Способы регулирования положительных внешних эффектов

3 Регулирование внешних эффектов

Регулирование внешних эффектов это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов.

Регулирование внешних эффектов требует учета «издержек-выгод», однако такой учёт сопряжен с некоторыми трудностями:

сложность в точном определении лиц испытывают на себе внешние эффекты;

сложность в приведении к единому временному интервалу расходов и выгод от внешних эффектов;

анализ издержек и выгод не применим к тем видам благ, которые связаны с политической деятельностью и национальной безопасностью.

Таким образом, метод «издержки-выгоды» может исказить учеты внешних выгод неоправданно: их завысить или занизить.

В связи с этим используют различные способы регулирования внешних эффектов (способы интернализации внешних эффектов).

Главную роль в регулировании играет государство, используя следующие способы:

корректирующие налоги и субсидии;

Стандарты – установленные государством ограничения. Например: на виды и объемы загрязнения окружающей среды промышленными выбросами.

Налоги и субсидии – увеличивает предельные частные издержки (выгоды) до предельных общих издержек (выгод).

Лицензии – механизм создания рынка прав на загрязнение со свободной покупки-продажи таких рецензий.

Механизм «компенсаций» – практика покупки фирмой прав на загрязнение у других фирм с целью сокращения этих загрязнений.

Механизм «кредитования» – механизм получения фирмами, добившихся более низких объемов загрязнения по сравнению с нормальным уровнем, прав (кредитов) на равновеликое превышение норм загрязнений в будущем через накопление кредитов.

Мониторинг – это контроль отслеживания норм выбросов по каждому компоненту загрязнения, дающий право фирме превышать норму по одному виду выбросов, если эта фирма обеспечивает равное снижение выбросов другого вида.

Спецификация прав собственности предложена Коузом в 1960 г. Также может рассматриваться как способ регулирования внешних эффектов.

4 Использование теории внешних эффектов в экономической практике

Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью достижения результата с наименьшими издержками. Степень участия государства в интернализации внешних эффектов зависит от масштаба охвата внешними эффектами населения, размером нанесенного ущерба, величиной необходимых трансакционных издержек по его устранению. Наиболее широкое применение теория внешних эффектов получила при решении экологических проблем.

Теория внешних эффектов привлекала внимание мировой общественности ещё в 60-е – 70-е гг. XX ст., и была зафиксировано в 1987 г. Всемирной комиссией по охране окружающей среды как принципы установления развития.

Под установлением развития понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности сегодняшних поколений и не несет риски того, что будущие поколения не смогут удовлетворять свои нужды.

В мировой практике широко используют экономическое предписание в виде:

стандартов, норм, способствующих ослаблению нагрузки на окружающую среду;

взимание платы за выбросы;

использование экологических лицензий через формирование рынков лицензий.

В Республике Беларусь приоритеты отдаются административным способам регулирования внешних эффектов, в основном через экологические стандарты.

Белорусская система экономических стандартов включает в себя:

стандарты воздействия на окружающую среду (определение допустимых состояний воздушного, водного бассейна, почвы);

стандарты воздействия на окружающую среду (предельно допустимые выбросы);

стандарты качества продукции;

Методы регулирования природопользования условно делятся на нормативно-правовые, организационно-административные, финансово-экономические.

К правовым нормам регулирования охраны окружающей среды и природопользования на территории Беларуси относят: Конституцию РБ (ст. 34, 46, 55), законы: «Об охране окружающей среды» (1992), «О праве собственности на землю», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране использования животного мира»; Земельный, Лесной и Водный кодексы и т. д.

Читайте также:  Создание вещи как первоначальный способ приобретения права собственности

Внешние эффекты, отрицательный внешний эффект, положительный внешний эффект, частные предельные издержки, внешние предельные издержки, общественные предельные издержки, частные предельные выгоды, внешние предельные выгоды, общественные предельные выгоды, права собственности, теорема Коуза, интернационализация внешних эффектов, корректирующий налог, корректирующая субсидия, нормы выбросов, рынки прав на загрязнение.

Источник

Регулирование внешних эффектов.

Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.

Интернализацию внешних эффектов рыночным механизмом можно обеспечить, когда права собственности на ресурсы четко определены и процедуры их обмена не связаны со значительными издержками (например право собственности на чистый воздух населения или фирмы-производителя цемента). Тогда трансформация может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов или путем объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. На практике эти условия трудно выполнимы, так как существуют трудности установления прав собственности, сложности определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах, велики трансакционные издержки. Поэтому использование рыночного механизма не всегда возможно.

Нерыночный способ регулирования осуществляет государство посредством административных и экономических мер. Проблема регулирования состоит в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирмы по устранению отрицательных внешних эффектов.

Применяются следующие способы регулирования отрицательных внешних эффектов:

1. Стандарты — это установленные государством ограничения на виды и объем промышленных выбросов в пределах норм их содержания. Эффективного распределения ресурсов не обеспечивают, так как стандарты допускают некоторое загрязнение и не учитываются различия в предельных социальных издержках различных фирм. В результате для фирм с низкими предельными социальными издержками (MSC ) требования окажутся больше тех, что обеспечивают эффективный объем производства и имеет место недопроизводство блага фирмой (Q Q ), а для фирм с высокими предельными социальными издержками (MSC ) — меньше (Q Q ) и имеет место перепроизводства блага данной фирмой (рис.5).

Рисунок 5 — Регулирование внешних эффектов установлением стандартов на выбросы

2. Налоги на вредные выбросы и загрязнения. Их преимущество в низких издержках регулирования внешних эффектов. Однако налоги не гарантируют устранения ущерба, увеличивают цену товара, не отражают зависимость между объемом выпуска продукции и уровнем загрязнений, здесь больше ошибки достижения эффективного объема производства.

3. Лицензии на сброс загрязняющих веществ, установление допустимого их объема. Предложение лицензий строго ограничено. Цена лицензии определяется спросом на нее.

4. Механизм «компенсации» — это заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Применяют, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Фирма приобретает права у другой фирмы, которая за определенную плату снижает выбросы.

5. Механизм «кредитования» предполагает, что фирма, имеющая выбросы меньше нормативного уровня, получает право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем. Фирма может накапливать эти «кредиты», продавать их.

6. Мониторинг — отслеживание объемов выброса загрязняющих веществ по каждому загрязнителю. Фирма может превышать норматив по одному загрязнителю, если обеспечивает снижение выброса другого.

Задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в корректировке объемов потребления блага в сторону оптимального объема их производства. Применяются такие способы регулирования положительных внешних эффектов как субсидии потребителям или производителям благ, обеспечение стимулирования спроса таких благ.

Источник

Институциональная макроэкономика

13.3. Государственное регулирование внешних эффектов

В условиях рыночных сделок возникают ситуации, когда лица, не участвующие в данной операции , несут убыток или получают выгоду. Такое явление называется внешними эффектами или экстерналиями. Внешние эффекты не находят отражение в рыночной цене, поскольку направлены на третьих лиц. При наличии внешних эффектов рынок не в состоянии их успешно нивелировать. Регулирование внешних эффектов осуществляется государством.

Читайте также:  Первоначальные способы приобретения права собственности обнаружение клада

Существуют два вида внешних эффектов — положительные и отрицательные.

Положительные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты возникают в том случае, когда в процессе производства или потребления какого-либо товара создается выгода для третьих лиц. Положительный внешний эффект заключается в возможности получения выгоды от третьих лиц бесплатно. Например, получение платного образования создаст выгоды не только для студента, обучающегося в платном институте, но и для самого учебного заведения. Появление специалистов с высшим образованием будет выгодно всему обществу, возможному работодателю.

В случаях с положительными внешними эффектами рыночная оценка блага ниже, чем получаемая обществом в целом. На рисунке 13.2 видно, что отдельные потребители приобретают благо за цену Р0 и точка рыночного равновесия устанавливается в Е0. Истинная предельная полезность данного блага в обществе выше, поскольку она включает положительные эффекты и выгоду третьих лиц. Кривая спроса D0 отражает индивидуальную предельную полезность . Чтобы получить общественную предельную полезность , надо к индивидуальной предельной полезности прибавить предельную полезность , получаемую третьими лицами. На графике это означает перемещение кривой спроса в позицию D1. Рыночное равновесие смещается в точку Е1, которая отражает выгоду, получаемую обществом от производства данного блага. Объем предлагаемого блага или услуги, с учетом общественной предельной полезности, возрастает.

Из проведенного анализа можно сделать вывод , что при наличии положительных внешних эффектов товар или услуга потребляются в недостаточном объеме, по сравнению с эффективным, который требуется со стороны общества.

Отрицательные внешние эффекты возникают, к сожалению, чаще и связаны с появлением ущерба для третьих лиц, который им не компенсируется. Наиболее ярким примером является загрязнение предприятием окружающей среды, в результате чего люди, проживающие вблизи такого производства, страдают от загрязнения воздуха, воды, почвы. Производитель экономит на очистных сооружениях и уменьшает свои издержки, а люди, проживающие рядом, вынуждены больше тратить денег на сохранение своего здоровья и на отдых.

Отрицательные внешние эффекты

Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки. Графически последствия отрицательных внешних эффектов представлены на рис. 13.3. Фактическое предложение блага на рынке выражено кривой предложения S0. Точка рыночного равновесия Е0 соответствует цене Р0. Но эта цена не включает расходы на погашение вреда, наносимого третьим лицам, т.е. в цене Р0 не учитываются возникающие отрицательные внешние эффекты. Если в цену включить издержки, которые будут компенсировать отрицательный внешний эффект , то кривая предложения сдвинется в положение S1. Точка рыночного равновесия будет представлена Е1. Следовательно, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции и по меньшей цене, чем необходимо обществу.

