Способы решения исторических задач

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего образования

«российский государственный педагогический университетим. а. и. герцена»

МЕТОДИЧЕСКТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

профиль «Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника –БАКАЛАВР

Утверждено на заседании кафедры Начального естественно-математического образования Протокол № ____ от ______ 2015 г. Зав. кафедрой ­­_________________ Граничина О.А. Утверждено на заседании Совета факультета Института детства Протокол № ___ от _______2015 г. Председатель Совета __________________ Ноткина Н.А.

Задание по ТК. Анализ учебных программ и учебников по предмету «Окружающий мир (обществознание)».

Анализ выполняется по следующей схеме:

1. Название программы, авторы

2. Ведущие подходы и идеи

3. Ценностные ориентиры программы: соответствии ФГОС, возможности реализации

4. Названия тем и количество часов на их изучение по классам. Целесообразность последовательности тем в программе. Соответствие содержания программы ФГОСу.

5. Предлагаемые виды учебной деятельности: последовательность, целесообразность.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и возможности реализации в программе

7. Материально-техническое обеспечение программы

8. Основные достоинства и недостатки.

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Глубина 0-2 балла,

Задание по ТК. Выполнение анализа учебников по предмету «Окружающий мир» – «Обществознание».

При анализе учебников заполняется следующая таблица:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1.Основной текст Объем: среднее значение – количество строк на странице Шрифт: Доступность: Научность:Иллюстративный материал: 2.Дополнительный текст вид материала, напримердокументально-хрестоматийный Материалы необязательного изучения:Обращения:Справочный материал: 3.Пояснительный текст Предметное введение:Примечание и разъяснение: Словари: 4.Аппарат организации усвоения Вопросы и задания: Таблицы: Инструктивные материалы, памятки, алгоритмы: 5.Иллюстративный материал Вид иллюстраций 6.Аппарат ориентировки Предисловие Условные обозначения Выводы Важные слова Название каждой новой темы Основные странички, странички с доп. материалом, разделы в конце каждого учебника

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Глубина 0-1 балл,

Полнота 0-1 балл

Задание по ТК Выполнение анализа процесса формирования обществоведческих понятий в учебных программах по предмету «Окружающий мир» (Обществознание»).

Выберите одно или несколько понятий курса и рассмотрите этапы его формирования от 1 к 4 классу по одному из УМК, заполнив таблицу:

Этап развития понятия Содержание понятия Объекты, на основе которых развивается понятие Учебные темы класс

Правильность -1 балл,

Задание по ТК Разработка фрагмента урока, на котором реализуется один из этапов формирования обществоведческого понятия.

Критерии оценки:

Соответствие поставленной задаче формирования обществоведческого понятия– 1 балл,

Целесообразность последовательности, содержания материала фрагмента -1 балл

Рациональность выбранных методов, приемов и средств обучения- 2 балла

Научность содержания – 1 балл

Оригинальность методической разработки – 1 балл

Научитесь решать исторические задачи:

1. Календарь – (от лат.Calendarium– долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей. Источник: http://roadfork.narod.ru/calendar.htm#82

2. Эра (лат. aera — букв. начальное число) — в хронологии начальный момент системы летоисчисления.В современном календаре (григорианском) летоисчисление ведется в годах нашей эры. Годы до нашей эры иногда будут обозначаться отрицательными числами. По причинам, указнным в соответствующем разделе, нулевой год отсутствует. То есть после первого года до нашей эры сразу идет первый год нашей эры. Источник: http://roadfork.narod.ru/calendar.htm#82

— Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.

— Перечень исторических событий в их временной последовательности.

— Последовательность событий или появления чего-л. во времени.

4. Наша эра. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.). Источник: http://www.ancienthistory.spb.ru/book/1-2schet4

5. Лента времени. Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Читайте также:  Начисление амортизации линейным способом это как

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

6. Век (столетие) — единица измерения времени, равная 100 годам.

7. Тысячелетие — десять веков составляют тысячелетие.

8. Год — продолжение времени, в какое солнце, при мнимом течении, ходе своем, возвращается в ту же точку; время обтечения земли вкруг солнца, 12 месяцев, или 52 недели с одним или с двумя днями. Источник: В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка // http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5711.htm

Год-условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

При решении исторических задач необходимо:

1. Знание исторических событий (даты).

2. Внимательно читать условие задачи (внимание).

3. Умение считать.

4. Аккуратность при оформлении задачи .

5. Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Запомни. Счет лет в нашу эру (н.э.) ведется от меньшего числа к большему, а счет лет до нашей эры (до н.э.) ведется в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Типы исторических задач:

Первый тип исторических задач.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Первый шаг — с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг — если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их — с левой стороны — до н. э., а с правой стороны — н.э.;

Третий шаг — на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг — записываем решение задачи;

Пятый шаг — записываем ответ.

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Второй тип исторических задач.

Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва ?

Первый шаг — с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг — делим линию времени на 2 части — до н.э. и н.э., так как события происходили в разные эры;

Третий шаг — на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг — записываем решение задачи;

Пятый шаг — записываем ответ.

490г. до н.э. + 2013г. н.э. = 2503 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2503 г. т.н.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 485 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Решение нестандартных, занимательных, исторических задач.
консультация по алгебре на тему

Как сделать урок интереснее?

Скачать:

Вложение Размер
reshenie_nestandartnyh_zanimatelnyh_zadach.docx 37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении математиков

На тему: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ПРОВЕДЕНИЕ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ»

Учитель математики, МОУ «СОШ №4»

РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ПРОВЕДЕНИЕ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ.

«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики» К. Д. Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.

Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

Под занимательностью понимают те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Занимательность обучения, следуя К.Д.Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем, последняя предпочтительнее «внешней», и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

Таким образом, занимательные моменты на уроках могут быть непосредственно связанными с программным материалом, а могут быть с ним совершенно не связанными.

Кроме того, все материалы занимательного характера обычно делят на три группы:

  1. материалы, занимательные по форме;
  2. материалы, занимательные по содержанию;
  3. материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

Рассмотрим пример занимательных заданий, которые связаны непосредственно с программным материалом и направлены на усвоение и закрепление его учениками.

  • Какие числа надо поставить вместо a и b, чтобы получилось верное равенство:
  • Задумали как – то Баба-Яга и Кощей построить на берегу реки купальню, да только никак не могут прийти к согласию относительно места, где ее делать, надо ведь устроить так, чтобы расстояние от нее до их жилищ было равным. Помогите нечисти.

Если эту задачу решать на уроке по теме «Свойства серединного перпендикуляра», то она будет внутренним занимательным элементом.

Найдите ошибку в математических выкладках:

Ценность таких заданий занимательного характера заключается в том, что они, наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений, навыков.

Все рассмотренные до этого момента задачи – элементы занимательности по содержанию. А можно взять банальное задание из школьного учебника и подать его как игру. Обычная форма задания: функция задана формулой у = х +3. Найдите значения функции при х = 0, 7, — 5 и т.д.

Занимательная форма задания: Учитель приглашает к доске ученика, дает ему карточку на которой написано у = х + 3. На доске заготовлена таблица:

Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и находит соответствующее значение у. Задача класса – догадаться, какая формула записана на карточке.

К занимательным заданиям относятся занимательные вопросы, задачи, упражнения, кроссворды, ребусы, головоломки, практические работы занимательного характера, дидактические игры и т.д.

Важное место в обучении учащихся математике занимают задачи исторического содержания. При решении таких задач они не только усваивают текущий материал, но и расширяют свой кругозор.

Можно выделить непосредственно старинные задачи и задачи, в которых «спрятан» исторический материал.

Рассмотрим второй тип задач.

Обращение к родной истории не только побудит детей глубже и подробнее изучить прошлое отчизны, но и заставит внимательнее и бережнее относиться к тому, что их окружает: будь то старинная книга, замшелый, со стертыми буквами надгробный камень, покосившаяся изба с резными наличниками или заросший бурьяном еле заметный овраг…

Использование задач исторического содержания на уроке позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию учащихся.

В соответствии с изучаемой темой можно удачно использовать на уроке задачи, применения исторические сведения.
Рассмотрим некоторые варианты, где возможно решение задач на исторические темы:

Для обработки устных вычислений можно использовать задачи с историческим содержанием, представленные в занимательной форме. Это активизирует учебную деятельность учащихся, пробуждает у них интерес к предмету, вызывает стремление к получению знаний.

Если позволяет время урока, то перед решением задачи провести вступительную беседу об историческом факте, сведения о котором составили сюжет задачи или хотя бы прокомментировать исторический сюжет, о котором идет речь в задаче, для лучшего восприятия учащимися задачи.

Примеры устного счета .

Задача. Известно, что Александр Невский разбил немецких рыцарей Ливонского Ордена на льду Чудского озера и остановил их движение на восток. В каком году произошла битва на льду Чудского озера?

