- Обществознание. ПОЛИТИКА. Политическое поведение.
- Факторы, влияющие на политическое поведение:
- Виды политического поведения:
- ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
- Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:
- Формы политического поведения с точки зрения преемственности:
- Формы политического поведения по целевой направленности:
- Формы политического поведения по количеству участников:
- Формы участия в политической жизни сраны:
- Методы регулирования политического поведения.
- 4.12 Политическое участие
- Способы регулирования политического поведения егэ
Обществознание. ПОЛИТИКА. Политическое поведение.
Политическое поведение — это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.
Факторы, влияющие на политическое поведение:
- индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
- личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях;
- моральные принципы и ценности;
- компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
- мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь. Для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих — призванием и смыслом жизни, для четвертых — способом зарабатывать себе на жизнь.
- Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы
Виды политического поведения:
- «открытое», т.е. политическое действие; под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации
- «закрытое», характеризующееся стремлением уйти от участия в политической жизни.
- адаптивное поведение — поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
- ситуативное поведение — это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
- поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
- Вынужденное поведение, вызванное насильственным принуждением к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.
ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:
- правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
- отклоняющеесяповедение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
- экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.
К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.
Формы политического поведения с точки зрения преемственности:
- традиционное, соответствующее устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичное для данной политической культуры;
- инновационное, создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений.
Формы политического поведения по целевой направленности:
- конструктивное, способствующее нормальному функционированию политической системы;
- деструктивное, подрывающее политический порядок.
Формы политического поведения по количеству участников:
- индивидуальное — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение ;
- групповое – связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов;
- массовое – выборы, референдумы, митинги, демонстрации.
Формы участия в политической жизни сраны:
- принадлежность к партиям и политическим организациям,
- деятельность в выборных органах государственной власти,
- чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения,
- обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения;
- протестные формы. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.
Методы регулирования политического поведения.
- Правовое регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
- Утверждение в обществе демократических ценностей, определяющих цивилизованные правила поведения.
- Организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным
- Политическое образование и распространение правдивой политической информации.
- Важна роль политических лидеров, их норм, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
4.12 Политическое участие
Политическое поведение и участие
Действия или бездействия субъектов политики формируют политическое поведение. Оно бывает:
индивидуальным, групповым и массовым;
конструктивным и деструктивным;
организованным и стихийным.
Формами отклоняющегося политического поведения являются протест, экстремизм и поведение в толпе. Политическое поведение регулируется государством и обществом. Способами регулирования со стороны государства являются законные ограничения прав, к примеру, запрет собираться на митинги с оружием. Общество регулирует политическое поведение с помощью устоявшихся демократических и моральных ценностей.
Политическое поведение включает в себя политическое участие – деятельность граждан, оказывающих влияние на политические процессы. Оно необходимо для того, чтобы органы государственного управления согласовывали принимаемые решения с желаниями и интересами населения. Существует две формы участия рядовых граждан в политике:
- прямое (непосредственное) – личное обращение гражданина в органы государственной или местной власти; вступление в партию; участие на выборах и референдумах; участие на митингах, демонстрациях, шествиях;
- опосредованное – выдвижение своего представителя для обращения в органы государственной или местной власти.
Политическое участие может быть индивидуальным или групповым, поддерживающим или оппозиционным, легальным или нелегальным. Характер политического участия зависит от господствующего в стране политического режима. Как вам известно, тоталитарное государство полностью держит под контролем такое участие, в авторитарных оно ограничено, а в демократических создаются все условия для вовлечения людей в политику. Постоянно участвуют в политике те, чья профессиональная деятельность связана с политикой. Некоторые участвуют эпизодически, например, посещают собрания, выходят на митинги, обращаются в органы государственной власти лично или через письма. Политическое участие может быть и разовым. Названы примеры активного политического участия. Есть ещё и пассивное участие – это нейтральное или негативное отношение к политике, связанное с низким образовательным уровнем человека, разочарованием, апатией (неприятием политики) и другими причинами.
Одним из важных форм политического поведения является электоральное – участие или отказ от участия на выборах. Последнее называется абсентеизмом и бывает двух видов: активный и пассивный. Активный заключается в отказе от участия на выборах, а пассивный характерен для безразличных к политическим процессам людей. Примеры: активный абсентеизм – гражданина Н. призывают прийти на выборы и проголосовать за кандидата Р., но он протестует и говорит, что не будет голосовать ни за одного кандидата, т.к. никто из них не вызывает доверия. Пассивный абсентеизм — гражданин Н. сказал, что придёт на выборы, но не пришёл, подумав, что его голос ничего не решит (низкий уровень политической и правовой культуры).
Политическая социализация и культура
Степень политического участия граждан зависит от уровня их политической социализации и культуры.
Политическая социализация – это процесс приобщения человека к политическим процессам, происходящим в обществе и формирования его политических позиций.
В политологии выделяются два этапа политической социализации:
- Первичная социализация – на данном этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации. Велика роль семьи, школы, СМИ, а также друзей, которые влияют на формирование определённого отношения молодых людей к политике.
- Вторичная социализация – этап приобретения самостоятельного политического опыта, когда человек меньше поддаётся чужому влиянию и самостоятельно формулирует мнения о политике, участвует в партиях, общественных объединениях. На данном этапе агентами социализации являются органы власти, профсоюзы, СМИ.
Политическая культура – комплекс представлений человека о политике, о ценностях, об ориентирах, о навыках, влияющих на его политическое поведение.
Элементами политической культуры являются политические знания, ценности и способы действий. Как важный социальный институт политическая культура выполняет ряд функций:
- Функция социализации – усвоение индивидом политических знаний и норм и освоение политических форм поведения.
- Интегративная функция – объединение индивидов и групп на основе общих идеологических взглядов.
- Функция преемственности – сохранение, воспроизводство и передача молодым поколениям ценностей и норм политической культуры.
- Регулятивная функция – координация поведение субъектов политики.
- Контролирующая функция – осуществление контроля за выполнением политических норм, а также соблюдением ценностей и другие функции.
Существует три типа политической культуры:
- традиционный (патриархальный) тип – человек не имеет политических знаний, мало воспринимает происходящие вокруг политические события и не выполняет своих политических ролей;
- подданический тип – человек пассивно относится к политическим процессам, ожидая от государства благ или опасаясь наказаний;
- активистский (демократический или гражданский) тип – человек активно участвует в политических процессах и выполняет политические роли.
Признаками развитой политической культуры человека являются осознание людьми необходимости защиты своих прав и интересов, т.е. высокая правовая культура; высокий уровень включённости в политическую жизнь общества; законопослушность, сотрудничество, толерантность.
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Источник
Способы регулирования политического поведения егэ
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «политическое поведение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формах политического поведения;
− одно предложение, о способах регулирования политического поведения.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о формах политического поведения, например: политическое поведение по целевой направленности может быть конструктивным или деструктивным;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о формах политического поведения.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса о способах регулирования политического поведения, например: Политическое поведение может регулироваться правовым способом, путём регламентации порядка использования гражданских прав и свобод.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса информацию о формах политического поведения.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник |