Способы регулировки света фар

Регулировка фар

В ночных путешествиях есть своя романтика и возможность сэкономить полезное время днём, но главными недостатками является плохая освещённость трассы или неправильная регулировка фар. При неправильной настройке осветительных приборов автомобиль не будет освещать все участки дороги, соответственно, появится риск попасть в большую яму, пробить колесо об острые предметы, и того хуже – сбить живое существо. Другой проблемой может стать попадание света фар в глаза автомобилистов со встречной полосы, что создаёт аварийную ситуацию.

Когда и для чего нужно регулировать фары автомобиля

В идеале настройка света фар автомобиля должна проводиться как минимум 1 раз в год, кроме случаев преждевременных изменений конструкции авто, замены лампочек и других вмешательств. Проверку нужно осуществлять вне плана, если на дороге ощущается недостаточная или неправильная освещённость.

С течением времени от фар может поступать поток недостаточной силы из-за их покрытия грязью, не исключение и внутреннее загрязнение. Для очистки стекла или отражателя иногда приходится снимать фару полностью. Когда оборудование будет вымыто, его приходится снова монтировать в посадочное место, только обязательно нужно проверить направление света. При нарушении угла падения потока и местоположения светового пятна нужна повторная настройка.

Регулировка проводится обязательно при установке нового светового прибора. Не играет принципиальной роли, что конкретно было заменено, лампочка, вся фара или элемент электрической цепи. Если работы проводились в автосервисе, нужно убедиться в проведении подстройки. В других случаях выполняется регулировка света фар своими силами.

Современные автомобильные лампы излучают очень яркий свет, который при неправильной установке фары ослепляет встречных водителей

Причин для проведения настройки может быть много, в том числе ремонт передней части авто: бамперов, капота, несущих систем и т. д. Некоторые другие системы косвенным образом влияют на световой поток, особенно это касается реконструкции кузова и подъёма или опущения автомобиля.

Профессионалы отмечают необходимость проводить проверку фар при смене шин и дисков, а также при ремонте или замене элементов подвески, а также багажника. Изменение нагрузки на одну из сторон авто или несущественное изменение высоты подвески приводит к задиранию или опусканию света фар. Стоит следовать правилу – лучше проверить, чем попасть в неприятную ситуацию. Особенно тщательно нужно следить за состоянием освещения при планировании дальних поездок, на трассе заметить и вовремя среагировать на препятствие особенно важно.

Наименьшей, но наиболее вероятной неприятностью, может стать штраф за неверную настройку света, цена ошибки – 500 рублей. Если халатность повлекла к ущербу – 2,5–5 тыс. рублей, а при нанесении вреда человеку или сильного ущерба – до 25 000 рублей с лишением прав на 2 года.

Виды источников освещения на транспортном средстве

До перехода к процедурам настройки освещения нужно уточнить, что в автомобиле бывают различные фонари, их регулировка несколько отличается. Выделяют 3 основных источника:

  • дальний свет. Задача дальнего освещения сводится к обеспечению видимости любых элементов трассы с дальностью до 150 м. Используется для рассматривания разметки дороги и наличия дорожных знаков. Сильная яркость освещения приводит к сложностям передвижения в городских условиях, правила движения запрещают их включать в населённых пунктах и при приближении встречной машины. Из-за ослепления случается много аварий;

В основном на всех марках автомобилей направление светового потока регулируется с помощью двух регулировочных винтов

  • ближний свет. Включается для освещения дорожного полотна дальностью 30–40 м. Такой свет нужно настраивать, чтобы предотвратить ослепление водителей встречной полосы. Ближнее освещение является самым востребованным, его практически всегда используют в городах;
  • противотуманные маяки. Огни этого типа могут применяться для создания лучшей видимости в темноте, когда идёт дождь, или во время тумана. Первые 2 вида освещения малоэффективны в условиях повышенной влажности, свет просто отражается от частичек воды и ослепляет водителя. Для улучшения видимости используются фонари, расположенные ниже очертания тумана и имеющие жёлтое свечение.
Читайте также:  Демократия это способ политической организации общества его политический режим при котором

Как осуществляется регулировка

При выборе метода регулировки лучше отдавать предпочтение сертифицированным СТО, но за подобную услугу придётся заплатить немалую сумму. У методики есть и преимущества, они сводятся к высокому качеству работ, гарантии и техническому оснащению СТО. Среди оборудования сервисных центров есть специальные стенды для регулировки светового потока – это гарантия правильного распределения света по всему дорожному полотну и обочинам.

