысленному изменению параметров объекта, что позволяет взглянуть на него под другим углом.
- Вепольный анализ.
И заключительный этап.
Этап 5. АНАЛИЗ
Получив один или несколько вариантов решения задачи, нужно проанализировать их с позиции идеальности. Для этого нужно выяснить насколько сложно и дорого обойдется его реализация, задействованы ли все ресурсы системы, какие нежелательные эффекты возникли, как их минимизировать или устранить.
Схематичное представление АРИЗ
АРИЗ требует точной формулировки задачи, когда выявлены ПП, УП, ИКР, ОП согласно изображенной цепочке:
С этими понятиями мы уже знакомились, когда говорили о терминологии, поэтому здесь лишь коротко объясним связь между ними для большей наглядности схемы.
В первую очередь формулируется поверхностное противоречие (ПП), которое логично выделяется из условия задачи. О нем, как правило, говорит сам заказчик. Зачастую ПП – это нежелательный эффект, который нужно устранить, предъявив к системе определенные требования. Так определяют углубленное противоречие (УП).
Дальше ТС представляется такой, какой она должна быть в результате устранения нежелательного эффекта – избавившейся от негативного фактора и сохранившей положительные качества. Таким образом формулируется ИКР. Когда разработана концепция идеального результата, он сравнивается с текущим состоянием системы, на основании чего ищутся причины ее несовершенства Эти причины и составляют ОП – обостренное противоречие, выявление и устранение которых приводит к решению проблемы.
Последовательность, описанная выше, характерна для основных модификаций АРИЗ. За время своего существования алгоритм развивался и продолжает развиваться в направлении формализации и детализации описанной последовательности.
Модификации АРИЗ
Г. С. Альтшуллер в книге «Алгоритм изобретения» писал, что постоянно совершенствовал свой алгоритм, проведя за этой работой 25 лет. Каждую модификацию он проверял на практике, после чего корректировал АРИЗ. Но это не значит, что все предыдущие варианты, вплоть до последнего, не были рабочими. В свое время они успешно применялись изобретателями, а дальнейшие модификации учитывали все возрастающий опыт решения разнообразных задач, что поступательно делало АРИЗ более универсальным.
Ниже схематически представлены основные, но не все, модификации АРИЗ. Более детальное их описание и полный перечень можно найти в статье «История развития АРИЗ» в Викиучебнике.
Обозначения:
- АП – административное противоречие.
- ТП – техническое противоречие.
- ТПу – усиленное техническое противоречие (предельное состояние).
- ИКР – идеальный конечный результат.
- ИКР1у – усиленная формулировка ИКР1.
- ФП – физическое противоречие.
- ФПмак – физическое противоречие на макроуровне.
- ФПмик – физическое противоречие на микроуровне.
- Р – решение
Этапы и примеры решения задач по АРИЗ-85-В
В процессе совершенствования, АРИЗ адаптировался под степень сложности задачи. Самые простые задачи решались с помощью основной цепочки АРИЗ (АП — ТП — ИКР — ФП — Р). Ее, к слову, некоторые современные последователи ТРИЗ считают наиболее удачной и понятной. Но более сложные задачи требовали и более подробного алгоритма для своего решения. АРИЗ-85-В, как последняя модификация, схематически представленный выше, отвечал данной задаче – он довольно детальный, хотя, по мнению отдельных теоретиков ТРИЗ, это также делает его громоздким.
АРИЗ-85-В достаточно сложный инструмент, поэтому не рекомендуется его применять без предварительного изучения основ ТРИЗ и основательной проработки видов противоречий, основной линии решения задач по АРИЗ и логики АРИЗ.
Описание последовательности шагов на примере разрешения сложных технических проблем с помощью АРИЗ-85-В – сложная и трудоемкая работа. Поэтому, мы рекомендуем к прочтению авторский материал, размещенный в источниках: здесь и здесь.
Все модификации АРИЗ имеют свои недостатки, на которые указывают и пытаются решить практики ТРИЗ. Например, конкретно в случае с АРИЗ-85-В части 6-8 недостаточно развиты и структурированы. Также имеется разрыв в логике с включением 4 части. В целом, еще предстоит разработать часть АРИЗ точно определяющую исходную изобретательскую ситуацию и все возможные пути решения задачи.
Как и всякий инструмент, АРИЗ дает результаты, во многом зависящие от умения пользоваться им. Не следует думать, что, прочитав текст алгоритма, можно сразу решать любые задачи. Прочитав описание приемов самбо, не стоит сразу выходить на соревнования. Так и с АРИЗ: единоборство с задачей требует практических навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник