Способы регуляции эмоционального состояния во время публичного выступления

17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Читайте также:  Лучший способ закончить диалог поставить лайк

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Источник

Как выступать публично? Эмоциональный интеллект и его составляющие

Бизнес-тренер по ораторскому мастерству Артем Ступак о том, как применить навыки эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.

Один из навыков профессионального оратора — развитый эмоциональный интеллект. Как говорил Цицерон, «нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею».

Умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, предугадывать поведение людей, создавать необходимое эмоциональное состояние у себя и у аудитории — в этом нам поможет эмоциональный интеллект по Дэниелу Гоулману.

Артём Ступак рассказывает, что входит в каждую из пяти базовых компетенций и как применить их в публичных выступлениях.

Самоосознание

Нет большей ошибки, чем выступать с целью «просто понравиться публике».

Мы испытываем избыточное волнение перед выступлением — боимся оценки действий на сцене, слов, так как внутренне хотим завоевать любовь публики.

Правильное отношение к выступлению и к аудитории — желание помочь, принести пользу людям, поделиться ценной информацией.

В этом случае оратор концентрируется на форме и контенте своего выступления, на контакте с аудиторией, а не на том как он выглядит со стороны, нравится он кому-то или нет.

Если оратор был полезным, он неизбежно завоюет любовь и признание.

Читайте также:  Понятие правового способа защиты

Часто на тренинге «Ораторское мастерство» участники, оценивая выступления друг друга, замечают все ошибки и недочеты друг друга.

Их очередь выступать? Критик превращается в робкого юнца с дрожащим голосом и руками, заплетающимся языком.

Никто не идеален — безупречных ораторов просто не бывает. Нет таких спикеров, которые нравились бы абсолютно всем. И это нормально.

Выступая, мы всегда знаем или догадываемся, что не выступим без каких-либо недочетов. Но разве в безупречности цель выступления? Конечно же, нет.

Адекватная самооценка оратора — понимание сильных сторон как спикера и
осознанное их использование. Слабые стороны будут нивелированы и не замечены публикой при успешном применении своих талантов и навыков в выступлении.

Главное помнить — следующее выступление будет лучше предыдущего.

№3. Уверенность в себе

Любой спикер начинал свой путь профессионального оратора с ошибок и
неуверенности. И только опыт и практика создают веру в себя и свои возможности.

От того, насколько оратор владеет собой, зависит применение других навыков эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.

Саморегуляция

По моим наблюдениям, оратор может находиться в нескольких эмоциональных состояниях:

3. Эмоциональный подъем

Два крайних состояния — паника и равнодушие — недопустимы для профессионального спикера.

Выступая публично, мы не только делимся с аудиторией полезной информацией, идеями и мыслями, но и передаем эмоции и энергию. Важно создавать у себя необходимое эмоциональное состояние и управлять им.

За 5 минут до выступления волнение максимально. В эти самые секунды вырабатывается адреналин — он дает необходимую энергию.

Если адреналина много, мы начинаем тараторить, суетиться на сцене, зажевывать слова, постепенно скатываться в самооценивание себя в момент выступления вместо того, чтобы концентрироваться на цели. Впадаем в панику.

И другая крайность. Если мы практически полностью убрали не самыми экологичными способами адреналин, то велика опасность оказаться в состоянии «равнодушие» к самому выступлению и его процессу.

Вывод — сбалансированное количество адреналина дает необходимый
эмоциональный подъем и азарт во время выступления, которые и позволяют
быть яркими ораторами.

Если ощущаете, что попадете в состояние «паника», то перед выступлением:

  • Сделайте несколько любых физических упражнений

Это поможет убрать лишний адреналин. Например, присядьте десять раз. Но не делайте этого за секунду до выхода — собьете дыхание.

  • Спокойно и ровно подышите

Это нормализует кровообращение и поступление кислорода в мозг.

Это позволит сфокусироваться на теле и ощущениях — переключить внимание.

А во время выступления:

Поддерживайте контакт глаз с аудиторией

Не давать себе уйти в самоанализ своего выступления и самооценку.

Двигайтесь по сцене, сохраняя контакт глаз с публикой

Нужно двигаться плавно, время от времени фиксируя позу и жесты.

Делайте паузы, осознанно замедляя темп речи

Вы уберете спешку.

Работайте с аудиторией

Задавайте вопросы в зал, вовлекая в диалог. Ощущая, что публика откликается, вы увидите, что интерес есть, и успокоитесь.

Меняйте форму выступления

Покажите видеоролик, картинку, дайте задание. За это время вы переведете дух и напомните себе, что делать дальше и на чем концентрироваться.

В вопросе избыточного волнения нужно помнить, что мы переоцениваем серьезность мероприятия, уровень подготовки, образования, культуры и ожиданий аудитории. И, напротив, склонны недооценивать себя, свои силы, опыт и статус.

Как правило, мы теряем именно то, что переоцениваем. Оратор начинает делать нелепые ошибки тогда, когда завышает оценку других и принижает самого себя: начинает мямлить и суетиться, не делает нужных эмоциональных акцентов, не расставляет смысловые паузы.

Настраивайте себя на общение с аудиторией как со старым добрым другом,с которым хотите поделиться полезной информацией. Тогда выступление пройдет в атмосфере добродушия и позитива и, что не менее важно, с удовольствием.

Мотивация

Вспомните скучный урок или лекцию преподавателя в школе или в ВУЗе. Учителя с потухшими глазами, безучастно читающего с листа или по слайдам, который, по всей видимости, и сам ожидает завершения мучительной пытки.

