- Регулирование внешних эффектов.
- Способы регулирования внешних эффектов микроэкономика
- Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.
- Читайте также
- 3.1.2. Оценка внешних эффектов проекта
- 6.1.1. Государственное регулирование инвестиций
- 1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
- 36. Государственное регулирование миграционных потоков
- 49. Государственное регулирование цен
- Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
- § 2 Государственное регулирование макроэкономики
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 4. Государственное регулирование рынка труда
- 7. Государственное регулирование аудиторской деятельности
- 92. Государственное валютное регулирование
- 7. Государственное налоговое регулирование
- Теория внешних эффектов
Регулирование внешних эффектов.
Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.
Интернализацию внешних эффектов рыночным механизмом можно обеспечить, когда права собственности на ресурсы четко определены и процедуры их обмена не связаны со значительными издержками (например право собственности на чистый воздух населения или фирмы-производителя цемента). Тогда трансформация может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов или путем объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. На практике эти условия трудно выполнимы, так как существуют трудности установления прав собственности, сложности определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах, велики трансакционные издержки. Поэтому использование рыночного механизма не всегда возможно.
Нерыночный способ регулирования осуществляет государство посредством административных и экономических мер. Проблема регулирования состоит в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирмы по устранению отрицательных внешних эффектов.
Применяются следующие способы регулирования отрицательных внешних эффектов:
1. Стандарты — это установленные государством ограничения на виды и объем промышленных выбросов в пределах норм их содержания. Эффективного распределения ресурсов не обеспечивают, так как стандарты допускают некоторое загрязнение и не учитываются различия в предельных социальных издержках различных фирм. В результате для фирм с низкими предельными социальными издержками (MSC ) требования окажутся больше тех, что обеспечивают эффективный объем производства и имеет место недопроизводство блага фирмой (Q
Q
), а для фирм с высокими предельными социальными издержками (MSC
) — меньше (Q
Q
) и имеет место перепроизводства блага данной фирмой (рис.5).
Рисунок 5 — Регулирование внешних эффектов установлением стандартов на выбросы
2. Налоги на вредные выбросы и загрязнения. Их преимущество в низких издержках регулирования внешних эффектов. Однако налоги не гарантируют устранения ущерба, увеличивают цену товара, не отражают зависимость между объемом выпуска продукции и уровнем загрязнений, здесь больше ошибки достижения эффективного объема производства.
3. Лицензии на сброс загрязняющих веществ, установление допустимого их объема. Предложение лицензий строго ограничено. Цена лицензии определяется спросом на нее.
4. Механизм «компенсации» — это заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Применяют, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Фирма приобретает права у другой фирмы, которая за определенную плату снижает выбросы.
5. Механизм «кредитования» предполагает, что фирма, имеющая выбросы меньше нормативного уровня, получает право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем. Фирма может накапливать эти «кредиты», продавать их.
6. Мониторинг — отслеживание объемов выброса загрязняющих веществ по каждому загрязнителю. Фирма может превышать норматив по одному загрязнителю, если обеспечивает снижение выброса другого.
Задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в корректировке объемов потребления блага в сторону оптимального объема их производства. Применяются такие способы регулирования положительных внешних эффектов как субсидии потребителям или производителям благ, обеспечение стимулирования спроса таких благ.
Источник
Способы регулирования внешних эффектов микроэкономика
Тесты
1. Предельная норма технологического замещения труда капиталом в производстве яблок равна 4, а в производстве молока – 1. Выберите правильный ответ:
a) Размещение ресурсов эффективно;
б) Размещение ресурсов неэффективно и нужно переместить капитал из производства молока в производство яблок, а труд – из производства яблок в производство молока;
в) Размещение ресурсов неэффективно и следует переместить капитал в производство молока, а труд – в производство яблок;
г) Следует уменьшить объем использования капитала в обеих отраслях.
2. Предельная норма замещения товара Х товаром У равна 1. Для увеличения производства Х на одну единицу товара надо пожертвовать 3 единицами У. Для увеличения эффективности следует:
a) Сократить производство У и увеличить производство Х;
б) Увеличить производство У и сократить производство Х;
в) Увеличить производство Х и У;
г) Сократить производство Х и У.
