- Преобразование иррациональных выражений в математике с примерами решения и образцами выполнения
- Арифметический корень и его свойства
- Свойства арифметических корней
- Дополнительные замечания о свойствах радикалов
- Обобщение понятия о показателе степени
- Степень с положительным дробным показателем
- Степень с нулевым показателем
- Степень с отрицательным рациональным показателем
- Тождественные преобразования иррациональных выражении
- Тождественные преобразования иррациональных выражений
Преобразование иррациональных выражений в математике с примерами решения и образцами выполнения
Иррациональными выражениями называют выражения, содержащие операцию извлечения корня. Другими словами, иррациональные выражения – это выражения с радикалами (выражения, содержащие в своей записи знаки корня).
Арифметический корень и его свойства
Определение арифметического корня: Пусть а—действительное число, a n — натуральное число, большее единицы. Поставим перед собой задачу: найти число х, такое, чтобы выполнялось равенство
Сначала рассмотрим конкретные примеры.
тогда равенство (1) принимает вид:
откуда
тогда равенство (1) принимает вид:
откуда
тогда равенство (1) принимает вид:
что не выполняется ни при каком действительном значении х;
тогда равенство (1) принимает вид:
откуда
Эти примеры показывают, что поставленная задача при четном имеет два решения, при нечетном n —одно решение, при четном
ни одного решения.
Если задача имеет решение, т. е. равенство выполняется при некоторых значениях х, то эти значения x называются корнями n-й степени из числа а итак корень n-й степени из числа а—это такое число, n-я степень которого равна а.
Из рассмотренных выше примеров следует, что существуют два корня второй степени из числа 16 — это числа 4 и -4; существует один корень третьей степени из числа 27 —это число 3; не существует корня четвертой степени из числа —16; существует один корень пятой степени из числа —32—это число —2.
Рассмотрим случай отыскания корня n-й степени из неотрицательного числа. Можно доказать, что если и
то существует и только одно неотрицательное число х, такое, что
(доказательство проводится в курсе высшей математики; представление об этом доказательстве будет дано в следующей главе).
Арифметическим корнем n-й степени из положительного числа а называется такое положительное число, n-я степень которого равна а.
Для арифметического корня n-й степени из числа а принято обозначение Число а называется подкоренным числом или подкоренным выражением, n- показатель корня. Если
то обычно не пишут
а пишут просто
и называют это выражение квадратным корнем. Часто вместо термина «корень» используется термин «радикал».
Согласно определению запись где
означает, во-первых, что
и, во-вторых, что
т. е.
Например,
Полагают также
Обратим внимание читателя на то, что, например,
Свойства арифметических корней
Условимся прежде всего о следующем: все переменные, которые встречаются в формулировках свойств и в примерах, рассматриваемых в настоящем и следующем пунктах, будем считать принимающими только неотрицательные значения. Кроме того, мы рассматриваем только арифметические корни, а потому каждый раз специально подчеркивать это не будем. Значит, мы будем писать: «корень n-й степени из неотрицательного числа», а читатель должен понимать, что речь идет об арифметическом корне.
1°. Корень n-й степени из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению корней из этих чисел, т. е.
Доказательство:
Мы знаем, что это такое неотрицательное число, которое, будучи возведено в степень n, дает подкоренное выражение ab. Ясно, что
— неотрицательное число. Значит, если мы покажем, что
то это и будет обозначать, что
Итак, рассмотрим выражение По свойству 1° степени с натуральным показателем (стр. 45) имеем
Так как то получаем
Пример. Вычислить
Решение. По свойству 1° имеем
2°. Корень n-й степени из дроби, числитель которой неотрицателен, а знаменатель положителен, равен корню из числителя, деленному на корень из знаменателя, т. е.
Пример:
Доказательство этого свойства аналогично доказательству свойства 1°.
3°. Чтобы возвести корень n-й степени в натуральную степень k, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение и из полученного результата извлечь корень n-й степени, т. е.
Пример:
Доказательство:
По определению корня это такое неотрицательное число, которое, будучи возведено в n-ю степень, дает
Поэтому нам достаточно показать, что
По свойству 3° степени с натуральным показателем (стр. 45) имеем
Так как то получаем
т. е.
4°. Чтобы извлечь корень из корня, нужно перемножить показатели корней, а подкоренное выражение оставить без изменения, т. е.
Пример:
Доказательство:
значит,
5°. Если показатель корня и показатель степени подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение корня не изменится, т. е.
Пример:
Доказательство:
По определению корня это такое неотрицательное число, которое, будучи возведено в степень mn дает
Значит, достаточно показать, что
По свойству 3° степени с натуральным показателем имеем
Значит,
Примеры:
Извлечь корень из произведения:
Решение:
а) Применив свойство 1° арифметических корней, получим:
Напомним, что мы в начале рассматриваемого пункта условились считать все переменные принимающими только неотрицательные значения. Не будь этого соглашения, мы не имели бы права писать так как при
это неверно; то же относится и к равенству
2. Извлечь корень из дроби
Решение:
а) Обратим смешанное число в неправильную дробь:
свойству 2° получаем
б) воспользовавшись свойствами 2° и 1°, получим
3.Вынести множитель из-под знака корня:
Решение:
а) Представим подкоренное выражение в виде
и применим к полученному произведению свойство 1° арифметических дробей:
Такое преобразование называется вынесением множителя из-под знака корня. Цель преобразования —упрощение подкоренного выражения;
В некоторых случаях оказывается полезным преобразование, в определенном смысле обратное только что рассмотренному, а именно: внесение множителя под знак корня. Пусть, например, нужно выяснить, какое из чисел больше: или
Рассмотрим число
Внесем множитель 2 под знак корня —это достигается с помощью следующего преобразования:
Сделаем аналогичное преобразование числа
Так как
4.Ввести множитель под знак корня:
Решение:
В рассмотренных примерах мы пользовались только определением корня и свойствами 1° и 2°. Рассмотрим теперь примеры использования свойств 3° и 4°.
Решение:
а) По свойству 3° имеем
Обычно стараются подкоренное выражение упростить, для чего выносят множители за знак корня. Имеем:
6.Выполнить действия:
Решение:
а) По свойству 4° арифметических корней имеем
б) преобразуем выражение внеся множитель
под знак корня:
Далее имеем
Рассмотрим, наконец, примеры, в которых используется свойство 5°.
Решение:
а) По свойству 5° мы имеем право показатель корня и показатель степени подкоренного выражения разделить на одно и то же натуральное число. Если в рассматриваемом примере разделить указанные показатели на 3, то получим
8.Упростить выражения:
Решение:
а) Из свойства 1° получаем, что для перемножения корней одной и той же степени достаточно перемножить подкоренные выражения, из полученного результата извлечь корень той же степени; значит,
в) выше мы видели, как перемножить корни одной и той же степени. В данном же примере требуется перемножить корни с различными показателями. Значит, прежде всего мы должны привести радикалы к одному показателю. Согласно свойству 5°, можно показатель корня и показатель степени подкоренного выражения умножить на одно и то же натуральное число; поэтому
А теперь разделим в полученном результате показатели корня и подкоренного выражения на 3:
г) приведем радикалы к одному показателю. Для этого, очевидно, нужно найти наименьшее общее кратное чисел 10 и 15; Значит, нам нужно показатели корня и степени подкоренного выражения для первого из перемножаемых радикалов умножить на 3, а для второго—на 2; получим
д) НОК чисел 4, 6, 10 равно 60, поэтому приведем все радикалы к показателю 60:
Тождество
Ответим на такой вопрос: если переменная а принимает как неотрицательные, так и отрицательные значения, то чему равен
Если Но
значит можно считать, что при
справедливо равенство
Если и речь, следовательно, идет об арифметическом корне второй степени из положительного числа
Здесь могут представиться два случая:
Если
например,
Если же
то
например,
Итак, можно записать, что
Но точно так же определяется модуль действительного числа
Таким образом, Например,
Вообще, если n — четное число, т.е. то
Так, если в рассмотренных примерах 1, а) и б) снять требование неотрицательности значений переменных, то решение примера выглядело бы следующим образом:
Дополнительные замечания о свойствах радикалов
Рассмотренные пять свойств арифметических корней, т. е. пять свойств радикалов безоговорочно верны для неотрицательных подкоренных выражений. Но при решении примеров на действия с радикалами нужно иметь в виду возможность отрицательных значений переменных, содержащихся под знаками радикалов.
