Способы решения чеченского конфликта

Российско-чеченский конфликт: причины, решение

Чеченский конфликт — это ситуация, которая возникла в России в первой половине 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза. На территории бывшей Чечено-Ингушской автономной ССР усилилось движение сепаратистов. Это привело к скорому провозглашению независимости, а также образованию непризнанной республики Ичкерия и к двум Чеченским войнам.

Предыстория

Предыстория чеченского конфликта берет свое начало еще в дореволюционный период. Русские переселенцы на Северном Кавказе появились в XVI веке. Во времена Петра I русские войска стали осуществлять регулярные походы, которые вписывались в общую стратегию развития государства на Кавказ. Правда, в то время не было цели присоединить Чечню к России, а лишь поддерживать спокойствие на южных границах.

С начала XVIII века регулярно проводились операции по усмирению неуправляемых племен. К концу столетия власти начинают предпринимать шаги к укреплению своих позиций на Кавказе, начинается настоящая военная колонизация.

После добровольного вступления Грузии в состав России, появляется цель завладеть всеми северокавказскими народами. Начинается Кавказская война, наиболее ожесточенные периоды которой приходятся на 1786-1791 и 1817-1864 годы.

Россия подавляет сопротивление горцев, часть из них переселяется в Турцию.

Период советской власти

В годы советской власти образуется Горская ССР, в состав которой входят современные Чечня и Ингушетия. К 1922 году из нее выделяется Чеченская автономная область.

В годы Великой Отечественной было принято решение о принудительном выселении чеченцев из-за дестабилизации обстановки в республике. За ними отправились и ингуши. Их переселили в Киргизию и Казахстан. Переселение проходило под контролем НКВД, руководил им лично Лаврентий Берия.

В 1944 году всего за несколько недель были переселены около 650 тысяч человек. По оценкам современных историков, более 140 тысяч из них погибли в первые несколько лет ссылки.

Существовавшую к тому моменту Чечено-Ингушскую ССР ликвидировали, восстановлена она была только в 1957 году.

Зарождение идей сепаратизма

Современный чеченский конфликт зародился во второй половине 80-х годов. Стоит отметить, что никаких экономических обоснований для этого в то время еще не было. Республика была одной из беднейших, преимущественно существовала на дотации из центра.

В Чечне велась нефтедобыча, но на очень низком уровне, а других природных ресурсов не было вовсе. Промышленность была завязана на нефти, которую привозили из областей Западной Сибири и Азербайджана. Многие чеченцы, которые вернулись после депортации, не нашли работу, поэтому жили натуральным хозяйством.

При этом сепаратистское движение очень быстро получило поддержку на селе. Формировалась она лидерами со стороны, теми, кто делал карьеру за пределами Чечни, потому что местных чиновников все устраивало. Так, одним из лидеров стал «рабочий» поэт Зелимхан Яндарбиев, который убедил вернуться на историческую родину и возглавить национальное восстание единственного на тот момент чеченского генерала в советской армии — Джохара Дудаева. Он командовал в Эстонии дивизией стратегических бомбардировщиков.

Зарождение чеченского государства

Многие находят корни современного чеченского конфликта в 1990 году. Именно тогда родилась идея создания отдельного государства, которое вышло бы из состава не только России, но и Советского Союза. Была принята Декларация о суверенитете.

Когда в 1991 году в СССР был инициирован референдум о целостности Советского Союза, в Чечне и Ингушетии его проводить отказались. Это были первые попытки дестабилизировать обстановку в регионе, стали появляться экстремистские лидеры.

В 1991 году Дудаев приступил к созданию независимых органов управления в республике, которые не признавались федеральным центром.

Независимая Чечня

В сентябре 1991 года в Чечне состоялся вооруженный переворот. Местный Верховный Совет был разогнан представителями бандформирований. Формальным поводом стало то, что партийные боссы в Грозном 19 августа поддержали ГКЧП.

Российский парламент согласился на создание Временного высшего совета. Но уже через три недели Общенациональный конгресс чеченского народа, который возглавлял Дудаев, распустил его, объявив, что принимает на себя всю власть.

В октябре национальная гвардия Дудаева заняла Дом профсоюзов, в котором обосновался Временный высший совет и КГБ. 27 октября Дудаев был провозглашен президентом Чеченской республики.

Прошли выборы в местный парламент. По оценкам экспертов, в них приняли участие около 10 процентов избирателей. При этом местами на участках проголосовало больше людей, чем избирателей к нему было приписано.

Конгресс Дудаева объявил всеобщую мобилизацию и привел в готовность собственную Национальную гвардию.

1 ноября Дудаев издал декрет о независимости от РСФСР и СССР. Его не признали ни российские власти, ни иностранные государства.

Противостояние с федеральным центром

Чеченский конфликт обострялся. 7 ноября Борис Ельцин объявил чрезвычайное положение в республике.

В марте 1992 года парламент Чечни утвердил конституцию, объявившую Чечню независимым советским государством. В то время процесс вытеснения русских из республики принял характер настоящего геноцида. В этот период процветала торговля оружием и наркотиками, беспошлинный вывоз и ввоз, а также хищение нефтепродуктов.

Читайте также:  Каким способом следует протирать стекла лобовой части кузова мвпс

При этом не было единства в чеченском руководстве. Ситуация обострилась настолько, что в апреле Дудаев распустил местные органы власти и начал руководить в ручном режиме. Оппозиция запросила помощи у России.

Первая чеченская война

Вооруженный конфликт в Чеченской республике официально начался с указа президента Ельцина о необходимости пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований. Отряды МВД России и Минобороны вошли на территорию Чечни. Так начался чеченский конфликт 1994 года.

На территорию республики вошли около 40 тысяч военных. Численность чеченской армии составляла до 15 тысяч человек. При этом на стороне Дудаева сражались наемники из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мировая общественность не поддержала действия российских властей. В первую очередь США требовали мирного урегулирования конфликта.

Одним из самых кровопролитных сражений стал штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года. Велись ожесточенные бои, только к 22 февраля удалось установить контроль над чеченской столицей. Уже к лету дудаевская армия была практически разбита.

Ситуация повернулась после нападения боевиков под командованием Басаева на городе Буденновск в Ставропольском крае. Теракт привел к гибели 150 мирных жителей. Начались переговоры, которые парализовали силовики. Полный разгром дудаевских войск пришлось отложить, они получили передышку и восстановили силы.

В апреле 1996 года Дудаев был убит ракетным ударом. Его вычислили по сигналу спутникового телефона. Новым руководителем Чечни стал Яндарбиев, который в августе 1996-го подписал с секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем Хасавюртовское соглашение. Вопрос о статусе Чечни был отложен до 2001 года.

Подавить сопротивление сепаратистов в российско-чеченском конфликте так и не удалось, несмотря на значительное превосходство в силе. Свою роль сыграли нерешительность военного и политического руководства. А также ненадежные границы на Кавказе, из-за чего боевики регулярно получали из-за рубежа деньги, оружие и боеприпасы.

Причины чеченского конфликта

Если подытожить, то важными причинами конфликта стало негативное социально-экономическое положение. Эксперты отмечают высокий уровень безработицы, сокращение или полную ликвидацию производств, задержку пенсий и зарплат, социальных пособий.

Все это усугублялось демографической ситуацией в Чечне. Большое количество людей переезжали в город из деревни, а это способствовало вынужденной девиации. Свою роль играли и идеологические компоненты, когда в ранг стали возводиться криминальные критерии и ценности.

Существовали и экономические причины. Декларация чеченской независимости провозглашала монополию на промышленные и энергоресурсы.

Вторая чеченская война

Вторая война продолжалась фактически с 1999 по 2009 годы. Хотя самая активная фаза пришлась на первые два года.

Что же привело к этой чеченской войне? Конфликт возник после формирования пророссийской администрации, которую возглавил Ахмат Кадыров. В стране была принята новая конституция, которая утверждала, что Чечня является частью России.

У этих решений было немало противников. В 2004 году оппозиция организовала убийство Кадырова.

Параллельно существовала самопровозглашенная Ичкерия, которой руководил Аслан Масхадов. Его уничтожили в ходе спецоперации в марте 2005 года. Российские силовики регулярно уничтожали лидеров самопровозглашенного государства. В последующие годы ими были Абдул-Халим Садулаев, Докку Умаров, Шамиль Басаев.

С 2007 года президентом Чечни стал младший сын Кадырова Рамзан.

Решением чеченского конфликта стало решение самых насущных проблем республики в обмен на лояльность ее руководителей и народа. В кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство, отстроены города, созданы условия для работы и развития внутри республики, которая сегодня официально входит в состав России.

Источник

Чеченский конфликт: пути решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад.

Содержание работы

Введение.
1. Оценка чеченского конфликта.
2. Пути решения чеченского конфликта.
2.1. Управление чеченским конфликтом.
2.2. Управление политической стабильностью Чечни.
2.3. Механизм управления чеченским конфликтом.
2.4. Контроль над конфликтом
2.5. Внешние (международно-правовые) формы контроля.
Заключение.
Библиографический список.

Содержимое работы — 1 файл

к р Чеченский конфликт_ пути решения проблемы.doc

Министерство образования Российской Федерации

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

По теме: Чеченский конфликт: пути решения проблемы

По дисциплине: Политология

1. Оценка чеченского конфликта.

2. Пути решения чеченского конфликта.

2.1. Управление чеченским конфликтом.

2.2. Управление политической стабильностью Чечни.

2.3. Механизм управления чеченским конфликтом.

2.4. Контроль над конфликтом

2.5. Внешние (международно-правовые) формы контроля.

Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время – из средств массовой информации, которые в свою очередь тенденциозно и некомпетентно трактуют национальные проблемы.

Читайте также:  Укажите все способы описания алгоритмов

Национальный конфликт — одна из разновидностей социальных конфликтов наряду с такими их формами, как классовый конфликт, религиозный, расовый, межгосударственный и др., в то же время всякий социальный конфликт является конфликтом политическим.

1. Оценка чеченского конфликта

Реальная оценка событий, происходящих в Чечне в настоящее время, невозможна без анализа русско-чеченских связей, исторически можно выделить пять этапов.

Начало контактов России с Чечней восходит ко второй половине 16 века, когда на чеченских землях появляются первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи местных феодалов с Москвой. Так, в 1588-1589 гг. состоялось первое чеченское посольство в Москву, направленное от князя Ших-мурзы Окотского, обладавшего политическим влиянием в большей части Чечни. Первый этап, продолжавшийся до конца 17 века, характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей с горскими князьями.

Второй этап, длившийся, приблизительно, весь 18 век, отличается открытой военной экспансией России на Северном Кавказе, которая в это время почти завершает давнее свое стремление стать в естественные этнографические и географические границы, видя их на берегах Кубани и Терека. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное подчинение чеченских и ингушских князей России, в 1785 г., с окончанием российскими войсками сооружения военной линии по Тереку и Кубани, а также от Моздока к Владикавказу, что привело к блокированию северных и западных границ Чечни, здесь вспыхнуло мощное народно-освободительное движение под руководством имама Мансура. Временами отряды Мансура насчитывали 5 тыс. бойцов, а потери царских войск, например, в сражении под Аллами в 1785г. достигали 1,5 тыс. чел. Однако, уже в 1787 г. восстание пошло на убыль, а в 1791 г. имам Мансур был схвачен и обречен на смерть в казематах Шлиссельбургской крепости.

Выйдя на берега Терека и Кубани и очутившись перед Кавказским хребтом, правительство России, как пишет В. О. Ключевский «совсем не думало переходить этот хребет, не имея ни средств к тому, ни охоты», оно «совершенно искренне и неоднократно признавалось, что не чувствует никакой потребности и никакой пользы от дальнейшего расширения своих юго-восточных границ» (Ключевский, 3: 368, 370).

