- Трудности в общении: почему так сложно общаться, и как это исправить
- Непонимание
- Страхи
- Отвращение
- Проблема интереса
- Преодоление трудностей общения
- Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
- Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
- Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
- Недостатки при диагностике также могут быть связаны с соотношением фигура-фон при фиксации внимания, на-пример:
- Также влияют следующие факторы:
- Препятствуют общению такие:
- Некоторые ошибки при восприятии отмечены отдельно:
- Отношения сообщение – обстоятельства:
- Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления
- Реферат.doc
Трудности в общении: почему так сложно общаться, и как это исправить
Трудности в общении с людьми можно условно разделить на четыре группы: непонимание, страхи, отвращение и проблема интереса. В данном материале будут рассмотрены все эти группы.
Непонимание
Непонимание можно считать самой важной проблемой. Если два человека не могут понимать друг друга, то и диалога конструктивного у них не получится. При этом такую проблему часто решать отказываются. Ведь куда проще завершить проблемный разговор, чем через силу продолжать его. Непонимание бывает разным, некоторые люди неправильно выстраивают модель общения, например, с начальником разговаривают как с подчиненным, а с подчиненным – как с очень близким человеком. Некоторые люди не могут соблюдать определённые правила общения, а когда нарушают их, то у окружения это провоцирует враждебность. В итоге стараются оборвать общение.
Порой люди не понимают вербальных знаков. Они общаются с человеком на тему, которая ему неприятна. Он подает знак, что тему следовало бы сменить, однако, собеседник не замечает, его начинают игнорировать и стремятся оборвать с ним контакт.
Один и тот же предмет разговора может провоцировать разные эмоции, и часто сталкиваются с гневом собеседника. Языковой барьер тоже может привести к тому, что собеседник вас неправильно поймет, и это тоже может привести к конфликту.
Некоторые люди не осознают иерархическое положение и невольно хамят начальству. Также порой между людьми возникает непонимание из-за различных ценностей, что приводит к конфликтам.
Страхи
Второй по важности группой проблем в общении являются страхи. Причины возникновения страха разные. Например, если разговор когда-то прервался из-за недопонимания, то бывает страшно начинать его вновь. Также некоторые люди боятся быть отвергнутыми, высмеянными. И причиной такого страха бывает негативный опыт. Бороться со страхом можно с помощью психолога.
Отвращение
Бывает такое, что у человека нет абсолютно никаких психологических блоков, и он может спокойно общаться с окружающими, но те сами не хотят общаться с ним. Человек может вызывать отвращение или неприязнь просто своим видом. Ведь, как говорится, встречают человека по одежке. Другой причиной может быть устоявшаяся отрицательная репутация человека. Она приводит к тому, что ко всему, что человек говорит, относятся критически, и идти на разговор попросту не хотят.
Проблема интереса
Переизбыток или дефицит интереса может быть также серьезной проблемой. Если кто-то чрезмерно заинтересован в общении с человеком, то этот человек может начать подозрительно относиться к этому. Он может считать, будто с ним общаются для того, чтобы извлечь какую-то выгоду. Из-за этого может возникнуть острое желание оборвать общение. А когда интереса мало, то тут все очевидно: разговоры всегда будут пресными и скучными, продолжать отношения с человеком, незаинтересованным в общении, захочет далеко не каждый. Ведь отсутствие интереса с одной стороны приводит к прямо пропорциональному падению интереса с другой стороны.
Преодоление трудностей общения
В современном мире без общения нельзя. Отсутствие коммуникаций не позволит человеку удовлетворять свои потребности, реализовывать себя, иметь работу и личные отношения. Иными словами, без общения невозможна нормальная жизнь. Поэтому если есть сложности, их нужно преодолевать.
Рассмотрев основные виды трудностей процесса общения, уже можно делать выводы. В психологии есть разные способы борьбы со сложностями коммуникации. Но во многих случаях можно обойтись без психотерапии, самостоятельно улучшая коммуникативные навыки. Учитесь общаться вместе с Викиум, курс «Эмоциональный интеллект» поможет научиться эффективно строить коммуникации на работе и в личной жизни.
Источник
Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
Удовольствие от взаимоотношений люди получают при сходстве или дополнении друг друга, проблемы возникают от различий.
Инерция включенности: предыдущие и текущие жизненные обстоятельства, прогнозы и другие факторы, связанные с уже подключенными моделями, могут препятствовать контакту, т. к. они обусловливают избирательность восприятия и частичную предопределенность реагирования.
Коммуникативные проблемы, ошибки и препятствия в общении
Сигнальность: планы и прогнозы на беседу могут нарушаться моделями, подключаемыми в коммуникаторе реальными проявлениями партнера и самим его появлением.
Недостатки при диагностике также могут быть связаны с соотношением фигура-фон при фиксации внимания, на-пример:
– выдергивание знаков (проявлений), подтверждающих прогноз;
– усмотрение того, что характерно для коммуникатора и игнорирование того, что для него чуждо;
– игнорирование явного выражения лица партнера вследствие обычной инерции или психологической защиты и др.
Коммуникативные проблемы. Ряд проблем связан с издержками функционирования механизмов настройки. Так, при идентификации недостойный человек может быть позитивно оценен в силу внешнего совпадения его черт с положительными персонажами из прошлого опыта коммуникатора, или наоборот, к достойному возникнет необъяснимое негативное отношение. Проблема может усилиться из-за того, что коммуникатор будет полусознательно ставить оцененного им человека в такие реальные условия, чтобы подтвердить этот прогноз.
При стереотипизации конкретность объекта перечеркивается обобщенными представлениями, что также приводит к предубежденному отношению.
Слабая рефлексия приводит к тому, что человек перестает адекватно. Оценивать свои поступки, и в результате , делает ошибки.
Очень сильная рефлексия, что бесспорно является позитивным качеством, в сочетании с другими факторами может привести к постоянному самокопанию в тех даже случаях, когда оно является помехой, и вылиться в нерешительность, мнительность и т. д.
Слабая эмпатия приводит к эмоциональной черствости и прямолинейности в отношениях, сильная может означать высокую подверженность заражению и, в результате, повышенную внушаемость.
В процессе каузальной атрибуции человек может поверить правдоподобной лжи или, наоборот, приписать негативные причины действительно доброму побуждению.
Дело не в недостатках механизмов настройки, а в надлежащем управлении ими (или осознании того, как они действуют).
Также влияют следующие факторы:
– высокая скорость умственной деятельности – установлено, что человек думает в среднем в четыре раза быстрее, чем говорит, в результате
при слушании голова может быть за нята другими вещами;
– неустойчивость внимания – установлено, что продолжительность устойчивого восприятия человеком зрительной и слуховой информации без рассеивания внимания в среднем не превышает грех минут;
– аутокоммуникация – человек любуется звучанием своего голоса, выправкой, одеждой, трещит пальцами – ;
– антипатия к чужим мыслям и, особенно, к негативным оценкам,
Препятствуют общению такие:
-черты личности: злобность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, замкнутость, склонность к манипулятивному поведению;
-примитивные реакции: амбиция, безразличие, гордость, грубость, высокомерие, зависть, злорадство, презрение, присвоение.
Некоторые ошибки при восприятии отмечены отдельно:
— – оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;
— – перенесение успехов оцениваемого в одной сфере на другую сферу деятельности, успехов в которой он может и не достичь;
— , в то, что первое впечатление всегда верное – ошибочна, так как опирается на подсознательные ожидания оценивающего, а не на мгновенное ;
— — подсознательное приписывание партнеру черт и способностей, которые оценивающий подметил у другого человека, напоминающего этого.
Следующие особенности также препятствуют продуктивному взаимодействию, а некоторые из них приводят к );
– если за охотно выполняемую деятельность человек получает дополнительное вознаграждение, то начинает сомневаться, что выполняет ее по одной только своей воле;
– при сопротивлении внушению негативные фразы (использующие ) могут вызвать обратное действие ( – ;1 человек падает).
Отношения сообщение – обстоятельства:
– однообразная информация перестает соответствовать изменившимся условиям;
– при двусмысленности сообщения или ситуации, когда более приличная цель прикрывает менее приличную, становящуюся заметной.
Обстоятельства – неудачный выбор места, времени, нехватка времени.
Источник
Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:43, реферат
Описание работы
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в кото¬рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол¬нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Содержание
Работа содержит 1 файл
Реферат.doc
Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления………6
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
В последние годы многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими особенностями.
В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.
Именно по этому актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений.
Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Очевидно, что в деловом общении важную роль играет правильная речь.
Правильная речь – это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов. Речь – центральный элемент имиджа делового человека, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Голос и используемые выражения – это ещё один компонент образа делового человека как профессионала
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Анализируя процесс общения мы на каждом шагу убеждаемся, что общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, т.к. мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:
- Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трех летних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
- Эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
- Коммуникация в общении всегда значима для его участников, поэтому, что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
- Коммуникация в общении – это, прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлении о мире того, кому она адресована.
Формы межличностного общения разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и с пор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме.
Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.
Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает пути речи, информации многочисленные барьеры.
Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления.
Коммуникативный проблема – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?
К преградам, возникающим в организационных коммуникациях относятся такие:
1) недостаточное внимание важности коммуникации;
2) искажение сообщений;
3) информационные перегрузки;
4) неудовлетворительная структура организации.
Недостаточное внимание важности коммуникации.
Неоднократно проведённые исследования показали, что сотрудники организации ставят осведомлённость об общем состоянии дел на второе или третье место в перечни из десяти важнейших моральных факторов, сказывающихся на их работе. Сами же управляющие осведомленность подчиненных о состоянии дел в организации ставит на последнее место. Если те, кто знают, не дают ответов на вопросы работников, тогда работники будут искать ответы там, где отсутствует достоверная информация. Вследствие этого рождаются слухи.
Проходит чаще всего, тогда когда информация движется вверх и вниз. Это обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах. Сознательное искажение информации может иметь место, когда информация вступает в противоречие с опытом и ранее установившимся понятиями получателя информации. В этом случае менеджер модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах.
Искажение сообщения могут возникать вследствие «фильтрации». В организации существует потребность фильтровать сообщения, чтобы с одного уровня на другой направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для ускорения движения информации или придания сообщению большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед передачей в разные секторы организации.
Иногда причиной искажения информации, поступающей наверх, является тенденция снабжать вышестоящих менеджеров только положительно воспринимаемой информацией.
Подчиненный не хочет сообщать начальнику «плохие новости» или сообщает им то, что те хотели бы услышать.
Преграды в обмене информацией могут быть следствием перегрузки каналов коммуникации.
Менеджер, поглощенный переработкой поступающей информации, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему более важной. Здесь также происходит потеря информации.
Неудовлетворительная структура организации.
В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность неправильности информационных сообщении. Это происходит вследствие коррекции и фильтрации сообщений на каждом уровне управления. Поэтому некоторые из наиболее эффективно управляемых американских компаний перешли к структуре «с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена».
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных проблем — барьеров и их различные модификации:
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последней защиту от самого сообщения.
- Проблема барьера «авторитет».
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.
Отношения человека к авторитетным зависят от следующих факторов:
- Социального положения (статус);
- Привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, застегнуты ли все пуговицы и др.);
- Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.)
- Компетентности;
- Искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладней, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
- Проблема барьера «избегание».
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
Как же преодолеть этот барьер?
Установлено, что чаще всего барьер обусловленной той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией можно преодолеть этот барьер.
Главное при этом разрешить две взаимосвязные проблемы:
- Привлечь внимание;
- Удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы:
- Актуальность информации;
- Важность информации;
- Новизна информации;
- Нестандартность подачи информации;
- Неожиданность информации;
- Интенсивность подачи информации;
- Звучность голоса и его модуляция.
Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:
- Прием «нейтральной фазы». В начале выступления беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих;
- Прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
- Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д. Не менее важна и проблема поддерживания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие.
- Прием «изоляции». Когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери.
- Прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик, голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.
- Прием «акцентировки». Употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и др.
- Проблема барьера «непонимание».
Источник