Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Социальное регулирование. Понятие и виды. Часть 3
В зависимости от надобности, ненормативные регуляторы в состоянии как ускорить действие нормативных, так и затормозить, вплоть до полной нейтрализации.
По характеру воздействия способы социального регулирования делятся на побуждение, понуждение и принуждение.
Побуждение – Способ, обращенный к психологической сфере человека, убеждающий в наличии пользы и выгоды от определенного социального поведения. Как правило, воплощается данный способ воздействием на индивидуальное либо групповое сознание и силой авторитета.
Понуждение – Способ, основывающийся зачастую на материальном либо моральном поощрении (вознаграждение, похвала), и прочем стимулировании, когда некая выгода определяет желаемое субъектом поведения.
Принуждение – Способ, обеспечивающийся посредством общественного либо государственного принуждения и посредством причинения определенного рода страданий (физических, психических), и возможности в случае надобности реализации этой угрозы.
То есть, побуждение вызывает у человека определенное поведение, понуждение исключает все другие виды поведения, а принуждение их запрещает (другие виды поведения).
Данные способы, обычно, задействованы вместе в разной интенсивности, позволяя гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе. Контролирующими инстанциями могут быть государственные органы, общественные организации, политические партии, СМИ, специализированные контрольные органы.
Источник
Лекция №4. Правовое регулирование общественных отношений.
Задание. Написать краткий конспект лекции.
Лекция №4. Правовое регулирование общественных отношений.
1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.
2. Способы и типы правового регулирования.
3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.
4. Эффективность правового регулирования.
Понятие, стадии и виды правового регулирования
Термин «регулирование» (от лат. Regula — планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.
Правовое регулирование общественных отношений — это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.
Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие «правовое воздействие», непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.
Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.
Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:
1) имеют социальную значимость;
2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;
3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;
4) являются постоянными, нередко повторяющимися;
5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.
Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.
Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора — права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).
Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.
На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.
На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями — юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.
На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.
Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.
Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.
Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.
Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.
Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.
По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.
Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).
По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.
Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).
Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).
Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).
Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.
Механизм правового регулирования — это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.
Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.
Источник