В целях экономии, часто проводится регулировка света фар своими руками. Существует несколько способов настройки. Выполнение задачи проводится по следующему алгоритму.

Этап подготовки

Подготовительные меры выполняются в отношении нескольких необходимых элементов успешной настройки: машины, площадки и экрана.

Обычно регулировку светового потока головных фар производят на СТО с помощью специального прибора, обеспечивающего хорошую точность установки

Чтобы регулировка прошла без проблем, нужно выполнить несколько простых действий с автомобилем:

  • оптика передней части авто должна быть очищена от загрязнения, а влага сверху отирается сухой тканью;
  • отражатели и линзы должны быть целостны, любые дефекты в структуре элементов желательно устранить, особенно те, что мешают правильной настройке;
  • давление и размер в шинах должны быть идентичными с обеих сторон. Рекомендуется создать условия, которые рекомендует изготовитель в эксплуатационной документации на автомобиль;
  • топливный бак обязательно заполняется горючим хотя бы на 50%;
  • нагрузить машину весом, который ежедневно перевозит автомобиль. На водительское сидение укладывается утяжелитель, а также его ставят в других местах, где постоянно находится вес или пассажир. Важно следить, чтобы отсутствовал перегруз на одной из осей.

После установления автомобиля и проведения подготовительных мер с ним, нужно подготовить площадку. Основное правило в этом отношении – обеспечение ровной горизонтальной поверхности. Для фиксирования автомобиля необходимо использовать специальные упоры под колёса.

Последней сферой настройки является контрольный экран. Важно создать стенд, на него наносится схема регулировки фар для конкретного авто. Достаточно использовать строго вертикальную стену, но можно применять и другие поверхности, главное – вертикальное расположение.

Световой поток фар должен охватывать проезжую часть дороги непосредственно впереди машины и часть обочины, не задираясь высоко вверх

Для верного составления схемы необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Машина подгоняется к стене вплотную.
  2. Устанавливается точка, которая является отметкой центра автомобиля.
  3. Дополнительно устанавливается ещё 2 точки, они должны быть отражением центра расположения ламп оптики.
  4. Транспортное средство нужно отогнать на дистанцию от 5 до 7,5 м от поверхности экрана (точное расстояние зависит от модели авто).
  5. Сквозь все точки следует провести линии с вертикальным положением: левая – «А», центральная – «О», правая – «В». Точка в центре должна быть несколько выше остальных.
  6. Через все отметки проводится горизонтальная линия, обозначим её цифрой 1.
  7. Немного ниже линии «1» (на 5–7,5 см) прочерчивается ещё одна горизонтальная полоса «2». Точнее можно определить, только зная марку машины.
  8. Устанавливаются точки «К», они находятся на пересечении прямой «2» и линий «А» и «В».

Теперь всё готово для проведения регулировки.

Пошаговая настройка фар своими руками

Первый метод

Когда с разметкой всё завершено, можно приступить к настройке света:

  1. Установить автомобиль на расстоянии 5–7,5 м от стенда и включить свечение.
  2. Угол наклона обязательно устанавливается на уровне полосы «2», а начинаться подъём должен в месте пересечения линий.
  3. Для настройки используется 2 винта, находятся с обратной стороны фонарей, к ним можно получить доступ из капота. Луч нужно направлять немного ниже центральной отметки источника света на стенде.
  4. При регулировке дальнего луча нужно настраивать так, чтобы центр падения света приходится чётко на центральную отметку стены.

Алгоритм регулировки света любой марки автомобиля примерно одинаков

Второй метод

Существует альтернативный метод настройки, он отличается лишь способом создания стенда:

  1. Нанести на стену точки напротив лампочек фар.
  2. Соединить отметки осью, которая будет пронизывать их и идти на 1–2 м дальше в стороны.
  3. Отмерять 12 см вниз от горизонтального отрезка и провести параллельную прямую.
  4. Снова замерять 22 см вверх и нанести ещё одну параллельную прямую.
  5. Установить регулятор положения на отметку 0.
  6. При помощи регулировочных винтов нужно установить положение, при котором луч верхней частью «прикасается» к нижней горизонтальной полосе.
  7. Боковые участки потока должны идти от нижней линии пересечения с вертикальной полосой. Если положение отклонено в одну из сторон, нужно корректировать соответствующими регулировочными винтами.
  8. Дальнее освещение нужно проверять с помощью горизонтальной линии на 5 см выше центральной полосы. Пучок света должен корректироваться по начерченной разметке.
Читайте также:  Торговля способ общения народов

Настройка ПТФ

Регулировку противотуманных фар нужно проводить аналогичным методом. Обязательно перед процедурой нагрузить авто полным баком топлива и 70 кг веса на водительском сидении. Машину следует установить на дистанцию 5–10 м от стенда.