Ситуация меняется в начале 19 века, когда в 1801 г. грузинский царь Георгий XII, умирая, завещал Грузию русскому императору. Это событие, помимо того, что привело Россию к конфликтам с Турцией и Ираном, контролировавшими тогда проходы в Грузию по побережью, соответственно, Черного и Каспийского морей, вынудило ее обеспечить свой тыл завоеванием горских племен. «С момента присвоения Грузии, — писал В.О.Ключевский, — и начинается это продолжительное завоевание Кавказа» (Ключевский, 3: 369), начинается третий, длившийся до 1-ой мировой войны, этап российско-чеченского конфликта.

Следующий, четвертый, этап в российско-чеченских отношениях связан с установлением Советской власти в Чечне. Осенью 1919 г. шейх Узун Хаджи провозгласил Чечню и северо-западную часть Дагестана «Северо-Кавказским эмиратом», стремясь создать теократическое государство наподобие государства Шамиля. После смерти Хаджи в 1920 г. часть чеченских лидеров поддержала большевиков, что привело к образованию Горской автономной республики, просуществовавшей до 1924 г., когда на ее месте возникли Чеченская и Ингушская автономные области, просуществовавшие раздельно до 1934 г., когда они были объединены в единую Чечено-Ингушскую автономную область (с 1936 г. — Чечено-Ингушская АССР).

Корни совпавшего с началом перестройки очередного, пятого, этапа российско-чеченского конфликта уходят в историю взаимоотношений Чечни и российского государства. С завоеванием Чечни в 1859 г. и репрессиями против ее народа в советское время российско-чеченский исторический конфликт трансформировался в «подавленный» конфликт, но он сразу становится «манифестируемым», как только в 1985 г. началась эпоха «перестройки» с реальным снижением уровня политической репрессивности и волной «суверенизации», разрушившей советское государство. В чеченском обществе, каждый член которого является равноправным лишь только в том случае, если он сохраняет память о своих предках хотя бы до седьмого колена, идеи Мансура и Шамиля не могли не стать реальным политическим руководством для ныне живущих поколений.

2. Пути решения чеченского конфликта

Чеченский конфликт, несомненно, может быть решен посредством «урегулирования», если под этим понимать стратегию сторон конфликта, направленную на «определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каждой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей».

Вместе с тем, стратегия урегулирования, предполагающая достижение конфликтующими сторонами компромисса на основе баланса их сил, характерна лишь для статусной модели конфликтного поведения, органичной, как это уже подчеркивалось, для сообщества, вступившего в зрелую стадию модернизации. Для традиционных же сообществ, ориентированных на гегемонистскую модель поведения, альтернативой решения конфликта путем урегулирования остается стратегия «покорения» (завоевания) или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит «замораживание» конфликта на неопределенный, как правило — длительный, период.

Читайте также:  Способы организации найма персонала

С 1994 г. в политическом руководстве страны оформились именно эти два подхода к решению чеченского конфликта: первый — «военная победа», которой, по мысли ее сторонников, мешают политические обстоятельства — приказы о прекращении вооруженных действий в тот момент, когда «победа близка» и, якобы, создаются условия для полного «уничтожения боевиков»; второй подход склоняется к «урегулированию» за счет переговорного процесса и принятия политического решения вместо военного.

Чередование этих двух подходов, непоследовательное проведение, как первого, так и второго создает реальную перспективу «замораживания» чеченского конфликта, поскольку в основе каждого из них лежат диаметрально противоположные стратегии «управления» конфликтом.

2.1. Управление чеченским конфликтом

Участвуя в конфликте, каждая сторона осуществляет управление им, т.е. в зависимости от объема и качества собственных ресурсов обращается к тем или иным мерам политического, военного или экономического воздействия на поведение другой стороны с целью достижения избранной стратегии решения конфликта. В контексте внутреннего политического конфликта, каковым является чеченский конфликт, легальные власти, обладая обычно превосходством в ресурсах по сравнению с оппозицией, находятся в более предпочтительном положении в способности управляющего воздействия на конфликт.

В чеченском конфликте федеральные власти, обладая более чем значительными возможностями влияния на конфликт, прежде всего, характером своего собственного поведения, избрали «комбинированную» стратегию управления в направлении, как покорения, так и урегулирования, несмотря на принципиально разную идеологию этих двух комплексов мер управления конфликтом.

