- Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс
- Решение дробных рациональных уравнений
- Урок 24. Алгебра 8 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Решение дробных рациональных уравнений»
Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Первый урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений. Вспоминаются уже известные способы при решении дробных уравнений, рассматриваются новые способы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 97.5 КБ |
Урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение дробных рациональных уравнений Алгебра 8 класс
7 х – 14 = 0 Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробными рациональными уравнениями. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, не забыв написать ОДЗ. Решить получившееся целое уравнение. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель (используя ОДЗ или проверкой). Записать ответ.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Перенести все в левую часть. Привести дроби к общему знаменателю. Решить уравнение, используя правило: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой) Записать ответ.
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс
- закрепление понятия дробного рационального уравнения;
- рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
- рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
- обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму.
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков исследовательской работы.
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока : урок – закрепление и систематизация знаний, умений и навыков.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами различные способы решения дробных рациональных уравнений. На доске написаны уравнения, посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить?
Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом, решение уравнений
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Как называется уравнение №1? ( Линейное .) Способ решения линейных уравнений. ( Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель ).
Решим уравнение №1
- Как называется уравнение №3? ( Квадратное. ) Способы решения квадратных уравнений. ( Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .)
Решим уравнение №3
- Что представляет собой уравнение №2? ( Пропорцию ). Что такое пропорция? ( Равенство двух отношений .) Основное свойство пропорции. ( Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .)
Решим уравнение №2
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5). Но так как данное уравнение имеет знаменатель, содержащий неизвестное, то необходимо написать …? ОДЗ.
( х – 2)( х – 4) = ( х + 2)( х + 3)
х 2 – 4 х – 2 х + 8 = х 2 + 3 х + 2 х + 6
х 2 – 6 х – х 2 – 5 х = 6 – 8
- Решим уравнение №4. Какие свойство используются при решении этого уравнения? ( Если обе части уравнения умножить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
3 х – 3 + 4 х = 5х
Какое дробно-рациональное уравнение можно решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).
х 2 – 7 х + 12 = 0
D = 1 > 0, х 1 = 3, х 2 = 4.
- Теперь решим уравнение №7 двумя способами.
Когда дробь равна нулю? ( Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)
х ² − 3 х + х – 5 – х – 5 = 0
D = 49 > 0, х 1 = 5, х 2 = − 2
х = 5 не удовлетворяет ОДЗ. Говорят, 5 – посторонний корень.
| ∙ х ( х – 5) ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 5
х ( х – 3) + х – 5 = х + 5
х ² − 3 х + х – 5 – х – 5 = 0
D = 49 > 0, х 1 = 5, х 2 = − 2
х = 5 не удовлетворяет ОДЗ. 5 – посторонний корень.
Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
- Перенести все в левую часть.
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Решить уравнение, используя правило: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
- Исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой)
- Записать ответ.
Другой способ решения.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
1. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель; не забыв написать ОДЗ
3. Решить получившееся целое уравнение;
4. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель (используя ОДЗ или проверкой)
5. Записать ответ.
Также можно решить уравнение, используя основное свойство пропорции, не забыв исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой)
8. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами. На следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.
Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
Источник
Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс
Разделы: Математика
Класс: 8
Цели урока:
- формирование понятия дробных рационального уравнения;
- рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
- рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
- обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
- проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков исследовательской работы.
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?
Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.
А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
- Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
- Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
- Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
- Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
- Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)
3. Объяснение нового материала.
Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).
х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6
х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8
Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).
Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.
Источник
Решение дробных рациональных уравнений
Урок 24. Алгебра 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Решение дробных рациональных уравнений»
Для начала давайте вспомним определения целых, дробных и рациональных выражений.
Итак, целые выражения – это выражения, составленные из чисел и переменных, содержащие действия сложения, вычитания и умножения, а также деления на число, отличное от нуля.
В отличие от целых выражений, дробные выражения помимо действий сложения, вычитания и умножения, содержат деление на выражение с переменными.
Целые и дробные выражения называют рациональными. Вообще, рациональными выражениями называют выражения, составленные из чисел, переменных, их степеней и знаков арифметических действий.
До этого мы могли решить не любое рациональное уравнение, а только такое, которое в результате различных преобразований сводилось к линейному уравнению. Теперь же наши возможности стали гораздо шире: мы можем решить рациональное уравнение, которое сводится и к квадратному уравнению.
Давайте рассмотрим уравнения:
Заметим, что во всех этих уравнениях левая и правая части являются рациональными выражениями. Такие уравнения называют рациональными уравнениями.
Рациональное уравнение, в котором и левая и правая части являются целыми выражениями, называют целым.
Рациональное уравнение, в котором левая или правая часть является дробным выражением, называют дробным.
Возвращаясь к нашим уравнениям, видим, что первое уравнение является целым, а второе и третье – дробными рациональными.
Пример 1. Решить уравнение.
Пример 2. Решить уравнение.
Если среди найденных корней окажется такое число, при котором знаменатель дроби обращается в нуль, то такое число корнем уравнения быть не может, его называют посторонним корнем и в ответ не включают.
Пример 3. Решить уравнение.
Запишем алгоритм решения дробно рациональных уравнений. Чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо:
1) Разложить все знаменатели дробей, входящих в уравнение, на множители.
2) Найти общий знаменатель этих дробей.
3) Умножить все слагаемые данного уравнения на общий знаменатель.
4) Решить получившееся целое уравнение.
5) Из найденных корней исключить те, которые обращают в нуль общий знаменатель данного уравнения.
Задание 1: при каких значениях х равны значения выражений?
Задание 2: найти значение переменной х, при котором сумма дробей равна их произведению.
Уравнения, в которых в левой и правой частях записаны рациональные выражения, называют рациональными уравнениями.
Рациональное уравнение, в котором и левая и правая части являются целыми выражениями, называют целым.
Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называют дробным.
Чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо:
1. Разложить все знаменатели дробей, входящих в уравнение, на множители.
2. Найти общий знаменатель этих дробей.
3. Умножить все слагаемые данного уравнения на общий знаменатель.
4. Решить получившееся целое уравнение.
Из найденных корней исключить те, которые обращают в нуль общий знаменатель данного уравнения.
Источник