- Способы реклама алкогольной продукции
- Как рекламировать алкогольную продукцию
- Где нельзя рекламировать алкогольную продукцию
- Что нельзя демонстрировать в рекламе об алкоголе
- Поправки в законодательстве
- Где разрешено рекламировать пиво
- Реклама безалкогольного пива
- Реклама российского вина и шампанского
- Запрет на рекламу водки
- Примеры рекламы алкогольной продукции
- Способы легального рекламирования в интернете
Способы реклама алкогольной продукции
Статья 21. Реклама алкогольной продукции
1. Реклама алкогольной продукции не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
С 01.01.2019 п. 1 ч. 2 ст. 21 не применяется в части рекламы в периодических печатных изданиях пива и напитков на его основе (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ и от 31.12.2014 N 490-ФЗ).
1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 119-ФЗ, от 21.07.2014 N 235-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
С 01.01.2019 п. 3 ч. 2 ст. 21 не применяется в части исключений, предусмотренных ч. 7 ст. 21 (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).
3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
С 01.01.2019 п. 7 ч. 2 ст. 21 не применяется в части исключений, предусмотренных ч. 6 ст. 21 (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 8 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ)
2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
6 — 7. Утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 235-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.
(часть 8 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
9. Положения настоящей статьи в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, применяются также в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах — членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств — членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза.
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 296-ФЗ)
Источник
Как рекламировать алкогольную продукцию
Реклама алкогольных напитков исчезла из средств массовой информации еще в 2012 году, ее убрали из печатных изданий, с объектов наружной рекламы, из интернета. Телевидение и радиовещание также очистили от рекламных роликов на тему алкоголя. До этого пиво можно было рекламировать, с 22 часов и заканчивая шестью часами утра.
Через два года изготовителям пенного напитка дали послабление, разрешив рекламу в период трансляций спортивных поединков и на специализированных ТВ каналах и радиостанциях.
Где нельзя рекламировать алкогольную продукцию
Алкогольную продукцию нельзя рекламировать:
- В детских средствах массовой информации;
- На любых объектах наружной рекламы: билбордах, растяжках, на транспорте, скроллерах, медиафасадах, цифровых билбордах;
- В медицинских, детских, образовательных, спортивных, культурных учреждениях и вблизи ста метров от них;
- В интернете.
Что нельзя демонстрировать в рекламе об алкоголе
- Нельзя говорить о пользе алкоголя;
- Осуждать трезвый образ жизни и тех, кто не пьет;
- Нельзя утверждать о том, что алкогольные напитки помогают добиться признания, успеха, карьерного роста, личных достижений и т.д.;
- Намекать, что алкоголь освежает и утоляет жажду;
- Использовать изображения людей, животных, даже нарисованных или анимационных;
- Писать, что в напитке содержатся полезные вещества;
- Помещать фото бутылок, стаканов;
- Изображать акт питья.
Поправки в законодательстве
Вошедшие в законную силу поправки к закону, действующие с 22 июля 2014 года, имеют существенные изменения, которые помогут рекламодателям понять, как они могут представлять продукцию. Эти изменения появились в связи с предстоящим в 2018 году Чемпионатом мира по футболу. Вот почему они действуют только до 1 января 2019 года.
Где разрешено рекламировать пиво
- В печатных средствах массовой информации можно помещать рекламу пива, исключая первую и последнюю страницы и обложки газет и журналов. Эта поправка не касается детских изданий и по-прежнему запрещена;
- В телевизионных передачах, если они показывают спортивные состязания, при их прямой трансляции или в записи. Это касается показа гонок, матчей, боев, забегов и пр. Но если показываются детские или юношеские соревнования, то, разумеется, реклама алкогольной продукции запрещена;
- На стадионах, площадках, катках во время проведения спортивных поединков и в радиусе ста метров от них. При этом существует важное пояснение этого закона: реклама не должна содержать изображений бутылок, банок, кружек с пивом, визуальных показов актов употребления алкоголя. Также здесь не должны присутствовать слоганы, призывы, информация о производимом эффекте, информации о качестве или содержании продукта.
- Можно рекламировать только с помощью слов, надписей, названий пивоваренных компаний, которые не дополнены визуальными изображениями. Еще одним важным дополнением является то, что реклама может быть размещена только во время тех матчей, которые включены в единый календарный план спортивных мероприятий, утвержденный органами исполнительной власти РФ. При любой рекламе алкоголя должны присутствовать слова, о ее вреде. При этом, такие надписи должны составлять не менее 10% от площади рекламного баннера или экрана. По сути, закон о рекламе алкоголя не запрещает продвигать ее только в точках розничной продажи, а именно в магазинах, супермаркетах, винных отделах, гипермаркетах, ларьках, которые приобрели законную лицензию на право торговли спиртным.
Реклама безалкогольного пива
С первого марта 2016 года российские пивовары ввели специальную маркировку, с помощью которой можно обозначить, что рекламируемое пиво — безалкогольное. Особая пиктограмма покажет это всем зрителям, а по радио будет дополнительное озвучивание этого факта. Унифицированный знак был разработан совместно с ФАС.