Пусть а и b — отрицательные числа, а n — четное число. В этом случае написать нельзя, так как правая часть такого «равенства» не имеет смысла (например, нельзя написать
Здесь можно рассуждать так: а и b—отрицательные числа, следовательно,
Но тогда
значит,
Так как то, применив свойство 1° арифметических корней, получим
Итак, если n —четное число, а числа а и b имеют одинаковые знаки, то
Очень внимательно следует относиться к свойству 5°. Пусть, например, нужно упростить выражение Если разделить показатели корня и подкоренного выражения на 2, то придем к выражению
не имеющему смысла, так как под корнем четной степени содержится отрицательное число. Верное равенство в данном случае выглядит так:
В самом деле, и, следовательно,
Обобщение понятия о показателе степени
Постановка задачи: Напомним определение степени с натуральным показателем и ее свойства.
Определение
Основные свойства степени
В последующих пунктах речь пойдет об определениях степени с любым рациональным показателем.
Сначала мы определим степень с положительным дробным показателем, далее степень с нулевым показателем и затем степень с отрицательным рациональным показателем. Ясно, что ни на один из этих случаев не переносится данное выше определение, например нельзя определить как произведение числа а самого на себя 3/5 раза. Поэтому каждый раз придется вводить новое определение. При выборе нового определения мы будем руководствоваться требованием, чтобы на новый случай степени распространялись свойства, аналогичные свойствам 1°—5°, перечисленным выше.
Степень с положительным дробным показателем
Пусть Надо определить
так, чтобы выполнялось, например, равенство
т. е. чтобы при возведении степени в степень показатели перемножались. Но это равенство возможно лишь в случае, когда
Возникает вполне естественная мысль: определить
Но будет ли такое определение удачным, т. е. будут ли при таком определении выполняться свойства, аналогичные свойствам 1°—5°? Проверим это.
Доказательство. Согласно предложенному определению степени с положительным дробным показателем имеем: Значит,
Воспользовавшись свойствами радикалов, приведем радикалы к одному показателю и выполним умножение:
Далее имеем значит,
Доказательство:
Воспользуемся свойствами возведения радикала в степень и извлечения корня из корня:
Аналогично можно показать, что будут выполняться свойства:
Итак, при предложенном определении степени с положительным дробным показателем основные свойства степени выполнены. Значит, определение удачно и его можно принять.
Определение:
Если
Например, так как
так как
На практике при выполнении действий над радикалами довольно часто переходят к дробным показателям.
Примеры:
Выполнить умножение:
Решение:
2.Разложить на множители
Решение:
Степень с нулевым показателем
При выборе определения мы также будем руководствоваться требованием, чтобы на случай степени с нулевым показателем распространялись свойства 1°—5° степени с натуральным показателем (впрочем, теперь мы уже вправе говорить о распространении свойств степени с положительным рациональным показателем). В частности, при умножении степеней с одинаковым основанием показатели должны складываться, т. е. должно выполняться равенство
так как (n—натуральное число). Это равенство при
возможно лишь в случае, когда
Поэтому возникает мысль определить
как 1. Нетрудно проверить, что при таком определении выполняются свойства, аналогичные свойствам 1° — 5° степени с натуральным показателем, значит, определение можно принять.