1. 69 : 3 = 23 4. 23 * 2 = 46
2. 18 : 2 = 9 5. 27 * 46 = 1242
3. 9 * 3 = 27

Задача. Известно, что до XVII века в России не было своих газет. Первая русская газета стала выходить с 1621 года, была она рукописной и издавалась в нескольких экземплярах для царя и его приближенных. Как называлась газета?

Название зашифровано примерами. Не выполняя деления, определите первую цифру частного, замените ее буквой, прочтите название первой русской газеты.

1. 6804 : 74 9 ––> К
2. 21614 : 62 ––> 3 ––> У
3. 679 : 96 ––> 7 ––> Р
4. 3839 : 67 ––> 5 ––> А
5. 26312 : 92 ––> 2 ––> Н
6. 7839 : 9 ––> 8 ––> Т
7. 630 : 15 ––> 4 ––> Ы

Задача. В Московском Кремле находится Царь-пушка. Она весит 40 т, была отлита русским мастером Андреем Чоховым в 1586 г. Узнайте, чему равна длина ствола Царь-пушки (в см).

1. 184 : 8 = 23
2. 133 : 19 = 7
3. 8 + 19 = 27
4. 23 + 7 = 30
5. 27 * 30 = 810(см)

Задача. Часовая стрелка кремлевских курантов на 0,31 м короче минутной. Вычислите длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 6,25 м.

Составим и решим равнение:

х + х + 0,31 = 6,25
2х = 5,94
х = 2,97
1) 2,97 + 0,31 = 3,28(м) – длина минутной стрелки.

Ответ : 2,97м, 3,28м.

На уроках можно решать и исторические задачи.

  1. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет туже кадь в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь?
  2. Некто купил 30 птиц за 30 монет, из числа этих птиц за каждые три воробья заплачена 1 монета, за каждые 2 горлицы – также одна монета и, наконец, за каждого голубя – по две монеты. Сколько было птиц каждой породы?
  3. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи. «Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением прекрасного первенца сына, коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?»

Решение: х = х=84, он женился в 21 год, стал отцом на 38 году, потерял сына на 80-м году года.

  1. Задача одного арабского математика 11 века: На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной – 30 локтей, другой – 20 локтей; расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

Воспользуемся теоремой Пифагора.

АВ 2 = 30 2 + х 2 , АС 2 = 20 2 + (50 – х ) 2 ,

30 2 + х 2 = 20 2 + (50 – х ) 2 ,

Рыба появилась в 20 локтях от основания высокой пальмы.

Суть исследовательских заданий по математике состоит в изучении математических объектов с целью выяснения их свойств; при решении таких заданий учащиеся проходят основные этапы математического исследования (построение модели, изучение данных, выдвижение гипотезы, ее доказательство, обобщение и применение результатов). Результатом выполнения исследовательского задания является не только получение новых сведений об изучаемом объекте, но и знакомство и освоение ранее неизвестных учащимся приемов и методов решения математических задач.

Приведу примеры мини – исследований.

  • Изучение формулы длины окружности, знакомство с числом .

Ребята с помощью нити измеряют длину окружности, используя предметы цилиндрической формы. Делают соответствующие вычисления, получают выводы.

  • Сумма углов треугольника.

Ребятам предлагается построить в тетради остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольники. С помощью транспортира дети измеряют углы, затем вычисляют сумму углов, делают соответствующий вывод.

Дети строят три квадрата. На первом заштриховывают квадрата, на втором — , на третьем — . С помощью рисунков ребята легко делают вывод о равенстве данных дробей и формулируют основное свойство дроби.

  • Нахождение площади трапеции. Детям предлагается разбить трапецию на многоугольники разными способами и найти ее площадь.
  • Доказательство теоремы тоже является мини-исследованием.
  • Формулы сокращенного умножения.

Ребята должны умножить многочлен на многочлен (х + 2)(х + 2), (а + в)(а + в) и т.д., заметив закономерность, уже не сложно «открыть» формулу.

Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

Это – хороший учитель.

А очень хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т.е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку – главного могильщика учебного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.

Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах.

Элективный курс «Решение нестандартных и логических задач в 6 классе»

Программа предназначена для формирования у учащихся творческого и логического мышления,сообразительности,интереса к предмету,представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Решение проблемно-исследовательской исторической задачи по крестьянским войнам:Жакерия и восстание У.Тайлера

Задача решается сравнительным способом, при этом ученики 6 класса делают вывод, похожий на закономерность.

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме.

Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике»,7 класс

Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к.

Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике»,5 класс

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк.

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач»

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач&quot.

Источник

Читайте также:  Способ раскраски для детей
Оцените статью
Разные способы