Возможность рекламировать безалкогольное пиво дает возможность привлечь внимание потребителей к самой марке пива. Упор в рекламных сообщениях делается на сам бренд, а значит, и все остальные сорта этого пива будут привлекать покупателей. К примеру, безалкогольное пиво таких марок, как «Балтика», « Bud» или «Bavaria» у всех на слуху, и те, кто ищут более высокий процент алкоголя, найдут нужное пиво по марке.
В письме ФАС от 15 июня 2016 года «О рекламе безалкогольного пива» говорится, что к алкогольной продукции относятся напитки с содержанием спирта более чем 0,5%. Если процент алкоголя не превышает эту норму, то такое пиво считается безалкогольным и разрешается к рекламированию. При этом в рекламе не должно быть намеков на более высокое содержание спирта. А кроме того, должна присутствовать пиктограмма, подчеркивающая, что пиво безалкогольное. В противном случае реклама подпадает под общее законодательство.
Реклама российского вина и шампанского
С начала 2015 года Президентом Владимиром Путиным был подписан указ о разрешение рекламирования вина, игристого вина (шампанского), произведенного в России в ночные часы с 23 до 7 утра. Реклама разрешена на телевидении и радио, кроме передач, ведущихся в прямом эфире или посвященных детским и юношеским спортивным состязаниям. Также можно рекламировать российское вино в журналах и газетах, кроме обложек, а также первых и последних страниц.
Помимо этого рекламировать вино можно и на выставках пищевой продукции, в организациях общественного питания. Исключением станут подобные мероприятия, посвященные детскому питанию.
Запрет на рекламу водки
Реклама водки разрешена только в местах ее продажи. Пытаясь обойти запрет, компания Zaycev.net предложила использовать для рекламы обложки скачиваемых на их сайте песен. Эти обложки видны только при проигрывании музыки на устройствах пользователей, а значит, реклама не находится в интернете и не попадает под запрет. Но, по мнению представителей ФАС, это недопустимо, и неминуемо подпадет под действие закона о запрете рекламы.
Примеры рекламы алкогольной продукции
Креативные идеи позволяют негласно рекламировать алкоголь. Такие примеры можно привести в отношении украинских рекламодателей. Это обычное создания образов, вызывающих ассоциации, но визуально изображающих совсем другие предметы. Например, картинка запотевшего журнала с надписью «Мягков», красный стручок перца, бьющего в гонг или разыгравшихся не на шутку друзей в видео ролике «Союз-Виктана» К таким образам невозможно предъявить иски, ведь здесь нет ни слова о спиртных напитках, однако подтекст довольно очевиден для потенциальных потребителей алкогольной продукции.
Способы легального рекламирования в интернете
- Вы можете создать закрытый клуб в соцсетях и публиковать статьи на нужную тему. Чтобы избежать запретов, в открытом виде остается лишь верхняя часть статьи, с одним-двумя абзацами. Ниже помещается кнопка «нравится» или «like», нажав на которую пользователь подписывается на данную страницу и получает доступ к остальной части информации. Тематика подбирается под целевые группы и дает возможность получить активную аудиторию.
- Статьи-ссылки на Фейсбуке, посвященные алкогольной продукции, возможно, вреду от нее, либо научным исследованиям в этой области. Возможность перепоста позволяет охватить большую аудиторию.
- Product placement в постах. Публикация забавных картинок, смешных надписей на интересующую тему также привлекает зрителей.
- Создание GIF всегда обращают на себя внимание, они могут выкладываться на страничках соцсетей.
- Знакомые и друзья могут выкладывать свои фотографии на своих страничках.
- Реклама в блогах разрешена легально. Популярного блогера можно попросить продегустировать тот или иной напиток и поделиться своими ощущениями с подписчиками. Можно использовать несколько блогеров. Например, в 2012-2013 годах для этого использовалась площадка Livejournal;
- Проведение блог-туров. В туры на вино-водочный или пивной завод приглашаются желающие блогеры, которые затем описывают свои впечатления;
- 8. Отчеты о вечеринках в глянцевых журналах (не на обложках и не на крайних страницах), публикация фотографий светских вечеринок. Алкобренды размещаются на заднем затененном или замутненном плане;
- 9. Использование брендов для другой продукции. Например, компания-производитель пива или водки начинает выпуск минеральной воды, продуктов питания, предметов быта и рекламируется под известным алкогольным брендом. Хотя ФАС очень строга в отношении таких подмен и в истории имеются примеры, когда подобные «выкрутасы» пресекались;
- 10. Реклама запрещена в периодических печатных изданиях, но разрешает в обычных печатных – брошюрах, книгах, каталогах, буклетах. Следует помнить, что такие издания можно распространять лишь в местах непосредственной торговли спиртным: барах, магазинах, ресторанах, кафе.
Посмотрите, как действует скрытая реклама алкоголя на людей:
А здесь видео ролик о скрытой манипуляции сознанем подростков:
Источник