3. В экономике производятся товары Х и У. При каком из перечисленных условий достигается эффективная структура выпуска продукции?
a) MRTX,Y=MRSX,Y;
б) MRSX,Y=PX/PY;
в) MRSX,Y должны быть равны для всех потребителей;
г) MRTX,Y=MCX:MCY;
д) MRSX,Y=MCX:MCY.
4. Если MRS двух товаров не равны для двух потребителей, то:
a) Один потребитель может улучшить свое положение, не ухудшив положение другого;
б) Оба могут улучшить свое положение , не ухудшив положение других лиц;
в) Никто не может улучшить своего положения, не ухудшая положения других лиц;
г) Общее равновесие будет достигнуто, если уменьшится объем потребления всех благ.
б) системы здравоохранения;
в) жилищно-коммунального хозяйства городов;
г) транспортной системы.
6. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:
а) роста государственного сектора в экономике,
б) введения закона о минимальной заработной плате,
в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,
г) политики невмешательства государства в экономику.
7. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что
а) ресурсы правильно распределены на рынке;
б) имеет место внешний эффект;
в) общество потребляет и производит нужное количество товара;
г) рынок совершенно конкурентный.
8. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
а) распределением денежных доходов в обществе;
б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;
в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;
г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.
9. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками
а) нормальных товаров;
г) общественных товаров.
10. Внешние эффекты – это неявные следствия производства
а) данной фирмы для другой фирмы;
б) данной фирмы для общества;
в) государственного сектора для данной фирмы;
г) все ответы неверны.
Источник
Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.
Государственное регулирование внешних эффектов.
ОТВЕТ
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного регулирования.
Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и токсичных веществ и облекают их в форму административных приказов.
Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.
Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
где Т – размер корректирующего налога; МЕС – предельные внешние издержки.
Тогда МРВ + Т =MSC и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).
Корректирующие субсидии. Корректирующие субсидии – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.
Рис. 51.1
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
где С р – размер корректирующей субсидии; МЕВ – предельная внешняя полезность.
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будут совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Q q =Q р(рис. 51.2).
Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.
Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.
Создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности – одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.
Рис. 51.2
Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?
Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.
При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.
Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.
Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 р.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.
Рис. 51.3
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.1.2. Оценка внешних эффектов проекта
3.1.2. Оценка внешних эффектов проекта Второй аспект оценки проектов состоит в том, что проект может иметь ценность не только для инвестора. Например, инвестиции в знания некоторых людей принесли пользы больше не им самим, а обществу в целом, которое потом использовало для
6.1.1. Государственное регулирование инвестиций
6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов).1. Создание благоприятных для инвестиций условий:? установление налоговых льгот;? освобождение от таможенных
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой
36. Государственное регулирование миграционных потоков
36. Государственное регулирование миграционных потоков Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее
49. Государственное регулирование цен
49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным
§ 2 Государственное регулирование макроэкономики
§ 2 Государственное регулирование макроэкономики Какой регулятор пришел на смену свободному рынкуМеханизм саморегулирующегося рынка не выдержал сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг.Xозяйственный развал, вызванный
15.3. Государственное регулирование экономики
15.3. Государственное регулирование экономики Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из
4. Государственное регулирование рынка труда
4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее
7. Государственное регулирование аудиторской деятельности
7. Государственное регулирование аудиторской деятельности Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка
92. Государственное валютное регулирование
1. Взаимосвязь понятий «общество», «экономика» и «экономические отношения». Экономические агенты С понятиями «общество», «экономика», «экономические отношения» каждый человек сталкивается с детства. Однако характеристика каждого понятия, как правило, вызывает
7. Государственное налоговое регулирование
7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,
Теория внешних эффектов
Теория внешних эффектов В создании теории внешних эффектов решающую роль сыграл британский экономист Артур Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической деятельности затрагивают третьих лиц. Издержки, которые возлагаются на третьих лиц,
Источник