Способы регулирования налоговых отношений

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Целью данной темы являются: изучение теоретических и практических вопросов в области построения налоговой системы государства; ознакомление с правовым обеспечением и существенными условиями налогообложения в РФ; изучение действующей системы налогов и сборов РФ, а также порядка их установления, взимания, отмены и контроля.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • проанализировать экономическую целесообразность налоговой си­стемы, введенной в РФ 1 января 1992 г.;
  • охарактеризовать элементы налоговой системы России;
  • изложить основные принципы построения налоговой системы РФ;
  • назвать конституционные права и гарантии, которые получили развитие в НК РФ;
  • определить состав участников налоговых отношений, а также перечислить их права и обязанности;
  • классифицировать налоги по уровням налоговой системы РФ;
  • перечислить права органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в сфере налогообложения;
  • использовать формы изменения сроков уплаты налогов;
  • перечислить формы и методы налогового контроля.

Оглавление

1.2.1. Правовая основа регулирования
налоговых отношений в Российской Федерации

Систему налогового законодательства образует значительное число правовых актов. В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Наиболее общие принципы налогообложения, компетенция РФ и субъектов РФ закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Ст. 57 Конституции РФ определяет: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», что не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Данная статья содержит два важных принципа. Первый основан на всеобщности и равенстве налогообложения. Второй направлен на учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости.

Первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ) вступила в силу 01.01.1999 г. Этот документ является базовым законодательным актом в области налогообложения. Компетенция НК направлена: на регулирование основополагающих принципов налогообложения; определение видов налогов и сборов, взимаемых в РФ; установление оснований возникновения (изменения, прекращения) и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; определение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений; организацию сбора налогов и контроля за их взиманием; установление ответственности за нарушение налогового законодательства, а также целый ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Вторая (специальная) часть Налогового кодекса (Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ) вступила в силу 01.01.2001 г. и установила порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов в РФ. Так, гл. 21 НК РФ регламентирует порядок взимания НДС, гл. 22 – акцизов, гл. 23 – налога на доходы физических лиц, гл. 24 – единого социального налоги и др. В настоящее время специальной частью НК не охвачена вся система налогов и сборов РФ. В этой связи процесс по принятию соответствующих глав второй части НК РФ продолжается. Так, например, с 1.01.2004 г. вступили в действие гл. 29 – «Налог на игорный бизнес» и гл. 30 – «Налог на имущество организаций» (см. табл. 1.4). С 1 января 2005 г. вступили в силу еще три главы: гл. 25.2 – «Водный налог», гл. 25.3 – «Государственная пошлина» и гл. 31 – «Земельный налог».

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и (или) сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом законодательными органами власти субъектов РФ. Налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ.

Законодательство о местных налогах и сборах состоит из нормативных правовых актов, принятых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данными нормативными правовыми актами.

Важным вопросом при изучении актов налогового законодательства является их действие во времени. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Законодательные акты о налогах и сборах, вводящие новые налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговые правоотношения регулируются не только законами, но и подзаконными нормативными правовыми актами, которые издают в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции:

  • Правительство РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • исполнительные органы местного самоуправления.

К таким нормативно-правовым актам относятся, например, постановления Правительства РФ, приказы, письма, распоряжения Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах.

Подзаконные акты могут издаваться только в предусмотренных налоговым законодательством случаях, не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков. Значение этих документов было особенно велико на первом этапе становления российского налогового законодательства (1991–1998 гг.), которое весьма часто подвергалось изменениям. Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким качеством налоговых законов.

Следует отметить, что НК РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав налогового законодательства и отводит им исключительно подчиненную роль. В се существенные элементы налоговых обязательств устанавливаются и определяются только законами, и никакой нормативный акт федеральных органов не вправе расширительно толковать законы.

Совершенствование налогового законодательства должно идти по пути развития законов о налогах, установления механизмов преодоления пробелов в законодательстве, позволяющих на основании самого закона определять правильный вариант действий. Второй этап реформы налогового законодательства начался с принятием первой части НК РФ, достоинством которого является то, что в нем закреплены и получили развитие конституционные права и гарантии, такие как:

  • невозможность лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 104 НК РФ);
  • право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ);
  • о непридании законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, обратной силы (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ).

Перечень актов законодательства о налогах и сборах, не имеющих обратной силы, установлен п. 2 ст. 5 НК РФ. К ним относятся акты, устанавливающие новые налоги (сборы), повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности для налогоплательщиков и т. п.

Перечень актов законодательства о налогах и сборах, имеющих обратную силу, установлен п. 4 ст. 5 НК РФ. Например, к ним относятся: акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков и т. п.