Определение:
Если
Например,
Степень с отрицательным рациональным показателем
Пусть положительное рациональное число. Надо определить
так, чтобы, например, выполнялось равенство
Так как то равенство (1) возможно лишь, если определить
Нетрудно показать , что при таком определении будут выполняться свойства, аналогичные свойствам 1°—5°.
Покажем, например, что
Остальные свойства проверяются аналогично.
Определение:
Если
Например,
Замечание:
Если r—целое число, то полагают а и в случае, когда а Степень с любым рациональным показателем
Мы определили понятие степени с любым рациональным показателем. Эта степень обладает следующими свойствами (мы полагаем а > 0, b > 0, — произвольные рациональные числа):
Заметим, что после введения нулевого и отрицательного показателей мы имеем право в свойстве 2° не делать оговорки, что
Тождественные преобразования иррациональных выражении
Тождественно равные выражения на данном множестве: По определению (стр. 47) тождественно равными выражениями называются такие, у которых все соответственные значения равны. Согласно этому определению выражения и а не являются тождественно равными. Действительно, пусть
тогда
т. е. равенство
не является тождеством.
Однако на множестве всех неотрицательных чисел все соответственные значения выражений и а равны и равенство
называют тождеством на этом множестве.
Определение:
Два выражения называются тождественно равными на данном множестве, если на этом множестве они имеют смысл и все их соответственные значения равны.
Например, выражения тождественно равны на множестве
Легко видеть, что
где TV, — множество, на котором определено выражение
множество, на котором определено выражение
Тождественные преобразования иррациональных выражений
Выражение с переменными называется иррациональным, если оно содержит извлечение корня из переменной или возведение переменной в дробную степень.
Тождественные преобразования иррациональных выражений выполняются, как правило, на множестве неотрицательных чисел. Это вытекает из введенных ранее определений. Например, сократим дробь При
выражение а — 4 можно представить в виде разности квадратов выражений
а затем сократить дробь:
Проделанное нами тождественное преобразование выполнено на множестве неотрицательных чисел, т. е. при В дальнейшем мы будем это подразумевать и специально не оговаривать.
Примеры:
Решение:
Здесь целесообразно применить прием избавления от иррациональности в знаменателе. Для этого умножим числитель и знаменатель первой дроби на (это выражение называется сопряженным для
Аналогично поступим со второй дробью (теперь выражением, сопряженным для знаменателя, является
Для того чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе третьей дроби, умножим числитель и знаменатель этой дроби на
Таким образом, имеем
Решение:
Прежде всего подумаем, нельзя ли сократить первую дробь. Выражение, стоящее в числителе, можно преобразовать так:
Таким образом, последовательное сокращение дробей при тождественных преобразованиях иррациональных выражений обеспечивает достаточную простоту решения. Проиллюстрируем эту мысль еще на одном примере.
Решение:
Попытка привести дроби, стоящие в числителе, к общему знаменателю без предварительных сокращений этих дробей приведет решение к неоправданному усложнению. Поэтому в первую очередь надо сократить эти дроби, а затем произвести указанные действия:
Идея сокращения дробей лежит и в основе тождественных преобразований выражений, содержащих степени с рациональными показателями.
Решение:
Подчеркнем, что проделанные нами в примере 4 тождественные преобразования выполнены на множестве положительных чисел, т. е. при
Иногда множество, на котором выполняются преобразования, имеет более сложную природу. Поясним это на следующем примере.
Решение:
Рассмотрим выражение Оно преобразуется к виду
Замечаем, что
Итак,
Аналогично
После этих наблюдений мы можем заданное выражение переписать в виде
Выше мы отмечали, что поэтому
По смыслу примера имеем (заданное выражение содержит Значит,
а потому
Таким образом, мы приходим к выражению
Теперь нужно рассмотреть два случая: В первом случае
а во втором
Ответ:
Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник