Способы регулирования рынка прямое

Содержание
  1. Способы регулирования рынка прямое
  2. Прямое и косвенное экономическое регулирование
  3. Прямое экономическое регулирование
  4. Готовые работы на аналогичную тему
  5. Косвенное экономическое регулирование
  6. 27. Методы регулирования рынка
  7. Читайте также
  8. 2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования
  9. 4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву
  10. 7. Формы и методы государственного регулирования
  11. 21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка
  12. 4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка
  13. 1. Формы и методы государственного регулирования
  14. 19. Методы государственного регулирования обращения денег.
  15. 23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции
  16. 7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере
  17. 3. Формы и методы государственного регулирования экономики
  18. 7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
  19. 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
  20. 4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации
  21. 16.1. Сущность и методы государственного регулирования
  22. Методы государственного регулирования экономики
  23. Методы государственного регулирования экономики
  24. Активные методы
  25. Пассивные методы
  26. Прямые методы регулирования
  27. Косвенные методы регулирования
  28. Содержание методов государственного регулирования экономики
  29. Административные методы регулирования экономики

Способы регулирования рынка прямое

Методы государственного регулирования рынка делят на две группы: прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования рынка оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов и базируются на властно-распределительных отношениях.

Основные положения прямого государственного воздействия следующие:

– определение стратегических целей развития экономики и их выражение в различных целевых программах;

– государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

– нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции, правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенной продукции и т.п.;

– лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования применяются тогда, когда общество через свои государственные институты непосредственно воздействует на соотношение спроса и предложения товаров. Будучи встроенными в рыночные механизмы, они формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйственной системы.

Косвенные методы государственного регулирования рынка раскрываются через призму воздействия государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание определенных рамок в их деятельности.

Государство, действуя через косвенные методы регулирования (систему налогообложения, регулирования цен, платежи за ресурсы, ставку процента за кредит и кредитные льготы, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют) влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования.

Данные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредовано и носят безадресный характер.

В условиях постиндустриальной экономики прямые и косвенные методы регулирования качественно трансформируются.

С этой точки зрения они становятся наиболее эффективными рычагами, поощряющими более высокие ступени конкурентного развития, способствующими формированию адекватного уровня технологии и факторов производства, научно-технического развития и интеллектуального потенциала страны.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой и целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.

Источник

Прямое и косвенное экономическое регулирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

  • прямые (жесткие, дирижистские),
  • косвенные.

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

  • квоты,
  • дотации,
  • субсидии,
  • субвенции,
  • штрафы.

Помио того государство может:

  • лицензировать определенные виды деятельности,
  • осуществлять поддержку конкретных предприятий, целевое финансирование,
  • формировать государственные заказы на продукцию или услуги.

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Косвенное экономическое регулирование

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Читайте также:  Способы инвазии паразитов таблица

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Источник

27. Методы регулирования рынка

27. Методы регулирования рынка

Существует несколько методов регулирования рынка, но наиболее эффективными и часто используемыми являются административные и экономический.

Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Они ограничивают свободу хозяйствующих субъектов. К административным методам регулирования относятся: запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы.

Если административные методы регулирования противодействуют саморегулирующимся рыночным механизмам, блокируют их, то экономические методы, напротив, опираются на их активное использование. Создание целостной системы экономических методов государственного воздействия на хозяйственную сферу – важнейшая задача при переходе к рынку. Однако было бы упрощенным подходом считать, что экономическими методами воздействия, адекватными природе рынка, возможно пользоваться неограниченно.

К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, т. е. перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Применяя эти методы, государство управляет важнейшими процессами как при формировании рынка, так и в стадии его саморегулирования.

При переходе к рынку, при создании многообразных форм собственности включились и обретают все большую действенность свойственные рыночной экономике механизмы саморегуляции – стремление каждого из участников рыночных отношений к максимальной выгоде, условия конкуренции и т. д.

В рыночной экономике основной регулятор хозяйственных пропорций – сам рынок. Государственное же управление осуществляется на совершенно иных, чем при полностью плановой экономике, принципах: необходимости и достаточности. Оно применяется лишь в тех областях хозяйствования, где рыночные отношения по каким-либо причинам оказываются малоэффективны или же если государственное регулирование в этой сфере признается более целесообразным, отвечающим интересам граждан, общества и государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования происходило очень бурно и отличалось недостаточной последовательностью и системностью. В результате в регулирующей базе существуют

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, могут относиться к нормам либо публичного, либо частного права.Так, к публично-правовым относятся нормы,

7. Формы и методы государственного регулирования

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка Электронные деньги впервые появились в Японии во второй половине 1980-х годов, когда предоплаченные чиповые карты некоторых телефонных, транспортных и торговых компаний стали приниматься

1. Формы и методы государственного регулирования

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Читайте также:  Муфта гебо способ установки

19. Методы государственного регулирования обращения денег.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции Ее регулирование – задача государства. Необходимость регулирования в негативных социально-экономических последствиях.По бюджету: снижаются доходы => снижение расходов => снижение соц. выплат => распределение

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Источник

Методы государственного регулирования экономики

Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:

  • Законотворчество, которое состоит из разработки и принятия правовых норм хозяйствования.
  • Создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов.
  • Управление напрямую хозяйствующими субъектами, которые находятся в государственной собственности.
  • Процесс информирования хозяйствующих субъектов относительно экономической ситуации и её возможных изменениях в будущем при планировании и разработке прогнозов и индикативных планов страны или отдельных территориальных образований.
  • Регулирование деятельности регионов, а также отраслей или крупных предприятий с целью реализации общенациональных идей.
  • Финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики.
  • Контроль текущей деятельности предприятий, который осуществляется для устранения и предотвращения неполадок и нарушений согласно законодательства.

Методы государственного регулирования экономики

Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.

Активные методы

Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.

В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.

Пассивные методы

Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.

Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.

Прямые методы регулирования

Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.

К прямому регулированию относятся:

  • Государственные заказы и контракты, которые определяют правила поставки конкретных видов продукции, выполнение определённых работ производителями и т.д.
  • Безвозвратное целевое финансирование каких-либо территорий, отраслей, предприятий, в том числе субвенции или прямые субсидии, включающие в себя дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных фондов различных уровней – общенациональных, региональных или местных.
  • Адресные льготные кредиты производителям.
  • Создание фондов финансовой помощи для строительства объектов государственной собственности.
  • Создание списков и перечней продукции, которая запрещена к выпуску.
  • Лицензирование некоторых видов деятельности, внешнеторговых операций и т.п.

В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.

Читайте также:  Способы приобретения римского гражданства латинянами

Косвенные методы регулирования

Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.

Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

  • Экономическое прогнозирование, по итогам которого частные компании получают достаточно надёжные ориентиры для собственного развития, а также для реализации собственных инвестиционных проектов.
  • Определение направления стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.д.
  • Реализация некоторых манипуляций, связанных с налогами и системой налоговых льгот.
  • Реализация мер по урегулированию цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.

В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.

Содержание методов государственного регулирования экономики

Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.

Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов. Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.

Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.

Административные методы регулирования экономики

Различают следующие виды административных методов регулирования:

  • Запрет деятельности, признание каких-либо товаров или услуг общественно вредными, ненужными, не допустимыми к применению.
  • Разрешение на ведение различных видов экономической деятельности, в том числе на ввоз и вывоз некоторых групп лекарственных средств.
  • Принуждение к занятию природоохранными мероприятиями, обеспечению безопасных условий труда.
  • Контролирующая деятельность в отношении цен и доходов.

Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.

В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.

Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.

В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.

Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.

Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:

  • Налоги и бюджетные выплаты, посредством которых можно оказывать влияние на хозяйствующие субъекты.
  • Денежно-кредитные инструменты. Здесь подразумеваются различные способы влияния на учётную ставку, которое проводит Центральный банк; определение и изменение размеров минимальных резервов, которые должны храниться в Центральном банке; операции, проводимые с ценными бумагами: эмиссия государственных обязательств, торговля, погашение. Такие инструменты помогают государству периодически менять соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в необходимом направлении.
  • Амортизационная политика.
  • Планирование экономики, а также программирование процессов и прогнозирование.
  • Создание объектов государственной собственности и ведение на их основе предпринимательской деятельности, которая обеспечивает эффективное функционирование частного бизнеса.

В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.

Источник

Оцените статью
Разные способы