Помимо внутреннего законодательства огромное практическое значение имеют международные договоры по налоговым вопросам. Ст. 15 Конституции РФ декларируется приоритет международного права над национальным правом. В ст. 7 НК РФ данное конституционное положение получило развитие применительно к налоговой сфере. Правила и нормы международного договора РФ, содержащего положения, касающиеся налогообложения, имеют приоритет по сравнению с правилами и нормами, предусмотренными налоговым законодательством РФ.

1.2.2. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве условий налогообложения. К существенным условиям налогообложения относятся:

  • принципы налогообложения;
  • порядок установления и введения налогов и сборов;
  • система налогов и сборов;
  • порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;
  • права и обязанности участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Современная налоговая система РФ была введена в 1992 г. с принятием Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот закон определил принципиально новую налоговую систему, коренным образом отличную от советской системы платежей в бюджет. Однако действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной. Необходимость реформирования сложившейся в 1992 г. налоговой системы РФ была очевидна. Одной из главных причин явилось отсутствие единой правовой базы налогообложения. Началом налоговых реформ в РФ стало принятие в 1999 г. первой части Налогового кодекса РФ. Введение НК РФ было направлено на построение «стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан». 1

За период с 2000 по 2003 г. были осуществлены следующие основные меры по реформированию налоговой системы РФ:

  • отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность «оборотных» налогов;
  • существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет введения «плоской» шкалы налога на доходы физических лиц (13 %) и снижения отчислений в социальные внебюджетные фонды с введением единого социального налога, предусматривающего регрессивную шкалу налогообложения;
  • установление принципиально нового режима применения налога на прибыль организаций, снижение его ставки (с 35 до 24 %);
  • ведение налога на добычу полезных ископаемых взамен ранее существующих платежей, что позволило производить изъятие в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;
  • введение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • введение особого порядка уплаты акцизов на нефтепродукты.

В 2004–2005 гг. были предприняты дополнительные меры по реформированию налоговой системы РФ, а именно:

  • снижение основной ставки НДС (с 20 до 18 %);
  • введение специального налогового режима при соглашении о разделе продукции;
  • сокращение количества региональных и местных налогов и сборов;
  • реформирование налога на имущество организаций;
  • увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц с 600 тыс. до 1 млн руб.;
  • увеличение социального вычета по налогу на доходы физических лиц за лечение и обучение с 25 тыс. до 38 тыс. руб.;
  • снижение эффективной ставки ЕСН с 35,6 до 26 %;
  • изменение в обложении земельным налогом;
  • сокращение количества налогов и сборов;
  • отмена налога на наследование и дарение.

Ныне действующая налоговая система РФ сформирована в соответствии с первой частью НК РФ и с организационной точки зрения приближена к современным зарубежным системам. Налоговая система РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного, что характерно для федеративных государств, таких как США, Германия и др. В унитарных (единых) государствах налоговая система, как правило, состоит их двух основных звеньев – республиканского и местного. Двухуровневые налоговые системы функционируют в таких странах, как Франция, Италия, Япония, где взимаются центральные (государственные) и местные налоги.

В мировой практике различают четыре базисные модели налоговых систем (табл. 1.5). В налоговой системе РФ присутствуют элементы различных моделей. Так, в консолидированном бюджете РФ на 2003 г. доля прямых налогов составила 42,5 % (в т. ч. с физических лиц 12,5 %), косвенных налогов – 38,4 % (в т. ч. НДС – 29,5%, акцизы – 8,9 %). Очевидно, что в РФ используется смешанная модель системы налогов. Кроме того, характерной особенностью налоговой системы РФ является преобладание прямого налогообложения организаций над прямым налогообложением физических лиц.

Модели налоговых систем

  • преобладание прямых налогов
  • незначительная доля косвенных налогов
  • преобладание налогообложения физических лиц

США (подоходный налог с населения формирует 44 % бюджета), Австралия, Великобритания, Канада и др.

  • высокая доля отчислений на социальное страхование
  • преобладание косвенных налогов
  • незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше, чем косвенных)

Германия (доля поступлений на социальное страхование – 45 % доходов бюджета, от косвенных налогов – 22 %, от прямых – 17 %), Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия и др.

  • обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики
  • преобладание косвенного налогообложения
  • незначительный уровень прямых налогов

Чили (доля косвенных налогов в доходах бюджетов 46 %), Боливия (42 %), Перу (49 %) и др.

  • сочетает черты разных моделей
  • позволяет избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов
  • вводится для диверсификации структуры доходов

Используется во многих странах, в т. ч. в России

Одним из главных условий налогообложения являются его принципы. Основные принципы налогообложения в России изложены в ст. 3 НК РФ и развивают основные положения Конституции РФ:

  • Принцип всеобщности(п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это закреплено и в Конституции РФ. Ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс развивает данное положение. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
  • Принцип равного налогового бремени(п. 1 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6, ч. 2, и 27 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 постановления КС РФ от 4.04.1996 г. № 9-П).
  • Принцип юридического равенства налогоплательщиков (п. 2 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Основой данного принципа являются ст. 8, ч. 2; 19 и 57 Конституции РФ. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Ст. 19 закрепляет, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

  • Принцип экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Только с наличием у налогоплательщика объектов налогообложения, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристики, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по их уплате (ст. 38 НК РФ).
  • Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (п. 3 ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

На налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными основными ограничениями прав и свобод.

  • Принцип единства налоговой политики(п. 4 ст. 3 НК РФ). Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Конституции РФ предусматривает, что на территории РФ не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74).
  • Принцип законности(п. 5 ст. 3 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  • Принцип определенности(п. 6 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
  • Принцип ясности и доступности понимания налогового законодательства(п. 6 ст. 3 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства(п. 7 ст. 3 НК РФ). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Читайте также:  Пандектный способ построения кодекса предполагает

1.2.3. Система налогов и сборов РФ.
Полномочия органов власти различных уровней
в вопросах налогообложения

Система налогов и сборов является одним из элементов налоговой системы и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов. В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные; региональные (налоги субъектов РФ); местные (см. табл. 1.6). С 1 января 2005 г. исчерпывающий перечень налогов и сборов РФ содержится в ст. 13–15 НК РФ.

Система налогов РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

  • Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
  • Акцизы (гл. 22 НК РФ);
  • Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
  • Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
  • Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
  • Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
  • Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
  • Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (гл. 25.1 НК РФ);
  • Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

  • Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
  • Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
  • Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

  • Земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой системы налогов РФ. Органы власти различных уровней имеют неодинаковый объем налоговых прав.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются решением высшего представительного органа власти. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Только в федеральном законе устанавливаются существенные элементы федеральных налогов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Исключение: в ст. 12–15 НК РФ содержится положение о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ!

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Например, предельная ставка налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ установлена в размере 2,2 %. Законодательные органы власти субъектов РФ имеют право установить любую ставку в пределах 2,2 %.

Таким образом, органам законодательной власти субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

1.2.4. Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Основными участниками налоговых отношений с одной стороны выступают субъекты хозяйственной деятельности, а с другой – государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере.

Субъекты хозяйственной деятельности выступают в налоговых отношениях в качестве:

  • налогоплательщиков (плательщиков сборов) – организаций и физических лиц;
  • налоговых агентов – лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т. п. и содержатся в части первой НК РФ (табл. 1.7). Однако данные права и обязанности могут быть уточнены законодательством о конкретных налогах.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право
(ст. 21 НК РФ):

Налогоплательщики обязаны
(ст. 23 НК РФ):

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

10) письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в течение одного месяца со дня создания;
  • о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения

Рассмотрим права и обязанности налоговых агентов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Их обязанности установлены в ст. 24 НК РФ:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

К государственным органам, реализующим основные функции в налоговой сфере, отнесены:

  • налоговые органы (Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы);

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

  • таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ и ее территориальные подразделения) – пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Права и обязанности налоговых органов приведены в табл. 1.8.

Права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы имеют право
(ст. 31 НК РФ):

Налоговые органы обязаны
(ст. 32 НК РФ):

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
  • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • в иных случаях, предусмотренных НК РФ
Читайте также:  Дюфалак способы применения дозы

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанности должностных лиц налоговых органов:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство

К государственным органам, наделенным отдельными полномочиями в отношении налогообложения, отнесены:

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

В соответствии со ст. 35 и 37 НК РФ налоговые, таможенные органы, органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

1.2.5. Объекты налогообложения.
Понятие «реализация» для целей налогообложения

В соответствии со ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть:

  • реализация товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход;
  • расход.

Помимо перечисленных к объектам налога могут быть также отнесены иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Так, объектом налогообложения при взимании косвенных налогов – НДС и акцизов –выступает реализация товаров (работ, услуг).

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателей признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях – на безвозмездной основе. Такие случаи могут быть предусмотрены специальной частью НК РФ. Так, например, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией в соответствии со ст. 146 НК РФ, в которой перечислены объекты налога на добавленную стоимость.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;

9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Объектом имущественных налогов, таких как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, выступает имущество.

Для целей налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Например, доход является объектом налога на доходы физических лиц.

Доходы могут быть получены налогоплательщиком в виде дивидендов и процентов. При обложении налогом на доходы от дивидендов объектом выступает доход.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Не признаются дивидендами:

  • выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
  • выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
  • выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не предпринимательской), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Объектом налога на прибыль выступает прибыль организации, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы организации определяются по правилам гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Объекты всех налогов – федеральных, региональных, местных – определяются исключительно федеральным законодательством. Данное обстоятельство позволяет предотвратить налогообложение одного и того же объекта несколькими налогами одновременно, т. е. выступает гарантом недопущения многократного налогообложения.

1.2.6. Принципы определения цены товаров
(работ, услуг) для целей налогообложения

Принципы определения цены товаров (работ, услуг) закреплены ст. 40 НК РФ, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная в договоре сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
  • лица могут быть признаны взаимозависимыми по решению суда.

Если цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени. При перерасчете результаты сделки оцениваются исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги).

При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Однако при этом учитываются обычные при заключении сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В случае реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

При отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) или из-за отсутствия предложения на этом рынке, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. В этом случае рыночная цена реализуемых продавцом товаров (работ, услуг) определяется как разница между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при перепродаже (последующей реализации), и обычными затратами, связанными с перепродажей и продвижением на рынок приобретенных товаров (работ, услуг), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. При этом в составе затрат покупателя не учитываются цена приобретения товара (работы, услуги).

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод. При использовании этого метода рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

1.2.7. Исполнение налоговой обязанности

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).

Налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнить обязанность по уплате налога (сбора). В противном случае налоговые органы направляют налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Налогоплательщик должен исполнить требование в течение 10 календарных дней с даты его получения. В противном случае производится приостановление операций по счетам налогоплательщика, а также бесспорное взыскание недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке или за счет иного имущества. Решение о таком взыскании должно быть принято налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При вынесении решения о принудительном взыскании в более поздний срок такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество;
  • другого имущества.
Читайте также:  Способы решения проблем с банками

Обязанность по уплате налога прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора;

При этом налог считается уплаченным:

  • с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
  • с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  • со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
  • со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
  • со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

2) со смертью физического лица. При этом задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов приведены на рис. 1.1.

Пеня – денежная сумма, подлежащая взысканию в случае уплаты налогов (сборов) в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Рис. 1.1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

Пеня начисляется в процентах за каждый календарный день просрочки уплаты налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Принудительное взыскание недоимок и пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в бесспорном порядке, а с физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) – в судебном порядке.

В случае переплаты налога или сбора излишне уплаченная сумма подлежит возмещению налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В обязанности налоговых органов входит сообщение налогоплательщикам о каждом выявленном факте излишней уплаты налога или сбора в течение 10 дней со дня обнаружения данного обстоятельства. Возмещение излишне уплаченного налога (сбора) производится в форме зачета или возврата.

Зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение 10 дней после получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов.

Возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по другим налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в соответствии с НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня его получения налоговым органом.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение 1 месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат суммы излишне уплаченного или взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного или взысканного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

1.2.8. Изменение срока уплаты налога

Изменение срока уплаты налога (сбора) – перенос установленного срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок.

Формами изменения сроков уплаты налога (сбора) являются отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит.

Право на изменение срока уплаты налога и сбора предоставляют:

  • по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России);
  • по региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;
  • по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, – Федеральная таможенная служба РФ или уполномоченные таможенные органы;
  • по государственной пошлине – органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
  • по единому социальному налогу – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России). Решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты региональных и местных налогов. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Проценты не начисляются в случаях, когда отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором, который должен предусматривать:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);
  • срок действия договора;
  • начисляемые на сумму кредита проценты;
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
  • ответственность сторон.

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате организацией за налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

  1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
  3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

1.2.9. Формы и методы налогового контроля

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

К государственным органам, осуществляющим налоговый контроль в РФ, относятся: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел.

Объектом налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений. Предметом налогового контроля могут выступать в каждом конкретном случае различные аспекты налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность и т. д.

Формами проведения налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.

Одним из наиболее эффективных методов налогового контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка.

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, представленных налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику направляется требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления. Налогоплательщик, который дает пояснения относительно найденных ошибок и противоречий, вправе представлять в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию. Если после рассмотрения пояснений и документов все равно будет установлен факт налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Налоговые органы при камеральной проверке не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, за исключением следующих случаев:

  • налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы;
  • при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение вычетов;
  • при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы помимо деклараций вправе потребовать другие документы, связанные с исчислением и уплатой таких налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам и охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев на основании и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом срок проверки не может превышать 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки с целью:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке по результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Источник

Оцените статью
Разные способы