По моим наблюдениям, что может быть причиной эмоционального состояния «равнодушие»:

  • Самому оратору не интересна тема выступления.
  • Спикер оказался на сцене случайно. И, вообще, он — мизантроп-интроверт.
  • Профессиональное выгорание. Потерян интерес к этой деятельности.

Я наблюдал ораторов, которые жестко преподносили идеи и мысли — «вбивали» слова в головы слушателей.

Наблюдал эмоционально яркие, но бесполезные выступления. Или, наоборот, серьезный контент был подан как монолог Гамлета — без контакта с аудиторией и какой-либо заинтересованности оратора быть в диалоге.

Спикеру важно найти правильный баланс своей мотивации перед выступлением.

Составляющие внутренней мотивации оратора:

  • Желание быть полезным для аудитории
  • Получение удовольствия от процесса выступления и общения с публикой
  • Любовь к людям и делу
Читайте также:  Тибет масло противопаразитарное способ применения

Начните с правильного целеполагания и ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Что аудитория должна сделать после моего выступления?
  2. К какой мысли/идее/желанию я хочу привести публику?
  3. Какую эмоцию я хочу передать людям?
  4. Какую именно пользу я принесу им?

Итак, себя оратор замотивировал, теперь осталось замотивировать аудиторию, а также поддерживать уровень заинтересованности на протяжении всего выступления.

И вот как это сделать:

Озвучьте тему и цель выступления

Самое главное — конкретные выгоды для слушателей. Что они получат за это время.

Проясните ожидания аудитории

Честно скажите что именно будет, а чего от вас ждать не стоит.

Адаптируйте или меняйте содержание презентации

Это высший пилотаж оратора. В тот момент, когда стало ясно, что аудитория ожидает других результатов, изменить содержание выступления. Это приходит с опытом и с глубиной изучения и проработки темы.

Показывайте практическую значимость тезисов своей темы

Как именно это будет полезно публике.

Используйте приемы вовлечения и удержания внимания

Вопрос в зал, втягивание аудитории в диалог, видеопримеры, картинки, юмор и самоирония.

Умение оратора сохранять уровень своей энергии и держать зал в необходимом эмоциональном состоянии на протяжении всего выступления — задача не из легких, но именно это отличает профессионала от любителя.

Эмпатия

Далеко не всегда аудитория находится в позитивном эмоциональном состоянии. Оратор считывает, какая именно эмоция сейчас управляет публикой.

Реплики из зала в отношении вас и темы выступления, характер вопросов в самом начале, озвученные ожидания от встречи.

Позы тела (закрытые/открытые), выражение лиц, положение головы и взгляд.

Интонации, с которыми слушатели задают вопросы или отвечают на ваши, тембр голоса и громкость.

Вовлеченность в тему выступления и заинтересованность в диалоге.

Причины изначально негативного настроя аудитории:

  • Кто, как и сколько по времени выступал до

Если прошлый оратор был бесполезен и скучен, высока вероятность, что аудитория перенесет это отношение на вас.

  • Причины, по которым эти люди пришли вас слушать

Если аудиторию загнали в зал против ее воли, в их глазах вы сопричастны к этому «насилию», а значит «должны понести соответствующее наказание».

  • Скептически настроены к теме выступления

Или сомневаются в силе вашего авторитета и статуса.

Способы перевода аудитории в позитивный настрой:

№1. Сразу показать публике искреннее желание не тратить зря их время, а принести за это время какую-то пользу. Показать, что учитываете их мнение и интересы и не будете играть в одни ворота.

№2. Максимально адаптировать выступление под ожидания аудитории, исходя из текущей ситуации.

№3. Даже если ваш статус очевидно значимее всех в зале, общаться с людьми с равной позиции, сохраняя взаимное уважение.

№4. Самоирония. Корректно пошутить над самим собой, показав, что статусы и регалии относительны. Вы — живой человек с эмоциями и здоровым чувством юмора. Но сохраняйте дистанцию с публикой, не переходите на панибратство.

Умение понимать людей, их социальный и культурный уровень, разницу и особенности поколений помогает оратору правильно подготовиться к выступлению.

Социальный анализ — умение прогнозировать реакцию и поведение других людей на ваши слова и поступки.

Продумав весь контент, проверьте:

  1. Важна ли та польза, что вы хотите принести своей речью именно этим людям?
  2. Подготовленные аргументы и факты убедят именно эту аудиторию в ваших идеях?
  3. Примеры, которые вы приводите, являются весомыми именно для них?
  4. Правильно ли вы выбрали формат выступления и взаимодействия с данной публикой?
  5. Есть ли что-то в вашем выступлении, что может быть понято двояко и может привести к негативу?
  6. Ваши заготовленные шутки и юмор корректны для этих людей?
  7. Вы продумали альтернативные варианты, если что-то пойдет не так?

Мой опыт выступлений в разных аудиториях (возраст, социальный статус, уровень образования и культуры, степень вовлеченности и ожиданий) показал, что формат, методы подачи и способы коммуникации с аудиторией могут кардинально отличаться, даже если на первый взгляд кажется все одинаковым.

Порой и сам заказчик ошибается с техническим заданием для спикера. Из-за этого в самом начале выступления приходится все полностью менять и моментально адаптироваться под ситуацию.

Эмоциональный интеллект помогает спикеру быть результативным, гибким,
импровизировать, держать внимание аудитории, выступать ярко и эмоционально, убеждать. В конце концов, просто получать удовольствие от своего ораторского мастерства.

Хотите понимать, как работать с разной аудиторией и быть успешным оратором? В этом поможет типология поведения людей DISC.

Источник

Оцените статью
Разные способы