2.2. Управление политической стабильностью Чечни

Меры управления чеченским конфликтом должны сочетаться с более широкими мерами управления политической стабильностью, обращаясь к которым, Россия организует механизм воздействия на этнокультурные, социально — экономические и политические факторы, определяющие устойчивость своей политической системы — ее властей, политического режима и политической общности.

Разумеется, что выбор конкретной стратегии управления конфликтом — «покорения» или «урегулирования» — предопределяет, и выбор соответствующего комплекса мер стабильности. Стратегия «покорения» во внутреннем политическом конфликте основывается на статичной модели стабильности, когда сохранение в неизменности существующей политической системы становится приоритетной политической задачей, оправдывающей крайние репрессивные меры для физического подавления оппозиции. В соответствии с этой задачей под «политической стабилизацией» понимается преимущественно военное решение конфликта, как это и происходит в Чечне.

И наоборот, со стратегией «урегулирования» связывается динамичная модель политической стабильности, которая, основываясь на равновесном балансе между государством и обществом, допускает возможность трансформации политической системы как основное средство сохранения ее устойчивости в процессе взаимодействия с обществом. Понятно, что при этом подходе акцент должен быть не на военных, а на политических, экономических и иных мерах «динамической стабилизации», в данном случае, Чечни, благодаря которым ее членство в Российской Федерации должно быть во всех отношениях для нее более выгодно, чем существование в качестве независимого государства.

2.3. Механизм управления чеченским конфликтом

Отсутствие у российского руководства, правящей элиты единой политической воли в отношении стратегии и тактики урегулирования чеченского кризиса явилось одним из основных факторов эскалации конфликта, его сползания в открытое вооруженное противоборство:

— противостояние в 1990-1991 гг. союзных властей, поддерживавших чеченское руководство в лице Д. Завгаева и Верховного Совета ЧИАССР, и российских властей, поддержавших оппозицию в лице Дж. Дудаева, З. Яндарбиева и ОКЧН;

— противостояние в 1991-1993 гг. исполнительной и законодательной властей России;

— противостояние в 1993-1994 гг. «линии» Шахрая, ассоциируемой с категорическим неприятием «режима Дудаева» и отказом от содержательного диалога с Грозным, и «линии» Шумейко-Филатова, допускавшей признание властей Грозного и примирение с Дж. Дудаевым;

— наконец, противостояние в 1995-1996 гг. «партии войны» (Н.Егоров, П. Грачев, В.Ерин, О.Лобов, А.Коржаков, А.Барсуков) и «партии мира» (С.Филатов, В.Илюшин, В.Черномырдин).

Результатом этого явилось отсутствие последовательности и согласованности в действиях федеральных властей, шараханья и метания, попытки сепаратных переговоров и дезавуирование их результатов, провал политического диалога, непродуманные и неподготовленные действия, обернувшиеся провалом. Ставки на различные оппозиционные фигуры в чеченской игре, связанные клиентурными отношениями с патронами в Москве, привели к дроблению анти-дудаевской оппозиции, несогласованности в ее действиях, дискредитации и провале попыток разрешения кризиса на внутричеченском уровне. Срыв усилий, направленных на предотвращение и локализацию насилия в чеченском конфликте, явился прямым следствием противоборства группировок в российском руководстве.

Подлинно трагические последствия, связанные с отсутствием политического единства в правящей элите, выявились по мере втягивания сторон в открытую вооруженную конфронтацию. Несогласованность действий силовых ведомств, попытки использовать тактические неудачи для политической дискредитации тех или иных лиц в высшем эшелоне власти оборачивались жестокими человеческими жертвами. Апофеозом стал неподготовленный и несогласованный штурм Грозного в ночь на 31 декабря 1994 г., срыв мирного урегулирования в октябре 1995 г., бездарная операция в селе Первомайском в январе 1996 г.

2.4. Контроль над конфликтом

Важнейшим элементом стратегии управления конфликтом следует считать «контроль над конфликтом» — систему мер, направленных на ограничение, прекращение, предотвращение и исключение самой возможности насильственных действий как средств конфликтного поведения.

Источник

Оцените статью
Разные способы