Разметка выполняется на основании горизонтальной полосы, которая проводится через 2 точки – это центры положения ПТФ. Следует замерить высоту полосы и в 2 раза умножить её, затем провести ещё один отрезок с вычисленной высотой.

Теперь с помощью точки нужно установить центр авто и указать расстояние до точек положения противотуманок. Используя винты для регулировки луча, нужно добиться положения фар, чтобы свет падал по нижней полосе.

Заключение

Правильно установить положение фар – это точная задача, требующая выдержки и точности. Проявив внимательность и должную аккуратность в работе, вам удастся максимально обезопасить себя и других участников движения от происшествий. При регулировке в СТО точность несколько увеличивается, но и своими руками можно добиться достаточной чёткости и равномерности освещения.

Источник

Как отрегулировать фары самостоятельно

Большинство водителей вряд ли сходу ответят — когда они в последний раз регулировали фары на своем автомобиле. Многие самостоятельно эту операцию вообще никогда не делали. А ведь правильная настройка светового оборудования непосредственно влияет на безопасность движения. Поэтому периодически следует проводить его регулировку. Как отрегулировать фары самостоятельно и на что при этом нужно обращать особое внимание — читайте в нашей статье.

Когда возникает необходимость регулировки фар

Перечислим основные причины, по которым нарушается правильная настройка световых приборов.

  1. Замена лампы. Достаточно распространенная причина. Большинство водителей не станут искать оригинальную лампочку, полностью соответствующую замененной. А изделие другой марки может излучать свет немного иначе. Из-за этого возможны отклонения.
  2. Последствия аварии или удара. Регулировка может нарушиться вследствие механического воздействия. Даже незначительный перекос способен критично повлиять на направление светового луча.
  3. Замена фары. При замене всего прибора в сборке обязательно нужно его отрегулировать. Конечно, это должны были сделать на СТО, но не мешает проверить самостоятельно и при необходимости настроить.
  4. Естественный износ. В процессе эксплуатации фары и лампы подвергаются вибрации, температурным перепадам, механическим и химическим воздействиям. Всё это может повлиять на их правильную настройку.
  5. Нарушения центровки автомобиля, ремонт подвески, изменение жесткости, замена шин или дисков (особенно при изменении диаметра).

Во всех перечисленных ситуациях высока вероятность нарушения правильных настроек. Поэтому в указанных случаях следует самостоятельно отрегулировать (или по крайней мере проверить) фары.

Желательно это делать и перед дальней поездкой. И обязательно — если встречные водители предупреждают вас миганием огней. А также — если вы сами чувствуете, что дорожное полотно освещается недостаточно или неравномерно.

Как самостоятельно проверить и отрегулировать фары

При замене одной из ламп лучше сразу проверить, симметрично ли у вас отрегулированы фары. Это можно сделать самостоятельно и очень быстро. Для этого нужно в тёмное время суток подъехать к любой вертикальной поверхности (стене, воротам гаража). После этого включить ближний свет и посмотреть на форму световых пучков.


Если оба пучка света находятся на одной высоте, то скорее всего настройка не понадобится. Если же заметна разница, можно самостоятельно устранить возникший дефект. Сначала проверьте, нормально ли встала на своё место заменённая лампа. Если всё в порядке, нужно отрегулировать направление света с помощью специального винта. Посредством его подкрутки вы сможете поднять или опустить световой луч.

Эти действия помогут только в том случае, если вторая фара (на которой лампа не менялась) отрегулирована правильно. В противном случае придётся настраивать световые приборы более тщательно.

Аналогичным образом можно проверить и дальний свет, а при необходимости — самостоятельно его отрегулировать.


Чтобы обнаружить значительные отклонения настроек, можно попросить человека среднего роста встать на расстоянии примерно 5 метров от автомобиля. Если фары отрегулированы правильно, то световой пучок будет проходить примерно на высоте колен. Конечно, это очень приблизительная оценка. Но если отклонения действительно серьёзные, вы это сразу увидите.