Государственное регулирование внешних эффектов

Государственные функции состоят в регулировании внешних эффектов. Этот процесс называется трансформацией внешних эффектов во внутренние или, иначе, интернализацией внешних эффектов. Это достигается путем превращения индивидуальных предельных издержек или полезности в действительно общественные издержки или полезность . Для того чтобы трансформировать положительные внешние эффекты, необходимо к индивидуальной предельной полезности прибавить внешнюю полезность товара. Трансформация положительного внешнего эффекта должна привести к снижению цены, которую платит потребитель, и увеличению потребления товара. На рисунке 13.3 ситуация трансформации внешнего эффекта показана точкой К и соответствующей ей ценой Р2.

Трансформация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара и снижению спроса на него.

Корректирующие субсидии регулируют положительный эффект

Корректирующие субсидии регулируют положительный внешний эффект и выплачиваются потребителям или производителям товаров и услуг. Корректирующая субсидия позволяет трансформировать положительный внешний эффект при помощи снижения цены для потребителя и увеличения спроса. Наиболее часто положительные внешние эффекты возникают в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, создания новых технологий ( НИОКР ). В мировой практике распространено субсидирование названных сфер деятельности.

Читайте также:  Множество способов потерять голову

Инвестиции в научные исследования увеличивают производственные возможности не только фирмы и рабочего, в которого эти инвестиции непосредственно вложены, но также и производственные возможности других фирм и их сотрудников. Происходит обмен знаниями между фирмами или сотрудниками, использующими новую технологию.

Примером могут служить компании с высокотехнологичным производством, которые размещаются в непосредственной близости друг от друга в специальных районах, таких, как «силиконовая долина» около Сан-Франциско, Рут-128 около Бостона в США.

В России определенные шаги в этом направлении были сделаны еще во времена СССР, когда были созданы научные города (Дубна), а также множество закрытых городов, занимавшихся секретными научными исследованиями. В настоящее время перед государством стоит задача субсидирования научных проектов для госпредприятий, поддержки фирм, активно использующих новейшие научные разработки отечественных ученых. В этом случае налоговые преимущества могут быть основным средством при проведении политики, направленной на увеличение расходов на НИОКР . Необходимо поддерживать инфраструктуру научных городов, обеспечивать нормальные условия работы и жизнедеятельности ученых. В правовой сфере усилия государства должны быть направлены на защиту прав интеллектуальной собственности, принятие соответствующих законодательных актов.

Регулирование государством отрицательных внешних эффектов

Проблема регулирования отрицательных внешних эффектов заключается в использовании корректирующего налогообложения, благодаря которому происходит трансформация внешнего эффекта. Это приводит к тому, что цена продаваемого товара растет, а объем продаж сокращается. В современном мире с высоким уровнем развития промышленности особенно важным становится регулирование уровня загрязнения природной среды. В целях обеспечения условий для комфортного проживания населения государству необходимо выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды и проводить эффективную политику в этой области.

Существуют четыре способа сокращения вредных выбросов в окружающую среду.

Первый способ — это установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иначе говоря, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. К недостаткам этого способа можно отнести то, что установление стандартов на выбросы разрешает в определенных пределах сбрасывать вредные вещества; установление единых для всей страны норм не учитывает степень остроты экологической проблемы в различных регионах и не стимулирует снижение производителями существующего уровня загрязнения. Кроме того, отдельные фирмы и общество в целом несут значительные потери.

Второй способ — это введение платы за выбросы. Эта система более гибкая, о чем свидетельствует опыт ее применения в ФРГ. Она способствует сокращению общего объема вредных выбросов.

Третьим способом сокращения загрязнения окружающей среды является так называемый «бабл-принцип», когда ограничения на выброс устанавливаются для целого предприятия или группы. В отраслях с высокими природоохранными издержками это позволяет сэкономить значительную часть расходов на охрану среды в результате более высокой степени очистки там, где эти меры дешевле.

Четвертый, один из новых методов регулирования загрязнения окружающей среды, — продажа прав на загрязнение окружающей среды . Этот способ в настоящее время успешно применяется в США. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимых в данном регионе, и продает на них соответствующие права в форме лицензий с аукциона. Предприятия и фирмы получают возможность обмениваться правом на выброс загрязняющих веществ в рамках общего лимита на загрязнение.

В России в настоящее время используются два способа регулирования уровня загрязнения внешней среды — установление норм загрязнения (например, предельно допустимых концентраций (ПДК) ядовитых веществ) и плата за выбросы.

Источник

Оцените статью
Разные способы