Механизмы регуляции социального поведения личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное поведение
Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.
С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.
Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.
Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.
Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.
Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.
Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.
Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.
Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.
Готовые работы на аналогичную тему
В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.
Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.
Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.
Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения — поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.
Внешние факторы регуляции поведения
Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.
Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».
К ним относятся:
- общественные отношения;
- общественное производство;
- общественные интересы;
- общественное мнение;
- социальные движения;
- социальная напряженность;
- социальные потребности и др.
Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.
В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.
Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.
Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.
Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.
Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.
Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.
К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.
Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:
- общепринятая условность действия;
- общественная значимость факта;
- особая цель ритуала.
Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.
Внутренние регуляторы поведения человека
Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.
Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.
Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.
Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.
Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.
Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.
Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.
Источник
Волевая регуляция поведения человека
Волевая регуляция – деятельность, направленная на управление поведением, постановку целей и их достижение, расширение возможностей человека, улучшение его адаптивных способностей и защитных качеств. Воля предопределяет успех в профессиональной, учебно-познавательной, спортивной, направленной на сохранение здоровья деятельности. Формирование качеств, отражающих наличие силы воли, происходит на фоне уверенности в себе, в своей состоятельности и компетентности.
Определение в психологии
Воля – способность индивида осуществлять желания и достигать цели, умение принимать решения, сообразные с поставленными задачами. Волевая регуляция в психологии – форма поведения, которая предполагает осознанное управление мыслями и действиями. Сила воли показывает, насколько человек способен управлять мыслями, чувствами, поведением, подчинять деятельность поставленным задачам.
Волевое поведение предполагает способность индивида действовать согласно намеченным планам, выполнять задания любой сложности. Воля тесно взаимосвязана с мотивацией. Наличие мотивов побуждает индивида прилагать усилия, чтобы противостоять тормозящим внешним влияниям, преодолевать преграды. Воля – компонент психики, который направляет деятельность индивида исходя из позиции полезности и целесообразности.
Например, если человеку, обладающему силой воли, сложно делать дело, он не бросает его, не выбирает более легкие задачи. Он активно концентрирует волю, действует согласно намеченному плану. Волевые свойства отличаются устойчивостью, участвуют в познавательных процессах и в регуляции эмоциональных реакций. Волевое поведение направляет произвольную деятельность.
Задачи человека включают познание мира и влияние на него. Он ставит перед собой цели, определяет пути их достижения и выполняет намеченный план. Целенаправленная деятельность встречает препятствия, которые нужно преодолеть. В психологии выделяют объективные и субъективные препятствия. В первом случае речь идет о противодействии со стороны людей и неблагоприятных внешних условиях.
Субъективные препятствия связаны с недостатками личности, такими чертами характера, как лень, отсутствие инициативности, страх, неорганизованность, болезненное самолюбие, необдуманные, поспешные решения. Чтобы преодолевать препятствия, индивид мобилизует физические силы и умственный потенциал, что в психологии рассматривается как волевое поведение.
В ходе осуществления намеченных планов произвольные и непроизвольные действия сочетаются. Произвольные действия выполняются под контролем сознания, непроизвольные – слабее поддаются сознательной регуляции, возникают как спонтанные реакции. Человек, обладающий силой воли, способен управлять рефлекторными реакциями организма. Произвольная деятельность включает:
- Физическое напряжение, сила и вектор которого регулируются сознанием.
- Контролируемое, четко направленное восприятие.
- Процесс концентрации внимания.
- Процесс умственного напряжения с учетом определенных задач.
- Процесс умственной обработки и запоминания информации.
Становление воли ассоциируется со способностью индивида делать осознанный выбор, с обретением навыков самоопределения и саморегуляции. В рамках волевой регуляции индивид находит компромисс между внешними воздействиями, влиянием на собственное поведение и деятельность. Воля предопределяет сознательные, умышленные действия. Волевое поведение тесно соприкасается с психическими процессами:
- Выбор мотивов.
- Желание получить результат.
- Приложение усилий для получения результата.
- Регуляция внутренней напряженности, собранности.
- Управление побуждениями.
- Принятие решений.
- Торможение нежелательных поведенческих реакций.
Волевая регуляция – это процесс управления поведением человека, который приобретает особую значимость в экстремальных ситуациях. Качества, отражающие наличие силы воли, обязательно присутствуют в структуре характера личности, занятой в определенных профессиональных сферах. Речь в первую очередь о представителях силовых ведомств, пожарных, спасателях.
В экстремальных ситуациях повышается нагрузка (психическая, физическая), что приводит к состоянию психического перенапряжения. В результате понижается эффективность деятельности, происходит дезорганизация рабочего процесса. Человеку, не способному к волевому регулированию, присущи неадекватные реакции на внешние воздействия, он совершает ошибки и действия, которые губительны для дела.
Неоднократное повторение промахов на фоне психического перенапряжения провоцирует понижение самооценки и развитие депрессии. В психологии овладение методами волевой регуляции – это способ повышения устойчивости к стрессовым воздействиям, тренировка выдержки и выносливости, овладение способностью сохранять спокойствие и быстро принимать адекватные ситуации решения.
Волевое поведение ассоциируется с успехами на трудовом поприще, профессиональным ростом, повышением самооценки человека. Индивид с развитой силой воли рационально распоряжается физическими ресурсами, умственным потенциалом, поддерживает на оптимальном уровне физическую и психическую активность. Волевая регуляция в процессе общения проявляется управлением поведения, эмоций и чувств.
Индивид повергает свои эмоциональные импульсы сознательному контролю, в результате учится сдерживать эмоции и контролировать настроение. Качества характера, которые ассоциируются с развитой силой воли: самоконтроль, самообладание, выдержка, выносливость. Совершая волевые поступки, человек тренирует силу воли.
Способы саморегуляции
Один из источников формирования волевой регуляции – национальная культура, которая во многом определяет поведение и личностные характеристики человека. Культура – совокупность ценностей, набор средств и способов их достижения. Если кратко, волевая регуляция дает возможность контролировать поведение, вырабатывать качества характера, необходимые для успешного построения карьеры в любой профессиональной сфере.
Выделяют типы воздействия на работу нервной системы и мышечного аппарата, которые охватывают методы контроля мышления и функций тела. В рамках управления функциями тела подразумевается регуляция тонуса мышц, дыхательной и сердечной деятельности. Способы контроля мышления и поведения в рамках волевой регуляции:
- Избегать эмоциональной окраски образов, сопровождающих текущие события, например, появления чувства неприязни, страха, злобы, раздражения.
- Переключать внимание на реальную действительность. Управлять вниманием. Тренировать умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой, оттачивать навык концентрации внимания на нужном объекте.
- Сохранять спокойствие, планировать дальнейшие действия с учетом текущих обстоятельств независимо от внешних дестабилизирующих влияний.
Эмоциональное напряжение сопровождается изменением психического и физического состояния организма. В этот момент повышается тонус мышц скелета, изменяется мимика, темп и тональность речи, учащаются пульс и дыхательные движения. Простые способы саморегуляции:
- Расслабление мускулатуры лица. Чем раньше подключается осознанный контроль эмоций, тем больше его эффективность. Например, в состоянии гнева рефлекторно сжимаются зубы, меняется мимика. В этот момент важно приложить усилие и произвольно расслабить мускулатуру.
- Совершенствование техники дыхания. Делать упражнение – сидя на стуле, расслабить шейные мышцы, расположить руки свободно на коленях, закрыть глаза, сосредоточившись на процессе дыхания. Легко и ритмично, без усилий дышать через носовые ходы. При выполнении дыхательных движений не задействовать дополнительные мышцы, например, живота, области диафрагмы, плеч (приподнимая их). Одновременно увеличивать время вдоха и выдоха, не напрягая дополнительные мышцы. Зафиксировать в памяти технику дыхания, применять в экстремальных ситуациях.
- Визуализация. Мысленно представляя объекты, можно регулировать эмоциональное состояние. Например, чтобы отдохнуть и расслабиться, мысленно представляют широкое пространство – бесконечную водную гладь, открытое, чистое небо, обширную комнату, зал. Если нужно мобилизовать ресурсы организма, воображают узкое, ограниченное пространство – ущелье, маленькую комнату, узкую улицу с высотными домами.
Исследования показывают, тонус мышц влияет на деятельность головного мозга. По афферентным путям к головному мозгу поступают импульсы от разных отделов тела. Доля сигналов, поступающих от скелетных мышц, составляет 60%, что обуславливает зависимость активности мозговых структур от состояния мышц. Мускулы расслаблены – мозговые структуры меньше возбуждены и наоборот.
Напрягая мышцы, индивид активизирует работу мозга. Снижение значимости планируемого результата и параллельная концентрация внимания на способах преодоления трудностей, технических деталях задачи, выборе тактических приемов повышает эффективность работы. С этой целью применяют волевые качества, которые включают целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание.
Особенности волевой саморегуляции
Управляемое регулирование поведения, работы организма и умственной деятельности направлено на формулирование цели, определение методов ее достижения (выбор мероприятий, форма усилий и действий) и реализацию плана. Волевая саморегуляция – совокупность процессов побуждения и торможения активности, эмоциональных проявлений с учетом текущих условий и обстоятельств. Структура волевой регуляции:
- Инициация волевых действий.
- Волевой выбор.
- Управление психическими и соматическими функциями сообразно поставленным задачам.
- Формирование и укрепление волевых качеств.
Побуждение или торможение активности происходит под влиянием приоритетных произвольных (самостоятельно выбранных) мотивов. Работа, которая выполняется при участии волевой регуляции, дает эффективные результаты, что обусловлено мобилизацией всех ресурсов организма и четкой организацией рабочего процесса.
Волевая регуляция – процесс сознательного управления поведением, фундамент формирования и достижения целей.
Источник