Читайте также:  Что такое наводнения способы защиты населения

Как отрегулировать ближний свет — точная настройка

Чтобы отрегулировать ближний свет самостоятельно, необходимо найти абсолютно ровную площадку с расположенной рядом вертикальной поверхностью. Сначала следует подъехать максимально близко к стене. После этого нужно сделать на её поверхности три основные отметки. Две будут соответствовать центрам каждой фары, а третья — центру симметрии вашего автомобиля.

Через каждую точку нужно провести вертикальную линию, а между двумя крайними — горизонтальную. Ещё одну линию нужно провести чуть ниже (в нашем примере это 5 см, но в конкретных ситуациях эта величина может отличаться).


Затем отъезжаем от стены на 5 метров. Это расстояние зависит от конкретной модели автомобиля, узнать его точное значение можно в инструкции по эксплуатации. Теперь нужно посмотреть под капотом на маркировку фары. На ней указывается величина отклонения луча относительно дорожного полотна в процентах. Обычно это 1%, но может быть и другое значение.


1% отклонения на дистанции в 5 метров — это те самые 5 см, на которые мы отступили от первой линии для проведения нижней черты. Именно по этой второй линии и должна проходить светотеневая граница пучка. Если есть отклонения, то нужно самостоятельно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить положение ламп.

Для более точной разметки линий можно использовать лазерный строительный уровень. Следует также учесть некоторые дополнительные нюансы.

  1. Бак автомобиля должен быть полностью заправлен.
  2. Во всех шинах установлено правильное давление.
  3. В багажнике нет тяжелых вещей.
  4. Ручной корректор фар на приборной панели выставлен в положение «0».
  5. В салоне должна быть нагрузка массой примерно 70 кг (соответствовать весу водителя).

При измерениях вместо нагрузки можно посадить на водительское место другого человека. Либо сесть за руль самому, но тогда отрегулировать фары самостоятельно будет затруднительно. Придется воспользоваться помощью напарника.


Во время настройки последовательно закрываются обе фары по очереди. После этого необходимо отрегулировать пучок таким образом, чтобы его центр проходил по соответствующей вертикальной линии. При этом нижняя горизонтальная линия будет верхней световой границей. Наклонные отрезки должны начинаться в точках пересечения этой линии и боковых вертикальных.

Более подробно все числовые значения параметров и точные регулировочные расстояния можно посмотреть самостоятельно в разделе 4.3 ГОСТ Р 51709-2001. Некоторые конкретные величины следует брать из инструкции по эксплуатации транспортного средства.


Если эксплуатируется фара с совмещенным ближним и дальним светом, то отдельно дальний регулировать не нужно.

Регулировка дальнего света

Чтобы отрегулировать фары дальнего света, проще всего воспользоваться тем же самостоятельно сделанным стендом.


Сначала нужно отметить центры каждого светового прибора и провести вертикально две прямые. Затем следует проверить настройку. Пучок света должен идти практически параллельно дорожному полотну. Центр каждого луча при этом приходится на пересечение соответствующих вертикальных линий с верхней горизонтальной.

Как отрегулировать светодиодные лампы в фарах

К регулировке светодиодных ламп стоит подходить с особой ответственностью, поскольку они светят со значительно большей силой. Соответственно, при неправильных настройках они будут сильнее слепить встречных водителей, что чревато для безопасности движения.


В целом требования к регулировке фар со светодиодами сходны с вышеописанными. Поэтому во многих случаях их можно практически аналогично отрегулировать самостоятельно, воспользовавшись приведенными схемами и алгоритмами. Однако есть и отличия.

Сначала необходимо убедиться, что лампа по плоскости светодиодов ориентирована вертикально. Некоторые LED лампы для точной настройки имеют поворотный цоколь. В случае нарушения формы светового пятна необходимо покрутить лампу вокруг оси в пределах 20-30 градусов до достижения наилучшего результата.

В линзованной оптике светотеневая граница при установке LED автоламп не изменяется. В рефлекторной (фары без линз) пучок света может несколько приподняться относительно галогенной лампы.

Из-за повышенной яркости светодиодных ламп, помимо обычной регулировки рекомендуется привести фару в надлежащее состояние: устранить нарушение герметичности, очистить отражатель, отполировать помутневшее со временем стекло. Необходимость этих операций зависит от состояния оптики автомобиля.

Источник

Оцените статью
Разные способы