- Биология. 11 класс
- § 27. Регуляция жизненных функций организма
- Способы регуляции животного по
- Презентация по биологии»Системы органов животных. Регуляторные системы»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Биология. 11 класс
§ 27. Регуляция жизненных функций организма
Главным преимуществом жизни клеток в многоклеточном организме по сравнению с одиночным существованием является уменьшение неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Проживая совместно, клетки за счет своей совокупной жизнедеятельности создают для себя особую среду обитания.
*Ярким примером этого факта является существование многоклеточных организмов на поверхности суши. Как известно, для жизни на планете Земля необходимым условием является обязательное наличие достаточных количеств воды как внутри клеток, так и в окружающей их среде. Без этого невозможно ни поступление необходимых для жизни веществ, ни протекание тех самых биохимических реакций, которые лежат в основе жизнедеятельности. С этой точки зрения только водоемы и постоянно содержащая необходимое количество воды поверхность суши (влажная почва) могут быть местом обитания. Однако многоклеточные организмы могут обитать вне водоемов и влажной почвы. При этом все их клетки получают необходимое для жизни количество воды. *
Создание и поддержание благоприятной для жизни среды достигается тем, что в многоклеточном организме клетки специализируются для выполнения определенных функций. Такие функции не обязательны для существования каждой конкретной клетки, но важны для выживания организма в целом. Насколько высок уровень такой специализации можно увидеть, сравнивая клетки разных тканей одного организма. Сравните, например, эритроциты и нейроны человека. Эти клетки очень сильно отличаются по строению, размерам, особенностям процессов жизнедеятельности. Каждая такая специализированная клетка в отдельности существовать не может. Однако действуя совместно, такие клетки создают внутреннюю среду многоклеточного организма, которая гораздо лучше приспособлена для жизни клеток, чем среда, окружающая организм в целом.
При этом необходимые для жизни клеток факторы во внешней среде обитания организма могут колебаться в широких пределах, но во внутренней среде они будут оставаться неизменными. Такое постоянство внутренней среды называется гомеостазисом.
Регуляция жизненных функций у растений. Основным условием существования растительных клеток является наличие света, углекислого газа, воды и ионов солей. Вегетативные органы растений устроены так, чтобы находящиеся в наземно-воздушной среде клетки получали все необходимое. Клетки основной ткани листьев, которые лучше всего освещены, получают необходимую воду и ионы солей благодаря всасывающей функции корня и проводящей функции стебля. Через устьица к этим же клеткам поступает углекислый газ. В результате процесса фотосинтеза в клетках листьев образуется большое количество богатого энергией органического вещества. Его хватает не только для жизнедеятельности этих клеток. По проводящей ткани богатые энергией углеводы доставляются и тем клеткам растений, на которые свет не попадает. Благодаря этому клетки корней и внутренней части стеблей поддерживают свою жизнедеятельность и выполняют функции, необходимые всему растению.
Чтобы все описанное происходило наилучшим образом, необходима регуляция общих жизненных процессов организма. В растениях она осуществляется благодаря направленному росту органов. Корни растут так, чтобы их клетки могли поглотить наибольшее количество воды и минеральных веществ. Рост и ветвление стеблей направлены на вынос листьев к свету. Генеративные органы растений также выносятся в наилучшие условия для осуществления процессов размножения.
Все это возможно потому, что в различных частях организма растения имеются образовательные ткани. Их клетки постоянно способны к делению, но делятся только тогда, когда на них действуют специальные вещества. Эти вещества называются фитогормонами. Под действием фитогормонов ускоряется или замедляется деление клеток и их дифференцировка. Благодаря этому в зависимости от условий окружающей среды происходят сезонные изменения в жизни растений. При благоприятных условиях органы растут и развиваются. При ухудшении условий растение переходит в состояние покоя.
Состав и количество фитогормонов меняется в зависимости от состояния и положения органов на растении. Наглядным примером является регулирование формирования кроны у древесных растений. В зависимости от освещенности той или иной части растения регулируется рост его боковых побегов. Выделяемые верхушечными участками стебля фитогормоны перераспределяются внутри растения так, чтобы рост побегов обеспечивал максимальную освещенность листовой поверхности. При этом часть стеблевых почек под действием этих гормонов переходит в состояние покоя. Если активно растущие побеги повреждаются (например, при обрезке удаляются их верхушечные части), отсутствие выделявшихся ими гормонов приводит к развитию побегов из покоящихся почек. Таким образом растение снова сформирует крону, которая позволит ему наилучшим образом фотосинтезировать.
*Знание характера регулирования жизнедеятельности растительного организма имеет практическое значение. Агротехнические приемы, которые используются в растениеводстве, разрабатываются и применяются с учетом действия фитогормонов. Например, пересадку луковичных многолетних растений осуществляют в периоды покоя. В это время рост и развитие их надземных побегов и корней ограничены из-за соответствующего действия фитогормонов. Это гарантирует отсутствие повреждений, возможных при пересадке. Обрезку веток древесных пород проводят, исходя из их способности формировать покоящиеся почки. Эффективность размножения растений стеблевыми или листовыми черенками повышают путем обработки черенков растворами фитогормонов, стимулирующих формирование корней.*
Источник
Способы регуляции животного по
Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.
Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма. А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система , связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.
Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему .
Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.
Это конспект по теме «Системы регуляции процессов». Выберите дальнейшие действия:
Источник
Презентация по биологии»Системы органов животных. Регуляторные системы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система органов многоклеточного организма Называть строение и функции органов, систем органов животных и растений. Выявить значение нервной и гуморальной регуляции в формировании целостности организма Доказать целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятельности. Автор: Иванова Светлана Спиридоновна Учитель биологии МБОУ Малыкайской СОШ, Нюрбинского улуса РС (Я)
Примеры систем органов животных
Нервная система — совокупность нервных клеток (нейронов) и других структур нервной ткани, осуществляющих нервную регуляцию у животных и человека.
Опорно-двигательная система Части системы Ткани, из которых состояторганы Функции Скелет Костная, хрящевая, связки Опора тела, защита. Движение. Кроветворение Мышцы Поперечно-полосатаямышечная ткань. Сухожилия. Гладкая мышечная ткань Движение тела посредством работы мышц. Движение стенок внутренних органов
Пищеварительная система — система органов, которая осуществляет механическую и химическую переработку пищи. Имеется у всех непаразитических животных, начиная с плоских червей.
Пищеварительная система Части системы Ткани, из которых состояторганы Функции Пищеварительные железы Гладкая мышечная ткань, железистый эпителий, соединительная ткань Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи Пищеварительный тракт Гладкая мышечная ткань, эпителий, соединительная ткань Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу
Длина кишечника некоторых животных Вид Длина всего кишечника, в метрах Лошади 25,0–39,6 Крупный рогатый скот 35,15–62,62 Овцы 21,85–43,12 Свиньи 19,0–27,15 Собаки 2,05–5,7 Кошки 1,02–1,96 Кролики 3,76–5,32 Морские свинки 2,22–2,43 Крысы 1,07–1,59 Мыши 0,5–0,55 Голуби 0,66–1,2
Органы дыхания — органы животного, выполняющие функцию газообмена с окружающей средой — водной или воздушной. К органам дыхания относят жабры, трахеи, лёгкие.
Кровеносная система — система органов кровообращения, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Различают незамкнутую и замкнутую кровеносную систему. 1) незамкнутая кровеносная система характерна для моллюсков, членистоногих. Кровь поступает из сердца по кровеносным сосудам в полость тела, омывает все органы, осуществляя газообмен, после чего вновь собирается в кровеносных сосудах. 2) замкнутая кровеносная система характерна для кольчатых червей, хордовых. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов, образующих один (кольчатые черви, ланцетники, рыбы) или два (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) круга кровообращения.
Выделительная система — система органов, обеспечивающая выведение из организма ненужных ему веществ.
Половая система — совокупность органов, обеспечивающих половое размножение. В половых органах происходит образование половых клеток (гамет). У организмов с внутренним оплодотворением внутри половой системы самки происходит слияние мужской и женской гамет (оплодотворение) и развитие зародыша.
Нервная и эндокринная (гуморальная) регуляция Параметры Нервная регуляция Эндокринная регуляция Способ передачи информации Информация передаётся по отросткам нервных клеток в виде электрических импульсов Информация передаётся химическими веществами через кровь Скорость передачи информации Передача быстрая Передача медленная Скорость ответной реакции Ответ наступает тотчас Ответ развивается медленнее Продолжительность ответной реакции Ответ кратковременный Ответ продолжительный
Гормоны — биологически активные вещества, оказывающие влияние на жизнедеятельность организмов. Гормоны участвуют во всех процессах роста, развития, размножения, обмена веществ. Гормональная система совместно с нервной системой у животных обеспечивает деятельность организма как единого целого. Гуморальная регуляция — один из механизмов, определяющих согласованное протекание всех жизненно важных процессов в организме. Гуморальная регуляцию осуществляется через кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью биологически активных веществ — гормонов.
Железы внутренней секреции гипофиз надпочечники паращитовидные щитовидная поджелудочная половые
Эндокринная система -это совокупность желёз внутренней секреции, вырабатывающих гормоны. Функции эндокринной системы: Принимает участие в гуморальной (химической) регуляции функций организма и координирует деятельность всех органов и систем. Обеспечивает сохранение гомеостаза организма при меняющихся условиях внешней среды. Совместно с нервной и иммунной системами регулирует рост, развитие организма, инимает участие в гуморальной (химической) регуляции функций организма и координирует деятельность всех органов и систем. Обеспечивает сохранение гомеостаза организма при меняющихся условиях внешней среды.
Нервная регуляция — один из механизмов, определяющих согласованное протекание всех жизненно важных процессов в организме. Управляющее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы приводит их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Нервная система — совокупность нервных клеток (нейронов) и других структур нервной ткани, осуществляющих нервную регуляцию у животных и человека.
Вопросы для закрепления: На соответствие структуры организма и ее компонентов 2. В чем заключается роль регуляторных систем организма? 3. Как вы понимаете, что организм — одно целое? Структура организма Компоненты, слагающие структуру Клетка А. Желудок 2. Ткань Б. Ядро 3. Орган В. Выделительная 4. Система органов Г.Соединительная
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-390948
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник